Дело №2а-2471/2018 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 12 сентября 2018 г. город Симферополь Киевский районный суд г. Симферополя Республики Крым в составе: председательствующего судьи Холодной Е.И., при секретаре Остапчук Т.В., с участием административного истца – Дудина С.А., представителя административного ответчика – Бобковой В.В., представителя Министерства труда и социальной защиты населения РК – Еланского М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Дудина С.А. к Государственному Совету Республики Крым, заинтересованные лица: Министерство труда и социальной защиты населения РК; Совет Министров РК, о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению определённых действий, - у с т а н о в и л: Истец обратился в суд с исковым заявлением к Государственному Совету Республики Крым, в котором просит: - признать бездействие ответчика в не издании документа, на основании которого, истец мог бы реализовать своё право на пользование льготой в виде дополнительной 100% скидки на семью из расчёта 10, 5 метров квадратных за пользование жилым помещением и отоплением, которая ему предоставлялась и которой он пользовался согласно законодательства действующего на территории Республики Крым до 21.02.2014г., незаконным; - обязать ответчика совершить определённые действия, в виде издания документа, на основании которого права истца будут восстановлены. Исковые требования обоснованы тем, что ранее до 21.02.2014г. истец пользовался льготами, в виде 100% скидки за пользование жилым помещением и 100% скидки за пользование отоплением, однако действующее на данный момент законодательство в Республике Крым не предоставляет истцу право на дополнительную 100% скидку. Истец считает, что в результате бездействия ответчика, которое выражается в том, что ответчиком не принимались меры по изданию нормативно-правовых актов, которые регламентировали бы порядок и условия предоставления истцу льгот, данная льгота была упразднена, что привело к нарушению прав истца и стало основанием для обращения в суд с данным иском. В судебном заседании истец настаивал на удовлетворении иска в полном объёме, поддержав доводы, изложенные в иске. Представитель ответчика просил прекратить производство по делу, в связи с не подведомственностью данного дела Киевскому районному суду г. Симферополя РК. По сути заявленных требований, просил в иске отказать, ссылаясь на доводы, изложенные в письменных возражениях на иск. Представитель Министерства труда и социальной защиты населения РК просил суд в удовлетворении иска отказать, по мотивам, изложенным в письменных пояснениях. Совет Министров РК явку представителя не обеспечил, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом. Изучив материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в судебном заседании, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований в полном объёме, исходя из следующего. В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности. Частью 8 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (ч.9 ст. 226 КАС РФ). Частью 11 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие). Рассмотрев ходатайство ответчика о прекращении производства по делу, суд не находит оснований для удовлетворения данного ходатайства, исходя из следующего. Согласно части 2 статьи 20 КАС РФ Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований. Доводы ответчика, о том, что рассмотрение заявленных исковых требований административного истца возможно лишь путем признания несоответствующими действующему законодательству нормы, предусмотренные статьей 3 Закона Республики Крым от 17 декабря 2014 года № 36-ЗРК/2014 "Об особенностях установления мер социальной защиты (поддержке) отдельным категориям граждан, проживающих на территории Республики Крым", основаны на вольной трактовке заявленных истцом требований. Право выбирать способ защиты нарушенного права принадлежит истцу, и только истец определяет с какими исковыми требованиями обращаться в суд. В данном случает, истец обратился в суд с иском об оспаривании незаконной бездеятельности и понуждении к совершению определённых действий, что в силу ст. 218 КАС РФ и принимая во внимание территориальную юрисдикцию, относится к подведомственности Киевского районного суда г. Симферополя РК. Суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, однако, проверяя законность и обоснованность заявленных исковых требований, суд не находит оснований для удовлетворения иска, исходя из следующего. Из материалов дела усматривается, что истец состоит на учёте в Департаменте труда и социальной защиты населения администрации г. Симферополя РК, как получатель мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по льготной категории «инвалид боевых действий». Данный факт не оспаривался истцом в судебном заседании. Как утверждает истец и не оспаривалось сторонами, ранее до 21.02.2014г. истец пользовался льготами, в виде 100% скидки за пользование жилым помещением и 100% скидки за пользование отоплением, однако действующее на данный момент законодательство в Республике Крым не предоставляет истцу право на дополнительную 100% скидку. До 2018г. стандарты нормативной площади жилого помещения, используемые для определения мер социальной поддержки при оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установлены согласно постановлению Совета министров РК от 25.09.2014г. №354 «О региональных стандартах, применяемых при определении прав граждан на получение субсидий и определении мер социальной поддержки при оплате жилого помещения и коммунальных услуг в РК на 2015г- 2017годы». С 01.01.2018г. стандарты мер социальной поддержки при оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установлены согласно Закону РК от 09.01.2018г. №454-ЗРК/2018 «О региональных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг в Республике Крым» и постановления Совета министров Республики Крым от 23.12.2014г. № 578 «О порядке предоставления отдельным категориям граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым, мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, на приобретение твердого топлива и сжиженного газа и Порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов гражданам Российской Федерации, проживающим в Республике Крым. В соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - Закон № 6-ФКЗ) Государственный Совет Республики Крым и Совет министров Республики Крым, Законодательное Собрание города Севастополя вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. В соответствии со статьей 12.1 Закона № 6-ФКЗ до 1 марта 2020 года законодательство Российской Федерации в сферах теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, включая законодательство Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов) в указанных сферах, применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации. Государственный Совет Республики Крым - Парламент Республики Крым является постоянно действующим высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти Республики Крым. В соответствии со статьей 75 Конституции Республики Крым к ведению Государственного Совета Республики Крым относится принятие Конституции Республики Крым, законов Республики Крым, внесение в них изменений; толкование Конституции Республики Крым, законов Республики Крым; принятие постановлений Государственного Совета Республики Крым и внесение в них изменений. Согласно статье 76 Конституции Республики Крым законы и постановления Государственного Совета Республики Крым, принятые в пределах его полномочий, обязательны к исполнению в Республике Крым. Порядок принятия Государственным Советом Республики Крым законов и постановлений определяется Конституцией Республики Крым, Законом Республики Крым от 15 мая 2014 года № 2-ЗРК "О Государственном Совете Республики Крым - Парламенте Республике Крым", Регламентом Государственного Совета Республики Крым, утвержденным постановление Государственного Совета Республики Крым от 24 декабря 2014 года №376-1/14. В соответствии со статьей 3 Закона Республики Крым от 15.05.2014 № 2-ЗРК «О Государственном Совете Республики Крым Парламенте Республики Крым» (далее - Закон № 2-ЗРК) одной из основных функций Государственного Совета Республики Крым является законодательная, которая состоит в деятельности Государственного Совета по подготовке и принятию законов Республики Крым, толкованию законов Республики Крым, направлению отзывов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации на проекты федеральных законов по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, реализации права законодательной инициативы при принятии проектов федеральных законов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. В соответствии со статьей 8 Закона № 2-ЗРК к полномочиям Государственного Совета Республики Крым относится принятие законов по вопросам, относящимся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией и законами Республики Крым к ведению и полномочиям Республики Крым, внесение в них изменений. В соответствии с частью 1 статьи 64, статьей 78 Конституции Республики Крым Глава Республики Крым обладает правом законодательной инициативы в Государственном Совете Республики Крым. В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. Согласно с пунктами 3.1, 5 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ по вопросам, указанным в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ, органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы и иные нормативные правовые акты вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право, а также принимают государственные программы субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации. До принятия федеральных законов по предметам совместного ведения, а также по вопросам совместного ведения, не урегулированным федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, могут устанавливаться не указанные в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемые данными органами самостоятельно за счет и в пределах средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Статьей 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ предусмотрено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Таким образом, вышеуказанными нормами Конституции Российской Федерации и Федерального закона № 184-ФЗ к полномочиям органом государственной власти Республики Крым отнесено предоставление дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе и ветеранов военной службы. Статьей 14 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон № 5-ФЗ) установлены меры социальной поддержки, куда входит компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо - собственниками общей площади жилых помещений; взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади); платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке; оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления. Обеспечение топливом инвалидов войны производится в первоочередном порядке. Меры социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, а также членам семей инвалидов войны, совместно с ними проживающим, и не распространяются на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг. Частью 1 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2015 года № 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" установлен порядок предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) гражданам Российской Федерации, а также иностранным гражданам, если это предусмотрено международными договорами Российской Федерации. В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2015 года № 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. На территории Республики Крым порядок определения и утверждения размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, размер региональных стандартов нормативной площади жилого помещения и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, применяемых для расчета субсидий гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг установлен Законом Республики Крым от 09.01.2018 №454-ЗРК/2018 "О региональных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг в Республики Крым". Статьей 2 указанного закона установлено, что региональный стандарт нормативной площади жилого помещения общая площадь жилого помещения, используемая для расчета размера субсидий гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Региональный стандарт нормативной площади жилого помещения составляет: 33 квадратных метра - на одиноко проживающих граждан; 21 квадратный метр - на каждого члена семьи, состоящей из двух человек; 18 квадратных метров - на каждого члена семьи, состоящей из трех и более человек. Проводя системный анализ вышеуказанных правовых норм, суд приходит к выводу, что ответчиком для обеспечения реализации установленных принципов, и в связи с необходимостью урегулирования вопросов предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в рамках норм действующего законодательства и в пределах предоставленных полномочий был принят Закон Республики Крым от 17 декабря 2014 года № 36-ЗРК/2014 «Об особенностях установления мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, проживающих на территории Республики Крым», который устанавливает правовые гарантии социальной защиты отдельных категорий граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Крым, в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь и активную деятельность. При этом суд обращает внимание, что оценка положений данного закона не является предметом данного спора, и судом дана оценка в пределах заявленных исковых требований. При указанных обстоятельствах, принимая во внимание, что ответчиком в пределах предоставленных полномочий был принят Закон Республики Крым от 17 декабря 2014 года № 36-ЗРК/2014, судом не установлена противоправная бездеятельность ответчика. Суд также не находит правовых оснований для понуждения ответчика к совершению определенных действий в виде издания документа, которым бы было установлено право истца на пользование льготой в виде дополнительной 100 % скидки на семью из расчета 10,5 кв.м за пользование жилым помещением и отоплением, так как данные льготы должны быть установлены на законодательном уровне. В соответствии со статьей 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Частью 2 статьи 11 Конституции Российской Федерации установлено, что государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Порядок принятия Государственным Советом законов и постановлений определяется Конституцией Республики Крым, настоящим Законом, Регламентом Государственного Совета. Порядок опубликования и вступления их в силу определяется законом Республики Крым на основании федерального законодательства. Согласно статье 1 Регламента Государственного Совета Республики Крым, утвержденного Постановлением Государственного Совета Республики Крым 24 декабря 2014 года № 376-1/14, Регламент Государственного Совета Республики Крым устанавливает процедуру подготовки и рассмотрения вопросов, принятия законов Республики Крым и постановлений Государственного Совета Республики Крым и его Президиума. Из смысла, приведенных правовых норм, следует, что принятие законов и постановлений Государственного Совета Республики Крым, внесение в них изменений, а также определение процедуры принятия законов, постановлений и внесение в них изменений, относится к исключительной компетенции Государственного Совета Республики Крым. Из смысла вышеуказанных правовых норм следует, что органы каждой из ветвей власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга. Учитывая изложенное у суда отсутствуют правовые основания для понуждения ответчика к изданию закона. Из положений ст. 46 Конституции РФ и ст. 218, 227 КАС РФ следует, что предъявление любого иска об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц должно иметь своей целью восстановление реально нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, а способ защиты права должен соответствовать по содержанию нарушенному праву и характеру нарушения. Учитывая вышеизложенное, суд считает, что при данных обстоятельствах отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований. Так как в удовлетворении иска отказано, у суда отсутствуют основания для возложения судебных издержек на ответчика. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, р е ш и л: В удовлетворении административного иска Дудина С.А. к Государственному Совету Республики Крым, заинтересованные лица: Министерство труда и социальной защиты населения РК; Совет Министров РК, о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению определённых действий - отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение одного месяца со дня составления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Киевский районный суд г. Симферополя Республики Крым. Судья Е.И. Холодная Решение составлено в окончательной форме и подписано 14 сентября 2018 года. Судья Е.И. Холодная |