ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2468/18КОПИ от 23.10.2018 Салаватского городского суда (Республика Башкортостан)

Дело №2а-2468/2018 копия

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Салават 23 октября 2018 года

Салаватский городской суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Пономаревой И.Н.,

при секретаре Хасаевой Р.С.,

помощника прокурора Аллагузина И.Р.,

с участием административного истца ФИО1, представителя административного истца адвоката Усмановой Г.И., представителя административного ответчика ФИО2, представителя третьего лица ФИО3, ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Совету городского округа город Салават Республики Башкортостан о признании незаконным решения органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

административный истец ФИО1 обратился в суд с административным иском к Совету городского округа город Салават Республики Башкортостан о признании незаконным решения органа местного самоуправления, мотивируя свои требования следующим: по результатам состоявшихся в городском округе город Салават Республики Башкортостан выборов 00.00.0000 года истец был избран депутатом Совета городского округа город Салават Республики Башкортостан 4 созыва по одномандатному избирательному округу № 6. Кроме этого истец занимает должность председателя Ассоциации предпринимателей города Салават, заместителя директора в ООО «БашСтройМаркет», в обязанности последнего входит решение технических вопросов. Администрацией ГО г.Салават РБ истец был включен в состав конкурсной комиссии по предоставлению финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, целью деятельности которой является принятие рекомендательного решения о предоставлении или об отказе в предоставлении финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства. 00.00.0000. состоялось заседание конкурсной комиссии по предоставлению финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, на котором принималось решение о возможности предоставления субсидии ООО «БашСтройМаркет». 00.00.0000. на заседании незаконно созданной распоряжением председателя Совета городского округа город Салават от № ... от 00.00.0000 г. (в редакции распоряжения № ... от 00.00.0000 г.) комиссии по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставляемых депутатами, принято решение о несоблюдении истцом требований об урегулировании конфликта интересов и направлении решения комиссии председателю Совета ФИО5 Административный истец считает принятое решение комиссии незаконным, в связи с тем, что комиссия создана с нарушением порядка ее создания, закрепленного в ч.1 ст.17, ч.1 ст. 18, ч.2 ст. 23 Регламента Совета ГО г.Салават РБ, утвержденного решением Совета от 00.00.0000 г. N ... (в редакции распоряжения от 00.00.0000 N ...) и вынесено без проведения объективного расследования. Решением Совета ГО г.Салават от 00.00.0000. ... полномочия депутата Совета ГО г.Салават РБ четвертого созыва ФИО1 прекращены в связи с утратой доверия, в связи с чем истец исключен из состава постоянной комиссии Совета ГО г.Салават РБ по жилищно-коммунальному хозяйству, использованию земель, природных ресурсов, торговле и иным видам услуг населению. Утрата доверия согласно выписки из протокола заседания Совета ГО г.Салават РБ вызвана тем, что истцом не были приняты меры по предотвращению конфликта интересов при рассмотрении 00.00.0000. конкурсной комиссией по предоставлению финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства заявки ООО «БашСтройМаркет» о предоставлении субсидии. Административный истец считает решение Совета №... от 00.00.0000 г. незаконным и подлежащим отмене, поскольку истца корпоративные или близкие отношения с ООО «БашСтройМаркет» не связывали, директор и учредитель общества не является близким человеком или родственником, в должностные обязанности истца не входило решение финансовых вопросов, в полномочия депутата Совета не относится участие в работе Администрации ГО г.Салават РБ и в ее комиссиях. Решения конкурсной комиссии являются рекомендательными и принимаются большинством голосов, решение о возможности предоставления субсидии принимается главой Администрации путем подписания договора. Советом ГО г.Салават не принято во внимание, что 00.00.0000. в комиссию по предоставлению субсидии истцом было подано секретарю первого заместителя главы Администрации ФИО6 уведомление о возникновении личной заинтересованности при осуществлении полномочий, которая может привести или приводит к конфликту интересов, которое в последующем направлено для работы заместителю главы администрации ФИО7 Также указывает на то, что для принятия Советом ГО г.Салават решения о досрочном прекращении полномочий депутата недостаточно обращения заместителя главы Администрации или группы депутатов. Считает, что решение Совета № ... от 00.00.0000 года принято с нарушением ч.1, 2 ст.10 ФЗ «О противодействии коррупции», ч.2 п.6.1 ст. 24 Устава городского округа город Салават, на основании необъективных и несоответствующих действительности данных и непроверенной информации, с нарушением процедуры принятия решения, на основании решения незаконно созданной комиссии по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставляемых депутатами. Кроме того, принятое решение от 00.00.0000. нарушает права, свободы и законные интересы административного истца и избирателей одномандатного округа № 6, отдавших свои голоса за истца при голосовании, препятствует осуществлению полномочий депутата и отстаиванию интересов избирателей, порочит честь и репутацию истца перед избирателями и коллегами по работе.

В связи с чем административный истец просит суд признать незаконным и отменить решение Совета городского округа город Салават Республики Башкортостан № ... от 00.00.0000 года «О досрочном прекращении полномочий депутата Совета городского округа город Салават Республики Башкортостан четвертого созыва ФИО1, избранного по одномандатному избирательному округу № 6».

В судебном заседании административный истец ФИО1 поддержал административные исковые требования в полном объеме по основаниям, указанным в административном иске.

Представитель административного истца адвокат Усманова Г.И., действующая по ордеру (ордер в деле), административные исковые требования поддержала, по основаниям изложенным в иске.

Представитель административного ответчика ФИО2, действующая по доверенности (доверенность в деле), административные исковые требования не признала, по основаниям, изложенным в возражении на административные исковые требования.

Представители Администрации городского округа г.Салават РБ ФИО3, ФИО4, действующие по доверенностям (доверенности в деле), административные исковые требования считают необоснованными, просили в удовлетворении административного иска отказать, по основаниям изложенным в возражениях.

Выслушав объяснения и доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что административный иск подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу положений части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения органа местного самоуправления суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа на принятие оспариваемого решения; порядок и основания для принятия оспариваемого решения; соответствует ли содержание оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

При разрешении такого административного иска для удовлетворения требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим же решением прав либо свобод административного истца (часть 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Суду необходимо выяснять соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия административного ответчика на принятие оспариваемого решения; порядок принятия оспариваемого решения, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Образование, формирование, деятельность законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их полномочия и ответственность, порядок взаимодействия между собой и с федеральными органами государственной власти, в том числе вопросы статуса депутатов законодательных органов субъектов Российской Федерации, основываются на Конституции Российской Федерации и регулируются федеральными конституционными законами, Федеральным законом от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статус депутата регулируется вышеназванным Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации (статья 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"). В свою очередь, в статье 12 Федерального закона установлены ограничения, связанные с депутатской деятельностью.

Согласно статье 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" лицом, замещающим муниципальную должность, является, в том числе, депутат, член выборного органа местного самоуправления.

В соответствии с положениями части 10 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.

На основании части 7.1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 03 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 07 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".

По части 1 статьи 11, части 4.1 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" лицо, замещающее муниципальную должность, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, предотвращению или урегулированию конфликта интересов. Лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны сообщать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.

Понятие конфликта интересов определено частью 1 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" как ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, обязанного принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Под личной заинтересованностью в силу части 2 данной статьи понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) указанным лицом и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми это лицо и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного положения лица, замещающего муниципальную должность, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является лицо, замещающее муниципальную должность, осуществляются путем отвода или самоотвода лица, замещающего муниципальную должность в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации (части 4, 5 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции").

Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1 является депутатом Совета городского округа город Салават Республики Башкортостан четвертого созыва по одномандатному избирательному округу №6, что подтверждается решением Территориальной избирательной комиссии городского округа город Салават Республики Башкортостан №... от 00.00.0000. «Об установлении общих результатов выборов депутатов Совета городского округа город Салават РБ четвертого созыва» (л.д. 12, 13-14).

На основании постановления Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан от 00.00.0000 г. № ...-п «О создании конкурсной комиссии по предоставлению финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства при Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан» (в редакции постановления Администрации ГО г. Салават РБ от 00.00.0000 г. № ... создана конкурсная комиссия по предоставлению финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства при Администрации ГО г.Салават РБ (т.2 л.д. 35-36).

Постановлениями от 00.00.0000 г. №...-п и 00.00.0000 года №...п «О внесении изменений в состав конкурсной комиссии по предоставлению финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, утвержденной постановлением Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан от 00.00.0000 г. № ... «О создании конкурсной комиссии по предоставлению финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства при Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан», Администрацией городского округа город Салават Республики Башкортостан внесены изменения (т.2 л.д. 41-45).

Согласно приложению к данному постановлению в состав вышеназванной комиссии включен, в том числе, ФИО1 - председатель Ассоциации предпринимателей г. Салават (т.2 л.д. 46).

00.00.0000 года директором ООО «БашСтройМаркет» ФИО8 в Администрацию городского округа город Салават Республики Башкортостан подано заявление на получение финансовой поддержки (т.2 л.д. 55-56).

В соответствии с протоколом № 1 заседания конкурсной комиссии по предоставлению финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства Администрации ГО г.Салават РБ 00.00.0000 г. в составе: председателя комиссии ФИО6, заместителя председателя ФИО9, секретаря Туленковой Л.Д., членов комиссии ФИО10, ФИО1, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17 состоялось заседание конкурсной комиссии по предоставлению финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства при Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан, на котором было в том числе принято решение о предоставлении ООО «БашСтройМаркет» субсидии в части лизинговых платежей из бюджета городского округа город Салават Республики Башкортостан в размере 220 747,58 руб., а также субсидии по виду «Субсидирование части лизинговых платежей по договорам лизинга» из бюджета Республики Башкортостан/Российской Федерации в размере 279 252,42 руб. (т.1 л.д. 38-57).

19 декабря 2016 года между администрацией городского округа г. Салават РБ и ООО «БашСтройМаркет» заключен договор № 23 о субсидировании части лизинговых платежей по договорам лизинга, согласно п. 1.1 которого Администрацией осуществляется субсидирование части лизинговых платежей путем возмещения затрат по уплате субъектом малого и среднего предпринимательства первого взноса по договорам лизинга за счет средств, полученных из бюджета городского округа город Салават Республики Башкортостан, и средств, привлекаемых из бюджета Республики Башкортостан/Российской Федерации.

По пункту 3.1 договора общая сумма субсидии составила 500 000 руб. Денежные средства ООО «БашСтройМаркет» перечислены: в размере 220 747,58 руб. по платежному поручению № ... от 00.00.0000 г.; в размере 279 252, 42 руб. по платежному поручению № ... от 00.00.0000 г. (т.2 л.д. 76-81).

Генеральным директором и единственным учредителем ООО «БашСтройМаркет» является ФИО8 (т.1 л.д. 19-36).

ФИО1 занимает должность заместителя директора ООО «БашСтройМаркет», что подтверждается предоставленной копией трудовой книжки (т.1 л.д. 92-100).

00.00.0000 года председателю Совета городского округа направлена информация заместителя председателя антикоррупционной комиссии Администрации городского округа г. Салават РБ ФИО7 в отношении депутата Совета городского округа г. Салават РБ ФИО1, в связи с выявленными фактами неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом N 273-ФЗ, внесено представление N 7-01-2017 "Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции" с требованием устранить выявленные нарушения законодательства о противодействии коррупции, принять решение Совета городского округа г.Салават РБ IV созыва депутатов о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО1

00.00.0000 года по результатам рассмотрения информации комиссией по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами, с участием ФИО1, принято решение, которым признано, что при исполнении депутатом Совета ГО г.Салават РБ IV созыва ФИО1 своих полномочий не соблюдались требования об урегулировании конфликта интересов, о направлении настоящего решения комиссии председателю Совета ГО г.Салават РБ ФИО5 с предложением Совету ГО г.Салават РБ рассмотрения вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата Совета ГО г.Салават РБ IV созыва ФИО1

В силу части 11 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.

00.00.0000 года состоялось 25-е заседание 4-го созыва Совета ГО г.Салават РБ, в повестку которого был включен вопрос: «О досрочном прекращении полномочий депутата Совета городского округа город Салават Республики Башкортостан четвертого созыва ФИО1, избранного по одномандатному избирательному округу №6» (т.1 л.д. 119-136).

Советом городского округа город Салават Республики Башкортостан принято решение от 00.00.0000 года ... «О досрочном прекращении полномочий депутата Совета городского округа город Салават Республики Башкортостан четвертого созыва ФИО1, избранного по одномандатному избирательному округу №6».

При этом ФИО1, являясь депутатом Совета городского округа город Салават РБ четвертого созыва, то есть лицом, замещающим муниципальную должность, исполняя обязанности члена конкурсной комиссии по предоставлению финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства Администрации ГО г.Салават РБ, в котором принимало участие ООО «БашСтройМаркет», с которым ФИО1 связан имущественными и корпоративными отношениями, в нарушение требований части 1 статьи 11, части 4.1 статьи 12.1 Федерального закона N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" не принял мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого являлся, хотя должен был их принять в силу прямого указания закона.

Результаты конкурсной комиссии, по которым ООО «БашСтройМаркет» получило субсидию и с которым был заключен договор № ... о субсидировании части лизинговых платежей по договорам лизинга, указывают на личную заинтересованность ФИО1

Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Так, в числе ограничений, установленных в статье 12.1, содержатся ограничения личных прав лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности. Кроме того, лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны сообщать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.

Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 2015 года N 650 утверждено Положение о порядке сообщения лицами, замещающими отдельные государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, и иными лицами о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

Принимая на себя обязанности депутата, приобретая статус лица, замещающего муниципальную должность субъекта Российской Федерации, лицо, тем самым, приобретает не только права, но и принимает на себя обязанности. В том числе у депутата возникают и формальные обязанности, само несоблюдение которых, учитывая повышенные требования к депутату, не может быть оправдано чем-либо, а должно, по замыслу законодателя, влечь наступление неблагоприятных последствий для такого лица в виде досрочного прекращения депутатских полномочий.

Отсутствие соответствующего правового регулирования на уровне субъекта не означает, что депутату позволено нарушать и не соблюдать запрет, установленный федеральным законодателем, тем более, при существовании необходимого правового регулировании на федеральном уровне.

Непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого являлся ФИО1, является в соответствии с ч.7.1 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" основанием для досрочного прекращения его полномочий депутата Совета городского округа город Салават.

Вследствие чего, Советом городского округа город Салават РБ по результатам рассмотрения информации заместителя председателя антикоррупционной комиссии Администрации ГО г.Салават РБ обоснованно принято решение о досрочном прекращении полномочий депутата Совета городского округа г.Салават РБ четвертого созыва ФИО1, в связи с невыполнением им обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".

Представленное в материалы дела заявление о возникновении личной заинтересованности при осуществлении полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов, от 15 декабря 2016г. (л.д. 37 т.1) в конкурсную комиссию, либо в Совет городского округа город Салават РБ от ФИО1 не поступало.

Сам административный истец ФИО1 в судебном заседании пояснил, что данное заявление написал перед заседанием конкурсной комиссии 00.00.0000. и передал в торговый отдел Администрации ГО г.Салават ФИО18 Между тем, как следует из заявления, оно датировано ФИО1 00.00.0000., тогда как заседание конкурсной комиссии состоялось 00.00.0000.

Согласно сведениям, предоставленным и.о. начальника отдела по предпринимательству и торговле Администрации ГО г.Салават РБ регистрация входящей документации в отделе до 00.00.0000. не осуществлялась, вся входящая переписка регистрировалась в организационно-контрольном отделе Администрации (л.д. 134 т.1).

По сведениям, представленным Управляющим делами Администрации ГО г.Салават РБ, не зарегистрированы заявления ФИО1 и ООО «БашСтройМаркет» в период с 00.00.0000 по 00.00.0000 декабря 00.00.0000 года в организационно-контрольном отделе Администрации ГО г.Салават РБ (л.д. 133 т.1).

Свидетель ФИО18 в судебном заседании пояснила, что вся входящая документации в торговом отделе Администрации ГО г.Салават РБ не регистрировалась, заявление от ФИО19 от 00.00.0000. она не получала.

Свидетели ФИО6, бывший председатель конкурсной комиссии, уволенный из Администрации ГО г.Салават за утрату доверия, ФИО13, являющийся членом клуба предпринимателей «Новое поколение» г.Салават, директором которого является ФИО1, ФИО9, ФИО11, ФИО17, являющиеся членами Ассоциации предпринимателей г.Салават, председателем которой является ФИО1, допрошенные в судебном заседании каждый в отдельности, пояснили суду, что являются членами конкурсной комиссии по предоставлению финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства Администрации ГО г.Салават РБ, участвовали в заседании конкурсной комиссии 16.12.2016г., заявление о конфликте интересов ФИО1 было озвучено перед заседанием комиссии и при рассмотрении вопроса о предоставлении субсидии ООО «БашСтройМаркет» ФИО1 выходил, не присутствовал.

Свидетель ФИО10 в судебном заседании пояснила суду, что заседание конкурсной комиссии проходит 1-1,5 час., никто ни куда не выходит, быстро рассматриваются все заявки, все голосуют, на заседании конкурсной комиссии 16.12.2016г. она присутствовала, перед заседанием никаких заявлений, в том числе от ФИО1, не озвучивалось, не обсуждалось, на заседании комиссии он присутствовал и не выходил. Ей в предоставлении субсидии, как индивидуальному предпринимателю всегда отказывают, поскольку она является членом комиссии.

Из протокола №1 заседания конкурсной комиссии по предоставлению финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства при Админситрации ГО г.Салават РБ от 16.12.2016 г. усматривается, что присутствовали: председатель комиссии ФИО6; заместитель председателя ФИО9; секретарь Туленкова Л.Д.; с участием членов комиссии ФИО10, ФИО1, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17 В повестке дня отсутствует вопрос об обсуждении заявления ФИО1 о возникновении личной заинтересованности при осуществлении полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов. В данном протоколе не отражено, что кто-либо из членов комиссии покидал заседание конкурсной комиссии, в том числе ФИО1, самоотвод не заявлялся, при этом протокол заседания комиссии подписан всеми членами комиссии без замечаний.

Доводы о том, что в должностные обязанности ФИО1 не входило решение финансовых вопросов ООО «БашСтройМаркет» и после получения субсидии указанным обществом он премии не получал, не могут повлечь удовлетворение исковых требований, поскольку ФИО1 занимает должность заместителя Общества, и несмотря на не получение премии работниками общества, предоставление субсидий напрямую влияет на финансовое положение общества.

Таким образом, будучи депутатом Совета ГО г. Салават РБ, то есть, обладая статусом спецсубъекта, ФИО1 не обратился к председателю Совета ГО г. Салават с уведомлением о наличии у него конфликта интересов при подаче заявки на субсидию ООО «БашСтройМаркет», личном участии в голосовании о предоставлении субсидии, что является нарушением требований Федерального закона № 273 «О противодействии коррупции».

Доводы административного истца в той части, что ФИО1, являясь членом конкурсной комиссии по предоставлению финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства Администрации ГО г.Салават РБ, выступал как частное лицо, не могут быть приняты во внимание в качестве оснований для удовлетворения административного иска, поскольку в соответствии с решением Территориальной избирательной комиссии городского округа город Салават Республики Башкортостан №37/2 от 20.09.2016г. «Об установлении общих результатов выборов депутатов Совета городского округа город Салават РБ четвертого созыва», ФИО1 являлся депутатом Совета ГО Г.Салават, полномочия депутат не были прекращены во время участия в конкурсной комиссии.

Кроме того, 8 00.00.0000 года Советом городского округа город Салават Республики Башкортостан было принято решение «О внесении изменений в решение Совета городского округа город Салават Республики Башкортостан от 00.00.0000 г. № ... «О бюджете городского округа город Салават Республики Башкортостан на 2016 год и на плановый период 00.00.0000 годов», в котором предусмотрено выделение денежных средств на предоставление субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, за счет средств федерального бюджета.

В заседании Совета городского округа г. Салават РБ принимал участие и депутат ФИО1, исполняя тем самым депутатские полномочия, которые выражаются в участии в голосовании за проект решения Совета городского округа г. Салават РБ «О внесении изменений в решение Совета городского округа город Салават Республики Башкортостан от 00.00.0000 г. № ... «О бюджете городского округа город Салават Республики Башкортостан на 00.00.0000 год и на плановый период 00.00.0000 годов», так как в соответствии пунктом 2 части 10 статьи 35 Федерального закона от 00.00.0000 г. № 131 -ФЗ, статьей 43 Положения о бюджетном процессе в городском округе город Салават Республики Башкортостан, утвержденного решением Совета ГО г. Салават РБ от 00.00.0000..., утверждение местного бюджета, а, соответственно, внесение изменений в местный бюджет, относится к исключительной компетенции Совета ГО г. Салават РБ, на заседании Совета, что является одной из форм деятельности депутата в Совете в соответствии со статьей 84 Регламента Совета городского округа город Салават Республики Башкортостан, утвержденного решением Совета городского округа г. Салават РБ № ... от 00.00.0000 г., и статьей 9 Положения о статусе депутата Совета городского округа город Салават Республики Башкортостан, утвержденного решением Совета городского округа г. Салават РБ № ... от 00.00.0000 г.

Депутатом Совета городского округа г. Салават РБ ФИО1 не сообщено о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, не приняты меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.

Доводы административного истца о том, что комиссия по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами, была создана незаконно, являются необоснованными, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 11 ФЗ от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» лицо, замещающее должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

Согласно части 1 статьи 12.3 Закона Республики Башкортостан от 18 марта 2005 года № 162-з «О местном самоуправлении в Республике Башкортостан» лица, замещающие муниципальные должности, обязаны сообщать в порядке, установленном соответствующими муниципальными нормативными правовыми актами, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей (осуществлении полномочий), которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.

Во исполнение требований действующего антикоррупционного законодательства 29 августа 2016 года Советом городского округа г. Салават РБ было принято решение № 3-59/717 от 29.08.2016 г. «О порядке сообщения депутатами Совета городского округа город Салават Республики Башкортостан о возникновении личной заинтересованности при осуществлении своих полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов».

Так, пунктом 2 Положения о порядке сообщения депутатами Совета городского округа город Салават Республики Башкортостан о возникновении личной заинтересованности при осуществлении своих полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов, утвержденного решением Совета городского округа г. Салават РБ от 29.08.2016 г. № 3-59/717, депутаты обязаны в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции сообщать о возникновении личной заинтересованности при осуществлении своих полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

По пункту 3 названного Положения депутаты направляют в Комиссию по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами, уведомление, составленное по форме согласно приложению к вышеуказанному Положению.

В пункте 5 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что председатель представительного органа муниципального образования издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования, подписывает решения представительного органа муниципального образования».

Следовательно, в соответствии с действующим законодательством председателем Совета городского округа г. Салават РБ ФИО5 утверждено распоряжение от 27.04.2017 года № 55-р «О создании комиссии по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами».

Ссылки административного истца ФИО1 о том, что для принятия Советом городского округа город Салават Республики Башкортостан решения о досрочном прекращении полномочий депутата недостаточно обращения заместителя главы Администрации или группы депутатов суд признает необоснованными, так как Федеральным законом от 03.04.2017 N 64-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции» внесены изменения, в том числе в Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которым проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления, проводится по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации (пункт 7.2 статьи 40 ФЗ от 06.10.2003 № 131 - ФЗ). При выявлении в результате проверки, проведенной в соответствии с частью 7.2 настоящей статьи, фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд (пункт 7.3 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131 - ФЗ).

Вышеуказанные изменения нашли свое отражение и в Уставе городского округа г. Салават РБ.

Таким образом, изменений коснулся порядок проведения проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления.

При этом ссылки административного истца ФИО1 на п. 6.1 ст.24 Устава городского округа г. Салават Республики Башкортостан не могут служить основанием для удовлетворения административных исковых требований, поскольку ФИО1 был лишен полномочий депутата в связи с непринятием мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, а не в связи с непредставлением лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.

Согласно части 2 статьи 13.1 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, которому стало известно о возникновении у подчиненного ему лица личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия также в случае непринятия лицом, замещающим государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненное ему лицо.

Следует отметить и то, что Советом городского округа город Салават соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочие на принятие оспариваемого административным истцом ФИО1 решения №... от 00.00.0000. Решение принято на заседании коллегиального органа, путем голосования; за принятие такого решении, как видно из протокола заседания (т. 1 л. д. 68-69) проголосовало 16 депутатов из 20 присутствовавших; воздержавшихся 3, в голосовании участие депутат ФИО1 не принимал. О существенных нарушениях, которые бы указывали на незаконность принятого решения, объективно ничего не свидетельствует. Основания для принятия оспариваемого решения существовали, а их наличие последовательно было установлено сначала административным ответчиком, потом судом, и эти обстоятельства не вызывают никакого сомнения с точки зрения своей достоверности. Содержание оспариваемого решения также соответствует требованиям и положениям вышеизложенных нормативных правовых актов, регулирующих спорные отношения.

Доводы административного истца о несоблюдении процедуры принятия оспариваемого решения основаны на иной, неверной оценке обстоятельств дела.

Процедура принятия решения о досрочном прекращении полномочий депутата проведена в соответствии с требованиями Регламента, проведено голосование, итоги голосования подведены правильно, протоколы и решение соответствуют фактическим обстоятельствам, при которых принималось оспариваемое решение.

Совокупность же двух условий, необходимых для признания решения незаконным, а именно несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим же решением прав либо свобод ФИО1 не установлена.

Таким образом, суд, исходя из установленных обстоятельств и изложенных выше положений нормативных правовых актов, приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным решения Совета городского округа город Салават Республики Башкортостан ... от 00.00.0000 года «О досрочном прекращении полномочий депутата Совета городского округа город Салават Республики Башкортостан четвертого созыва ФИО1, избранного по одномандатному избирательному округу № 6», поскольку оно принято уполномоченным органом в пределах предоставленных полномочий с соблюдением установленного порядка и процедуры при наличии оснований, предусмотренных федеральным законодательством, поэтому оснований и предусмотренной совокупности необходимых условий для удовлетворения административного искового заявления у суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175, 226-227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

административный иск ФИО1 к Совету городского округа город Салават Республики Башкортостан о признании незаконным и отмене решения Совета городского округа город Салават Республики Башкортостан №... от 00.00.0000 года «О досрочном прекращении полномочий депутата Совета городского округа город Салават Республики Башкортостан четвертого созыва ФИО1, избранного по одномандатному избирательному округу № 6», оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Салаватский городской суд РБ.

Мотивированное решение изготовлено 26 октября 2018 года.

Председательствующий подпись

Верно: судья И.Н. Пономарева

Решение не вступило в законную силу 23.10.2018

секретарь суда___________

Решение вступило в законную силу_____________

секретарь суда_______

Судья_______________ И.Н. Пономарева

Подлинник решения подшит в материалы гражданского дела №2-2468/2018 Салаватского городского суда РБ