ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-246/2022780017-01-2021-003767-92 от 01.02.2022 Петроградского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 2а-246/202278RS0017-01-2021-003767-92

1 февраля 2022 года

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Петроградский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Пешниной Ю.В.,

при помощнике Саковой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Максимова Александра Игоревича к Филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ленинградской области, Управлению Росреестра по Ленинградской области о признании действий незаконными, обязании исключить запись из ЕГРН, взыскании судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

Максимов А.И. обратился в Петроградский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском к Филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ленинградской области (далее по тексту – ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ленинградской области), Управлению Росреестра по Ленинградской области, в котором просил признать незаконными действия ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ленинградской области и Управления Росреестра по Ленинградской области по внесению в Единый государственный реестр (далее по тексту – ЕГРН) записи о зоне минимальных расстояний до компрессорной станции «Северная», реестровый норме 47:07-6.1535 от 12 января 2021 года, на основании решения №PVD-0123/2020-12485 от 9 октября 2020 года поданного ПАО «Газпром» (ИНН 7736050003), в лице представителя ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург»; обязать ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ленинградской области и Управление Росреестра по Ленинградской области исключить из ЕГРН запись о зоне минимальных расстояний до компрессорной станции «Северная» реестровый номер 47:07-6.1535 от 12 января 2021 года; взыскать с административных ответчиков расходы по уплате государственной пошлины.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником 15/100 доли земельных участков с кадастровыми номерами , расположенных по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский р-н, в районе д. Порошкино, участок (Порошкино-2), земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский р-н, Бугровское сельское поселение, земельного участка с кадастровым номером , распложенного по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский р-н. В листах 2 и 10 выписок из ЕГРН указано, что на всю площадь земельных участков с кадастровыми номерами , и частично на площадь земельных участков с кадастровыми номерами установлена Зона минимальных расстояний до компрессорной станции «Северная», реестровый номер 47:07-6.1535 от 12 января 2021 года (эксплуатирующая организация ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» в соответствии с решением № PVD-0123/2020-12485 от 9 октября 2020 года. Как следует из полученных от ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ленинградской области по запросу от административного истца документов: "Описание местоположения границ зоны минимальны расстояний до объекта "Компрессорная станция "Северная"", указанная зона минимальных расстояний до компрессорной станции "Северная", площадью 3001810 +/- 606 кв.м., установлена по адресу: 188660, Ленинградской область, район Всеволожский и внесена 12 января 2021 года в Единый государственный реестр административными ответчиками по заявлению № PVD-0123/2020-12485 от 9 октября 2020 года, поступившему от ПАО "Газпром" (ИНН 7736050003), в лице представителя ООО "Газпром трансгаз Санкт-Петербург", действующего на основании доверенности от 24 сентября 2019 года, на основании п.1 таб. 5 СП 36.13330.2012, Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85* (зона минимальных расстояний до ограждения ГРС составляет 700 м до зданий, строений и сооружений, не относящихся к объектам магистральных трубопроводов. В границах зоны минимальных расстояний не допускается размещение и строительство следующих объектов: Городов и других населенных пунктов; коллективных садов с садовыми домиками, дачных поселков; отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, тепличных комбинатов и хозяйств; птицефабрик; молокозаводов; карьеров разработки полезных ископаемых; гаражей и открытых стоянок для автомобилей индивидуальных владельцев на количество автомобилей свыше 20; установки комплексной подготовки нефти и газа и их групповые и сборные пункты; отдельно стоящих зданий с массовым скоплением людей (школы, больницы, клубы, детские сады и ясли, вокзалы и т.д.); жилых зданий 3-этажных и выше; железнодорожных станций; аэропортов; морских и речных портов и пристаней; гидроэлектростанций; гидротехнических сооружений морского и речного транспорта I-IV классов; мачт (башен) и сооружений многоканальной радиорелейной линии технологической связи трубопроводов; мачт (башен) и сооружений многоканальной радиорелейной связи Министерства связи России и других ведомств; телевизионных башен.). В настоящее время в отношении Зон минимальных расстояний положение, предусмотренное ст. 106 Земельным кодексом Российской федерации, в котором определен порядок подготовки и принятия решения, также определен федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на принятие решения об установлении, изменении, о прекращении существования ЗОУИТ, не утверждено.

Вместе с тем, согласно ч. 12 ст. 26 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрена переходная норма, в соответствии с которой указанный в п. 11 ст. 106 Земельного кодекса Российской Федерации правообладатель зданий, сооружений, в связи с размещением которых до 1 января 2022 года установлена ЗОУИТ, в случае отсутствия сведений о таких зонах в ЕГРН направляет в орган регистрации прав документы, необходимые для внесения сведений о ЗОУИТ в ЕГРН, в целях обеспечения внесения данных сведений в ЕГРН в срок не позднее 1 января 2025 года.

Между тем положениями ч. 16 ст. 26 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», установлено, что до 1 января 2022 года установление, изменение или прекращение существования ЗОУИТ осуществляется в порядке, установленном до дня официального опубликования Федерального закона № 342-ФЗ, т.е., до 3 августа 2018 года. Однако указанный порядок по установлению зон минимальных расстояний, отсутствовал до 3 августа 2018 года, и отсутствует сейчас, т.к., понятие "Зона минимальных расстояний" введено в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 342-ФЗ и ранее такого понятия ни в земельном, ни в градостроительном законодательстве Российской Федерации не существовало, таким образом ЗОУИТ (Зона минимальных расстояний до компрессорной станции "Северная") фактически не установлена.

Для направления правообладателем здания, сооружения, в связи с размещением которого установлена ЗОУИТ, в орган регистрации прав документов, необходимых для внесения в ЕГРН сведений о ЗОУИТ необходимо наличие условий, предусмотренных ч. 8 и ч.16 ст. 26 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

До дня официального опубликования Федерального закона от 3 августа 2018 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» были приняты Правила охраны магистральных трубопроводов, утвержденные Минтопэнерго Российской Федерации 29 апреля 1992 года, Постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 22 апреля 1992 года № 9, Правила охраны магистральных газопроводов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2017 года № 1083, и свод правил "СП 36.13330.2012. Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*, которые в свою очередь, по мнению административного истца, не являются нормативными правовыми актами, устанавливающими границы зон минимальных расстояний. В частности п. 1 таблицы 5 СП 36.13330.2012. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*, устанавливаются минимальные расстояния от объектов газоснабжения до объектов, зданий и сооружений, а не устанавливаются границы зон минимальных расстояний.

Административный истец считает, что действия административных ответчиков по внесению записи в Единый государственной реестр недвижимости о зоне минимальных расстояний до компрессорной станции «Северная», реестровый номер 47:07-6.1535 от 12 января 2021 года, на основании решения № PVD-0123/2020-12485 от 9 октября 2020 года, нарушают его законные права и интересы, в частности в результате внесения записи в Единый государственной реестр недвижимости о зоне минимальных расстояний до компрессорной станции «Северная», реестровый номер 47:07-6.1535 от 12 января 2021 года, на объектах недвижимости, принадлежащих административному истцу на праве общей долевой собственности административными ответчиками были зарегистрированы ограничения (обременения), предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации, которые ограничивают использование принадлежащих административному истцу объектов недвижимости.

В дополнениях к административному иску, административный истец указал, что представленный ПАО «Газпром» на регистрацию административным ответчикам документ - "Описание местоположения границ зоны минимальных расстояний до объекта "Компрессорная станция "Северная", на основании которого в ЕГРН административными ответчиками были внесены сведения о зоне минимальных расстояний до компрессорной станции "Северная", реестровый номер 47:07-6.1535 от 12 января 2021 года, не может являться документом, устанавливающим "зону минимальных расстояний". При составлении указанного документа, заявителем, была совершена грубая подмена оснований, так в пункте 3 Раздела 1, указанного "Описания", заявителем (ПАО "Газпром") дословно указано: «Зона минимальных расстояний до Компрессорной станции "Северная". В соответствии с п.1 таб. 5 СП 36.13330.2012, Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85* зона минимальных расстояний до ограждения станций ГРС составляет 700 м до зданий, строений и сооружений, не относящихся к объектам магистральных трубопроводов. В границах зоны минимальных расстояний не допускается». Между тем положения п. 1 таб. 5 СП 36.13330.2012, Актуализированная редакция СНиП 2.05.06- 85*, не содержат слов: "зона" и/или "зоны", а содержит слова и понятия: "минимальные расстояния".

Также административный истец считает, что несмотря на то, что с технической точки зрения "зоны минимальных расстояний" и "минимальные расстояния", налагают на правообладателей земельных участков, которые расположены в границах указанных "минимальных расстояний" или "зонах минимальных расстояний", одинаковые градостроительные ограничения использования земельных участков, юридические последствия в связи с установлением "зон минимальных расстояний" или "минимальных расстояний", для правообладателей земельных участков, которые расположены в границах указанной территории и непосредственно для административного истца принципиально различны. Так положениями статьи 57.1 Земельного кодекса Российской Федерации, предусмотрено возмещение убытков при ограничении прав в связи с установлением, изменением зон с особыми условиями использования территорий. Положениями пунктов 8, 9 и 13 указанной выше нормы Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривается механизм, порядок и сроки возмещения убытков в связи с установлением зон с особыми условиями. Между тем, положениями части 23 ст. 26 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», установлено, что положения пунктов 8, 9 и 13 статьи 57.1 Земельного кодекса Российской Федерации не применяются в отношении зон с особыми условиями использования территорий, которые и границы которых установлены до дня официального опубликования настоящего Федерального закона. Таким образом правообладатель земельного участка, который находится в зоне с особыми условиями использования территории, установленной до момента опубликования Федерального закона № 342-ФЗ, т.е. до 3 августа 2018 года, не вправе требовать от собственника объекта газоснабжения, возмещения убытков. Таким образом собственник Компрессорной станции "Северная" - ПАО "Газпром", намеренно в установленные ч. 19 ст. 26 ФЗ № 342-ФЗ сроки (т.е. до 1 июня 2019 года) не обеспечил внесение в ЕГРН сведений о "минимальных расстояниях" до компрессорной станции "Северная", а совершив подмену оснований, 9 октября 2020 года, обратился к административным ответчикам и представил для внесения в ЕГРН сведений о "зоне" минимальных расстояний - "Описание местоположения границ зоны минимальных расстояний до объекта "Компрессорная станция "Северная" исказив описание п.1 таб. 5 СП 36.13330.2012, Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*, после чего административными ответчиками 12 января 2021 года в ЕГРН были внесены сведения о "зоне минимальных расстояний" до Компрессорной станции «Северная», реестровый номер 47:07-6.1535 от 12 января 2021 года.

Таким образом, по мнению административного истца, фактически вместо "минимальных расстояний" до Компрессорной станции "Северная", в ЕГРН административными ответчиками внесены сведения о "зоне минимальных расстояний" до компрессорной станции "Северная", в связи с чем административный истец, а так же иные правообладатели земельных участков, находящихся в границах указанной "зоны минимальных расстояний", юридически лишены возможности требовать возмещения убытков, поскольку положения пунктов 8, 9 и 13 статьи 57.1 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) не применяются в отношении зон с особыми условиями использования территорий, которые и границы которых установлены до дня официального опубликования Федерального закона от 3 августа 2018 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», что грубо нарушает права административного истца.

В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены ПАО «Газпром», ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург».

В судебное заседание явился представитель административного истца – Любезно С.В., доводы искового заявления и дополнений к нему поддержал в полном объеме, просит требования удовлетворить.

Представитель административного ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ленинградской области – Тверской Д.Э., поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях, просил в удовлетворении заявленных требований отказать (л.д.119-123).

Представитель заинтересованного лица ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» - 6, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях, просил в удовлетворении заявленных требований отказать (л.д. 162-167).

В судебное заседание не явились представитель административного ответчика Управления Росреестра по Ленинградской области, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, ранее представил письменный отзыв, в котором просил в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме, рассмотреть дело в отсутствие представителя (л.д.126-130), представитель заинтересованного лица ПАО «Газпром», о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д.211), ранее представил письменные объяснения (л.д.192-196).

При таких обстоятельствах, суд руководствуясь ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, которые надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, об отложении судебного заседания не просили.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения явившихся участников процесса, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном этим кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании бездействия органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц.

В силу требований ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Как усматривается из материалов дела, административный истец является собственником 15/100 доли земельных участков с кадастровыми номерами , расположенных по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский р-н, в районе д. Порошкино, участок (Порошкино-2), категории земель: «Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения комической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения», виды разрешенного использования: «строительство, реконструкция и эксплуатация промышленных, коммунально-складских объектов и производства IV-V класса опасности» «для размещения промышленных объектов». Государственная регистрация права собственности административного истца на долю указанных земельных участок произведена 20 июня 2017 года (л.д.21,24, 30,34).

На листе 2 раздела 1 выписок из ЕГРН в отношении земельных участков с кадастровыми номерами в графе «сведения о том, что земельный участок расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории объекта культурного наследия, публичного сервитута» указано: земельный участок полностью расположен в границах зоны с реестровым номером 47:07-6.1535 от 12 января 2021 года, ограничение использования земельного участка в пределах зоны Зона минимальных расстояний до Компрессорной станции «Северная». В соответствии с п. 1 таб. 5 п.1 таб. 5 СП 36.13330.2012, Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85* (зона минимальных расстояний до ограждения ГРС составляет 700 м до зданий, строений и сооружений, не относящихся к объектам магистральных трубопроводов. В границах зоны минимальных расстояний не допускается размещение и строительство следующих объектов: Городов и других населенных пунктов; коллективных садов с садовыми домиками, дачных поселков; отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, тепличных комбинатов и хозяйств; птицефабрик; молокозаводов; карьеров разработки полезных ископаемых; гаражей и открытых стоянок для автомобилей индивидуальных владельцев на количество автомобилей свыше 20; установки комплексной подготовки нефти и газа и их групповые и сборные пункты; отдельно стоящих зданий с массовым скоплением людей (школы, больницы, клубы, детские сады и ясли, вокзалы и т.д.); жилых зданий 3-этажных и выше; железнодорожных станций; аэропортов; морских и речных портов и пристаней; гидроэлектростанций; гидротехнических сооружений морского и речного транспорта I-IV классов; мачт (башен) и сооружений многоканальной радиорелейной линии технологической связи трубопроводов; мачт (башен) и сооружений многоканальной радиорелейной связи Министерства связи России и других ведомств; телевизионных башен.). Вид/наименование: Зона минимальных расстояний до объекта «Компрессорная станция «Северная», тип: иная зона с особыми условиями использования территорий, решения: от 9 октября 2020 года № PVD-0123/2020-12485, от 24 сентября 2020 года № 78/130-н/78-2019-7-1285 (л.д.22, 31).

Административному истцу принадлежи 15/100 доли земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский р-н, Бугровское сельское поселение. Государственная регистрация права собственности на указанную долю земельного участка произведена 1 октября 2019 года (л.д.45, 48). Категории земель: «Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения комической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения», виды разрешенного использования: «строительство, реконструкция и эксплуатация промышленных, коммунально-складских объектов и производства IV-V класса опасности» «для размещения промышленных объектов» (л.д.45).

На листе 10 раздел 4.1 выписки из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером указано, что на площади 12164 кв.м. установлено ограничения прав на земельный участок, предусмотренные ст. 56, 56.1 Земельного кодекса российской федерации; реквизиты документа – основания: доверенность от 24 сентября 2020 года № 78/130-н/78-2019-7-1285; документ содержащий необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения об установлении или изменении территориальной зоны или зоны с особыми условиями использования территорий, либо об отмене установления такой зоны от 9 октября 20320 года № PVD-0123/2020-12485; содержащий ограничения (обременения): Зона минимальных расстояний до Компрессорной станции «Северная». В соответствии с п. 1 таб. 5 п.1 таб. 5 СП 36.13330.2012, Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85* (зона минимальных расстояний до ограждения ГРС составляет 700 м до зданий, строений и сооружений, не относящихся к объектам магистральных трубопроводов. В границах зоны минимальных расстояний не допускается размещение и строительство следующих объектов: Городов и других населенных пунктов; коллективных садов с садовыми домиками, дачных поселков; отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, тепличных комбинатов и хозяйств; птицефабрик; молокозаводов; карьеров разработки полезных ископаемых; гаражей и открытых стоянок для автомобилей индивидуальных владельцев на количество автомобилей свыше 20; установки комплексной подготовки нефти и газа и их групповые и сборные пункты; отдельно стоящих зданий с массовым скоплением людей (школы, больницы, клубы, детские сады и ясли, вокзалы и т.д.); жилых зданий 3-этажных и выше; железнодорожных станций; аэропортов; морских и речных портов и пристаней; гидроэлектростанций; гидротехнических сооружений морского и речного транспорта I-IV классов; мачт (башен) и сооружений многоканальной радиорелейной линии технологической связи трубопроводов; мачт (башен) и сооружений многоканальной радиорелейной связи Министерства связи России и других ведомств; телевизионных башен.).Реестровый номер границы 47:07-6.1535 (л.д.54).

Также административный истец является собственником 15/100 земельного участка с кадастровым номером , распложенного по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский р-н. Категории земель: «Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения комической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения», виды разрешенного использования: «строительство, реконструкция и эксплуатация промышленных, коммунально-складских объектов и производства IV-V класса опасности» «для размещения промышленных объектов». Государственная регистрация права собственности административного истца на указанную долю земельного участка произведена 2 сентября 2020 года (л.д.57, 71).

На листе 10 раздел 4.1 выписки из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером , что на площади 6274 кв.м. установлено ограничения прав на земельный участок, предусмотренные ст. 56, 56.1 Земельного кодекса российской федерации; реквизиты документа – основания: доверенность от 24 сентября 2020 года № 78/130-н/78-2019-7-1285; документ содержащий необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения об установлении или изменении территориальной зоны или зоны с особыми условиями использования территорий, либо об отмене установления такой зоны от 9 октября 20320 года № PVD-0123/2020-12485; содержащий ограничения (обременения): Зона минимальных расстояний до Компрессорной станции «Северная». В соответствии с п. 1 таб. 5 п.1 таб. 5 СП 36.13330.2012, Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85* (зона минимальных расстояний до ограждения ГРС составляет 700 м до зданий, строений и сооружений, не относящихся к объектам магистральных трубопроводов. В границах зоны минимальных расстояний не допускается размещение и строительство следующих объектов: Городов и других населенных пунктов; коллективных садов с садовыми домиками, дачных поселков; отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, тепличных комбинатов и хозяйств; птицефабрик; молокозаводов; карьеров разработки полезных ископаемых; гаражей и открытых стоянок для автомобилей индивидуальных владельцев на количество автомобилей свыше 20; установки комплексной подготовки нефти и газа и их групповые и сборные пункты; отдельно стоящих зданий с массовым скоплением людей (школы, больницы, клубы, детские сады и ясли, вокзалы и т.д.); жилых зданий 3-этажных и выше; железнодорожных станций; аэропортов; морских и речных портов и пристаней; гидроэлектростанций; гидротехнических сооружений морского и речного транспорта I-IV классов; мачт (башен) и сооружений многоканальной радиорелейной линии технологической связи трубопроводов; мачт (башен) и сооружений многоканальной радиорелейной связи Министерства связи России и других ведомств; телевизионных башен.).Реестровый номер границы 47:07-6.1535 (л.д.76).

Сведения о зоне с особыми условиями использования территории – Зона минимальных расстояний до объекта «Компрессорная станция «Северная» №47:07—6.1535 были внесения в Единый государственный реестр недвижимости 12 января 2021 года на основании поступившего заявления представителя ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» от 25 ноября 2020 года и приложенного пакета документов, содержащих описание местоположения границ указанной зоны.

Компрессорная станция «Северная» принадлежит на праве собственности ООО «Гапром трансгаз Санкт-Петербург», что подтверждается свидетельство о государственной регистрации права от 3 августа 2012 года (л.д.168, 169-170), и была введена в эксплуатацию на основании акта приемочной комиссии от 7 сентября 1998 года, от 21 декабря 1998 года (л.д. 171-179).

ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» как собственник объекта Единой системы газоснабжения, являющегося опасным производственным объектом, несет ответственность за его безопасную эксплуатацию, одновременно с этим при отсутствии сведений об охранных зонах и о зонах минимальных расстояний в ЕГРН, и при отсутствии у граждан и юридических лиц информации о местонахождении данных зон, создается потенциальная опасность неоправданного ущерба жизни и здоровью граждан, а также их имуществу и имуществу юридических лиц при возникновении аварийных ситуаций на газопроводах.

Права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным статьей 90 Земельного кодекса Российской Федерации и Федеральным законом «О газоснабжении в Российской Федерации», и такие ограничения устанавливаются в виде особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в охранных зонах.

В силу статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным данным кодексом, федеральными законами.

Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации к таким основаниям, в числе прочих относятся особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.

Пунктом 3 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для охранных зон.

Пунктом 6 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.

Согласно пункту 2 Правил охраны магистральных газопроводов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2017 года № 1083, понятие «магистральный газопровод» включает в себя, в том числе компрессорные станции.

Минимально допустимые расстояния от оси подземных и наземных (в насыпи) газопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений в случаях планируемого строительства зданий и сооружений на земельных участках, входящих в охранную зону магистральных трубопроводов определены в Своде правил СНиП 2.05.06-85 «Магистральные трубопроводы», который, как следует из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 6 октября 2015 года № 2318-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки О. на нарушение ее конституционных прав положениями пункта 6 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации, части шестой статьи 28 и частью четвертой статьи 32 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации», составляет дополнительную часть подлежащей обязательному исполнению нормативной базы, определяющей технические параметры обеспечения нормальных условий строительства и эксплуатации объектов системы газоснабжения.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 6 октября 2015 года № 2318-О, подобное регулирование правового режима земельных участков, на которых расположены объекты системы газоснабжения, необходимо для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания посредством соблюдения требований, установленных нормативными правовыми актами и градостроительными нормами и правилами, а также контроля за их выполнением. В частности, в ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации в качестве одной из обязанностей собственников земельных участков закрепляет соблюдение при их использовании требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. Согласно ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки; указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (п. 3); реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами (абз. шестой п. 4).

Таким образом, установленные федеральным законодателем ограничения фактического использования земельных участков, на которых размещены объекты системы газоснабжения, обусловленные взрыво- и пожароопасными свойствами газа, транспортируемого по газораспределительным сетям, и предусмотренные в связи с этим особые условия использования данных земельных участков и режим осуществления на них хозяйственной деятельности направлены не только на обеспечение сохранности объектов системы газоснабжения при ее эксплуатации, обслуживании и ремонте, но и на предотвращение аварий, катастроф и иных возможных неблагоприятных последствий и тем самым на защиту жизни и здоровья граждан, на обеспечение их безопасности.

Применительно к рассматриваемому случаю спорные ограничения установлены в зонах с особыми условиями использования территорий.

Понятие зоны с особыми условиями использования территорий приведено в п. 4 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, под зоной с особыми условиями использования территорий понимаются, в частности, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 27 мая 1996 года № 57-ФЗ «О государственной охране» зона с особыми условиями использования территорий - территория (акватория), в границах которой в соответствии с федеральным законодательством устанавливаются особые условия ее использования.

В силу пунктов 6, 25 ст. 105 Земельного кодекса Российской Федерации к зонам с особыми условиями использования территорий могут быть отнесены охранная зона трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов); зона минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов).

Тем самым законодателем прямо отнесены к зонам с особыми условиями использования территорий охранная зона трубопроводов и зона минимальных расстояний до магистральных трубопроводов.

В соответствии с пунктом 6 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации и частью 6 статьи 28 Федерального закона от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. На указанных земельных участках при их хозяйственном использовании не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения. Не разрешается препятствовать организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий, возникших на них аварий, катастроф.

Согласно статье 2 Федерального закона от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» охранная зона объектов системы газоснабжения - территория с особыми условиями использования, которая устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения.

Сводом правил СНиП 2.05.06-85 «Магистральные трубопроводы» определены минимальные расстояния от трубопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений и иных объектов в зависимости от класса и диаметра трубопроводов, степени ответственности объектов и необходимости обеспечения их безопасности.

Таким образом, охранная зона и зона минимальных расстояний являются фактически установленными в силу расположения трубопроводов на земельных участках и действия нормативных правовых актов, определяющих границы этих зон.

Установление зоны минимальных (минимально допустимых) расстояний является законодательно установленной обязанностью и вопреки доводам административного истца не требует дополнительного издания органом государственной власти или местного самоуправления соответствующего акта.

Сведения о минимальных расстояниях до объектов системы газоснабжения необходимы для правильного определения режима использования земельных участков, обеспечения благоприятных условий проживания, недопущения риска и угрозы наступления аварий и катастроф, что следует из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 6 октября 2015 года № 2318-О.

Поэтому внесение в ЕГРН указанных сведений направлено, прежде всего, на обеспечение защиты прав и законных интересов граждан и организаций, их информирования о границах, в том числе о минимальных расстояниях до объектов системы газоснабжения.

По смыслу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной выше, правовое регулирование в части установления федеральным законодателем ограничений фактического использования земельных участков, на которых размещены объекты системы газоснабжения, не может рассматриваться как направленное на ограничение прав собственников и не обусловленное конституционно значимыми целями.

Учет установленных минимальных расстояний при формировании земельных участков органами местного самоуправления для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства является обязательным и необходимым условием с целью дальнейшего предотвращения негативных последствий.

Отношения, возникающие в связи с ведением ЕГРН, урегулированы нормами Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Пунктом 3 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено включение в ЕГРН сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий.

Минимальные расстояния, как указывалось выше, установлены соответствующими правилами. Как следствие, внесение в ЕГРН соответствующих сведений об обременении в виде зон минимальных (минимально допустимых) расстояниях до трубопроводов не может нарушать права и законные интересы административного истца; определение территориальных границ таковых зон поставлено в зависимость, в том числе, от технических характеристик трубопровода, установленных нормативов.

Кроме того, Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Земельный кодекса Российской Федерации дополнен главой XIX, согласно которой (пункты 6, 25 ст. 105 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости») к зонам с особыми условиями использования территорий могут быть отнесены охранная зона трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов) и зона минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов).

Следовательно, зоны минимальных расстояний до объектов газоснабжения относятся к зонам с особыми условиями использования территорий, в связи с чем обязанность по их внесению в ЕГРН была предусмотрена еще до вступления в силу Федерального закона от 3 августа 2018 года № 342-ФЗ.

При этом доказательства, подтверждающие, что сведения о зоне минимальных расстояний до Компрессорной станции «Северная» были внесены необоснованно, а также наличие предусмотренных пунктом 18 статьи 34 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» оснований для исключения данных сведений административным истцом не представлены.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 25 мая 2017 года № 1006-О указал, что в качестве одной из задач административного судопроизводства Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункт 2 статьи 3), а также гарантирует каждому заинтересованному лицу право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов (часть 1 статьи 4). Применительно к судебному разбирательству по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, механизм выполнения данной задачи предусматривает обязанность суда по выяснению, среди прочего, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление (пункт 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В п. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

На основании п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Из содержания вышеприведенных норм права следует, что обязательным условием для удовлетворения судом требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными является установление их противоправности и одновременно нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

В рассматриваемом случае совокупности обязательных вышеприведенных условий по административному делу не установлено, поскольку сведения о зоне с особыми условиям использования территорий реестровый номер 47:07-6.1535 внесены в ЕГРН в соответствии с действующим законодательствам, в пределах представленных административным ответчикам полномочий, внесение в ЕГРН соответствующих сведений об обременении в виде зон минимальных (минимально допустимых) расстояниях до трубопроводов не может нарушать права и законные интересы административного истца, в связи с чем суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административным истцом требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводстве Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Максимова Александра Игоревича к Филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ленинградской области, Управлению Росреестра по Ленинградской области о признании действий незаконными, обязании исключить запись из ЕГРН, взыскании судебных расходов – отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме посредством подачи апелляционной жалобы через Петроградский районный суд Санкт-Петербурга.

Судья

Мотивированное решение суда составлено 1 марта 2022 года.