ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2463/18 от 22.01.2019 Заводской районного суда г. Орла (Орловская область)

Дело №-2а-71/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 января 2019 г. г. Орел

Заводской районный суд г. Орла в составе:

председательствующего судьи Щербакова А. В.,

при секретаре Жирковой Т.Ю.,

с участием представителей: административного истца – ФИО1 /доверенность от (дата обезличена)/, административного ответчика – ФИО2 /доверенность (номер обезличен) от (дата обезличена)/, заинтересованных лиц: ИФНС России по г. Орлу – ФИО3 /доверенность (номер обезличен) от (дата обезличена)/; МР ИФНС России (номер обезличен) по Орловской области – Рева О.С. /доверенность (номер обезличен) от (дата обезличена)/,

рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО4 к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области об оспаривании решения об отказе в возврате излишне уплаченных страховых взносов и обязании принять решения о возврате излишне уплаченных страховых взносов,

установил:

административный истец ФИО4 обратилась в суд с административным иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области (далее – ГУ-ОПФ РФ по Орловской области), заявив требования об оспаривании решения об отказе в возврате излишне уплаченных страховых взносов и обязании принять решения о возврате излишне уплаченных страховых взносов. В обоснование заявленных требований административный истец указала, что в период с (дата обезличена) по (дата обезличена) она была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, находилась на упрощенной системе налогообложения с объектом налогообложения доходов, уменьшенных на величину расходов, а также являлась плательщиком страховых взносов.

(дата обезличена) административным истцом были уплачены страховые взносы в виде 1% с суммы дохода, превышающего 300000 рублей за 2014 г. в размере 121299 рублей 36 копеек.

Между тем, согласно налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2014 г., представленной в инспекцию Федеральной налоговой службы России по г. Орлу (далее - ИФНС России по г. Орлу) (дата обезличена) сумма дохода составила – 33940095 рублей, а сумма произведенных расходов за налоговый период составила 31671996 рублей. Соответственно, налоговая база для исчисления налога (чистый доход) составила 2268099 рублей, а сумма страховых взносов в размере 1% - 19680 рублей 99 копеек. Следовательно, административным истцом были излишне уплачены страховые взносы в сумме 101618 рублей 37 копеек.

(дата обезличена) административным истцом были уплачены страховые взносы за 2015 г. в размере 130275 рублей 60 копеек без уменьшения величины доходов на сумму расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов, что привело к исчислению страховых взносов и излишней уплате в сумме 105632 рубля 04 копейки.

Согласно налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2015 г., представленной в ИФНС России по г. Орлу сумма дохода составила – 41398679 рублей, а сумма произведенных расходов за налоговый период составляет 38634323 рубля. Налоговая база для исчисления налога (чистый доход) составляет 2764356 рублей, сумма страховых взносов в размере 1% - 24643 рубля 56 копеек.

(дата обезличена) административный истец обратилась в Государственное учреждение – Управление пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) (далее – ГУ – УПФ РФ) с заявлениями о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за 2014 г. в сумме 101618 рублей 37 копеек и за 2015 г. в сумме 105632 рубля 04 копейки.

(дата обезличена) административным ответчиком в адрес административного истца было направлено уведомление от (дата обезличена) о принятых решениях об отказе в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) денежных средств по расчетным периодам, истекшим до (дата обезличена) в общем размере 207250 рублей 41 копейка.

В связи с тем, что данное уведомление не было получено административным истцом, (дата обезличена) она обратилась в адрес ГУ - УПФ РФ с заявлением о выдаче копий решений от (дата обезличена)

(дата обезличена) копии запрашиваемых решений были вручены административному истцу.

Административный истец, основываясь на правовой позиции постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 г. №-27-П, где указано, что размер дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, а также учитывая, что она исчисляла и уплачивала страховые взносы в завышенном размере, просила: признать незаконными действия административного ответчика, выразившиеся в отказе в возврате излишне уплаченных страховых взносов за 2014, 2015 г.г., а также восстановить ее нарушенные права, обязав административного ответчика вынести решение о возврате излишне уплаченных страховых взносов за 2014, 2015 г.г. в сумме 207250 рублей 41 копейку на следующий день после принятия решения.

В последующем, сторона административного истца уточнила заявленные требования просив суд признать недействительными решения административного ответчика об отказе в возврате излишне уплаченных страховых взносов от (дата обезличена)(номер обезличен), (номер обезличен), а в качестве восстановления нарушенного права – обязать административного ответчика вынести решение о возврате излишне уплаченных страховых взносов за 2014, 2015 г.г. в сумме 207250 рублей 41 копейку на следующий день после принятия решения и направить его в инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Орлу (далее – ИФНС России по г. Орлу).

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц, в порядке части 2 статьи 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации была привлечена межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №-9 по Орловской области (далее - МР ИФНС России №-9 по Орловской области).

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО1 требования административного иска поддержала с учетом сделанных уточнений, заявив, также, ходатайство о пропуске срока для обращения в суд по тем основаниям, что несвоевременно получила оспариваемые решения административного ответчика.

Представитель административного ответчика по доверенности, ФИО2, заявленные административным истцом требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, так как полагает, что позиция Конституционного Суда Российской Федерации должна применяться к правоотношениям, возникшим после опубликования его постановления. Кроме того, указывает, что стороной истца пропущены сроки давности: обращения за возвратом излишне уплаченных страховых взносов за 2014 г. и обращения с административным иском в суд.

Представители заинтересованных лиц, ИФНС России по г. Орлу ФИО3 и МР ИФНС России №-9 по Орловской области Рева О.С. в суде при разрешении административного спора полгались на усмотрение суда.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства, представленные сторонами по делу, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 г. №-212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - ФЗ №-212-ФЗ) (действовавшего в период возникновения спорных правоотношений) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, являются плательщиками страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Как установлено частью 1 статьи 14 ФЗ №-212-ФЗ, плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 данного Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.

1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз;

2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

1.2. Фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного пунктом 3 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

В соответствии с Федеральным законом от 02.12.2013 г. №-336-Ф3 «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с (дата обезличена) составлял 5554 рублей, а с (дата обезличена) – 5965 рублей (Федеральный закон от 01.12.2014 г. №-408-ФЗ).

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 г. №-27-П сформирован правовой подход к уплате страховых взносов, согласно которому взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом Российской Федерации правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.

Вышеприведенное Постановление Конституционного Суда Российской Федерации было официально опубликовано на интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru и вступило в силу 02.12.2016 г.

Согласно части 1 статьи 26 ФЗ №-212-ФЗ, сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов по страховым взносам, погашения задолженности по пеням и штрафам за правонарушения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Зачет или возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов производится органом контроля за уплатой страховых взносов по месту учета плательщика страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей (часть 2 статьи 26 ФЗ №-212-ФЗ).

В настоящее время, в связи с утратой силы ФЗ №-212-ФЗ и в соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона от 03.07.2016 г. №-250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее – ФЗ №-250-ФЗ), решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.

В силу положений части 4 статьи 21 приведенного выше Федерального закона от 03.07.2016 №-250-ФЗ, на следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган.

При разрешении административного искового заявления судом было установлено, что административный истец ФИО4 в период с (дата обезличена) по (дата обезличена) была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя и использовала упрощенную систему налогообложения, с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. Также, административный истец, в силу своего статуса, являлась плательщиком страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Из материалов дела следует, что (дата обезличена) административным истцом были уплачены страховые взносы в виде 1% с суммы дохода, превышающего 300000 рублей за 2014 г. в размере 121299 рублей 36 копеек, без учета произведенных в 2014 г. расходов.

Кроме того, (дата обезличена) административный истец ФИО4 уплатила страховые взносы в виде 1% с суммы дохода, превышающего 300000 рублей за 2015 г. в размере 130275 рублей 60 копеек без учета произведенных в 2015 г. расходов.

Согласно налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2014 г., представленной административным истцом в ИФНС России по г. Орлу (дата обезличена) сумма дохода административного истца составила 33940095 рублей, а сумма произведенных расходов за налоговый период составила 31671996 рублей, из чего следует, что налоговая база для исчисления налога составила 2268099 рублей. (33940095 рублей – 31671996 рублей). Соответственно, сумма страховых взносов, с учетом произведенных расходов составит 19680 рублей 99 копеек ((2268099 рублей - 300000 рублей) х 1%). Следовательно, истцом были излишне уплачены страховые взносы за 2014 г. в сумме 101618 рублей 37 копеек (121299 рублей 36 копеек – 19680 рублей 99 копеек).

В налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2015 г., представленной ФИО4 в ИФНС России по г. Орлу (дата обезличена) сумма дохода административного истца указана в размере 41398679 рублей, а сумма расходов за тот же налоговый период составила 38634323 рубля. Налоговая база для исчисления налога (чистый доход) составила 2764356 рублей (41398679 рублей – 38634323 рубля). Как следствие, страховые взносы подлежали уплате в размере 24643 рубля 56 копеек ((2764356 рублей - 300000 рублей) х 1%). Следовательно, истцом были излишне уплачены страховые взносы за 2015 г. в сумме 105632 рубля 04 копейки (130275 рублей 60 копеек – 24643 рубля 56 копеек).

Представитель административного ответчика в судебном заседании пояснила, что расчет излишне уплаченных страховых взносов административным истцом произведен верно, его арифметическая правильность административным ответчиком не оспаривается.

(дата обезличена) административный истец обратилась в ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) с заявлениями о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов за 2014 г. и 2015 г. В своем заявлении административный истец просила произвести перерасчет страховых взносов за 2014 и 2015 годы и в установленные сроки направить соответствующие решения о возврате излишне уплаченных страховых взносов в адрес ИФНС России по г. Орлу.

(дата обезличена) административным ответчиком были приняты решения об отказе в возврате излишне уплаченных страховых взносов: (номер обезличен) за 2014 г. в сумме 101618 рублей 37 копеек, а также (номер обезличен) за 2015 г. в сумме 105632 рубля 04 копейки.

Оценив приведенные сторонами по административному спору доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, а также принимая во внимание правовую позицию, сформированную Постановлением Конституционного Суда РФ от 30.11.2016 г. №-27-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Кировского областного суда», суд приходит к выводу об обоснованности заявленных административным истцом требований и необходимости их удовлетворения, признав незаконным решения административного ответчика об отказе в возврате излишне уплаченных административным истцом страховых взносов.

Согласно части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, либо об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

По смыслу названной статьи основанием для признания решения лица, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, является несоответствие его решения нормативному правовому акту и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

В данном случае, оспариваемые административным истцом решение (номер обезличен) об отказе в возврате излишне уплаченных страховых взносов за 2014 г. и решение (номер обезличен) об отказе в возврате излишне уплаченных страховых взносов за 2015 г. противоречат положениям пункта 1 части 8 статьи 14 ФЗ №-212-ФЗ и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации при разрешении вопроса о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежавшем уплате административным истцом, который подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода. Оспариваемые решения административного ответчика безусловно нарушают имущественные права административного истца, уплатившей страховые взносы в излишнем размере и имеющей права на их возврат в части переплаты.

В связи с этим, а также руководствуясь нормами части 2 статьи 227 КАС РФ и части 4 статьи 21 ФЗ №-250-ФЗ, суд считает необходимым признать незаконными решения административного ответчика об отказе в возврате административному истцу излишне уплаченных страховых взносов за 2014 г. (номер обезличен), а также за 2015 г. (номер обезличен) вынесенные (дата обезличена), а также обязать административного ответчика принять решения о возврате административному истцу излишне уплаченных страховых взносов за 2014 г. в сумме 101618 рублей 37 копеек, а также за 2015 г. в сумме 105632 рубля 04 копейки, а также обязать административного ответчика не позднее следующего дня после принятия направить в ИФНС по г. Орлу.

Учитывая довод стороны административного ответчика о пропуске административным истцом срока для обращения в суд за защитой нарушенного права суд считает необходимым восстановить указанный срок, по следующим основаниям.

Частью 1 статьи 219 КАС РФ закреплено, что если КАС не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с частью 7 статьи 219 КАС РФ, пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Из материалов дела следует, что направляя в ГУ - УПФ РФ заявления о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов за 2014 и 2015 г.г. административный истец в тексте заявлений и в сопроводительных письмах к данным заявлениям указывала адрес регистрации своего места жительства: (адрес обезличен).

Уведомление о принятом решении об отказе в возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов (номер обезличен) от (дата обезличена) было направлено ГУ- УПФ административному истцу по адресу: (адрес обезличен). Данное уведомление, как следует из отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором (номер обезличен), было принято в отделении связи (дата обезличена), а (дата обезличена) возвращено отправителю в связи с невручением отправления адресату.

В связи с неполучением решений по своим заявлениям административный истец 14.08.2018 г. обратилась в ГУ – УПФ с заявлением о выдаче копий решений от (дата обезличена), которые она в тот же день получила.

Судом установлено, что в данных Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (далее – ЕГРИП), качестве места нахождения административного истца, как индивидуального предпринимателя, указан адрес: (адрес обезличен).

Вместе с тем, административный истец зарегистрирована и проживает с (дата обезличена) по адресу: (адрес обезличен), что подтверждается копией ее паспорта.

Абзацем 5 части 4 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 г. №-129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлено, что в случае изменения паспортных данных и сведений о месте жительства учредителей (участников) юридического лица - физических лиц, лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, и индивидуального предпринимателя регистрирующий орган обеспечивает внесение указанных сведений в соответствующий государственный реестр на основании имеющихся у такого органа сведений о паспортных данных и местах жительства физических лиц, полученных от органов, осуществляющих выдачу или замену документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, либо регистрацию физических лиц по месту жительства в установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах порядке, не позднее пяти рабочих дней со дня их получения.

Таким образом, на основании вышеприведенной нормы при изменении регистрации места жительства административного истца (дата обезличена) Управление Федеральной Миграционной службы по Орловской области (далее – УФМС по Орловской области), а в настоящее время Управление по вопросам миграции Управления Министерства внутренних дел России по Орловской области (далее – УВМ УМВД России по Орловской области) в срок до (дата обезличена) обязано было направить в регистрирующий орган, то есть в МР ИФНС России №-9 по Орловской области, в то время осуществлявший ведение ЕГРИП, сведения об изменении места жительства ФИО4

В свою очередь, МР ИФНС России №-9 по Орловской области, в течение 5 рабочих дней с момента внесения в соответствующий государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, о создании крестьянских (фермерских) хозяйств, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении крестьянских (фермерских) хозяйств, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также иных сведений о юридических лицах, крестьянских (фермерских) хозяйствах и физических лицах, осуществляющих деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, была обязана бесплатно предоставить указанные сведения в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации, региональные отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, территориальные органы Федеральной службы государственной статистики (пункт 9 Правил представления в регистрирующий орган иными государственными органами сведений в электронной форме, необходимых для осуществления государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также для ведения единых государственных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 г. №-1092).

Из ответа УВМ УМВД России по Орловской области (номер обезличен) от (дата обезличена) на запрос суда следует, что информация в отношении лиц, зарегистрированных по месту жительства в г. Орле и Орловском районе Орловской области в течение 10 дней направлялась в ИФНС России по г. Орлу и МР ИФНС России №-8 по Орловской области. Документы, подтверждающие направление такой информации в отношении административного истца УВМ УМВД России по Орловской области не представило, в связи с истечением срока их хранения.

Таким образом, учитывая, что ФИО4 копий оспариваемых решений административного ответчика от (дата обезличена) были получены (дата обезличена), а несвоевременное получение ею копий решений было обусловлено направлением данных решений не по месту ее жительства, а также принимая во внимание, что при изменении места жительства административного истца государственными органами не были выполнены требования Федерального закона от 08.08.2001 г. №-129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» о внесении соответствующих изменений в государственный реестр, притом, что обязанность по внесению таких изменений непосредственно у административного истца отсутствует, суд считает необходимым восстановить административному истцу срок для обращения в суд.

Суд находит неосновательными возражения административного ответчика о пропуске административным истцом срока для обращения за возвратом излишне уплаченных сумм страховых выплат за 2014 г.

С 01.01.2017 г. вопросы исчисления и уплаты страховых взносов регулируются нормами главы 34 части 2 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), а вопросы возврата излишне уплаченных сумм страховых взносов – главой 12 части 1 НК РФ.

В силу нормы пункта 3 статьи 79 НК РФ, заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение трех лет со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога.

В данном случае, суд считает, что уплачивая страховые взносы за 2014 г. в сумме 121299 рублей 36 копеек и за 2015 г. в сумме 130275 рублей 60 копеек, то есть без учета фактически понесенных в данные налоговые периоды расходов, административный истец не знала, что уплачивает их в излишнем размере. Об этом, по мнению суда, административному истцу стало известно после опубликования 02.12.2016 г. позиции Конституционного суда РФ, выраженной в Постановлении от 30.11.2016 г. №-27-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Кировского областного суда». Следовательно, на день подачи административным истцом заявления о возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов (дата обезличена) установленный пунктом 3 статьи 79 НК РФ срок давности не истек.

Совокупность изложенных обстоятельств позволяет суду прийти к выводу о необходимости удовлетворения административного иска ФИО4

Учитывая удовлетворение заявленных административным истцом требований, суд, в порядке статьи 111 КАС РФ взыскивает с административного ответчика в его пользу расходы по оплате государственной пошлины, понесенные административным истцом при подаче административного иска.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административный иск ФИО4 к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области об оспаривании решения об отказе в возврате излишне уплаченных страховых взносов и обязании принять решения о возврате излишне уплаченных страховых взносов - удовлетворить.

Признать незаконными решения Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области об отказе ФИО4 в возврате излишне уплаченных страховых взносов: за 2014 г. №-(номер обезличен) от 27.06.2018 г.; а также за 2015 г. №-(номер обезличен) от (дата обезличена).

Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области принять решения о возврате излишне уплаченных страховых взносов ФИО4: за 2014 г. в сумме 101618 рублей 37 копеек, а также за 2015 г. в сумме 105632 рубля 04 копейки, которые не позднее следующего дня после принятия направить в инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Орлу.

Взыскать с Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области в пользу ФИО4 300 рублей расходов по оплате государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд г. Орла в течение месяца со дня составления его судом в окончательной форме.

Судья: