Дело № 2а-2461/2022
91RS0024-01-2022-002144-13
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 июля 2022 года г.Ялта
Ялтинский городской суд Республики Крым в составе: председательствующего - судьи Алтунина А.В., при секретаре Толстиковой Э.М., с участием истца – ФИО1, ее представителя – ФИО2, представителя ответчика – ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО1 к Администрации города Ялты Республики Крым о признании постановления незаконным, заинтересованные лица: Департамент муниципального контроля Администрации города Ялта Республики Крым, Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации города Ялты Республики Крым (далее – Администрация) с требованием признать незаконными и отменить постановление Администрации от 21.03.2022 года №820-п «О приведении земельного участка в первоначальное состояние путем демонтажа (сноса) нестационарного торгового объекта («свежее мясо, домашние соления»), расположенного по адресу: ». В обоснование своего требования истец указала, что ей принадлежит на праве собственности нежилое здание площадью 15,5 кв.м., расположенное по адресу: , кадастровый №, на основании свидетельства о праве собственности от 28.12.2012 года. Право собственности истца на указанное здание зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости. Несмотря на это, Администрация вынесла постановление о сносе здания, чем лишила истца права собственности на недвижимое имущество в административном порядке. За защитой своих прав истец вынуждена обратиться с настоящим иском в суд.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Департамент муниципального контроля Администрации города Ялта Республики Крым, Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым.
В судебном заседании истец ФИО1 и ее представитель ФИО2 поддержали иск, просили суд удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представитель Администрации ФИО3 возражал против иска, ссылаясь на то, решение о демонтаже принято в отношении другого объекта, который не принадлежит истцу.
Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещались о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://yalta.krm.sudrf.ru/http://yalta.krm.sudrf.ru/), однако явку в суд своих представителей не обеспечили, о причинах неявки суду не сообщили. При таких обстоятельствах суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц в соответствии со статьей 150 КАС РФ.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения иска.
Установлено, что истцу ФИО1 принадлежит на праве собственности нежилое здание площадью 15,5 кв.м., расположенное по адресу: , кадастровый №, на основании свидетельства о праве собственности от 28.12.2012 года.
07.02.2022 года членами рабочей группы администрации города Ялта по выявлению неправомерно размещенных нестационарных объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым произведено обследование земельного участка, расположенного по адресу: . В ходе обследования установлено, что на земельном участке расположен нестационарный торговый объект (металлический каркас, пластиковый фасад) площадью около 9 кв.м. Собственник указанного объекта не установлен. Земельный участок, на котором расположен нестационарный объект, находится в собственности муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым. Правоустанавливающие документы на нестационарный объект отсутствуют. В этот же день членами рабочей группы составлен акт обследования нестационарного объекта №19-10/379.
На основании акта обследования Комиссия по демонтажу (сносу) нестационарных объектов, размещенных на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым вынесла заключение от 08.02.2022 года №207. Комиссия пришла к выводу, что нестационарный торговый объект размещен неправомерно, на муниципальном земельном участке, без согласования с органом местного самоуправления; нестационарный объект подлежат демонтажу (сносу) в соответствии со статьей 60 ЗК РФ, с учетом требований, содержащихся в постановлении Совета министров Республики Крым от 23.05.2017 года №275 «О внесении изменений в постановление Совета министров Республики Крым от 25.11.2014 года №465».
Оспариваемым постановлением Администрации от 21.03.2022 года №820-п собственнику (владельцу) нестационарного объекта предписано демонтировать (снести) нестационарный объект и привести земельный участок в первоначальное положение в течение 5 рабочих дней с момента извещения. Этим же постановлением уполномоченному органу по демонтажу (Департаменту по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Администрации) поручено осуществить принудительный демонтаж (снос) нестационарного объекта по истечении срока, предоставленного его собственнику для добровольного исполнения.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, он вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
В силу ч.2 ст.11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляются органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктами 25, 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа, отнесено, в том числе утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением; осуществление муниципального земельного контроля в границах муниципального, городского округа.
Пунктами 1, 2 статьи 60, статьей 76 ЗК РФ установлено, что нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии участков или самовольном строительстве осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
Статьи 12, 14 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривают и допускают защиту гражданских прав путем самозащиты права, то есть возможность устранения нарушения без обращения в суд.
Из приведенных норм следует, что орган местного самоуправления как субъект права собственности на земли муниципального образования может осуществлять защиту данного права от нарушений, связанных с самовольным размещением некапитальных объектов. Защита нарушенного права возможна в форме самозащиты, путем освобождения земельного участка от самовольно размещенного некапитального объекта. В порядке самозащиты орган местного самоуправления вправе принять муниципальный правовой акт индивидуального (ненормативного) характера с требованием об устранении нарушений земельного законодательства.
В соответствии со статьей 42 Устава муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (принят решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 22.09.2017 N 1, далее – Устав), Администрация города Ялта Республики Крым является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым федеральными законами и законами Республики Крым.
Статьей 48 Устава предусмотрено, Администрация осуществляет предусмотренные законодательством Российской Федерации и Республики Крым, настоящим Уставом и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.
Решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 26.12.2019 года N 6 утверждены Правила благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (далее – Правила благоустройства).
Согласно Правилам благоустройства (в редакции на дату вынесения оспариваемого постановления) строительство, реконструкция, ремонт и эксплуатация объектов, элементов благоустройства (в том числе некапитальных нестационарных сооружений), осуществляются на основании разработанного заинтересованным лицом и согласованного в установленном порядке проекта благоустройства, если иное не установлено законодательством Российской Федерации
Размещение нестационарных торговых объектов осуществляется в соответствии с утвержденной Схемой размещения нестационарных торговых объектов, утвержденным архитектурным типом, на основании Паспорта размещения нестационарного торгового объекта (п. 2.1.1).
Не допускается установка нестационарных торговых объектов, не предусмотренных Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Ялта (п.3.12.12).
Постановлением Совета министров Республики Крым от 25.11.2014 N 465 утвержден Порядок демонтажа (сноса) нестационарных торговых и иных нестационарных объектов на территории муниципальных образований Республики Крым (далее – Порядок).
Пунктом п.1.1 Порядка предусмотрено, что под неправомерно размещенными нестационарными объектами следует понимать, в частности нестационарные объекты, размещенные (установленные) в отсутствие оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на земельный участок, в том числе при прекращении действия ранее оформленных таких документов, а также на землях, не отведенных для этих целей в установленном порядке.
Согласно пунктам 2.1, 2.2, 3.1-3.3, 3.5 Порядка выявление неправомерно размещенных нестационарных объектов осуществляется Уполномоченным органом (орган муниципального образования, наделенный муниципальным правовым актом полномочиями по выявлению неправомерно размещенных нестационарных объектов) при проведении мониторинга соответствия размещенных нестационарных объектов утвержденной схеме размещения нестационарных торговых объектов и схеме размещения нестационарных объектов по оказанию бытовых услуг, реализации полномочий в сфере благоустройства территории муниципального образования, а также на основании информации, поступившей от федеральных органов, исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, в том числе органов и структурных подразделений муниципального образования, физических и юридических лиц.
Факт выявления неправомерно размещенного нестационарного объекта оформляется актом по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку (далее - акт обследования), составленным представителем Уполномоченного органа.
В течение пяти рабочих дней с даты составления акта обследования Уполномоченный орган направляет данный акт и документы, подтверждающие неправомерность размещения нестационарного объекта, в Комиссию.
Комиссия рассматривает поступившие документы в течение двенадцати рабочих дней с момента их поступления и выносит заключение по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку: о наличии предусмотренных действующим законодательством и/или договором оснований для демонтажа (сноса) нестационарного объекта в судебном порядке; о наличии предусмотренных действующим законодательством и/или договором оснований для демонтажа (сноса) нестационарного объекта; об отсутствии предусмотренных действующим законодательством и/или договором оснований для демонтажа (сноса) нестационарного объекта.
В случае вынесения заключения Комиссии с выводом о наличии предусмотренных действующим законодательством и/или договором оснований для демонтажа (сноса) нестационарного объекта Уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней с момента получения заключения осуществляет мероприятия, связанные с разработкой и принятием соответствующим муниципальным образованием постановления о демонтаже (сносе) нестационарного объекта (далее - постановление о демонтаже (сносе)).
Аналогичные нормы содержатся в Положении о демонтаже (сносе) нестационарных торговых и иных нестационарных объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденном Постановлением администрации г. Ялта Республики Крым от 06.04.2020 N 843-п.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец ФИО1 указала, что Администрация приняла решение о сносе принадлежащего ей объекта недвижимости, на который зарегистрировано право собственности в Едином государственном реестре недвижимости, тогда как зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Между тем судом установлено, что нежилое здание с кадастровым номером №, находящееся в собственности истца, и нестационарный объект, в отношении которого Администрацией принято решение о демонтаже, являются разными объектами.
Так, объект недвижимости с кадастровым номером № имеет площадь 15,5 кв.м., фундамент бетонный, материал стен – камень-ракушняк.
Нестационарный торговый объект, выявленный к ходе муниципального контроля, имеет площадь около 9 кв.м., каркас металлический, фасад пластиковый.
Согласно данным, размещенным на общедоступных Интернет-ресурсах «Яндекс карты» (https://yandex.ru/maps/) и «Публичная кадастровая карта» (https://pkk5.rosreestr.ru), на участке местности по адресу: , напротив здания с кадастровым номером № расположен нестационарный торговый объект, схожий по описанию с объектом, выявленным в ходе муниципального контроля. Этот же объект изображен на фотографии, приобщенной к акту обследования нестационарного объекта от 07.02.2022 года №19-10/319.
В судебном заседании допрошен в качестве свидетеля заместитель начальника отдела благоустройства Департамента муниципального контроля Администрации ФИО, составивший акт обследования нестационарного объекта от 07.02.2022 года №19-10/319. Свидетель ФИО пояснил, что акт составлен в отношении нестационарного торгового объекта, фотография которого приобщена к акту. Объект недвижимости с кадастровым номером № не являлся предметом муниципального контроля.
Таким образом, постановление Администрации от 21.03.2022 года №820-п принято не в отношении принадлежащего истцу нежилого здания с кадастровым номером №.
В силу части 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица, могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии с частью 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
По смыслу приведенных норм закона, для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо не только установление противоправности этих решений, действий (бездействия), но обязательно одновременно с этим установление факта нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца. То есть нарушение прав обратившегося в суд лица является обязательным условием для реализации права на судебную защиту.
Согласно части 9 статьи 229 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичным полномочиями, суд, в том числе выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
В ходе судебного разбирательства установлено, что оспариваемое постановление принято не в отношении принадлежащего истцу нежилого здания. Соответственно, постановление не затрагивает прав, свобод и законных интересов истца.
При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания для признания постановления незаконным.
В соответствии со ст.111 КАС РФ суд оставляет судебные расходы по уплате государственной пошлины на стороне истца.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
иск ФИО1 – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.
Судья А.В.Алтунин
В окончательной форме
решение суда принято .