Дело № 2а-2467/2019
64RS0044-01-2019-002836-26
Решение
Именем Российской Федерации
12 августа 2019 года город Саратов
Заводской районный суд города Саратова в составе:
председательствующего судьи Дарьиной Т.В.
при секретаре Кудряшове М.Е.,
с участием представителя административного ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области об оспаривании решения,
установил:
ФИО2 обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя требования тем, что 16 января 2019 года на основании постановлений администрации города Пензы от 10 сентября 2018 года № 1676/5, от 11 декабря 2018 года № 2298/5 на официальном сайте РФ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.torgi.gov.ru управлением муниципального имущества администрации города Пензы было размещено извещение о проведении открытого аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков по лотам № 1-7.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в аукционе от 14 февраля 2019 года по лоту № 3 было подано пять заявок, в том числе от истца.
В соответствии с протоколом о результатах аукциона от 19 февраля 2019 года истец был признан победителем торгов по лоту № 3. Предложение о заключении договора аренды земельного участка и три подписанных экземпляра проекта договора были направлены организатором торгов в его адрес 28 февраля 2019 года и получены 06 марта 2019 года.
25 марта 2019 года истец подписал три экземпляра проекта договора и направил их в адрес уполномоченного органа.
08 апреля 2019 года организатор торгов обратился в Управление Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области (далее - УФАС по Пензенской области) с требованием о включении административного истца в реестр недобросовестных участников аукциона в связи с уклонением от заключения договора. В ходе рассмотрения дела УФАС получены доказательства предоставления уполномоченному органу трех подписанных сторонами экземпляров проекта договора.
26 апреля 2019 года УФАС приняло решение РНУ №3-25/05-2019 о включении ФИО2 в реестр недобросовестных участников аукциона с даты размещения сведений в отношении него на официальном сайте РФ, в связи с непредставлением указанного договора в адрес организатора торгов.
Считает указанное решение незаконным. Договор был представлен 25 марта 2019 года, ранее произвел оплату предмета аукцион по лоту №3 в размере 195700 руб., которое оказалось наибольшим и представил 25 марта 2019 года указанный договор в адрес уполномоченного органа, так как ранее произвел оплату предмета аукциона по лоту № 3 в качестве задатка на участие в торгах в размере 114000 руб.
Вынося решение о включении в реестр недобросовестных участников аукциона с даты размещения сведений в отношении него на официальном сайте РФ, УФАС по Пензенской области неправильно истолковало п. 30 ст. 39.12 ЗК РФ.
Оспариваемым решением УФАС по Пензенской области поставило истцу препятствие на заключение договора и нарушило права на владение предметом аукциона по лоту № 3, так как экономических оснований для уклонения от заключения договора не имелось.
На основании изложенного административный истец просит признать решение УФАС по Пензенской области от 26 апреля 2019 года РНУ №3-25/05-2019 недействительным, обязать УФАС по Пензенской области аннулировать сведения о нем в реестре недобросовестных участников аукциона.
Административный истец в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель административного ответчика УФАС по Пензенской области исковые требования не признала, поддержав доводы письменных возражений, пояснив, что ФИО2 знал о том, что организатором торгов и стороной договора выступает управление муниципального имущества администрации города Пензы, доказательства подписания и направления договоров в адрес управления муниципального имущества администрации города Пензы в установленный срок ФИО2 не представлены, в связи с чем УФАС по Пензенской области принято законное решение о включении ФИО2 в реестр недобросовестных участников аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на праве заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в связи с уклонением от заключения договора по итогам открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка.
Представители заинтересованных лиц администрации города Пензы, управления муниципальным имуществом администрации города Пензы не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании ч. 6 ст. 226 КАС РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу положений ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с п. 20 ст. 39.12 ЗК РФ уполномоченный орган направляет победителю аукциона или единственному принявшему участие в аукционе его участнику три экземпляра подписанного проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в десятидневный срок со дня составления протокола о результатах аукциона. При этом договор купли-продажи земельного участка заключается по цене, предложенной победителем аукциона, или в случае заключения указанного договора с единственным принявшим участие в аукционе его участником по начальной цене предмета аукциона, а размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа по договору аренды земельного участка определяется в размере, предложенном победителем аукциона, или в случае заключения указанного договора с единственным принявшим участие в аукционе его участником устанавливается в размере, равном начальной цене предмета аукциона. Не допускается заключение указанных договоров ранее чем через десять дней со дня размещения информации о результатах аукциона на официальном сайте.
Пунктом 24 ст. 39.12 ЗК РФ предусмотрено, что если договор купли-продажи или договор аренды земельного участка, а в случае, предусмотренном пунктом 24 настоящей статьи, также договор о комплексном освоении территории в течение тридцати дней со дня направления победителю аукциона проектов указанных договоров не были им подписаны и представлены в уполномоченный орган, организатор аукциона предлагает заключить указанные договоры иному участнику аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене предмета аукциона, по цене, предложенной победителем аукциона.
Согласно п. 27 указанной статьи сведения о победителях аукционов, уклонившихся от заключения договора купли-продажи или договора аренды земельного участка, являющегося предметом аукциона, и об иных лицах, с которыми указанные договоры заключаются в соответствии с пунктом 13, 14 или 20 настоящей статьи и которые уклонились от их заключения, включаются в реестр недобросовестных участников аукциона.
В соответствии с п. 28 ст. 39.12 ЗК РФ ведение реестра недобросовестных участников аукциона осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 30 ст. 39.12 ЗК РФ в случае, если победитель аукциона или иное лицо, с которым договор купли-продажи или договор аренды земельного участка заключается в соответствии с пунктом 13, 14 или 20 настоящей статьи, в течение тридцати дней со дня направления им уполномоченным органом проекта указанного договора, а в случае, предусмотренном пунктом 24 настоящей статьи, также проекта договора о комплексном освоении территории не подписали и не представили в уполномоченный орган указанные договоры, уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней со дня истечения этого срока направляет сведения, предусмотренные подпунктами 1 - 3 пункта 29 настоящей статьи, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти для включения их в реестр недобросовестных участников аукциона.
В силу п. 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331, Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно пп. 5.3.4.1 п. 5 Положения Федеральная антимонопольная служба ведет в порядке, установленном антимонопольным органом, реестр недобросовестных участников аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Правила ведения реестра недобросовестных участников аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее - реестр), в том числе требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра, установлены в Порядке, утвержденном Приказом ФАС России от 14.04.2015 № 247/15 (далее – Порядок).
В соответствии с п. 4 Порядка сведения, предусмотренные п. 29 ст. 39.12 ЗК РФ (далее - сведения), за исключением сведений, указанных в пп. 4 п. 29 ст. 39.12 ЗК РФ, направляются территориальным органом федерального органа исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления в соответствующий территориальный орган Федеральной антимонопольной службы.
Согласно п. 8 Порядка рассмотрение обращения осуществляется комиссией, созданной на основании приказа руководителя Федеральной антимонопольной службы или ее территориального органа (далее - комиссия), в течение 10 рабочих дней с даты регистрации сведений и документов в центральном аппарате Федеральной антимонопольной службы или ее территориальном органе с участием представителей уполномоченного органа и представителей лица, сведения о котором направлены уполномоченным органом для включения в реестр.
По результатам рассмотрения обращения комиссия выносит решение о включении в реестр сведений или об отказе во включении в реестр сведений (далее - решение). Резолютивная часть решения подлежит оглашению по окончании рассмотрения обращения (п. 12 Порядка).
В течение 3 рабочих дней с даты изготовления решения в полном объеме издается приказ Федеральной антимонопольной службы или ее территориального органа о включении в реестр сведений или об отказе во включении в реестр сведений.
Указанный приказ должен содержать сведения, предусмотренные пунктом 29 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации (п. 13 Порядка).
В течение 3 рабочих дней с даты издания приказа центрального аппарата Федеральной антимонопольной службы о включении в реестр сведений или даты получения центральным аппаратом Федеральной антимонопольной службы копии приказа территориального органа Федеральной антимонопольной службы о включении в реестр сведений в электронном виде центральный аппарат Федеральной антимонопольной службы вносит в реестр сведения (п. 16 Порядка).
Сведения исключаются из реестра по истечении двух лет со дня их включения в реестр (п. 18 Порядка).
Таким образом, включение сведений в реестр недобросовестных участников аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности по существу является санкцией за недобросовестное поведения участника аукциона, выражающееся в неправомерном нарушении положений ЗК РФ.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 16 января 2019 года на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.torgi.gov.ru управлением муниципального имущества администрации города Пензы было размещено извещение о проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка из земель населенных пунктов площадью 390 кв.м, вид разрешенного использования «обслуживание автотранспорта», по адресу: <адрес>, з/у <№>Т, кадастровый <№> (лот №3).
В соответствии с протоколом от 14 февраля 2019 года о результатах аукциона победителем аукциона по лоту № 3 признан ФИО2
Предложение о заключении договора аренды земельного участка и три подписанных экземпляра проекта договора были направлены управлением муниципального имущества администрации города Пензы в адрес ФИО2 28 февраля 2019 года и получены 06 марта 2019 года.
В указанном предложении от 28 февраля 2019 года отражено, что в течение тридцати дней ФИО2 должен подписать и представить договор в управление муниципального имущества администрации города Пензы в срок по 30 марта 2019 года включительно. Кроме того, ему было разъяснено, что в случае уклонения от заключения договора аренды земельного участка заявитель включается в реестр недобросовестных участников аукциона, задаток внесенный для участия в аукционе, не возвращается.
08 апреля 2019 года управление муниципального имущества администрации города Пензы направило в УФАС по Пензенской области сведения для включения ФИО2 в реестр недобросовестных участников аукциона в связи с уклонением от подписания договора аренды земельного участка.
26 апреля 2019 года Управлением ФАС по Пензенской области принято решение РНУ №3-25/05-2019 о включении ФИО2 в реестр недобросовестных участников аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на праве заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в связи с уклонением от заключения договора по итогам открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка площадью 390 кв.м, вид разрешенного использования «обслуживание автотранспорта», по адресу: <адрес>, з/у <№>Т, кадастровый <№> лот № 3.
Приказом УФАС по Пензенской области от 08 мая 2019 года № 60 включены сведения в реестр недобросовестных участников аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности в отношении ФИО2
ФИО2 в подтверждение направления подписанного договора представлены в УФАС по Пензенской области документы о направлении почтовой корреспонденции на имя главы муниципального образования города Пензы по адресу: <адрес>
Вместе с тем, в нарушение требований п. 30 ст. 39.12 ЗК РФ ФИО2 не представлено доказательств, свидетельствующих о предоставлении организатору торгов управлению муниципального имущества администрации <адрес>) в срок до 28 марта 2019 года подписанного договора.
При таких обстоятельствах оснований для признания решения УФАС по Пензенской области недействительным, возложении на административного ответчика обязанности аннулировать сведения в реестре, не могут быть удовлетворены, поскольку совокупность таких условий, как несоответствие оспариваемого решения требованиям закона и нарушение этим решением прав и законных интересов административного истца в данном случае отсутствует.
Руководствуясь ст. ст. 174-177 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административных исковых требований ФИО2 к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области о признании решения недействительным, возложении обязанности аннулировать сведения отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Саратовский областной суд через Заводской районный суд города Саратова.
Мотивированное решение изготовлено 19 августа 2019 года.
Судья Т.В. Дарьина