ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2465/18 от 05.07.2018 Выборгского городского суда (Ленинградская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 04 июля 2018 г.

Решение в окончательной форме изготовлено 05 июля 2018 г.

г.Выборг 04 июля 2018 года

Дело N 2а-2465/2018

Выборгский городской суд Ленинградской области в составе: председательствующего судьи Гомзякова А.Г., при секретаре Кокоревой Р.А, с участием административного истца ФИО1, представителя административного ответчика ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Выборгской таможни Северо-Западного таможенного управления Федеральной таможенной службы Российской Федерации о признании требования незаконным,

установил:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Выборгской таможни Северо-Западного таможенного управления Федеральной таможенной службы Российской Федерации (далее – Выборгская таможня СЗТУ ФТС России) о признании требования незаконным.

В обоснование заявленного требования истец указал, что 01 декабря 2017 года для личных целей, посредствам Интернета, на основании договора купли-продажи подержанной лодки от 01.12.2017, он приобрел в г.Лене Германия, а 21 декабря 2017 года ввез на территорию Российской Федерации через таможенный пост МАПП Торфяновка Выборгской таможни поддержанную лодку производства Германия, Дата года выпуска, без двигателя и парусов стоимостью 1600 евро, о чем им в таможенный орган была подана пассажирская таможенная декларация. При таможенном оформлении лодки был предъявлен оригинал указанного договора купли-продажи лодки и оплатил определенный таможенным органом размер таможенной пошлины в сумме 39511,59 руб. исходя из стоимости товара, а также таможенный сбор в размере 250,00 руб., о чем на руки ему был выдан таможенный приходный ордер (далее - ТПО) .

Однако в дальнейшем, в результате осуществления таможенного контроля в отношении, продекларированной подержанной парусной лодки, Выбогской таможней в связи с выявленным фактом заявления недостоверных сведений о стоимости товара, была установлена стоимость указанной лодки в сумме 5600,00 евро, что эквивалентно 387371,60 руб. (согласно курсу евро, действовавшему на день составления пассажирской таможенной декларации), принято решение об аннулировании ТПО , оформлении нового и об изменении таможенной стоимости товара. Сумма неуплаченных таможенных платежей с учетом пеней, подлежащих уплате, составила 101501,97 руб. Письмом от 11.04.2018 административному истцу было направлено требование об уплате таможенных платежей N124 от 09.04.2018.

Считает требование Выборгской таможни незаконным, так как представленные в Выборгскую таможню документы являются достаточными, содержащими сведения о стоимости товара для личного пользования, а также не вызывающие обоснованных причин полагать, что представленные документы и (или) сведения не являются достоверными. Таким образом, в связи с принятием незаконного решения таможенным органом, на заявителя возложена обязанность по излишней уплате таможенной пошлины, размер которой составила 101501,97 руб.

На основании изложенного, ФИО1 просил суд признать требование Выборгской таможни СЗТУ ФТС России от 09.04.2018 N124 незаконным.

В судебном заседании административный истец ФИО1 поддержал заявленное требование, по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, просил его удовлетворить.

Представитель административного ответчика Выборгской таможни СЗТУ ФТС России, действующая на основании доверенности ФИО2 в судебном заседании заявленное требование не признала, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях на административный иск ФИО1, указала, что требование Выборгской таможни вынесено законно и обосновано.

Изучив материалы дела, заслушав участников процесса, исследовав и оценив собранные по делу доказательства согласно ст.ст.59,60,61 КАС РФ в их совокупности, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин вправе оспорить в суде решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего, если нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действий (бездействия) незаконными, только при наличии одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого решения (действия) закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением (действием) прав либо свобод заявителя.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Согласно части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 20 декабря 2017 года на таможенный пост МАПП Торфяновка Выборгской таможни ФИО1 подана пассажирская таможенная декларация с целью декларирования ввоза на территорию Российской Федерации для личных целей парусной лодки марка/модель », производство Германия, б/у, Дата года выпуска, заводской номер 3018, размер м, мачта демонтирована, без мотора.

В декларации декларантом заявлена таможенная стоимость в сумме 1600 евро и исходя из указанной стоимости товара произведена оплата таможенной пошлины по ТПО в размере 39761,90 руб.

В подтверждение стоимости указанного товара ФИО1 в таможенный орган была представлена купчая (Kaufvertrag fur Gebrauchtboot, договор о покупке подержанной лодки), представляющая из себя заполненный от руки бланк договора, загруженный с Интернет-сайта www.boat24.com.

Перемещаемый ФИО1 товар был выпушен 21.12.2017.

В соответствии со статьей 6 Таможенного кодекса Таможенного союза, действовавшему на момент принятия оспариваемого административным истцом решения, таможенные органы обеспечивают контроль правильности исчисления и уплаты таможенных платежей путем применения такой формы таможенного контроля как проверка документов и сведений, которая проводится с целью установления достоверности сведений (пункт 1 статьи 111 Таможенного кодекса Таможенного союза).

Согласно пункту 2 статьи 111 Таможенного кодекса Таможенного союза проверка достоверности сведений, представленных таможенным органам при совершении таможенных операций, осуществляется путем их сопоставления с информацией, полученной из других источников, анализа сведений таможенной статистики, обработки сведений с использованием информационных технологий, а также другими способами, не запрещенными таможенным законодательством таможенного союза.

На основании статьи 8 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 года "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" при таможенном декларировании перемещаемых товаров для личного пользования в письменной форме декларант обязан представить таможенному органу документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, в том числе подтверждающие уплату таможенных платежей либо обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.

Устанавливая общее правило определения таможенной стоимости товаров для личного использования (таможенная стоимость товаров для личного использования определяется на основании заявленной физическим лицом стоимости таких товаров, подтвержденной оригиналами документов, содержащих сведения о стоимости товаров для личного использования), статья 361 Таможенного кодекса Таможенного союза содержит исключение из этого правила, которое состоит в следующем: при наличии обоснованных причин полагать, что представленные лицом документы и (или) сведения не являются достоверными, должностное лицо таможенного органа определяет таможенную стоимость товаров на основании имеющейся в распоряжении таможенного органа ценовой информации на аналогичные товары, в том числе на основании данных, указываемых в каталогах иностранных фирм, осуществляющих розничную продажу аналогичных товаров.

Таким образом, таможенному органу при проверке правильности определения декларантом таможенной стоимости ввозимого им для личного пользования товара не требуется опровергать заявленную декларантом стоимость, достаточно только иметь причины полагать, что предоставленные декларантом сведения о стоимости не являются достоверными.

Как установлено судом, на основании статьи 310 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) и в соответствии с Приказом ФТС России от 25.08.2009 N 1560 "Об утверждении порядка проведения документов и сведений после выпуска товаров и или транспортных средств" (далее - Порядок) Выборгской таможней была проведена проверка документов и сведений в отношении товара (парусной лодки марка/модель «производство Германия, б/у, Дата года выпуска, заводской номер 3018, без мотора), заявленного по пассажирской таможенной декларации.

В соответствии с заключением таможенного эксперта от 27 декабря 2017 года N 12402080/0044721 рыночная стоимость исследованной парусной яхты марка/модель , с учетом комплектации , на рынке приобретения (на рынке Германии),по состоянию на 20.12.2017 составляет 5103,00 (пять тысяч сто три) евро или 352992,37 (триста пятьдесят две тысячи девятьсот девяносто два рубля 37 копеек).

С учетом данного заключения эксперта, а также в связи с тем, что стоимость аналогов N2 и N3 была определена экспертом расчетным путем с применением абсолютной поправки на стоимость двигателя, в качестве таможенной стоимости оцениваемого товара была принята стоимость аналога N1 (коммерческое предложение о продаже парусной яхты Дата г. без двигателя) - 5600,00 евро (387371,60 руб. по курсу на 21.12.2017).

В соответствии с п. 25 Порядка по результатам проведенного контроля составлен Акт N 10206000/203/020418/А-0005.

В ходе проверки таможенным органом было установлено, что заявленные сведения о стоимости товара имеют признаки недостоверности. Документ, представленный для подтверждения заявленной стоимости товара, является недостоверным в соответствии с законодательством ФРГ. Ценовая информация, приложенная должностным лицом таможенного поста МАПП Торфяновка к комплекту документов ТПО, является фальсификацией либо не может быть сопоставлена со сведениями об оцениваемом товаре по причине несоответствия технического состояния (ввезенный товар не требует ремонта повреждений полученных во время шторма). На основании вышеизложенного решение должностного лица таможенного поста МАПП Торфяновка о принятии заявленной стоимости товара как таможенной стоимости товара является неправомерным.

Данное решение не противоречит требованиям действующего законодательства, поскольку Выборгской таможней были обнаружены признаки, свидетельствующие о предоставлении недостоверных сведений, касающихся таможенной стоимости ввозимого товара, данный орган был вправе, руководствуясь частью 2 статьи 361 Таможенного кодекса Таможенного союза, самостоятельно определить таможенную стоимость транспортного средства.

Таможенным органом в целях принятия мер по довзысканию таможенных платежей был составлен Акт об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей от 09.04.2018 N10206000/090418/0000118 в строгом соответствии со сроками (5 рабочих дней) и по форме, установленной Приказом ФТС России от 30.12.2010 N2708 "Об утверждении формы акта таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей и порядка его составления".

На основании данного Акта в соответствии с п. 5 ст. 152 Закона N 311-ФЗ, а именно в течение 10 рабочих дней в адрес ФИО1 было направлено оспариваемое требование об уплате таможенных платежей от 09.04.2018 N 124. Данное требование было направлено по адресу: Санкт-Петербург Парголово, Юкковское шоссе, дом 7А на основании сведений о месте жительства ФИО1, полученное последним 11 апреля 2018 года.

При таких обстоятельствах, решение должностных лиц Выборгской таможни о корректировке таможенной стоимости товара и дополнительном начислении ФИО1 таможенной пошлины в сумме 101501,97 руб. (в т.ч. таможенные платежи – 98779,76 руб., пени – 2722,21 руб. за период с 22.12.2017 по 09.04.2017) не противоречит требованиям действующего законодательства, таможенным органом были обнаружены признаки, свидетельствующие о предоставлении недостоверных сведений, касающихся таможенной стоимости ввозимого товара, в связи с чем, данный орган был вправе, руководствуясь частью 2 статьи 361 Таможенного кодекса Таможенного Союза, самостоятельно определить таможенную стоимость парусной лодки.

Размер таможенной пошлины определен таможенным органом в соответствии с положениями части 3 статьи 360 Таможенного кодекса Таможенного союза, частью 2 статьи 12 Соглашения "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском".

В рассматриваемой ситуации у должностного лица таможенного органа имелись достаточные основания полагать, что заявленная декларантом таможенная стоимость товара не является достоверной, поскольку декларируемая стоимость была значительно ниже средней рыночной стоимости аналогичного товара.

С учетом вышеизложенного, суд признает, что таможенный орган действовал в пределах компетенции, с соблюдением требований таможенного законодательства, при этом нарушения прав административного истца не допущено.

Ссылаясь на незаконность принятого решения, административный истец указывает на то, что у таможенного органа не имелось оснований, позволяющих проводить корректировку таможенной стоимости и применять резервный метод определения таможенной стоимости товара, поскольку имелись документы, подтверждающие стоимость лодки и отсутствовали сомнения в достоверности представленных документов.

Между тем законодательство не содержит критериев определения достоверности таможенной стоимости, при этом, наделяет таможенный орган правом корректировать таможенную стоимость на основании анализа ценовой политики в отношении товара, аналогичному ввозимому на таможенную территорию.

В соответствии со ст.84 КАС РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Согласно ст.176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Выборгской таможни СЗТУ ФТС России о признании незаконным требования об уплате таможенных платежей N124 от 09.04.2018 отказать.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение одного месяца через Выборгский городской суд.

Судья А.Г.Гомзяков