ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2462/20 от 29.07.2020 Ленинскогого районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 июля 2020 года г. Краснодар

Ленинский районный суд г. Краснодара в составе:

председательствующего судьи Устинова О.О.,

при секретаре Свиридовой Д.А.,

с участием административного истца, представителя административного ответчика

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО2 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, об обжаловании решений и действий,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании незаконным отказа в снижении кадастровой стоимости земельных участков образованных путем разделения земельного участка с кадастровым номером 23:43:0423007:246 расположенных в районе <адрес>, г. Краснодара и возложении обязанности пересчитать кадастровую стоимость земельных участков, расположенных в районе <адрес>, г. Краснодара с учетом установленной решением Краснодарского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:43:0423007:246 в размере 136 519 544 рублей, за период с ДД.ММ.ГГГГ и до ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование требований административного иска указывая, что административному истцу на праве общей долевой собственности принадлежал земельный участок с кадастровым номером 23:43:0423007:246 площадью 80 000 кв.м., расположенный в районе <адрес>, г. Краснодара, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для ведения дачного хозяйства, кадастровая стоимость 920 040 рублей.

В сентябре 2016 года при разделе указанного земельного участка на два отдельных участка, ФИО2 стало известно, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:43:0423007:246 увеличена до 278 542 400 рублей.

Результаты государственной кадастровой оценки указанного земельного участка оспорены административным истцом.

ДД.ММ.ГГГГ решением Краснодарского краевого суда кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:43:0423007:246 установлена в размере 136 519 544 рублей, на период с ДД.ММ.ГГГГ и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной кадастровой оценки.

После прекращения общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0423007:246 образованы два новых земельных участка (путем разделения существующего земельного участка) которые поставлены на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ.

Отмеченное судебное решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, однако кадастровая стоимость вновь образованных земельных участков административным ответчиком определена без учета кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:43:0423007:246.

Ненадлежащее исполнение административным ответчиком решения Краснодарского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ привело к повышению кадастровой стоимости образованных земельных участков и увеличению размера земельного налога.

Административный истец обратилась в адрес Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю с просьбой пересчитать кадастровую стоимость земельных участков образованных путем раздела существующего земельного участка расположенных в районе <адрес>, г. Краснодара на основании решения Краснодарского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ однако получила отказ,

ФИО2 считает указанные действия административного ответчика незаконными, в связи с чем обратилась в суд с данным административным иском.

В судебном заседании административный истец доводы и требования изложенные в административном иске поддержала, просила удовлетворить.

Представитель административного ответчика по доверенности ФИО4 требования административного иска не признала, просила отказать.

Выслушав мнения сторон, исследовав материалы дела, суд считает необходимым отказать в удовлетворении заявленных административных исковых требованиях по следующим основаниям.

В соответствии с положениями части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно п. 1 ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Правоотношения, возникающие в связи с осуществлением государственной кадастровой оценки в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки, а также для иных целей являются предметом регулирования Земельного кодекса РФ, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной кадастровой оценке».

В силу ст.66 Земельного кодекса РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В судебном заседании установлено, что административному истцу на праве общей долевой собственности принадлежал земельный участок с кадастровым номером 23:43:0423007:246 площадью 80 000 кв.м., расположенный в районе <адрес>, г. Краснодара, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для ведения дачного хозяйства, кадастровая стоимость 920 040 рублей.

Кадастровая стоимость указанного земельного участка определена при проведении очередных работ по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края в 2015 году.

Данные работы выполнены в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении государственной кадастровой оценки земель на территории Краснодарского края в 2015 году».

Заказчиком работ по государственной кадастровой оценке являлась администрация Краснодарского края в лице департамента имущественных отношений Краснодарского края, исполнителем ООО «Земельные ресурсы».

По итогам проведения работ исполнителем подготовлен отчет об определении кадастровой стоимости от ДД.ММ.ГГГГ №ГК/04.2015, который включен в фонд данных государственной кадастровой оценки.

Результаты государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения утверждены приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края».

Согласно утвержденным результатам кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:43:0423007:246 составила 278 542 400 рублей (удельный показатель кадастровой стоимости - 3 481,78 рублей/кв.м.) и ДД.ММ.ГГГГ внесена в Единый государственный реестр недвижимости.

Результаты государственной кадастровой оценки указанного земельного участка оспорены административным истцом.

ДД.ММ.ГГГГ решением Краснодарского краевого суда кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:43:0423007:246 установлена в размере 136 519 544 рублей, на период с ДД.ММ.ГГГГ и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной кадастровой оценки.

Учитывая изложенное, в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости обозначенного земельного участка в размере 136 519 544 рублей, с указанием даты начала ее применения – ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 23:43:0423007:246 образованы и поставлены на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ земельные участки с аналогичными характеристиками.

При постановке на государственный кадастровый учет кадастровая стоимость образованных земельных участков определена в соответствии ст.24.19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и п.ДД.ММ.ГГГГ Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ, с применением удельного показателя кадастровой стоимости земель преобразуемого земельного участка, равного 3481,78 рублей/кв.м. и утвержденного приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края».

В соответствии с п.ДД.ММ.ГГГГ Методических указаний , в случае образования новых земельных участков путем разделения существующего земельного участка (преобразуемый земельный участок) кадастровая стоимость образуемых земельных участков определяется путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка.

В рассматриваемом случае указанные требования законодательства административным ответчиком по мнению суда соблюдены. Кадастровая стоимость образованных земельных участков в установленном порядке внесена в Единый государственный реестр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ. При этом земельному участку с кадастровым номером 23:43:0423007:246 присвоен статус – «архивный».

Таким образом, применение сведений о кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка определенной в решении Краснодарского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ для определения кадастровой стоимости образованных земельных участков по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ то есть дату их постановки на государственный кадастровый учет, в разбираемом случае не имело под собой законных оснований.

В соответствии с приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении государственной кадастровой оценки на территории Краснодарского края в 2019 и 2020 годах» на территории Краснодарского края в 2019 году проведена очередная государственная кадастровая оценка земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения. Перечень объектов оценки сформирован по состоянию объектов недвижимости на ДД.ММ.ГГГГ. Результаты данных работ утверждены приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края». С учетом изложенного, стоимость образованных земельных участков внесена в Единый государственный реестр недвижимости в установленном порядке и в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».

Изложенные обстоятельства, по мнению суда не могут свидетельствовать о неправомерном характере принятого административным ответчиком решения об отказе в снижении кадастровой стоимости земельных участков образованных путем разделения земельного участка с кадастровым номером 23:43:0423007:246 расположенных в районе <адрес>, г. Краснодара.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений, в том, числе, об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Оценив собранные по делу доказательства и проанализировав доводы административного иска с учетом вышеприведенных требований законодательства о государственной кадастровой оценке, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований административного истца.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО2 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, об обжаловании решений и действий – оставить без удовлетворения.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г. Краснодара в течение месяца.

Решение суда в окончательной форме изготовлено: ДД.ММ.ГГГГ года

Председательствующий: