ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2469/2016 от 06.10.2016 Тайшетского городского суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 октября 2016 года г.Тайшет

Тайшетский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Абрамчика И.М., при секретаре О.В. Кравец, с участием представителя административного истца муниципального учреждения «Департамент по управлению муниципальным имуществом администрации Тайшетского района» Рыбникова В.А., представителя административного ответчика Контрольно-счетной палаты Тайшетского района по доверенности Галкина О.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело №2а-2469/2016 по иску муниципального учреждения «Департамент по управлению муниципальным имуществом администрации Тайшетского района» к административному ответчику Контрольно-счетной палате Тайшетского района о признании незаконным предписания Контрольно-счетной палаты Тайшетского района от 15.09.2016 г. №344-04-01/11,

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное учреждение «Департамент по управлению муниципальным имуществом администрации Тайшетского района» обратилось в суд с иском к административному ответчику Контрольно-счетной палате Тайшетского района о признании незаконным предписания Контрольно-счетной палаты Тайшетского района от 15.09.2016 г. №344-04-01/11, указав в обоснование, что в адрес Муниципального учреждения "Департамент по управлению муниципальным имуществом администрации Тайшетского района" (далее - Административный Истец) 15.09.2016г. поступило предписание Контрольно-счетной палаты Тайшетского района (далее - административный ответчик) от 15.09.2016г. № 344-04-01/11 (далее - предписание).

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 20 Устава муниципального образования "Тайшетский район", пунктом 1.1. Положения о Муниципальном учреждении "Департамент по управлению муниципальным имуществом администрации Тайшетского района", утвержденного решением Думы Тайшетского района от 27.12.2005г. №24, административный истец входит в структуру органов местного самоуправления Тайшетского района, следовательно, обладает публичными полномочиями.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 20 Устава муниципального образования "Тайшетский район" административный ответчик входит в структуру органов местного самоуправления Тайшетского района, следовательно, обладает публичными полномочиями.

Предписание внесено в связи с отказом административного истца исполнить запрос административного ответчика от 31.08.2016г. №328-04-01/11, которым предписывалось предоставить административному ответчику ряд документов в рамках проведения административным ответчиком контрольного мероприятия "Проверка финансово-хозяйственной деятельности МУП "Бузыкановское" Тайшетский район за 2014-2015 годы и текущий период 2016 года". Административный ответчик считает, что отсутствие запрашиваемых документов (материалов, данных или информации) создает препятствие сотрудникам административного ответчика в проведении указанного выше контрольного мероприятия. Предписанием административный ответчик под угрозой применения к административному истцу санкций (наказаний), установленных частью 7 статьи 16 Федерального закона от 07.02.2011 N6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Закон о КСО) требует незамедлительно устранить указанные препятствия и предоставить необходимыедокументы. О выполнении предписания и принятых мерах необходимо проинформировать административного ответчика до 19.09.2016г.

Указанным решением (внесением Предписания с определенными требованиями произвести определенные действия) административный ответчик нарушает права и законные интересы административного истца на нормальную реализацию своих функций как структурного подразделения органа местного самоуправления по организации и осуществлению управления муниципальной собственностью путем дезорганизации деятельности административного истца, отвлечения специалистов на исполнение своих, ничем не обоснованных, незаконных требований в существенных объемах.

Доводы административного истца основаны на следующем.

В адрес Департамента по управлению муниципальным имуществом администрации Тайшетского района (далее - Департамент) поступил запрос Контрольно-счетной палаты Тайшетского района от 31.08.2016г. № 328-04-01/11 (далее - запрос). Указанным запросом предписано предоставить КСП документы, связанные с проведением контрольного мероприятия "Проверка финансово-­хозяйственной деятельности МУП "Бузыкановское" Тайшетский район за 2014-2015 годы и текущий период 2016 года". Основанием проведения контрольного мероприятия и, соответственно, запрашиваемых документов является пункт 2.4 плана работы КСП Тайшетского района на второе полугодие 2016г., утвержденного распоряжением председателя КСП от 30.06.2016г. № 109-р.

Департамент полагая, что указанный запрос не соответствует требованиям статьи 13 Закона о КСО, не исполнил незаконные требования КСП, о чем уведомил КСП письмом от 12.09.2016г. № 1248. В письме полностью изложены правовые основания признания Запроса незаконным. Кроме того, Департамент, воспользовался своим правом обжалования действий контрольно-счетного органа в представительный орган муниципального образования, что предусмотрено частью 2 статьи 17 Закона о КСО. Одновременно с этим Департамент обратился в Тайшетскую межрайонную прокуратуру с вопросом проверки действий должностных лиц КСП Тайшетского района при проведении контрольного мероприятия по проверке финансово-хозяйственной деятельности МУП "Бузыкановское" на предмет его соответствия полномочиям контрольно-счетного органа муниципального образования при исполнении им функции внешнего муниципального финансового контроля, а также дачи разъяснений на предмет законности полученного Запроса (копия письма от 12.09.2016г. № 1246 прилагается). Об указанных действиях Департамента КСП также информировано письмом от 12.09.2016г. № 1248.

До настоящего времени ответа на жалобу из Думы Тайшетского района не получен, в связи с чем, Департамент полагает, что вопрос законности действий КСП и Запроса не разрешен.

Тайшетской прокуратурой 16.09.2016г. направлен ответ за №07-32/16 (копия прилагается), в котором высказывает мнение, что в деятельности КСП превышения полномочий не усматривается.

Тем не менее, не смотря на неразрешенные сомнения и противоречия, административный ответчик направляет в адрес административного истца оспариваемое предписание, которым фактически требует незамедлительного исполнения незаконного запроса, в связи с чем административный истец считает содержащиеся в нем требования незаконными.

Административный истец считает решение административного ответчика о направлении предписания незаконным по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 11 Закона о КСО контрольно-счетные органы при осуществлении внешнего государственного и муниципального финансового контроля руководствуются Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, а также стандартами внешнего государственного и муниципального финансового контроля.

В соответствии с частью 4 статьи 16 Закона о КСО предписание направляется контрольно-счетным органом в случае выявления нарушений, требующих безотлагательных мер по их пресечению и предупреждению, а также в случае воспрепятствования проведению должностными лицами контрольно-счетных органов контрольных мероприятий.

На основании части 4 статьи 16 Положения о Контрольно-счетной палате Тайшетского района, утвержденного решением Думы Тайшетского района от 27.12.2011г. №88, в случае выявления нарушений, требующих безотлагательных мер по их пресечению и предупреждению, воспрепятствования проведению должностными лицами Контрольно-счетной палаты района контрольных мероприятий, а также в случаях несоблюдения сроков рассмотрения представлений Контрольно-счетная палата района направляет в органы местного самоуправления, проверяемые организации и их должностным лицам предписание.

В силу статьи 11 Положения №88 содержание направлений деятельности Контрольно-счетной палаты района, порядок ведения дел, подготовки и проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и иные вопросы внутренней деятельности Контрольно-счетной палаты определяются Регламентом Контрольно­-счетной палаты района. Регламент Контрольно-счётной палаты района утверждается председателем Контрольно-счётной палаты района.

Регламент Контрольно-счетной палаты Тайшетского района утвержден распоряжением председателя КСП от 20.12.2013г. №35-р (далее - Регламент КСП, копия прилагается).

Разделом 9 Регламента КСП определены основания для проведения контрольного, экспертно-аналитического мероприятия. Пунктами 9.1, 9.2, 9.3 Регламента КСП установлено, что контрольное или экспертно-аналитическое мероприятие проводится на основании плана работы на полугодие или внеплановых мероприятий. Обязательным условием проведения контрольного или экспертно-аналитического мероприятия является наличие утвержденной председателем КСП программы, оформляемой в соответствии с требованиями пункта 10 настоящего Регламента. Проведение контрольного или экспертно-аналитического мероприятия оформляется распоряжением председателя КСП.

Проведение контрольного мероприятия "Проверка финансово-хозяйственной деятельности МУП "Бузыкановское" Тайшетский район за 2014-2015 годы и текущий период 2016 года" предусмотрено пунктом 2.4. плана работы КСП Тайшетского района на второе полугодие 2016г., утвержденного распоряжением председателя КСП от 30.06.2016г. №109-р, и запланировано на 3 квартал 2016г.

В соответствии с пунктом 7 программы проведения контрольного мероприятия "Проверка финансово-хозяйственной деятельности МУП "Бузыкановское" Тайшетский район за 2014-2015 годы и текущий период 2016 года", утвержденной 31.08.2016г., сроки начала и окончания проведения контрольного мероприятия установлены с 12.09.2016г. по 15.11.2016г.

В соответствии с пунктами 10.2, 10.3 Регламента КСП решение о проведении контрольного мероприятия, оформляется распоряжением председателя КСП не позднее, чем за три рабочих дня до даты начала контрольного мероприятия. Сотрудник КСП, уполномоченный на проведение проверки, не позднее, чем за один рабочий день, предшествующий дате начала контрольного мероприятия, направляет руководителю проверяемой организации уведомление о контрольном мероприятии, подписанное председателем и оформленное в соответствии с приложением 2 к настоящему Регламенту.

В силу пункта 11.1 Регламента КСП датой начала контрольного мероприятия считается дата предъявления руководителем контрольной группы удостоверения на проведение контрольного мероприятия руководителю (лицу, его замещающему) проверяемой организации или лицу, им уполномоченному.

Таким образом, на дату получения Запроса (31.08.2016г.), на дату требования исполнения Запроса (до 12.09.2016г.), в силу пункта 7 программы проведения контрольного мероприятия, направление Запроса и требование его исполнения до указанной в Запросе даты следует считать незаконным, поскольку проведение контрольного мероприятия еще не началось. Кроме того, на дату внесения Предписания (15.09.2016г.), в силу требования пунктов 10.2, 10.3, 11.1 Регламента КСП, указанное выше контрольное мероприятие не может считаться начатым, поскольку руководителем административного истца уведомление о контрольном мероприятии не получено, руководителем контрольной группы удостоверение на проведение контрольного мероприятия не предъявлено.

Направление административным ответчиком в адрес административного истца оспариваемого предписания незаконно также по следующим основаниям.

В силу части 4 статьи 16 Закона о КСО, части 4 статьи 16 Положения №88 основанием направления контрольно-счетным органом предписания является, в том числе, воспрепятствование проведению должностными лицами контрольно-счетных органов контрольных мероприятий. Поскольку, как указано выше, административный истец в силу требований пунктов 10.2, 10.3, 11.1 Регламента КСП полагает контрольное мероприятие не начатым, следовательно, невозможно говорить о воспрепятствовании не проводимому (не начатому) контрольному мероприятию.

Кроме того, административным ответчиком нарушены процедуры, предусмотренные разделом 14 Регламента КСП, а именно: соответствующий акт не составлен и не доведен до руководителя административного истца.

Совокупность изложенных обстоятельств и фактов свидетельствуют о возможности признания решения по направлению предписания и требований, изложенных в предписании, незаконными.

В исковом заявлении муниципальное учреждение «Департамент по управлению муниципальным имуществом администрации Тайшетского района»просит суд признать незаконным предписание Контрольно-счетной палаты Тайшетского района от 15.09.2016 г. №344-04-01/11.

В судебном заседании представитель административного истца Рыбников В.А. исковые требования поддержал по доводам и основаниям, указанным в исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Контрольно-счетной палаты Тайшетского района по доверенности Галкин О.О. просил суд отказать в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям. С подобной жалобой МУ «ДУМИ» обращалось в Тайшетскую межрайонную прокуратуру. Из Прокуратуры в МУ «ДУМИ» был представлен ответ о рассмотрении обращения «О превышении должностных полномочий КСП Тайшетского района» от 15.09.2016 г. № 07-32/16. В ответе Прокуратуры указано, что в действиях КСП Тайшетского района не усматривается превышения должностных полномочий и что КСП действует на основании и в соответствии с законодательством РФ в рамках предоставленных полномочий.

В соответствии с ч. 4-7 ст. 16 Федерального закона от 07.02.2011 N6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" установлены требования к предписаниям контрольно-счетного органа.

Так, в случае выявления нарушений, требующих безотлагательных мер по их пресечению и предупреждению, а также в случае воспрепятствования проведению должностными лицами контрольно-счетных органов контрольных мероприятий контрольно-счетные органы направляют в органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам предписание.

Предписание контрольно-счетного органа должно быть исполнено в установленные в нем сроки.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение предписания контрольно-счетного органа влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации.

Кроме того Контрольно-счетная палата Тайшетского района (далее КСП Тайшетского района), не согласна с требованиями МУ «ДУМИ» по следующим основаниям:

Контрольно-счетной палатой Тайшетского района был направлен в адрес Начальника МУ «ДУМИ» администрации Тайшетского района В.А. Рыбникова Запрос «о предоставлении информации» от 31.08.2016 г. № 328-04-01/11, в рамках проведения контрольного мероприятия «Проверка финансово-хозяйственной деятельности МУП «Бузыкановское» Тайшетского района за 2014-2015 годы и текущий период 2016 года».

Контрольное мероприятие проводится в соответствии с п. 2.4. плана работы КСП Тайшетского района на второе полугодие 2016 г., утвержденного распоряжением Председателя КСП Тайшетского района от 30.06.2016 г. № 109-р.

Указанным Запросом МУ «ДУМИ» было предложено представить следующие документы, в рамках проведения контрольного мероприятия:

- Выписки из реестра муниципального имущества Тайшетского района, переданное в МУП «Бузыкановское» как взнос в уставный фонд, на праве хозяйственного ведения (праве оперативного управления), а также переданное в безвозмездное пользование;

- Копии свидетельств о государственной регистрации на переданное недвижимое имущество;

  • Копии договоров на право пользования муниципальным имуществом на праве хозяйственного ведения (праве оперативного управления), а также переданное в безвозмездное пользование;
  • Копии актов на списание муниципального имущества, с приложением документов, являющихся основанием на списание имущества за 2014-2015 годы и текущий период 2016 года.

Установлен срок исполнения Запроса до 12.09.2016 г. (9 рабочих дней).

В адрес Контрольно-счетной палаты Тайшетского района 12.09.2016 г. был представлен ответ на указанный Запрос «о предоставлении информации» от 31.08.2016 г. № 328-04-01/11 от Муниципального учреждения «ДУМИ» за подписью начальника В.А. Рыбникова о том, что он отказывается представлять документы в адрес КСП Тайшетского района.

На день внесения Предписания Запрос «о предоставлении информации» Контрольно-­счетной палаты Тайшетского района не исполнен начальником МУ «ДУМИ» В.А. Рыбниковым.

В связи с тем, что отсутствие вышеназванных документов (материалов, данных или информации), создавало препятствие сотрудникам Контрольно-счетной палаты Тайшетского района в проведении контрольного мероприятия: «Проверка финансово-хозяйственной деятельности МУП «Бузыкановское» Тайшетского района за 2014-2015 годы и текущий период 2016 года» в адрес МУ «ДУМИ» было внесено предписание Контрольно-счетной палаты Тайшетского района от 15.09.2016 г. № 344-04-01/11 об устранении нарушений и предоставлении требуемых документов.

Часть 2 ст.17 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ устанавливает право проверяемых организаций обратиться с жалобой на действия (бездействие) контрольно-счетных органов в законодательные (представительные) органы, оспаривание в судебном порядке актов, представлений, внесенных органами внешнего финансового контроля, вышеуказанными нормативными правовыми актами не предусмотрено.

Свое право на обжалование действий КСП Тайшетского района МУ «ДУМИ» администрации «Тайшетского района» реализовала, обратившись с жалобой в представительный орган - Думу Тайшетского района, по результатам рассмотрения жалобы нарушений не установлено, т.к. в адрес КСП никаких замечаний не поступало.

19.06.2016 года вх. № 279 от МУ «ДУМИ» поступили запрашиваемые документы согласно оспариваемого предписания, соответственно, на момент подачи административного искового заявления МУ «ДУМИ» исполнило предписание КСП Тайшетского района. В этот же день 19.06.2016 года вх. № 280 в адрес КСП Тайшетского района от МУ «ДУМИ» поступило указанное административное исковое заявление «о признании незаконным предписания акта органа местного самоуправления». Для КСП Тайшетского района остается не понятным смысл обжалования предписания, после его исполнения.

В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 6-ФЗ от 07 февраля 2011 года «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»: требования и запросы должностных лиц контрольно-счетных органов, в том числе, для исполнения органами местного самоуправления, должны быть связаны с осуществлением ими своих должностных полномочий, установленных законодательством РФ, субъекта РФ, муниципальными нормативными правовыми актами.

Полномочия КСП определены частями 2 и 3 ст. 9 Федерального закона № 6-ФЗ и ст. 268.1 БК РФ, к которым, помимо прочего, относится контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом; контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации.

По смыслу положений части 4 статьи 9 Федерального закона № 6-ФЗ и части 1 статьи 266.1 БК РФ объектами контроля КСП могут быть муниципальные унитарные предприятия.

С учетом выше обозначенных положений федерального законодательства, КСП Тайшетского района является органом, правомочным проводить проверку соблюдения законности муниципальным унитарным предприятием в сфере бюджетного законодательства и законодательства, в области управления и распоряжения муниципальным имуществом

Суд, выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Общие принципы организации, деятельности и основные полномочия контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и контрольно-счетных органов муниципальных образований установлены Федеральным законом от 07.02.2011 года N 6-ФЗ (ред. от 04.03.2014) "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Федеральным законом N 6-ФЗ).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона N 6-ФЗ правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Бюджетным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. В случаях и порядке, установленных федеральными законами, правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований осуществляется также законами субъекта Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 07.02.2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования.

Согласно части 2 статьи 9 Федерального закона N 6-ФЗ контрольно-счетный орган муниципального образования осуществляет следующие основные полномочия:

1) контроль за исполнением местного бюджета;

2) экспертиза проектов местного бюджета;

3) внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета;

4) организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств местного бюджета, а также средств, получаемых местным бюджетом из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

5) контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в том числе охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, принадлежащими муниципальному образованию;

6) оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств местного бюджета, а также оценка законности предоставления муниципальных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет средств местного бюджета и имущества, находящегося в муниципальной собственности;

7) финансово-экономическая экспертиза проектов муниципальных правовых актов (включая обоснованность финансово-экономических обоснований) в части, касающейся расходных обязательств муниципального образования, а также муниципальных программ;

8) анализ бюджетного процесса в муниципальном образовании и подготовка предложений, направленных на его совершенствование;

9) подготовка информации о ходе исполнения местного бюджета, о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и представление такой информации в представительный орган муниципального образования и главе муниципального образования;

10) участие в пределах полномочий в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции;

11) иные полномочия в сфере внешнего муниципального финансового контроля, установленные федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом и нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Согласно плану работы Контрольно-счётной палаты Тайшетского района на второе полугодие 2016 года, утвержденного распоряжением председателя КСП Тайшетского района от 30.06.2016 г. №109-р предусмотрено проведение контрольного мероприятия «проверка финансово-хозяйственной деятельности МУП «Бузыкановское» Тайшетского района» (основание п.5 ч.2 ст. 9 закона №6ФЗ).

В соответствии с программой проведения контрольного мероприятия «проверка финансово-хозяйственной деятельности МУП «Бузыкановское» Тайшетского района» объектами контрольного мероприятия являются МУП «Бузыкановское», МУ ДУМИ администрации Тайшетского района.

В части 1 статьи 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, чтообъектами государственного (муниципального) финансового контроля (далее - объекты контроля) являются:

главные распорядители (распорядители, получатели) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;

финансовые органы (главные распорядители (распорядители) и получатели средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) в части соблюдения ими целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также достижения ими показателей результативности использования указанных средств, соответствующих целевым показателям и индикаторам, предусмотренным государственными (муниципальными) программами;государственные (муниципальные) учреждения; государственные (муниципальные) унитарные предприятия; государственные корпорации и государственные компании;

Муниципальное учреждение «Департамент по управлению муниципальным имуществом администрации Тайшетского района» осуществляет полномочия по распоряжению и контролю за всем муниципальным имуществом и, следовательно, несет ответственность за надлежащее и рациональное использование, включая надлежащее оформление управленческих документов. Департамент, являясь муниципальным учреждением, наделенным полномочиями по управлению муниципальным имуществом, администратором дохода бюджета муниципального образования от использования данного имущества, а также распорядителем средств бюджета муниципального образования, направленных на содержание данного имущества, в соответствии со статьей 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации является объектом муниципального финансового контроля.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" органы государственной власти и государственные органы субъектов Российской Федерации, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления и муниципальные органы, организации, в отношении которых контрольно-счетные органы вправе осуществлять внешний государственный и муниципальный финансовый контроль, их должностные лица, а также территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и их структурные подразделения в установленные законами субъектов Российской Федерации сроки обязаны представлять в контрольно-счетные органы по их запросам информацию, документы и материалы, необходимые для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятия.

Частью 2 статьи 15 указанного Федерального закона определено, что порядок направления контрольно-счетными органами запросов, указанных в части 1 настоящей статьи, определяется законами субъектов Российской Федерации или муниципальными нормативными правовыми актами и регламентами контрольно-счетных органов.

Статьей 3 Закона Иркутской области от 28.12.2012 N 150-ОЗ "Об отдельных вопросах организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований Иркутской области" установлено, что органы государственной власти Иркутской области и иные государственные органы Иркутской области, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области и иные муниципальные органы муниципальных образований Иркутской области, организации, в отношении которых контрольно-счетный органвправе осуществлять внешний муниципальный финансовый контроль, их должностные лица, а также территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и их структурные подразделения обязаны представлять в контрольно-счетный орган по его запросам информацию, документы и материалы, необходимые для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, в срок не позднее десяти рабочих дней со дня получения запроса.

Статьей 14 муниципального правового акта - Положения о Контрольно-счетной палате Тайшетского района, утвержденного решением Думы Тайшетского района №88 от 27.12.2011 года предусмотрено, что должностные лица Контрольно-счетной палаты района при осуществлении возложенных на них должностных полномочий имеют право в пределах своей компетенции направлять запросы должностным лицам территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, органов государственной власти и государственных органов иркутской области, органов местного самоуправления, муниципальных органов и организаций; в перделах своей компетенции знакомиться со всеми необходимыми документами, касающимися финансово-хозяйственной деятельности проверяемых органов и организаций, в том числе в установленном порядке с документами, содержащими государственную служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну.

Регламентом контрольно-счетной палаты Тайшетского района, утвержденного распоряжением председателя КСП от 20.12.2013 г. №35-р предусмотрен порядок направления Контрольно-счетной палатой запросов.

Так, письменный запрос КСП в рамках контрольного, экспертно-аналитического мероприятия подготавливается руководителем контрольного, экспертно-аналитического мероприятия с учётом требований Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», законов Иркутской области, муниципальных нормативных правовых актов, настоящего Регламента и стандартов проведения контрольного, экспертно-аналитического мероприятия.

Письменный запрос КСП подписывается председателем и направляется в адрес руководителя органа, организации, в отношении которой осуществляется внешний муниципальный финансовый контроль.

Направление письменных запросов КСП осуществляется заблаговременно и обеспечивается соответствующим руководителем контрольного или экспертно-аналитического мероприятия.

Письменный запрос КСП направляется заказным письмом с уведомлением о вручении либо иным способом, гарантирующим его получение адресатом.

Частью 1,3 статьи 15 Положения о Контрольно-счетной палате Тайшетского района предусмотрена обязанность проверяемых органов и организаций в установленные законом Иркутской области сроки предоставлять по запросам Контрольно-счетной палаты информацию, документы и материалы, необходимые для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий; проверяемые органы и организации должны обеспечить должностным лицам Контрольно-счетной палаты района возможность ознакомления с управленческой и иной отчетностью и документацией, документами, связанными с формированием и исполнением районного бюджета, использованием собственности муниципального образования «Тайшетский район», информационными системами и технической документацией к ним, а также иными документами, необходимыми для выполнения Контрольно-счетной палатой района ее полномочий.

31 августа 2016 года в адрес Департамента по управлению муниципальным имуществом администрации Тайшетского района поступил запрос Контрольно-счетной палаты Тайшетского района от 31.08.2016г. № 328-04-01/11. Указанным запросом предписано предоставить КСП документы, связанные с проведением контрольного мероприятия "Проверка финансово-­хозяйственной деятельности МУП "Бузыкановское" Тайшетский район за 2014-2015 годы и текущий период 2016 года":

выписки из реестра муниципального имущества Тайшетского района, переданного в МУП «Бузыкановское» как взнос в уставной фонд, на праве хозяйственного ведения (праве оперативного управления), а также переданное в безвозмездное пользование;

копии свидетельств о государственной регистрации на переданное недвижимое имущество;

копии договоров на право пользования муниципальнымимуществеом на праве хозяйственного ведения (праве оперативного управления), а также переданное в безвозмездное пользование;

копии актов на списание муниципального имущества, с приложением документов, являющихся основанием на списание имущества за 2014-2015 годы и текущий период 2016 года.

12 сентября 2016 года Департамент по управлению муниципальным имуществом администрации Тайшетского района направил в адрес КСП Тайшетского района письмо от 12.09.2016г. № 1248, об отказе в предоставлении сведений, в связи с тем, что запрос противоречит положениям статьи 13 Федерального закона 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".

Кроме того, направление запроса незаконно и в связи с тем, что начало проведения контрольного мероприятия установлено с 12.09.2016 года.

Оценивая доводы административного истца о незаконности запроса Контрольно-счетной палаты Тайшетского района от 31.08.2016г. № 328-04-01/11, суд приходит к следующему. В полномочия контрольно-счетного органа входит осуществление контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, административный истец является объектом является объектом муниципального финансового контроля и субъектом, который обязан представлять информацию, документы необходимые для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, срок исполнения запроса соответствует требованиям, установленным статьей 3 Закона Иркутской области от 28.12.2012 N 150-ОЗ.

Буквальное содержание запроса Контрольно-счетной палаты Тайшетского района от 31.08.2016г. № 328-04-01/11, плана работы КСП Тайшетского района на второе полугодие 2016 года позволяет прийти к выводу, что запрашиваемые документы обусловлены проверкой, проводимой в соответствии с полномочиями, предусмотренными п.5 ч.2 ст. 9 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», соответственно доводы о нарушении органом муниципального финансового контроля требований ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ являются необоснованными.

Действительно программой проведения контрольного мероприятия «Проверка финансово-хозяйственной деятельности МУП «Бузыкановское» Тайшетского района» за 2014-2015 годы и текущий период 2016 года» предусмотрено начало контрольного мероприятия с 12.09.2016 года, однако данное обстоятельство не свидетельствует о незаконности запроса контрольно-счетного органа.

Так, ни положениями Федерального закона 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" ни Закона Иркутской области от 28.12.2012 N 150-ОЗ "Об отдельных вопросах организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований Иркутской области", ни Положения о Контрольно-счетной палате Тайшетского района не предусмотрено, что право контрольно-счетного органа по направлению запроса о предоставлении информации и документов для осуществления возложенных полномочий возникает только после того как контрольно-счетный орган приступил непосредственно к проведению контрольного мероприятия. Право контрольно-счетных органов запрашивать информацию и документы, а обязанность соответствующих лиц предоставлять запрашиваемую информацию и документы, обусловлено только тем, что вправе ли контрольно-счетный орган осуществлять внешний государственный и муниципальный финансовый контроль в отношении органа, организации и учреждения которому направлен запрос. В данном случае МУ ДУМИ Тайшетского района является объектом муниципального контроля, а также муниципальным органом, который обязан предоставлять ответ на запрос.

Часть 3 статьи 15 Федерального закона 07.02.2011 N 6-ФЗзапрещает контрольно-счетным органам запрашивать документы и материалы при условии, что указанные материалы, необходимые для проведения контрольных мероприятий, уже были предоставлены. В данном случае указанных оснований административным истцом не заявлено, сведений о нарушении положений закона не представлено.

Требованиями статьи 16 закона N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований» установлено, что в случае выявления нарушений, требующих безотлагательных мер по их пресечению и предупреждению, а также в случае воспрепятствования проведению должностными лицами контрольно-счетных органов контрольных мероприятий контрольно-счетные органы направляют в органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам предписание. Предписание контрольно-счетного органа должно содержать указание на конкретные допущенные нарушения и конкретные основания вынесения предписания. Предписание контрольно-счетного органа подписывается председателем контрольно-счетного органа либо его заместителем.Предписание контрольно-счетного органа должно быть исполнено в установленные в нем сроки.

Поскольку запрос о предоставлении информации от 31.08.2016 года №328-04-01/11 не исполнен в установленный срок, чем было создано препятствие в проведении контрольного-мероприятия «Проверка финансово-хозяйственной деятельности МУП «Бузыкановское» Тайшетского района», то суд приходит к выводу о том, что у председателя КСП Тайшетского района Чабанова В.И. были основания для направления предписания 15.09.2016 года исходящий номер 344-04-01/11.

Факт того, что административным истцом 12.09.2016 приняты меры к оспариванию запроса,не свидетельствует об отсутствии оснований для внесения оспариваемого предписания.

Частью 2 статьи 17 закона N 6-ФЗ предусмотреныгарантии прав проверяемых органов и организаций - право обратиться с жалобой на действия (бездействие) контрольно-счетных органов в законодательные (представительные) органы, при этом законом не предусмотрено, что в случае обжалования действий контрольно-счетного органа исполнение запроса приостанавливается. При этом, ч.2 ст. 17 Положения о Контрольно-счетной палате Тайшетского района предусмотрено, подача заявления не приостанавливает действия предписания.

По смыслу статьей 218, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решения и действия (бездействие) органа, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, могут быть признаны соответственно недействительными, незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действия (бездействия) закону и нарушения таким решением, действием (бездействием) прав и законных интересов.

Таким образом, при недоказанности хотя бы одного из названных условий административное исковое заявление не может быть удовлетворено.

Как указывает административный истец, права и законные интересы на нормальную реализацию своих функций как структурного подразделения органа местного самоуправления по организации и осуществлению управления муниципальной собственностью нарушаются путем дезорганизации деятельности административного истца, отвлечения специалистов на исполнение своих, ничем не обоснованных, незаконных требований в существенных объемах.

Однако, суд полагает, что совокупность представленных суду доказательств не подтверждает, что оспариваемые действия нарушают права и законные интересы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, что по мнению суда, является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст.175 -180 Кодекса административного судопроизводства, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать муниципальному учреждению «Департамент по управлению муниципальным имуществом администрации Тайшетского района»в удовлетворении административного искового заявления к административному ответчику Контрольно-счетной палате Тайшетского района о признании незаконным предписания Контрольно-счетной палаты Тайшетского района от 15.09.2016 г. №344-04-01/11.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Иркутского областного суда путем подачи жалобы через Тайшетский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: Абрамчик И.М.