ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2469/2021 от 28.09.2021 Кировского районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Дело № 2а-2469/2021

24RS0028-01-2020-003227-38

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Красноярск 28 сентября 2021 года

Кировский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Мугако М.Д.,

при секретаре Болдаревой Е.Е.,

с участием: представителя административного истца ФИО1, представителя административного ответчика и заинтересованного лица администрации г. Красноярска ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО3 к департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратился в суд с административным иском (с учетом уточнения) к ответчику о признании незаконным отказа ответчика от 20.08.2020 в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером , по адресу <адрес>, возложении обязанности направить истцу проект договора купли-продажи земельного участка. Истец полагает, что отказ ответчика является незаконным, поскольку сооружение АЗС, расположенное на земельном участке, находится в его собственности, основания для отказа в передаче земельного участка в собственность отсутствуют.

Представитель истца в судебном заседании поддержала заявленные требования по изложенным в иске основаниям, с учетом уточнения.

Представитель ответчика и заинтересованного лица возражала против удовлетворения иска.

Истец и представители заинтересованных лиц администрации Кировского района в г. Красноярске, управления архитектуры администрации г. Красноярска, МКУ «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства, ООО «КрасКом», ООО «Региональная сетевая компания», извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом и своевременно, не явились.

Согласно ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела. Оснований для признания обязательной явки неявившихся лиц не имеется.

Выслушав представителей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как усматривается из выписки из Единого государственного реестра недвижимости, ФИО3 является собственником АЗС по адресу: <адрес>. Строительство АЗС завершено в 1991 году. Право собственности за истцом зарегистрировано 12.03.2020.

Ранее истец с 2016 года так же являлся собственником данного сооружения АЗС, однако произвел его отчуждение на основании соглашения об отступном от 26.12.2017, а затем вновь приобрел на основании договора купли-продажи от 28.02.2020.

09.06.2020 между департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска и ФИО3 заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером , по адресу: <адрес> на срок по 15.03.2069.

22.07.2020 ФИО3, как собственник сооружения АЗС, обратился к ответчику с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в собственность без проведения торгов на основании ст. 39.14, 39.14, 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.

20.08.2020 департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска отказано истцу в предоставлении земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 3 717 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, в собственность. Отказ мотивирован тем, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах красных линий земель общего пользования.

Согласно п. 1 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

В соответствии с пп. 6 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Подпунктом 3 п. 5 ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.

В указанной статье, в числе прочих оснований для отказа в предоставлении земельного участка в собственность физических и юридических лиц, указано: в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (пункт 6).

В соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

В силу понятий, изложенных в п. 11 и 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования (территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов.

Согласно ч. 1 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.

Видами документации по планировке территории в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации являются: проект планировки территории (пункт 1); проект межевания территории (пункт 2).

Установление границ территорий общего пользования в соответствии с ч. 1 ст. 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации осуществляется при подготовке проектов планировки территории, основная часть которого включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются в том числе красные линии (часть 3).

Пунктом 2 ч. 6 ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что красные линии отображаются и на чертежах проекта межевания территорий.

Из указанных норм права следует, что нахождение земельного участка в соответствии с утвержденными документами территориального планирования в границах красных линий, определяющих территории общего пользования, является препятствием для предоставления земельного участка в частную собственность.

Постановлением администрации г. Красноярска № 833 от 25.12.2015 утвержден Проект планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа г. Красноярск.

Как указано в Проекте планировки, его подготовка осуществлена с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, и является более детальной проработкой основных планировочных решений, заложенных в Генеральном плане городского округа город Красноярск, утвержденном Решением Красноярского городского Совета депутатов от 13.03.2015 № 7-107.

Подготовка Проекта планировки осуществлена для выбора наиболее эффективной транспортной модели, обеспечивающей сбалансированное развитие и комфортную среду проживания; установления параметров улично-дорожной сети, объектов транспортной инфраструктуры, объектов общественного пользования (бульваров, скверов, площадей и др.), в том числе объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

Постановлением администрации г. Красноярска № 22 от 15.01.2016 утвержден Проект планировки и межевания территории жилого района «Мичуринский».

Исходя из Проекта планировки, площадь территории жилого района «Мичуринский» в границах проектирования составляет 194,91 га, в том числе площадь территории жилой застройки - 54,95 га (включая территории многоэтажной застройки - 44,57 га и территории ДОУ и школ - 10,38 га), территории общественно-деловой застройки - 26,08 га и коммунальной застройки - 40,41 га, территории рекреационных зон - 13,87 га, территория транспортной инфраструктуры - 59,60 га.

Согласно сведениям Государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности земельный участок с кадастровым номером находится в границах территории общего пользования, утвержденной Постановлением администрации г. Красноярска № 22 от 15.01.2016 и Постановлением администрации г. Красноярска № 833 от 25.12.2015.

В разделе 3 сведений Государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности «Планировка территории» указано, что земельный участок находится в границах зон улиц, дорог, линий связи, объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, озеленения вдоль пешеходных путей.

В Государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности содержатся участки чертежей Проекта планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа г. Красноярска и Проекта планировки и межевания территории жилого района «Мичуринский», на которых наглядно видно расположение земельного участка в границах красных линий, обозначающих места общего пользования, а именно территории улично-дорожной сети и озеленения.

Согласно ст. 56, 57 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено создание и эксплуатация государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, содержащих сведения, документы, материалы о развитии территорий, об их застройке, о существующих и планируемых к размещению объектах капитального строительства и иные необходимые для осуществления градостроительной деятельности сведения.

Государственные информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя сведения, документы и материалы в текстовой и графической формах.

Целью ведения государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной деятельности.

Государственные информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя, в том числе правила землепользования и застройки, проекты планировки территории.

Порядок ведения государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности установлен Постановлением Правительства РФ от 13.03.2020 № 279 «Об информационном обеспечении градостроительной деятельности».

Учитывая изложенное, у суда не имеется оснований не доверять представленным ответчиком сведениям из Государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, в том числе графическим чертежам.

Руководствуясь ст. 59, 61 КАС РФ, суд полагает, что сведения из Государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности являются допустимым доказательством установления границ территорий общего пользования.

В случае несогласия непосредственно с градостроительной документацией, в том числе проектами планировки, истец вправе оспорить ее в установленном законом порядке либо воспользоваться правом, предусмотренным Порядком, утвержденным Постановлением администрации г. Красноярска от 26.10.2020 № 855, и направить в управление архитектуры администрации г. Красноярска заявление о принятии решения о подготовке проекта внесения изменений в документацию по планировке территории.

Исходя из осмотра, произведенного специалистами ответчика, в рамках земельного контроля установлен факт нахождения на спорном земельном участке автомастерской, которая не зарегистрирована в качестве объекта недвижимости.

Согласно ст. 178, ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.

Как разъяснено в п. 61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» при этом суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.

Например, при недоказанности обстоятельств, указанных в оспариваемом решении органа государственной власти и послуживших основанием для его принятия, суд не вправе отказать в признании такого решения незаконным, ссылаясь на наличие установленных им иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения.

Учитывая изложенное, поскольку административный истец в оспариваемом решении от 20.08.2020 не приводит в качестве основания отказа наличие на испрашиваемом земельном участке иных строений, данное обстоятельство не может являться основанием для отмены оспариваемого решения.

Решение Кировского районного суда г. Красноярска от 28.09.2017 по делу 2а-2562/2017 не имеет правового значения для рассмотрения настоящего дела, поскольку имеет другой предмет (оспаривание отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка от 25.04.2017) и принято по другим основаниям (на момент рассмотрения дела право собственности ФИО3 на АЗС было зарегистрировано на основании договора купли-продажи от 28.12.2016).

Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения иска не имеется.

Отказ в предоставлении земельного участка в собственность не нарушает права ФИО3, как собственника АЗС, на ее эксплуатацию по назначению, поскольку и земельное и градостроительное законодательство исходит из сохранения прав на использование объектов капитального строительства и земельных участков под ними по прежнему фактическому разрешенному использованию в случае, когда происходит изменение градостроительной документации, предусматривающей иное зонирование территории (ст. 30, 36 Градостроительного кодекса РФ).

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска отказать в полном объеме.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Кировский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.

В окончательной форме изготовлено 11.10.2021.

Судья Мугако М.Д.