ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2471/2023 от 10.07.2023 Железнодорожного районного суда г. Рязани (Рязанская область)

2а-2471/2023

62RS0001-01-2023-000873-63

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 июля 2023 года г. Рязань

Железнодорожный районный суд г. Рязани в составе:

председательствующего судьи Зориной Л.В.,

при секретаре судебного заседания Багровой Т.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда административное дело по административному исковому заявлению Борисова А.А. к главному специалисту эксперту межмуниципального отдела по Рязанскому, Спасскому районам Управления Росреестра по Рязанской области, Управлению Росреестра по Рязанской области, Спасскому отделу Управления Росреестра по Рязанской области, главе администрации МО – Спасский МР Рязанской области, администрации МО-Кирицкое сельское поселение Спасского МР Рязанской области о признании действий незаконными, обязании аннулировать запись в ЕГРН, признании незаконными действий,

установил:

Борисов А.А. обратился в суд с административным иском к главному специалисту-эксперту межмуниципального отдела по Рязанскому, Спасскому районам Управления Росреестра по Рязанской области, Управлению Росреестра по Рязанской области, Спасскому отделу Управления Росреестра по Рязанской области, главе администрации МО – Спасский МР Рязанской области, администрации МО-Кирицкое сельское поселение Спасского МР Рязанской области о признании действий незаконными, обязании аннулировать запись в ЕГРН, признании незаконными действий.

Требования мотивировал тем, что на праве собственности владеет земельным участком с кадастровым номером , площадью 2200 кв.м. в с<адрес>. В настоящее время к нему в Спасском районном суде Рязанской области предъявлен иск, ввиду этого, полагает незаконным действия Управления Росреестра по Рязанской области по внесению записи в ЕГРН о регистрации права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами и площадями 821 кв.м. и 829 кв.м. соответственно, о внесении записи в ЕГРН о праве постоянного бессрочного пользования этими земельными участками администрацией МО-Кирицкое сельское поселение Спасского МР Рязанской области, действий главы администрации Спасского МР Рязанской области по изданию постановления №218 от 30.04.2020г. о передаче в постоянное бессрочное пользование спорных земельных участков МО-Кирицкое сельское поселение Спасского МР Рязанской области и обязать Управление Росреестра аннулировать записи в ЕГРН.

В судебное заседание участники процесса не явились. О дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

На основании ст. 150 КАС РФ, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, которая в каждом конкретном деле осуществляется в одной из форм отправления правосудия, в том числе путем обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ч. 2).

В силу п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц, порядок производства по которым предусмотрен гл. 22 названного кодекса.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Пунктами 3, 6 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" определен состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости, включающий описание местоположения границ объекта недвижимости и площадь, если объектом недвижимости является земельный участок.

Постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета (ч. 1 ст. 23 названного закона).

По смыслу ст. 17 - 19 ЗК РФ одним из оснований возникновения права собственности того или иного публично-правового образования является разграничение государственной собственности на землю.

Правовое регулирование разграничения государственной собственности на землю до 1 июля 2006 г. было определено Федеральным законом от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (все Законы приведены в редакции на момент возникновения спорных правоотношений).

Согласно ч. 2 ст. 2 данного Закона основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являлись акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней (согласованных с соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления) земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.

Федеральным законом от 17 апреля 2006 г. N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" Закон N 101-ФЗ признан утратившим силу, а в Закон N 137-ФЗ введена ст. 3.1, которой закреплен нормативный механизм разграничения государственной собственности на землю, состоящий в том, что определенное государственное имущество признается собственностью конкретного публичного образования в силу закона (то есть без проведения каких-либо административных процедур передачи участков) в соответствии в перечисленными в указанной норме критериями.

Закрепленные законодателем критерии для разграничения публичной земли, прежде всего, касаются земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости или которые по своему назначению необходимы органам власти того или иного уровня, а также отдельным (названным в законе лицам) в целях выполнения ими своих функций. В отношении незастроенных публичных участков или участков, не предоставленных лицам, указанным в ст. 3.1 Закона N 137-ФЗ, разграничение права государственной собственности на дату вступления в силу данной нормы не произошло.

В силу п. 2 ст. 3.3 Закона N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", распоряжение (в том числе предоставление на праве постоянного (бессрочного) пользования) земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;

Из содержания приведенных норм следует, что в случае обоснованной необходимости орган власти, уполномоченный распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляет предоставление соответствующего участка органу власти, его территориальному органу, учреждению, казенному предприятию для использования в установленных целях. Такое предоставление является основанием для разграничения права и последующей регистрации права собственности соответствующего публично-правового образования.

Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 03.07.2016 N 334-ФЗ, вступившего в силу 1 января 2017 года, у органов местного самоуправления поселения прекращены полномочия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и переданы органам местного самоуправления муниципального района.

Предоставление земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование осуществляется на основании решения уполномоченного органа (п.1 ст. 39.1 ЗК РФ)

В силу п.п.1 п.2 ч.1 ст. 39.9 ЗК РФ, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование осуществляется на основании решения уполномоченного органа. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно органам государственной власти и органам местного самоуправления.

Согласно ч.1, п.1 ч.2 ст. 14. Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. 2. Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.

Судом установлено, что 8 апреля 2020 года глава администрация МО-Кирицкое сельское поселение Спасского МР Рязанской области, действующая на основании решения думы МО-Спасский МР РО №68/14 от 6.11.2019г. и распоряжения №8 от 6.11.2019г. обратилась с заявлением к Главе администрации МО –Спасский МР РО о предоставлении в постоянное бессрочное пользование земельными участками (территории) общего пользования площадью 829 кв.м., с кадастровым номером , площадью 821 кв.м., расположенный в <адрес> и , площадью 829 кв.м. Рассмотрев данное заявление, 30 апреля 2020 года глава администрации МО –Спасский МР Рязанской области вынес постановление №218, которым предоставил администрации МО – Кирицкое сельское поселение Спасского МР РО в постоянное бессрочное пользование названные выше земельные участки.

Для исполнения постановления главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ, в ЕГРН внесены сведения о праве бессрочного пользования земельными участками МО- Кирицкое сельское поселение Спасского МР РО внесены в ЕГРН. Данное обстоятельство не оспаривалось сторонами.

Таким образом, глава администрации МО–Спасский МР РО на основании п. 2 ст. 3.3 Закона N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" имел право на распоряжение земельными участками, находящимися на территории этого муниципального района, и, на основании закона -.п.1 п.2 ч.1 ст. 39.9 ЗК РФ в пределах своих полномочий предоставил земельный участки, находящиеся в муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование органу местного самоуправления – МО-Кирицкое сельское поселение Спасского МР РО, в связи с чем, суд приходит выводу, что действия как главы администрации МО–Спасский МР РО, так и администрации МО–Спасский МР РО основаны на вышеназванном законе.

Поскольку администрация МО-Кирицкое сельское поселение Спасского МР РО на законном основании приобрело право постоянного бессрочного пользования земельными участками общего пользования площадью 829 кв.м., с кадастровым номером , площадью 821 кв.м., расположенный в <адрес> и , площадью 829 кв.м., то законно обратилось в Управление Росреестра по Рязанской области за регистрацией данного права, предоставив все необходимые документы – решение, постановление и заявление о государственной регистрации права на недвижимое имущество, и, соответственно, Управление Росреестра на основании действующего законодательство приняло решение о регистрации права бессрочного пользования названными выше земельными участками за МО-Кирицкое сельское поселение Спасского МР РО.

Суд отмечает, что нарушение своих прав административный истец усматривает в предъявлении к нему исковых требований администрацией МО -Кирицкое сельское поселение Спасского МР РО об устранения препятствий в пользовании указанными земельными участками путем демонтажа забора, расположенного на них, однако суд приходит к выводу, что избранный административным истцом способ защиты не ведет к восстановлению его прав и интересов, поскольку доказательств нарушения каких-либо прав административного истца в рамках рассматриваемого судом административного дела административными ответчиками, им не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 180, 218 КАС РФ,

решил:

В удовлетворении административного искового заявления Борисова А.А. к главному специалисту эксперту межмуниципального отдела по Рязанскому, Спасскому районам Управления Росреестра по Рязанской области, Управлению Росреестра по Рязанской области, Спасскому отделу Управления Росреестра по Рязанской области, главе администрации МО – Спасский МР Рязанской области, администрации МО-Кирицкое сельское поселение Спасского МР Рязанской области о признании действий незаконными, обязании аннулировать запись в ЕГРН, признании незаконными действий, отказать.

Решение может быть обжаловано в Рязанский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Рязани в течение месяца со дня изготовления его мотивированной части.

Судья Л.В. Зорина