ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2471/2022 от 19.07.2022 Ленинскогого районного суда г. Чебоксар (Чувашская Республика)

УИД -----

Дело -----

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

дата года г.Чебоксары

Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики в составе

председательствующего судьи Савельевой В.В.,

при секретаре Сергеевой А.М.,

представителя административного ответчика – МВД по Чувашской Республике –Ивановой Л.А. по доверенности от дата,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Саломова Хайридина Мехроджовича к старшему инспектору отдела по вопросам гражданства, организации работы с беженцами, соотечественниками и вынужденными переселенцами Управления по вопросам миграции МВД по Чувашской Республике Григорьевой Татьяне Евгеньевне, МВД по Чувашской Республике о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в приеме заявления об участии в государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом и документов, необходимых для предоставления государственной услуги по оформлению, выдаче и замене свидетельства участника указанной программы, возложении обязанности принять меры по восстановлению нарушенного права,

УСТАНОВИЛ:

Саломов Х.М. обратился в суд с указанным административным иском в суд к старшему инспектору отдела по вопросам гражданства, организации работы с беженцами, соотечественниками и вынужденными переселенцами Управления по вопросам миграции МВД по Чувашской Республике Григорьевой Т.Е., МВД по Чувашской Республике о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в приеме заявления об участии в государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом и документов, необходимых для предоставления государственной услуги по оформлению, выдаче и замене свидетельства участника указанной программы, возложении обязанности принять меры по восстановлению нарушенного права. Исковые требования мотивирует следующими обстоятельствами.

дата административный истец обратился Управление по вопросам миграции МВД по Чувашской Республике с заявлением об участии в Государственной программе с приложением документов, необходимых для предоставления государственной услуги, согласно ранее выданного перечня документов, в том числе документально подтвердил, что он являюсь потомком по прямой нисходящей линии лиц (отца и матери), родившихся в СССР, проживавших в СССР, проживающих в Республике Таджикистан и получивших гражданство Республике Таджикистан.

Старшим инспектором УВМ МВД по Чувашской Республике Григорьевой Т.Е. В приеме указанного заявления Саломову Х.М. отказано, так как он не является соотечественником и не может быть признан соотечественником, проживающим за рубежом, о чем выданная справка от дата со ссылкой на подп.1 пункта 47 административного регламента МВД РФ по предоставлению государственной услуги по оформлению, выдаче и замене свидетельства участника государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников.

По мнению административного истца, данные действия и решения административных ответчиков незаконны, нарушают его право на обращение за государственной услугой, право на участие в Государственной программе, его права как соотечественника переселяющегося в Российскую Федерацию. Он является иностранным гражданином, временно проживающим на законном основании на территории Российской Федерации, при этом документально подтвердил, что является потомком по прямой нисходящей линии лиц (отца и матери), родившихся в СССР, проживавших в СССР, имевших гражданство СССР, в настоящее время проживающих в Республике Таджикистан, получивших гражданство Республики Таджикистан, т.е. он и члены его семьи являются соотечественниками в силу понятия соотечественник, указанного в п.1 ст.1 Федерального закона от дата----- ФЗ. Кроме того, он и члены его семьи признают свою принадлежность к соотечественникам актом самоидентификации, свидетельствуя о свободном выборе в пользу духовной и культурной связи с Российской Федерацией. Все необходимые документы, подтверждающие данные обстоятельства им представлены. Также считает, что при приеме заявления об участии в Государственной программе сотрудник, уполномоченный на прием заявлений, превысил свои должностные полномочия, так как не может разрешать вопрос о том, может ли заявитель быть признан соотечественником, проживающим за рубежом или нет.

Административный истец Саломов Х.М., извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явился, каких-либо заявлений, ходатайств от него не поступало.

Представитель административного истца – МВД по Чувашской Республике Иванова Л.А. в удовлетворении исковых требований просила отказать как необоснованных по основаниям и доводам, изложенным в письменных возражениях на иск.

Административный ответчик – старший инспектор отдела по вопросам гражданства, организации работы с беженцами, соотечественниками и вынужденными переселенцами Управления по вопросам миграции МВД по Чувашской Республике Григорьева Т.Е., в судебное заседание не явилась, представила заявление, в котором просила рассмотреть дело без ее участия, в иске отказать.

Заинтересованное лицо УВМ МВД по Чувашской Республике, извещены, явку представителя в суд не обеспечили.

Суд, руководствуясь п. 6 ст. 226 КАС РФ с учетом мнения представителя административного ответчика определил рассмотреть дело при имеющейся явке.

Заслушав доводы представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьями 45 и 46 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Административный истец является гражданином Республики Таджикистан.

В соответствии с ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ основанием для удовлетворения полностью или частично заявленных требований является наличие одновременно двух условий: 1) не соответствие оспариваемых решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и 2) нарушение прав, свобод и законные интересы административного истца.

Принципы, цели и основные направления государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом, основы деятельности органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации указанной политики установлены Федеральным законом от дата N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом".

Цели государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников заключаются в оказании государственной поддержки соотечественникам, в том числе в обеспечении правовой защиты их интересов, а также условий, при которых они могли бы в качестве равноправных граждан жить в иностранных государствах или вернуться в Российскую Федерацию (ч. 3 ст. 5 Федерального закона от дата N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом").

В соответствии с п.1 ст.1 Федерального закона от дата №99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, истории, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии.

Соотечественниками также признаются лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации, в том числе:

- лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицом без гражданства;

- выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства или лицами без гражданства (п.3 ст.1 Федерального закона № 99-ФЗ).

В силу п.2 ст.3 Федерального закона № 99-ФЗ признание своей принадлежности к соотечественникам лицами, предусмотренными пунктом 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, является актом их самоидентификации, подкрепленным общественной либо профессиональной деятельностью по сохранению русского языка, родных языков народов Российской Федерации, развитию российской культуры за рубежом, укреплению дружественных отношений государств проживания соотечественников с Российской Федерацией, поддержке общественных объединений соотечественников и защите прав соотечественников либо иными свидетельствами свободного выбора данных лиц в пользу духовной и культурной связи с Российской Федерацией.

В целях создания дополнительных условий для обеспечения добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, Указом Президента Российской Федерации от дата----- утверждена Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее - Государственная программа)

Решение об участии в Государственной программе принимается соотечественником добровольно на основе осознанного выбора им места проживания, работы и (или) учебы и реализации своих потенциальных, трудовых, образовательных, творческих и иных возможностей на территории Российской Федерации (п. 13 Государственной программы).

Решение соотечественника об участии в Государственной программе оформляется путем подачи им личного заявления в уполномоченный орган в стране своего постоянного проживания. Соотечественника и члены его семьи, совместно переселяющиеся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, в установленном порядке представляют необходимые сведения. Форма заявлении об участии в Государственной программе, перечень сведений, которые должны содержаться в нем, и перечень документов, прилагаемых и заявлению, утверждаются Правительством Российской Федерации (п.15 Государственной программы).

Соотечественники, являющиеся иностранными гражданами, постоянно или временно проживающие на законном основании на территории Российской Федерации либо прибывшие на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке, признанные беженцами на территории Российской Федерации или получившие временное убежище на территории Российской Федерации, вправе подать заявление об участии в Государственной программе и получить на территории Российской Федерации свидетельство участника Государственной программы (п. 16 Государственной программы).

Решения о выдаче, отказе в выдаче или аннулировании свидетельства участника Государственной программы принимаются территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, в которых реализуется соответствующая региональная программа переселения, с учетом решения уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственного за реализацию соответствующей региональной программы переселения (п. 17 Государственной программы).

Соотечественнику, не соответствующему требованиям региональной программы переселения субъекта Российской Федерации, избранного соотечественником для переселения, свидетельство участника Государственной программы не выдастся и ранее выданное свидетельство участника Государственной программы аннулируется (п. 27 Государственной программы).

Прием документов на участие в Государственной программе регламентирован Административным регламентом Министерства Внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению, выдаче и замене свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденного приказом МВД России ----- от дата:

«20. Государственная услуга предоставляется Министерством внутренних дел Российской Федерации.

21. Непосредственно предоставление государственной услуги осуществляется:

21.1 Загранаппаратом МВД России в отношении соотечественников, проживающих за рубежом.

21.2. Территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне в отношении соотечественников, проживающих в Российской Федерации, либо признанных беженцами, либо получивших временное убежище.

21.3. Подразделениями по вопросам миграции территориальных органов МВД России на районном уровне, наделенными соответствующими полномочиями руководителем (начальником) территориального органа МВД России на региональном уровне, в части приема заявления об участии или заявления о замене по месту пребывания заявителей, выдачи свидетельства участника Государственной программы.

47. Основаниями для отказа в приеме заявления об участии и (или) заявления о замене и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, являются следующие:

47.1. Лицо, желающее принять участие в Государственной программе, не является в соответствии с Федеральным законом от дата № 99-ФЗ соотечественником и не может быть признано соотечественником, проживающим за рубежом.

88. При приеме заявления об участии сотрудник, уполномоченный на прием заявлений:

88.1. Удостоверяется, что лицо, подавшее заявление об участии, является в соответствии с Федеральным законом от дата N 99-ФЗ соотечественником или может являться соотечественником за рубежом.

89. При наличии оснований для отказа в приеме заявления об участии и прилагаемых к нему документов к рассмотрению такое заявление и документы возвращаются заявителю и выдается справка об отказе в приеме заявления об участии в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом1 (рекомендуемый образец приведен в приложении N 5 к Административному регламенту). Сотрудник, уполномоченный на прием заявлений, информирует соотечественника об имеющихся недостатках и предлагает принять меры к их устранению».

Согласно ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

Как следует из материалов дела, дата Саломов Хайридин Мехроджович, дата г.р., уроженец адрес------ обратился в МВД по Чувашской Республике с заявлением об участии в Государственной программе по оказанию содействия, добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

В своем заявлении он также указал, что ------, в ----- году окончил Таджикский государственный институт искусств имени ФИО15 по специальности «туризм и гостеприимство» по специальности «специалист по туризму и гостеприимству, с дата г. по настоящее время непрерывно осуществляет трудовую деятельность на территории Чувашской Республики по профессии обрубщик, в том числе с дата г. в качестве обрубщика 4 разряда термооборудованного участка литейного цеха № 3 в ООО «Промлит», с дата г. ему разрешено временное проживание в Чувашской Республике.

В пункте 6 заявления об участии в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее – заявление) административным истцом указано, что гражданство Республики Таджикистан приобретено на основании Конституционного закона Республики Таджикистан «О гражданстве ------» от дата-----, по рождению, не утрачено, гражданство иного иностранного государства не имеет, прежде не имел.

В пункте 7 заявления национальность – таджик.

В пункте 20 заявления указано, что заявитель, члены семьи заявителя, переселяющиеся совместно в Российскую Федерацию не подвергались административному выдворению. Между тем данные сведения не соответствуют действительности, так как согласно досье СПО «Мигрант-1» на Саломова Мехродж Гиёсовича, дата г.р., уроженца ------ на основании решения Верховного Суда Чувашской Республики от дата он подвергался административному выдворению.

В пункте 23 заявления указаны члены семьи, переселяющиеся совместно с заявителем в Российскую Федерацию, в том числе: отец - Саломов Мехродж Гиёсович, дата г.р., уроженец кишлака Ускрог Ванчского кишлачного совета адрес Таджикской ССР, гражданин Республики Таджикистан; мать – Джураева Шакамо Косимовна, дата г.р., уроженка кишлика Рохарв Ванчского кишлакского совета адрес Таджикской ССР, гражданка Республики Таджикистан, также указаны: брат Саломов Тоджиддин Мехроджович, дата г.р. уроженец и гражданин Республики Таджикистан, и сестра Саломова Самия Мехроджовна, дата г.р., уроженка Таджикской СССР, гражданка Республики Таджикистан.

В пункте 26 заявления указано, что родственников, проживающих в субъекте Российской Федерации, выбранном для проживания, не имеет.

дата Саломову Хайридину Мехроджовичу выдана справка об отказе в приеме заявления об участии в Государственной программе оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом к рассмотрению на основании подпункта 47.1 пункта 47 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению, выдаче и замене свидетельства участника Государственной программы по оказанию добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденного приказом МВД России ----- от дата.

В силу приведенных нормативных положений, чтобы соответствовать понятию соотечественник Саломову Х.М. необходимо не только самоидентифицировать себя таковым, но и подкрепить свою принадлежность к соотечественникам общностью языка, истории, культурного наследия, традиций, обычаев с населением Российской Федерации, деятельностью по сохранению и развитию российский культуры за рубежом и иными свидетельствами свободного выбора в пользу духовной и культурной связи с Россией.

Однако, такие доказательства в материалах дела отсутствуют.

Из представленных административным истцом документов следует, что родственники Саломова Х.М. по прямой восходящей линии являются по национальности таджиками, родились и проживали на территории Таджикской ССР, являются гражданами Республики Таджикистан.

К народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, таджикский народ не относится.

Соответственно Саломов Х.М. и его родственники по прямой восходящей линии не могут быть отнесены к лицам, обладающим признаками общности языка, истории, культурного наследия, традиций и обычаев с населением Российской Федерации.

Данных о проживании на территории Российской Федерации родственников Саломова Х.М. по прямой восходящей линии, состоявших в гражданстве СССР, проживающих в Республике Таджикистан и получивших гражданство этой республики, материалы дела не содержат. Как следует из заявления на участие в Государственной программе, ранее на территории Российской Федерации Саломов Х.М. и члены его семьи не проживали.

Между тем одного только факта рождения родственников административного истца по прямой восходящей линии на территории союзной республики, ранее входившей в состав ССР, а также знание Саломовым Х.М. русского языка, его воспитание в духе единого государства, признание свое принадлежности к соотечественникам в силу самоидентификации, является недостаточным для признания соотечественником.

Довод административного истца, изложенный в иске, что при приеме заявления об участии в Государственной программе сотрудник, уполномоченный на прием заявлений, превысил свои должностные полномочия, так как не может разрешать вопрос о том, может ли заявитель быть признан соотечественником, проживающим за рубежом или нет, судом отклоняется, как основанный на неверном толковании пункта 89 Административного регламента, в соответствии с которым при наличии оснований для отказа в приеме заявления об участии и прилагаемых к нему документов к рассмотрению такое заявление и документы возвращаются заявителю, и выдается справка об отказе в приеме заявления об участии в Государственной программе.

При установленных обстоятельствах, действия должностного лица МВД по Чувашской Республике являются законными и обоснованными, Саломову Х.М. правомерно выдана справка об отказе в приеме заявления об участии в Государственной программе оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом к рассмотрению на основании подпункта 47.1 пункта 47 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации, при этом его права не нарушены, поскольку он, не лишен в установленном законом порядке прибрести гражданство Российской Федерации.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае совокупность предусмотренных ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации условий, как несоответствие решений, действий (бездействия) закону и нарушение этим решением, действиями (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца, отсутствуют.

В связи с чем, в удовлетворении заявленных Саломова Х.М. требований следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Саломова Хайридина Мехроджовича к старшему инспектору отдела по вопросам гражданства, организации работы с беженцами, соотечественниками и вынужденными переселенцами Управления по вопросам миграции МВД по Чувашской Республике Григорьевой Татьяне Евгеньевне, МВД по Чувашской Республике о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в приеме заявления об участии в государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом и документов, необходимых для предоставления государственной услуги по оформлению, выдаче и замене свидетельства участника указанной программы, возложении обязанности принять меры по восстановлению нарушенного права – отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Чебоксары.

Мотивированное решение изготовлено: дата.

Судья В.В. Савельева

Решение15.08.2022