Дело № 2а-246/2022 (УИД 50RS0050-01-2022-000056-07)
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Шатура Московской области 03 февраля 2022 г.
Шатурский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Грошевой Н.А.,
при секретаре Родиной М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к администрации Городского округа Шатура Московской области о признании недействующим постановления администрации Городского округа Шатура Московской области от 16.04.2021 № 715 «О внесении изменений в реестр контейнерных площадок для сбора ТКО на территории Городского округа Шатура» в части включения в реестр площадок под №№ 157, 158, 159, расположенных в д. Лузгарино Городского округа Шатура Московской области,
установил:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к администрации Городского округа Шатура Московской области о признании недействующим постановления администрации Городского округа Шатура Московской области от 16.04.2021 № 715 «О внесении изменений в реестр контейнерных площадок для сбора ТКО на территории Городского округа Шатура» в части включения в реестр площадок под №№ 157, 158, 159, расположенных в д. Лузгарино Городского округа Шатура Московской области, поскольку в приложении к нему содержится информация, не соответствующая действительности, а именно указано наличие в д. Лузгарино Городского округа Шатура контейнерных площадок, которые по факту отсутствуют.
Постановление, которым утверждена информация, не советующая действительности, нарушает его права, в том числе право на получение коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, вводит в заблуждение жителей Городского округа и органы государственной власти.
Просит с учетом принятых к рассмотрению уточнений признать недействующим со дня принятия постановление администрации Городского округа Шатура Московской области от 16.04.2021 № 715 «О внесении изменений в реестр контейнерных площадок для сбора ТКО на территории Городского округа Шатура» в части включения в реестр контейнерных площадок для сбора ТКО на территории Городского округа Шатура площадок под номерами 157, 158, 159, расположенных в д. Лузгарино Городского округа Шатура Московской области, по причине их отсутствия на момент принятия постановления.
Административный истец ФИО1 в судебном заседании поддержал изложенное в административном исковом заявлении, просил заявленные требования удовлетворить, дополнительно пояснив, что оспариваемым постановлением нарушены его права, поскольку до настоящего времени контейнерные площадки в д. Лузгарино отсутствуют, услуга по вывозу ТКО ему и жителям деревни не оказывается, кроме того, до настоящего времени решение о создании реестра контейнерных площадок для сбора ТКО на территории Городского округа Шатура в установленном законом порядке не принято.
Представитель административного ответчика администрации Городского округа Шатура Московской области по доверенности ФИО2 исковые требования не признала, пояснив, что постановлением администрации Городского округа Шатура Московской области от 15.06.2021 № 1231 постановление от 16.04.2021 № 715 «О внесении изменений в реестр контейнерных площадок для сбора ТКО на территории Городского округа Шатура» признано утратившим силу, утвержден реестр контейнерных площадок для сбора ТКО на территории Городского округа Шатура. Обжалуемое постановление находится в открытом доступе, 16.04.2021 было опубликовано на официальном сайте администрации, ФИО1 узнал о нем в мае 2021 г., о чем свидетельствует расписка, однако в суд обратился лишь 13.01.2022, то есть по истечении срока исковой давности. Просила в иске отказать.
Выслушав объяснения сторон, исследовав представленные доказательства, оценив их в совокупности по правилам ст. ст. 59, 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу ч. 1 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных данным Кодексом и другими федеральными законами.
Частью 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации закреплено право граждан, организаций, иных лиц обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из смысла ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, полностью или в части только в том случае, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 является собственником жилого дома по адресу: .
Во исполнение поручения министра жилищно-коммунального хозяйства Московской области ФИО4, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра», а также в целях актуализации реестра контейнерных площадок на территории Городского округа Шатура постановлением администрации Городского округа Шатура Московской области от 16.04.2021 № 715 внесены изменения в реестр контейнерных площадок для сбора ТКО на территории Городского округа Шатура (л.д. 9, приложение л.д. 10-19).
Частью 4 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением случаев установленных законодательством Российской Федерации, когда такая обязанность лежит на других лицах (пункт 3).
Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (пункт 4).
В пределах предоставленных законом полномочий администрацией Городского округа Шатура Московской области 16.04.2021 было принято постановление № 715 «О внесении изменений в реестр контейнерных площадок для сбора ТКО на территории Городского округа Шатура», которое было опубликовано на официальном сайте администрации и в средствах массовой информации.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца; при этом административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Решением Шатурского городского суда Московской области от 19.05.2021, вступившим в законную силу 25.06.2021, на администрацию Городского округа Шатура Московской области возложена обязанность в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать места установки контейнеров, предназначенных для сбора бытовых отходов и мусора в д. Лузгарино Городского округа Шатура Московской области специальными площадками с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченными бордюрами и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющими подъездной путь для автотранспорта, в соответствии с реестром контейнерных площадок для сбора ТКО на территории Городского округа Шатура Московской области.
Постановлением администрации Городского округа Шатура Московской области от 15.06.2021 № 1231 признано утратившим силу постановление администрации Городского округа Шатура Московской области от 16.04.2021 № 715 «Об утверждении реестра существующих и планируемых к созданию контейнерных площадок для сбора ТКО на территории Городского округа Шатура».
Как видно из материалов настоящего административного дела, оспариваемое постановление на момент подачи административного иска являлось недействующими в связи с принятием постановления администрации Городского округа Шатура от 15.06.2021 № 1231 «Об утверждении реестра контейнерных площадок для сбора ТКО на территории Городского округа Шатура».
Кроме того, следует признать заслуживающими внимания и доводы представителя администрации Городского округа Шатура Московской области о пропуске административным истцом срока обращения в суд с указанным административным иском.
В силу части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Учитывая приведенные требования процессуального закона, принимая во внимание дату утраты силы оспариваемого постановления – 15.06.2021, дату обращения в суд с административным иском – 13.01.2022 (по прошествии семи месяцев), суд приходит к выводу о пропуске административным истцом установленного частью 1 статьи 219 КАС РФ трехмесячного срока для обращения в суд срока исковой давности, что является самостоятельным основанием для отказа ФИО1 в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление ФИО1 к администрации Городского округа Шатура Московской области о признании недействующим постановления администрации Городского округа Шатура Московской области от 16.04.2021 № 715 «О внесении изменений в реестр контейнерных площадок для сбора ТКО на территории Городского округа Шатура» в части включения в реестр площадок под №№ 157, 158, 159, расположенных в д. Лузгарино Городского округа Шатура Московской области оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Шатурский городской суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательном виде.
Судья Н.А. Грошева
Мотивированное решение изготовлено 07.02.2022
Судья Н.А. Грошева