ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2474/2016 от 18.05.2016 Щекинского районного суда (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 мая 2016 года г. Щекино Тульской области

Щекинский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Мельничук О.В.,

при секретаре Морозовой Ю.П.,

с участием представителя административного истца ФИО1 по доверенности ФИО2, представителя административного ответчика администрации МО Щекинский район Тульской области по доверенности ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2474/2016 по административному иску ФИО1 к администрации муниципального образования Щекинский район о признании незаконным отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка, обязании выдать градостроительный план земельного участка,

установил:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Щекинский район о признании незаконным отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка, обязании выдать градостроительный план земельного участка.

В обоснование административного иска указал, что ДД.ММ.ГГГГ между ЛМГ. и Комитетом по управлению имуществом администрации Щекинского района был заключен договор аренды земельного участка для строительства торгового павильона. Дополнительным соглашение к указанному договору от ДД.ММ.ГГГГ. внесены изменения в договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ. в части изменения арендатора с умершей ЛМГ на ФИО1

На основании названного договора аренды ДД.ММ.ГГГГ. административный истец обратился в администрацию Щекинского района с заявлением о подготовке, утверждении и выдаче градостроительного плана на указанный земельный участок. Однако письмом -о от ДД.ММ.ГГГГ. администрация МО Щекинский район отказала ему в выдаче градостроительного плана, мотивировав отказ тем, что предоставленный ему в аренду земельный участок предназначен не для строительства, а для установки торгового павильона со ссылкой на дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ., согласно которому был изменен вид разрешенного использования земельного участка, о существовании которого он (ФИО1) не знал.

Отказ в выдаче градостроительного плана на предоставленный в аренду земельный участок ФИО1 считает необоснованным, просит признать отказ в выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером незаконным, обязать администрацию муниципального образования Щекинский район утвердить и выдать градостроительный план указанного земельного участка.

В судебное заседание административный истец ФИО1 не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель административного истца ФИО1 по доверенности ФИО2, в судебном заседании доводы административного искового заявления поддержал по основаниям, изложенным в нем, просила его удовлетворить.

Представитель административного ответчика администрации муниципального образования Щекинский район по доверенности ФИО3 в удовлетворении требований просила отказать, по основаниям, изложенным возражениях на административное исковое заявление.

В соответствии с положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд рассмотрел дело в отсутствие неявившегося административного истца ФИО1

Выслушав объяснения представителя административного истца ФИО1 по доверенности ФИО2, представителя административного ответчика администрации МО Щекинский район Тульской области по доверенности ФИО3, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Как следует из материалов дела и установлено судом, постановлением главы Щекинского района от ДД.ММ.ГГГГ. ЛМГ предоставлен земельный участок, расположенный в районе <адрес> для строительства торгового павильона.

ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом по управлению имуществом администрации Щекинского района (арендодатель) и предпринимателем без образования юридического лица ЛМГ (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка , на основании которого арендатору передан в аренду для строительства торгового павильона земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , местоположение: <адрес>, что усматривается из копии договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ а также кадастрового плана на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ. и кадастрового паспорта земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. .

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией МО Щекинский район, действующей от имени МО Щекинский район в лице председателя Комитета по управлению муниципальной собственностью администрации МО Щекинский район (арендодатель) и арендатором ФИО4 было заключено дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым, вид разрешенного использования переданного в аренду земельного участка был изменен на «для установки торгового павильона».

ДД.ММ.ГГГГ. между арендодателем и ФИО1 являющимся наследником после смерти ЛМГ, умершей ДД.ММ.ГГГГ. заключено дополнительное соглашение, согласно которому внесены изменения в договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, в части изменения арендатора: с умершей ЛМГ на ее наследника, ФИО1.

ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 обратился в администрацию муниципального образования Щекинский район с заявлением о подготовке, утверждении и выдаче градостроительного плана вышеуказанного земельного участка, однако письмом от ДД.ММ.ГГГГ-о ему было в этом отказано, ввиду того, что подготовка такого плана осуществляется применительно к земельным участкам, предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства, тогда как предоставленный ему земельный участок предназначен лишь для установки торгового павильона, а не для строительства.

Градостроительный кодекс Российской Федерации отнес к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов утверждение документации по планировке территории (ст. 8 ГрК РФ), разновидностями которой являются проекты планировки территории (ст. 42 ГрК РФ), проекты межевания территории (ст. 43 ГрК РФ) и градостроительные планы земельных участков (ст. 44 ГрК РФ).

Согласно положениям статьи 44 Градостроительного кодекса РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа. Форма градостроительного плана земельного участка устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 10.05.2011 г. № 207 (зарегистрировано в Минюсте РФ 24 мая 2011 г. № 20838, вступил в силу 14.07.2011 г.) утверждена форма градостроительного плана земельного участка, которая, в частности, содержит описание местоположения проектируемого объекта на земельном участке (объекта капитального строительства).

Градостроительный кодекс РФ не содержит определения градостроительного плана земельного участка. Однако, составить представление о назначении данного документа можно, обратившись к статьям 41 и 44 Кодекса. Согласно статье 41 подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. В части 1 статьи 44 ГрК РФ указывается, что подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам. Градостроительный план земельного участка в числе иных документов прилагается к заявлению о выдаче разрешения на строительство (ч. 7 ст. 51 ГрК РФ).

Из анализа приведенных правовых норм следует, что градостроительный план земельного участка является обязательным документом, который представляется застройщиком или заказчиком для проведения государственной экспертизы проектной документации, получения разрешения на строительство, получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Иными словами, градостроительный план является одним из основных документов, необходимых для осуществления строительства, в первую очередь для установления на местности границ земельного участка. Согласно приведенным нормам без градостроительного плана земельного участка невозможно согласовать необходимую документацию, получить разрешение на строительство и сдать объект капитального строительства, именно в нем в полном объеме фиксируются необходимые градостроительные требования и ограничения по использованию конкретного участка и возведенного на нем либо планируемого к строительству объекта капитального строительства.

В соответствии с положениями статьи 1 Градостроительного кодекса РФ к объектам капитального строительства относятся здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

Являясь быстровозводимыми торговыми объектами, павильоны, как правило, размещаются в районах с неразвитой торговой сетью, в местах отдыха, а также для организации сезонных распродаж и на остановках пассажирского транспорта, относятся к временным объектам некапитального характера, расположенным на территориях общего пользования, которые впоследствии планируется использовать для других градостроительных целей. Согласно ст. 346.27 Налогового кодекса РФ павильоном является строение, имеющее торговый зал и помещения для хранения товарного запаса, рассчитанное на одно или несколько рабочих мест. Нормами государственной противопожарной службы МВД России, утвержденными Главным государственным инспектором РФ по пожарному надзору, введенными в действие приказом ГУГПС МВД России от 31.01.1995 г. № 5, согласованными с Минстроем России 29.12.1994 г. № 13/377, павильон определен как сооружение, предназначенное для оптовой или розничной торговли, с обслуживанием покупателей внутри помещения (НПБ 103-95. Нормы государственной противопожарной службы МВД России. Торговые павильоны и киоски. Противопожарные требования).

Решением Собрания депутатов муниципального образования город Щекино Щекинского района от ДД.ММ.ГГГГ. утверждено Положение "О демонтаже самовольно установленных нестационарных торговых и иных нестационарных объектов на территории муниципального образования город Щекино Щекинского района" (приложение), согласно которому нестационарные объекты - объекты из сборных и быстровозводимых конструкций, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, размещенные для хозяйственно-бытовых нужд, а также целей, связанных с оказанием услуг населению (гаражи, объекты автомобильного сервиса, аттракционы и др.). К нестационарным торговым объектам относятся: павильон; киоск; торговая галерея; пункт быстрого питания; мобильный пункт быстрого питания; выносное холодильное оборудование; торговый автомат (вендинговый автомат); бахчевой развал; передвижные сооружения: автомагазины (автолавки), изотермические емкости и цистерны, презентационные стойки, летнее кафе и другие объекты (п.2).

Принимая во внимание положения приведенных правовых норм, торговый павильон не является объектом капитального строительства, а, как уже было отмечено, в силу п. 1 ст. 44 Градостроительного кодекса РФ, подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам.

Действительно, в силу положений статьи 51 Градостроительного кодекса РФ для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходим градостроительный план земельного участка. Однако, как уже было указано, торговый павильон в силу действующих правовых норм не может быть отнесен к объектам капитального строительства. В соответствии с пп. 2 и 3 ч. 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации для строительства и реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киоски, навесы и др.), строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования выдача разрешений на строительство не требуется.

Наличие дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ заключенного ДД.ММ.ГГГГ. между арендатором и арендодателем, не имеет существенного правового значения для разрешения возникшего спора, поскольку исходя из анализа вышеприведенных норм права, торговый павильон не является стационарным объектом, а в соответствии со ст.44 Градостроительного кодекса РФ, градостроительный план необходим для капитальных объектов.

В силу закона (часть 17 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ) обязанность по подготовке градостроительного плана действительно возложена на орган местного самоуправления.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что у администрации МО Щекинский район Тульской области отсутствует обязанность по выдаче ФИО1 градостроительного плана на земельный участок с кадастровым номером , в связи с чем полагает в удовлетворении заявленных требований отказать.

Руководствуясь статьями 175-180, пунктом 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к администрации муниципального образования Щекинский район о признании незаконным отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка, обязании выдать градостроительный план земельного участка, отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Щёкинский районный суд Тульской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий: /подпись/