ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2475/2022 от 04.07.2022 Засвияжского районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

Дело № 2а-2475/2022

73RS0002-01-2022-004844-28

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Ульяновск 04 июля 2022 года

Засвияжский районный суд г. Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Саенко Е.Н.,

при ведении протокола помощником судьи Долотцевой Г.Т.,

с участием административного истца Аникина С.С., административного ответчика Сипратовой Т.В., представителей административного ответчика Боченина С.А., Мироненко В.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Аникина Степана Сергеевича к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области, судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов №1 по Засвияжскому району г.Ульяновска Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области Сипратовой Татьяне Васильевне о признании незаконным и отмене постановления об отказе в приостановлении исполнительного производства,

У С Т А Н О В И Л :

Аникин С.С. обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области, судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов №1 по Засвияжскому району г.Ульяновска Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области Сипратовой Т.В. о признании незаконным и отмене постановления об отказе в приостановлении исполнительного производства.

Административное исковое заявление мотивировано тем, что 16.05.2022 судебным приставом-исполнителем ОСП №1 по Засвияжскому району г.Ульяновска Сипратовой Т.В. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства -ИП в отношении должника Аникина С.С. о взыскании в пользу взыскателя Гросс А.Э. денежных средств в размере 25 000 руб. 20.05.2022 им было направлено в службу судебных приставов ходатайство о приостановлении данного исполнительного производства до 01.10.2022 в связи с мораторием на банкротство физических лиц, объявленным постановлением Правительства РФ №497 от 28.03.2022. Постановлением указанного должностного лица от 25.05.2022 в удовлетворении заявленного ходатайства было отказано в связи с отсутствием информации в ходатайстве о подаче заявления о признании должника банкротом. Считает данное постановление незаконным и необоснованным по следующим основаниям. Постановлением Правительства РФ №497 от 28.03.2022 с 01.04.2022 введен мораторий на банкротство сроком на 6 месяцев. Ранее в период пандемии был введен схожий мораторий с аналогичными правовыми последствиями, который распространялся на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, код основного вида деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности указан в перечне отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции. Правовой подход применения данного моратория изложен в том числе в определении Верховного Суда РФ №305-ЭС21-25305 от 18.04.2022 по делу №А40-233155/2020. Президент РФ в обращении от 25.03.2020 к гражданам России предложил для защиты от банкротства предприятий, оказавшихся в сложной ситуации, ввести сроком на 6 месяцев мораторий на подачу заявлений кредиторов о банкротстве компаний и взыскании долгов и штрафов. Результатом реализации этого обращения стало принятие Федерального закона №98-ФЗ, в соответствии с которым в Закон о банкротстве был введен еще один (уже третий в данном законе) вид моратория - на банкротство. По вопросу о сущности и порядке применения этого моратория уже имеется известное количество критического (в основном) характера исследований, есть ряд важных разъяснений Верховного Суда РФ, накоплен объем судебной практики. Суть же нового моратория на банкротство не влияет на уже возбужденные дела о банкротстве, а введенный мораторий на время лишает кредиторов права на подачу новых заявлений о банкротстве должников. Такие руководители организаций не обязаны в этот период подавать заявления о банкротстве при наличии признаков несостоятельности или неплатежеспособности юридического лица под риском привлечения их к субсидиарной ответственности. Эта же обязанность снимается и с граждан. Таким образом, он относится к числу лиц, на которых распространялось действие моратория в соответствии с перечнем постановления Правительства РФ №497 от 28.03.2022 с 01.04.2022. Согласно под.4 п.3 ст.91 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» на срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется, приостанавливается исполнительное производство по имущественным взысканиям по требованиям, возникшим до введения моратория (при этом не снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, наложенные в ходе исполнительного производства). Согласно п.9 ч.1 ст.40 Федерального закона №229-ФЗ от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве» исполнительное производство подлежит приостановлению судебным приставом-исполнителем полностью или частично в случае распространения на должника моратория на возбуждение дел о банкротстве, предусмотренного ст.91 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». То есть в данном случае в должностные обязанности судебного пристава не входит обязанность выяснения факта подачи заявления о признании должника банкротом. Данная норма имеет императивный характер, что обуславливает необходимость ее соблюдения судебным приставом-исполнителем, учитывая, что он (Аникин) прямо заявил о применении моратория. Поскольку исходя из требований ст.91 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» одним из правовых последствий распространения на должников, определенных по указанным выше правилам, моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов является приостановление исполнительного производства по имущественным взысканиям по требованиям, возникшим до введения моратория. При анализе нового регулирования (ст.9.1 Закона о банкротстве) судебным приставом не было учтено существенное обстоятельство, что новая норма рассчитана на обстоятельства, связанные с существенным изменением курса рубля и сопутствующими последствиями, что целью введения моратория является обеспечение стабильности экономики путем оказания поддержки отдельным субъектам. В данном случае с точки зрения возникновения последствий следует различать классический судебный мораторий, т.е. ограничение на подачу заявлений о признании лица банкротом (п.2 ст.9.1 Закона о банкротстве), от настоящего моратория, который не только судебный, о чем указывает п.3 ст.9.1 Закона о банкротстве (в части последствий моратория), поскольку на срок его действия в отношении должников, на которых он распространяется приостановление обязанности должника и иных лиц направить заявление о банкротстве в арбитражный суд, предусмотренные ст.9 и 213.4 Закона о банкротстве; и приостанавливается исполнительное производство по имущественным взысканиям по требованиям, возникшим до введения моратория. Таким образом, положения приведенных норм представляют не только ограничение на осуществление корпоративных прав и обязанностей, изменение условий самих обязательств, но и на прекращение мер взыскания. Постановление о возбуждении исполнительного производства и об отказе в приостановлении исполнительного производства вынесено судебным приставом-исполнителем в период действия моратория, несмотря на то, что при указанных обстоятельствах исполнительное производство подлежало приостановлению.

Просил признать незаконным и отменить постановление судебного пристава-исполнителя ОСП №1 по Засвияжскому району г.Ульяновска Сипратовой Т.В. от 25.05.2022 об отказе в приостановлении исполнительного производства -ИП в отношении должника Аникина С.С. о взыскании в пользу взыскателя Гросс А.Э. денежных средств в размере 25 000 руб.

Административный истец Аникин С.С. в судебном заседании административные исковые требования поддержал в полном объеме. Суду дал пояснения, изложив обстоятельства и факты, аналогичные указанным в административном иске.

Административный ответчик - судебный пристав-исполнитель ОСП №1 по Засвияжскому району г. Ульяновска УФССП России по Ульяновской области Сипратова Т.В. в судебном заседании и в письменных возражениях на административное исковое заявление просила отказать в удовлетворении административного иска в полном объеме по изложенным в них доводам.

Представители административного ответчика - Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области по доверенности Мироненко В.И. и Боченин С.А. в судебном заседании административный иск не признали, просили в удовлетворении иска отказать.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Гросс А.Э., в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела судом извещалась надлежащим образом, а также ООО «КапиталИнвест», представитель которого в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела судом извещался надлежащим образом.

Выслушав пояснения явившихся сторон, исследовав материалы настоящего дела, суд приходит к следующему.

Требования об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей и иных должностных лиц Федеральной службы судебных приставов (далее - ФССП России) рассматриваются в порядке, предусмотренном главой 22 Кодекса административного производства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ).

В силу части 1 статьи 218, статьи 360 КАС РФ постановления, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц ФССП России могут быть оспорены в суде как сторонами исполнительного производства (взыскателем и должником), так и иными лицами, которые считают, что нарушены их права и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению ими прав и законных интересов либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность.

Положениями статьи 2 Федерального закона №229-ФЗ от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст.5 данного Федерального закона принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (далее - подразделения судебных приставов) (ч.2 ст.5).

В силу ч.1 ст.12 Федерального закона №118-ФЗ от 21.07.1997 «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации», обязанностью судебного пристава-исполнителя в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве", является принятие мер по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

Перечень исполнительных действий, совершаемых судебным приставом-исполнителем и направленных на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, и мер принудительного исполнения, то есть действий, указанных в исполнительном документе, или действий, совершаемых судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу, определен нормами главы 7 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Из системного толкования приведенных положений федерального законодательства следует, что с момента возбуждения исполнительного производства судебный пристав-исполнитель самостоятельно определяет, в какой период и какие исполнительные действия и меры принудительного исполнения необходимо применить в каждом конкретном случае, исходя из характера требований исполнительного документа и обстоятельств дела, с учетом принципов целесообразности и достаточности.

В силу ст.121 Федерального закона №229-ФЗ от 02.10.2007, постановления Федеральной службы судебных приставов, а также постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

Судом установлено, что 04.04.2022 Засвияжским районным судом г.Ульяновска взыскателю Гросс Алле Эдвардовне по делу №13а-278/2021 был выдан исполнительный документ - исполнительный лист серии ФС от ДД.ММ.ГГГГ с предметом исполнения: Взыскать с Аникина Степана Сергеевича в пользу Гросс Аллы Эдвардовны судебные расходы по уплате юридических услуг в размере 25 000 руб.

11.05.2022 представитель взыскателя Гросс А.Э. предъявил данный исполнительный документ в ОСП №1 по Засвияжскому району г.Ульяновска УФССП России по Ульяновской области к исполнению.

16.05.2022 судебным приставом-исполнителем ОСП №1 по Засвияжскому району г.Ульяновску Сипратовой Т.В. на основании указанного исполнительного документа - исполнительного листа серии ФС от ДД.ММ.ГГГГ, с предметом исполнения: Иные взыскания имущественного характера в пользу физических и юридических лиц в размере 25 000 руб. в отношении должника Аникина Степана Сергеевича в пользу взыскателя Гросс Аллы Эдвардовны, было возбуждено исполнительное производство -ИП в отношении должника Аникина Степана Сергеевича и последнему: установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 Федерального закона №229-ФЗ от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве»; взыскиваемую сумму перечислить по указанным в данном постановлении банковским реквизитам ОСП №1 по Засвияжскому району г.Ульяновска; на должника возложена обязанность представить копию платежного документа судебному приставу-исполнителю. Копия постановления о возбуждении указанного исполнительного производства направлена должнику, взыскателю, в Засвияжский районный суд г.Ульяновска.

В установленный судебным приставом-исполнителем срок административным истцом мер к добровольному исполнению требований исполнительного документа принято не было.

Из материалов данного исполнительного производства следует, что судебным приставом-исполнителем были приняты меры принудительного исполнения, направленные на взыскание с должника Аникина С.С. задолженности по исполнительному документу, которые не привели к полному исполнению требований исполнительного документа.

22.05.2022 в ОСП №1 по Засвияжскому району г.Ульяновска от должника Аникина С.С. поступило «Заявление о приостановлении исполнительного производства» от 20.05.2022, содержащее ходатайство о приостановлении исполнительного производства -ИП от ДД.ММ.ГГГГ. Заявленное ходатайство Аникиным С.С. мотивировано тем, что: он подпадает под категорию граждан, на которых в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации №497 от 28.03.2022 распространяется действие моратория и которым предоставлена мера поддержки в виде моратория на банкротство; после внесения в ч.1 ст.40 Закона об исполнительном производстве пункта 9, закрепляющего положение о том, что исполнительное производство подлежит приостановлению судебным приставом-исполнителем полностью или частично в случае распространения на должника моратория на возбуждение дел о банкротстве, предусмотренного ст.9.1 Закона о банкротстве и вступления в законную силу постановления №497; обязательство возникло и исполнительный лист был выдан до введения моратория 01.04.2022; он сам не трудоустроен, не работает, у него отсутствуют какие-либо источники дохода и имущество, на которые возможно обратить взыскание, отсутствует возможность исполнения требований исполнительного документа.

25.05.2022 судебным приставом-исполнителем ОСП №1 по Засвияжскому району г.Ульяновска Сипратовой Т.В. в рамках исполнительного производства -ИП от ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление об обращении взыскания не денежные средства должника, одновременно являющегося взыскателем по исполнительному производству от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым постановлено обратить взыскание на денежные средства, поступившие на счет по учету средств, находящихся во временном распоряжении ОСП №1 по Засвияжскому району г.Ульяновска УФССП России по Ульяновской области, по исполнительному производству -ИП. Данное постановление мотивировано тем, что по находящемуся в производстве данного ОСП №1 исполнительному производству -ИП, возбужденному ДД.ММ.ГГГГ в отношении должника ФИО2 на основании исполнительного листа серии ФС от ДД.ММ.ГГГГ с предметом исполнения: Иные взыскания имущественного характера в пользу физических и юридических лиц в размере 241 210,95 руб. в отношении должника ФИО2 в пользу взыскателя Аникина Степана Сергеевича, с должника ФИО2 была взыскана задолженность в размере 25 000 руб., которая находится на депозитном счете данного ОСП №1. Копия данного постановления направлена должнику Аникину С.С., взыскателю Гросс А.Э.

25.05.2022 судебным приставом-исполнителем ОСП №1 по Засвияжскому району г.Ульяновска Сипратовой Т.В. по исполнительному производству -ИП от ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление об отказе в удовлетворении заявления (ходатайства) от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым постановлено: в удовлетворении указанного заявления (ходатайства) Аникина С.С. о приостановлении данного исполнительного производства отказать, поскольку в ходатайстве отсутствует информация о подаче заявления, подаваемого кредитором; копию постановления направить Аникину С.С.

26.05.2022 Гросс А.Э. (цедент) и Общество с ограниченной ответственностью «Капитал Инвест» (цессионарий) заключили договор цессии (уступки права требования ) от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым цедент уступил цессионарию право требования денежной суммы в размере 25 000 руб. к Аникину Степану Сергеевичу в соответствии с определением Ульяновского областного суда от 08.06.2021 по делу №33а-2268/2021, исполнительным листом серии ФС от ДД.ММ.ГГГГ, выданным Засвияжским районным судом г.Ульяновска.

Об указанной уступке права требования Гросс А.Э. направила Аникину С.С. соответствующее письменное уведомление от 26.05.2022 с приложением копии договора цессии (уступки прав требования) от 26.05.2022 и копии заявления в Засвияжский районный суд г.Ульяновска о замене взыскателя, для сведения.

27.05.2022 судебным приставом-исполнителем ОСП №1 по Засвияжскому району г.Ульяновска Сипратовой Т.В. по исполнительному производству -ИП от ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление об отложении ИП от 27.05.2022, в соответствии с которым, в связи с обжалованием ее действий по отказу в приостановлении по мораторию, постановила отложить исполнительные действия и (или) меры принудительного исполнения по данному исполнительному производству на срок с 27.05.2022 по 10.06.2022 включительно.

15.06.2022 судебным приставом-исполнителем ОСП №1 по Засвияжскому району г.Ульяновска Сипратовой Т.В. по исполнительному производству -ИП от ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление об отложении ИП от 15.06.2022, в соответствии с которым, в связи с обжалованием ее действий по отказу в приостановлении по мораторию, постановила отложить исполнительные действия и (или) меры принудительного исполнения по данному исполнительному производству на срок с 15.06.2022 по 29.06.2022 включительно.

Разрешая спор, суд, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ и проанализировав доводы административного иска применительно к положениям действующего законодательства, приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований, и исходит из того, что оспариваемое постановление об отказе в удовлетворении заявления (ходатайства) от 25.05.2022, вынесенное судебным приставом-исполнителем ОСП №1 по Засвияжскому району г.Ульяновска Сипратовой Т.В., соответствует ст.ст. 64, 68, 98, 99, 101 Федерального закона №229-ФЗ от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве».

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 и ст. 360 КАС РФ, ч. 1 ст. 121 Федерального закона №229-ФЗ от 02.10.2007 предоставляют гражданину, организации, иным лицам право оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Так, статьей 4 данного Федерального закона №229-ФЗ от 02.10.2007 установлено, что исполнительное производство осуществляется на принципах: 1) законности; 2) своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; 3) уважения чести и достоинства гражданина; 4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, в том числе сохранения заработной платы и иных доходов должника-гражданина ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации; 5) соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц определен указанным Федеральным законом №229-ФЗ от 02.10.2007 (ст.1).

В силу ст.6 данного Федерального закона законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст.14 Федерального закона №229-ФЗ от 02.10.2007 решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, главным судебным приставом Российской Федерации, главным судебным приставом субъекта (главным судебным приставом субъектов) Российской Федерации, старшим судебным приставом и их заместителями (далее также - должностное лицо службы судебных приставов) со дня направления (предъявления) исполнительного документа к исполнению, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов. В постановлении судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов должны быть указаны: 1) наименование подразделения судебных приставов и его адрес; 2) дата вынесения постановления; 3) должность, фамилия и инициалы лица, вынесшего постановление; 4) наименование и номер исполнительного производства, по которому выносится постановление; 5) вопрос, по которому выносится постановление; 6) основания принимаемого решения со ссылкой на федеральные законы и иные нормативные правовые акты; 7) решение, принятое по рассматриваемому вопросу; 8) порядок обжалования постановления.

Частью 4 данной статьи предусмотрено, что постановление судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов подлежит исполнению в срок, указанный в постановлении, и может быть обжаловано в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов или оспорено в суде.

В силу ч.5 ст.14 Федерального закона №229-ФЗ от 02.10.2007 вышестоящее должностное лицо службы судебных приставов вправе отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов.

Федеральным законом №229-ФЗ от 02.10.2007 определено, что исполнительное производство возбуждается на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч.1 ст.30). Заявление взыскателя и исполнительный документ передаются судебному приставу-исполнителю в трехдневный срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов (ч.7 ст.30). Постановление о возбуждении исполнительного производства выносится в трехдневный срок со дня поступления исполнительного документа к судебному приставу-исполнителю либо со дня получения из Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах информации о неуплате в установленный законодательством Российской Федерации срок денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации, а в случае отсутствия в исполнительном документе одного из идентификаторов должника исполнительный документ возвращается в орган, его выдавший, для оформления надлежащим образом, о чем уведомляется взыскатель (ч.8 ст.30).

Согласно ст.64 Федерального закона №229-ФЗ от 02.10.2007, исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с данным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать перечисленные в данной статье исполнительные действия, в том числе в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение, а также совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.

В силу ст.68 данного Федерального закона мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу. Меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства. Если в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, то меры принудительного исполнения применяются после истечения такого срока. Мерами принудительного исполнения являются, среди прочего, обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги; обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений; обращение взыскания на имущественные права должника, в том числе на право получения платежей по исполнительному производству, в котором он выступает в качестве взыскателя.

Согласно ст.64.1 Федерального закона №229-ФЗ от 02.10.2007, заявления, ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве, могут быть поданы на любой стадии исполнительного производства. Заявления, ходатайства рассматриваются должностными лицами службы судебных приставов в соответствии с их полномочиями, предусмотренными настоящим Федеральным законом. Заявление, ходатайство передаются должностным лицам службы судебных приставов в трехдневный срок со дня поступления в подразделение судебных приставов. Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должностное лицо службы судебных приставов рассматривает заявление, ходатайство в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, ходатайства и по результатам рассмотрения выносит постановление об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства или в случаях, указанных в части 5.1 настоящей статьи, направляет уведомление. В случае поступления заявления, ходатайства, не содержащих просьб о совершении конкретных исполнительных действий, применении мер принудительного исполнения в рамках исполнительного производства, должностное лицо службы судебных приставов рассматривает их в соответствии с Федеральным законом N59-ФЗ от 02.05.2006 "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Копия постановления об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется заявителю, должнику, взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

Как следует из административного искового заявления и установлено судом, административный истец Аникин С.С. обращался к административному ответчику - судебному приставу-исполнителю ОСП №1 по Засвияжскому району г. Ульяновска Сипратовой Т.В. с заявлением от 20.05.2022 о приостановлении исполнительного производства -ИП от ДД.ММ.ГГГГ на основании пункта 9 части 1 статьи 40 Федерального закона №229-ФЗ от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве» в связи с принятием Правительством Российской Федерации постановления №497 от 28.03.2022 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами», установившего сроком на 6 мес. (с 01.04.2022 по 01.10.2022) мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами. Как указал Аникин С.С., поскольку он относится к числу лиц, на которых распространяется данный мораторий, не трудоустроен, не имеет каких-либо источников дохода и имущества, на которые может быть обращено взыскание, у него отсутствует возможность исполнить требования исполнительного документа, то по его ходатайство указанное должностное лицо должно было приостановить исполнительное производство, однако незаконно отказало в этом.

Основания приостановления исполнительного производства судебным приставом-исполнителем определены в ст.40 Федерального закона №229-ФЗ от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве», согласно части 1 которой исполнительное производство подлежит приостановлению судебным приставом-исполнителем полностью или частично в случаях:

1) смерти должника, объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности допускают правопреемство;

2) утраты должником дееспособности;

3) участия должника в боевых действиях в составе Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, выполнения должником задач в условиях чрезвычайного или военного положения, вооруженного конфликта либо просьбы взыскателя, находящегося в таких же условиях;

4) отзыва у должника - кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, за исключением исполнительного производства, которое в соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" не приостанавливается;

4.1) отзыва у должника - страховой организации всех выданных органом страхового надзора лицензий, за исключением исполнительного производства, которое в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" не приостанавливается;

5) применения арбитражным судом в отношении должника-организации процедуры банкротства в порядке, установленном статьей 96 настоящего Федерального закона;

5.1) введения арбитражным судом в отношении должника - гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, процедур, применяемых в деле о несостоятельности (банкротстве), в порядке, установленном статьей 69.1 настоящего Федерального закона;

5.2) включения сведений о возбуждении в отношении должника-гражданина процедуры внесудебного банкротства в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в части исполнения исполнительных документов по требованиям, указанным должником-гражданином в заявлении о признании его банкротом во внесудебном порядке. Приостановление исполнительного производства осуществляется в порядке, установленном статьей 69.1 настоящего Федерального закона;

6) принятия судом к рассмотрению иска должника об отсрочке или рассрочке взыскания исполнительского сбора, уменьшении его размера или об освобождении от взыскания исполнительского сбора;

7) направления судебным приставом-исполнителем в Федеральную налоговую службу или Банк России уведомления о наложении ареста на имущество должника, указанное в пункте 4 части 1 статьи 94 настоящего Федерального закона;

8) отсутствия у должника - иностранного государства имущества, на которое может быть обращено взыскание.

В соответствии со ст.14 Федерального закона №166-ФЗ от 08.06.2020 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращения последствий распространения новой коронавирусной инфекции» часть 1 статьи 40 указанного Федерального закона была дополнена пунктом 9, содержащего новое основание приостановления исполнительного производства судебным приставом-исполнителем полностью или частично в случае: распространения на должника моратория на возбуждение дел о банкротстве, предусмотренного статьей 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Федеральный закон N127-ФЗ от 26.10.2002 "О несостоятельности (банкротстве)" в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов. Отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, регулируются настоящим Федеральным законом (ст.1).

В статье 2 данного Федерального закона N127-ФЗ от 26.10.2002 определено, что: несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом или наступившая в результате завершения процедуры внесудебного банкротства гражданина неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей;

должник - гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного настоящим Федеральным законом;

кредиторы - лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору;

конкурсные кредиторы - кредиторы по денежным обязательствам (за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, имеет обязательства по выплате компенсации сверх возмещения вреда, предусмотренной Градостроительным кодексом Российской Федерации (компенсации сверх возмещения вреда, причиненного в результате разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения), вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия). Конкурсным кредитором, действующим в интересах участников синдиката кредиторов, признается кредитный управляющий, действующий в порядке, предусмотренном главой X.1 настоящего Федерального закона;

мораторий - приостановление исполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей;

недостаточность имущества - превышение размера денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей должника над стоимостью имущества (активов) должника;

неплатежеспособность - прекращение исполнения должником части денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей, вызванное недостаточностью денежных средств. При этом недостаточность денежных средств предполагается, если не доказано иное.

В соответствии со ст.7 данного Федерального закона N127-ФЗ от 26.10.2002 правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы, а также работник, бывший работник должника, имеющие требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда.

Согласно ст.8 данного Федерального закона N127-ФЗ от 26.10.2002 должник вправе подать в арбитражный суд заявление должника в случае предвидения банкротства при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он не в состоянии будет исполнить денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок.

В силу ст.213.3 данного Федерального закона N127-ФЗ от 26.10.2002, правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании гражданина банкротом обладают гражданин, конкурсный кредитор, уполномоченный орган. Заявление о признании гражданина банкротом принимается арбитражным судом при условии, что требования к гражданину составляют не менее чем 500 000 рублей и указанные требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

В соответствии со ст.213.4 данного Федерального закона N127-ФЗ от 26.10.2002 гражданин обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании его банкротом в случае, если удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения гражданином денежных обязательств и (или) обязанности по уплате обязательных платежей в полном объеме перед другими кредиторами и размер таких обязательств и обязанности в совокупности составляет не менее чем 500 000 рублей, не позднее тридцати рабочих дней со дня, когда он узнал или должен был узнать об этом. Гражданин вправе подать в арбитражный суд заявление о признании его банкротом в случае предвидения банкротства при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он не в состоянии исполнить денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок, при этом гражданин отвечает признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества.

Согласно ст.213.6 данного Федерального закона N127-ФЗ от 26.10.2002 по результатам рассмотрения обоснованности заявления о признании гражданина банкротом арбитражный суд выносит одно из следующих определений: о признании обоснованным указанного заявления и введении реструктуризации долгов гражданина; о признании необоснованным указанного заявления и об оставлении его без рассмотрения; о признании необоснованным указанного заявления и прекращении производства по делу о банкротстве гражданина.

Из вышеприведенных норм следует, что банкротство гражданина, сумма обязательств которого превышает 500 000 руб., осуществляется только в судебном порядке (параграфы 1-4 главы X указанного Закона о банкротстве).

Кроме того, с 01.09.2020 глава X Федерального закона N127-ФЗ от 26.10.2002 «О несостоятельности (банкротстве)» была дополнена параграфом 5 «Внесудебное банкротство гражданина», предусматривающего право физического лица пройти упрощённую процедуру своего банкротства во внесудебном порядке через МФЦ.

Так, статьей 223.2 данного Федерального закона предусмотрено, что гражданин, общий размер денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей которого (без учета предусмотренных абзацем четвертым пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона), в том числе обязательств, срок исполнения которых не наступил, обязательств по уплате алиментов и обязательств по договору поручительства независимо от просрочки основного должника, составляет не менее 50 000 рублей и не более 500 000 рублей, имеет право обратиться с заявлением о признании его банкротом во внесудебном порядке, если на дату подачи такого заявления в отношении его окончено исполнительное производство в связи с возвращением исполнительного документа взыскателю на основании пункта 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (независимо от объема и состава требований взыскателя) и не возбуждено иное исполнительное производство после возвращения исполнительного документа взыскателю. В заявлении о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке он подтверждает свое соответствие условиям, предусмотренным абзацем первым настоящего пункта, при том, что такое соответствие предполагается. Кроме предусмотренных настоящим пунктом условий для признания гражданина банкротом во внесудебном порядке не требуются его соответствие и (или) подтверждение соответствия иным условиям, в том числе предусмотренным настоящим Федеральным законом. Заявление о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке подается им по месту жительства или месту пребывания в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. При подаче заявления о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке гражданин обязан представить список всех известных ему кредиторов, оформленный в соответствии с абзацем четвертым пункта 3 статьи 213.4 настоящего Федерального закона. Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в течение одного рабочего дня со дня получения заявления гражданина о признании его банкротом во внесудебном порядке проверяет наличие сведений о возвращении исполнительного документа взыскателю по основаниям, предусмотренным пунктом 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", а также отсутствие сведений о ведении иных исполнительных производств, возбужденных после даты возвращения исполнительного документа взыскателю и не оконченных или не прекращенных на момент проверки сведений, с использованием общедоступных сведений банка данных в исполнительном производстве, размещенных на сайте Федеральной службы судебных приставов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с пунктами 3, 5 и 9 части 3 статьи 6.1 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

Если в банке данных в исполнительном производстве содержатся сведения о возвращении исполнительного документа взыскателю по основаниям, предусмотренным пунктом 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", и отсутствуют сведения о ведении иных исполнительных производств, возбужденных после даты возвращения исполнительного документа взыскателю и не оконченных или не прекращенных на момент проверки сведений, многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в течение трех рабочих дней осуществляет включение сведений о возбуждении процедуры внесудебного банкротства гражданина в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве. Если в банке данных в исполнительном производстве не содержатся сведения о возвращении исполнительного документа взыскателю по основаниям, предусмотренным пунктом 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", или при наличии сведений о возвращении исполнительного документа взыскателю по основаниям, предусмотренным пунктом 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в банке данных в исполнительном производстве содержатся сведения об исполнительном производстве, возбужденном после даты возвращения исполнительного документа взыскателю и не оконченном или не прекращенном на момент проверки сведений, многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в течение трех рабочих дней возвращает гражданину поданное им заявление о признании его банкротом во внесудебном порядке с указанием причины возврата. Гражданин вправе подать заявление о признании его банкротом во внесудебном порядке повторно не ранее чем по истечении десяти лет после дня прекращения процедуры внесудебного банкротства в соответствии со статьей 223.5 настоящего Федерального закона или дня ее завершения в соответствии с пунктом 1 статьи 223.6 настоящего Федерального закона.

В Едином федеральном реестре сведений о банкротстве размещаются сведения о гражданине, предусмотренные пунктом 5 статьи 213.7 настоящего Федерального закона, сведения о кредиторах гражданина, подавшего заявление о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке, размере их требований, а также наименование многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг, включившего в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве соответствующие сведения (ст.223.3 Закона).

Со дня включения сведений о возбуждении процедуры внесудебного банкротства гражданина в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, за исключением: 1) требований кредиторов, не указанных в заявлении о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке; 2) требований о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, по делам об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении препятствий к владению указанным имуществом, о признании права собственности на указанное имущество, о выплате заработной платы и выходного пособия, о возмещении морального вреда, о взыскании алиментов, а также иных требований, неразрывно связанных с личностью кредитора, в том числе требований, не заявленных при подаче заявления о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке (ст.223.4 Закона).

Статьей 9.1. данного Федерального закона N127-ФЗ от 26.10.2002 определено, что для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) Правительство Российской Федерации вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, на срок, устанавливаемый Правительством Российской Федерации. В акте Правительства Российской Федерации о введении моратория могут быть указаны отдельные виды экономической деятельности, предусмотренные Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, а также отдельные категории лиц и (или) перечень лиц, пострадавших в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения моратория, на которых распространяется действие моратория. Любое лицо, на которое распространяется действие моратория, вправе заявить об отказе от применения в отношении его моратория, внеся сведения об этом в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве. После опубликования заявления об отказе лица от применения в отношении его моратория действие моратория не распространяется на такое лицо, в отношении его самого и его кредиторов ограничения прав и обязанностей, предусмотренные пунктами 2 и 3 настоящей статьи, не применяются. Срок действия моратория может быть продлен по решению Правительства Российской Федерации, если не отпали обстоятельства, послужившие основанием для его введения. В случае продления Правительством Российской Федерации действия моратория ранее сделанное заявление об отказе лица от применения в отношении его моратория, предусмотренное абзацем третьим настоящего пункта, утрачивает силу. При этом любое лицо, на которое распространяется действие моратория, вправе повторно заявить об отказе от применения в отношении его моратория, внеся сведения об этом в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в порядке, установленном абзацем третьим настоящего пункта (ч.1).

В соответствии с частью 2 статьи 9.1. Федерального закона N127-ФЗ от 26.10.2002 заявления кредиторов о признании должника банкротом в отношении лиц, на которых распространяется действие моратория, поданные в арбитражный суд в период действия моратория, а также поданные до даты введения моратория, вопрос о принятии которых не был решен арбитражным судом к дате введения моратория, подлежат возвращению арбитражным судом. Уведомление кредитора о намерении обратиться с заявлением о признании должника банкротом, внесенное в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в период действия моратория, не подлежит размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" до окончания срока действия моратория в случае отнесения должника к лицам, на которых распространяется действие моратория, перечень которых и (или) перечень видов экономической деятельности которых, указанных в едином государственном реестре юридических лиц либо едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей в качестве основных видов экономической деятельности, размещаются на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Включенное в указанный реестр на дату начала действия моратория уведомление кредитора о намерении обратиться с заявлением о признании должника банкротом не предоставляет такому кредитору право на подачу в арбитражный суд заявления о признании должника несостоятельным (банкротом) в течение срока действия моратория. Со дня начала действия моратория сведения, содержащиеся в таком уведомлении, утрачивают силу.

В силу части 3 статьи 9.1. Федерального закона N127-ФЗ от 26.10.2002, на срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется: 1) приостанавливаются обязанности должника и иных лиц, предусмотренные статьей 9 и пунктом 1 статьи 213.4 настоящего Федерального закона; 2) наступают последствия, предусмотренные абзацами пятым и седьмым-десятым пункта 1 статьи 63 настоящего Федерального закона; 3) не допускается обращение взыскания на заложенное имущество, в том числе во внесудебном порядке; 4) приостанавливается исполнительное производство по имущественным взысканиям по требованиям, возникшим до введения моратория (при этом не снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, наложенные в ходе исполнительного производства).

Таким образом, для приостановления судебным приставом-исполнителем исполнительного производства полностью или частично по основанию, предусмотренному пунктом 9 части 1 статьи 40 Федерального закона №229-ФЗ от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве», необходимо, чтобы Правительство Российской Федерации ввело мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, и чтобы этот мораторий распространялся на должника.

28.03.2022 Правительство Российской Федерации на основании пункта 1 статьи 9.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" приняло постановление №497 от 28.03.2022 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами», в соответствии с которым постановлено ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей (п.1). Положения пункта 1 данного постановления не применяются в отношении должников, являющихся застройщиками многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, включенных в соответствии со статьей 23.1 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" в единый реестр проблемных объектов на дату вступления в силу настоящего постановления. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и действует в течение 6 месяцев.

Указанное постановление опубликовано 01.04.2022, соответственно, мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, действует до 01.10.2022.

Таким образом, из вышеприведенных норм действующего законодательства следует, что исполнительное производство подлежит приостановлению судебным приставом-исполнителем по пункту 9 части 1 статьи 40 «Об исполнительном производстве» в случае распространения моратория на возбуждение дел о банкротстве, предусмотренного статьей 9.1 Федерального закона N 127-ФЗ от 26.10.2002 "О несостоятельности (банкротстве)" не на любого должника, в отношении которого возбуждено исполнительное производство, а исключительно в отношении тех должников (юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан), которыми или в отношении которых были поданы заявления о банкротстве.

Данный вывод суда подтверждается письмом от ДД.ММ.ГГГГ Департамента нормативно-правового регулирования, анализа и контроля в сфере исполнения уголовных наказаний и судебных актов Министерства юстиции Российской Федерации, согласно которому постановление Правительства Российской Федерации N 497 от 28.03.2022 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" разработано во исполнение пункта 1.10 плана первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления, одобренного на заседании Президиума Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций 15.03.2022. На срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется, приостанавливается исполнительное производство по имущественным взысканиям по требованиям, возникшим до введения моратория (при этом не снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, наложенные в ходе исполнительного производства). В соответствии с указанным постановлением N497 мораторий вводится на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей. Исходя из определения понятия "должник", а также предмета регулирования Федерального закона №127-ФЗ, и круга лиц, определенного постановлением N497, приостановление исполнительных производств возможно исключительно в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, которыми или в отношении которых были поданы заявления о банкротстве, включая поданные до 01.04.2022, вопрос о принятии которых не был решен к дате введения моратория. Иное толкование противоречит положениям Федерального закона №127-ФЗ и не обеспечит достижение целей реализации постановления N497, направленного на защиту пострадавших субъектов предпринимательской деятельности. В настоящее время при поступлении заявления от сторон исполнительного производства при наличии всех установленных законодательством условий судебный пристав-исполнитель рассматривает вопрос о приостановлении исполнительного производства.

Судом установлено и из материалов дела следует, что в отношении Аникина С.С. заявление о банкротстве кредиторами, а также самим Аникиным С.С. (в том числе заявление о признании его банкротом во внесудебном порядке) не подавалось. Каких-либо доказательств, подтверждающих наличие таких заявлений, административным истцом не было представлено ни суду, ни ранее судебному приставу-исполнителю ОСП №1 по Засвияжскому району г.Ульяновска Сипратовой Т.В. при рассмотрении его заявления от 20.05.2022 о приостановлении исполнительного производства -ИП от ДД.ММ.ГГГГ.

Доказательств обратного административным ответчиком не представлено.

Более того, доводы Аникина С.С., заявленные как суду, так и ранее в ходатайстве о приостановлении исполнительного производства, адресованном судебному приставу-исполнителю ОСП №1 по Засвияжскому району г.Ульяновска Сипратовой Т.В., об отсутствии у него возможности исполнить требования исполнительного документа ввиду отсутствия у него каких-либо источников дохода и имущества, на которые может быть обращено взыскание по исполнительному производству -ИП от ДД.ММ.ГГГГ, противоречат установленным судом фактическим обстоятельствам.

В соответствии с исполнительным листом серии ФС от ДД.ММ.ГГГГ, выданным Засвияжским районным судом г.Ульяновска, с должника Аникина С.С. подлежат взысканию в пользу взыскателя Гросс А.Э. судебные расходы по уплате юридических услуг в размере 25 000 руб.

Как было указано выше, в соответствии со ст.213.3 Федерального закона N127-ФЗ от 26.10.2002 "О несостоятельности (банкротстве)" заявление о признании гражданина банкротом принимается арбитражным судом при условии, что требования к гражданину составляют не менее чем 500 000 рублей и указанные требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Кроме того, в соответствии со ст.223.2 данного Федерального закона гражданин, общий размер денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей которого (без учета предусмотренных абзацем четвертым пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона), в том числе обязательств, срок исполнения которых не наступил, обязательств по уплате алиментов и обязательств по договору поручительства независимо от просрочки основного должника, составляет не менее 50 000 рублей и не более 500 000 рублей, имеет право обратиться с заявлением о признании его банкротом во внесудебном порядке, если на дату подачи такого заявления в отношении его окончено исполнительное производство в связи с возвращением исполнительного документа взыскателю на основании пункта 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (независимо от объема и состава требований взыскателя) и не возбуждено иное исполнительное производство после возвращения исполнительного документа взыскателю.

При этом, судом установлено, что административный истец Аникин С.С. является взыскателем по исполнительному производству -ИП, возбужденному ДД.ММ.ГГГГ в отношении должника ФИО2 на основании исполнительного листа серии ФС от ДД.ММ.ГГГГ с предметом исполнения: Иные взыскания имущественного характера в пользу физических и юридических лиц в размере 241 210,95 руб. По данному исполнительному производству -ИП, находящемуся в производстве ОСП №1 по Засвияжскому району г.Ульяновска, с должника ФИО2 в пользу Аникина С.С. с ДД.ММ.ГГГГ было взыскано по состоянию на 04.07.2022 и перечислено Аникину С.С. денежных средств на общую сумму 10 381,27 руб.

Кроме того, по исполнительному производству -ИП с должника ФИО2 в пользу Аникина С.С. была взыскана задолженность в размере 25 000 руб., которая была помещена на депозитный счет ОСП №1 по Засвияжскому району г.Ульяновска.

25.05.2022 судебным приставом-исполнителем Сипратовой Т.В. по исполнительному производству -ИП от ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление об обращении взыскания не денежные средства должника, одновременно являющегося взыскателем по исполнительному производству, в соответствии с которым обращено взыскание на денежные средства, поступившие на счет по учету средств, находящихся во временном распоряжении ОСП №1 по Засвияжскому району г.Ульяновска, по исполнительному производству -ИП.

Изложенные обстоятельства, подтвержденные документами, представленными стороной административного ответчика, опровергают доводы административного истца Аникина С.С. об отсутствии у него возможности исполнить требования исполнительного листа серии ФС от ДД.ММ.ГГГГ ввиду отсутствия у него каких-либо источников дохода и имущества, на которые может быть обращено взыскание, и свидетельствуют о возможности исполнения им в полном объеме денежных обязательств по исполнительному производству -ИП от ДД.ММ.ГГГГ.

Доказательств обратного административным ответчиком не представлено.

Таким образом, Аникиным С.С. не было представлено доказательств, подтверждающих его доводы о том, что он относится к числу лиц, на которых распространяется мораторий, введенный на основании ст.9.1 Федерального закона N 127-ФЗ от 26.10.2002 "О несостоятельности (банкротстве)" постановлением Правительства Российской Федерации N 497 от 28.03.2022 на период с 01.04.2022 по 01.10.2022.

Исходя из положений статьи 227 КАС РФ, для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) нормативным правовым актам - на должностные лица службы судебных приставов, принявших оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) незаконными, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Анализируя вышеуказанные нормы закона, доводы сторон и исходя из фактических материалов дела, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, суд не усматривает каких-либо оснований для признания незаконным постановления судебного пристава-исполнителя ОСП №1 по Засвияжскому району г.Ульяновска Сипратовой Т.В. об отказе в удовлетворении заявления (ходатайства) от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного по исполнительному производству -ИП от ДД.ММ.ГГГГ. Данное постановление вынесено обоснованно, в соответствии с требованиями законодательства, в пределах служебных полномочий должностного лица; оно соответствует нормативным правовым актам, является мотивированным, не нарушает права; оспариваемое постановление должностного лица соответствует нормативным правовым актам и не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца; при разрешении указанного ходатайства Аникина С.С. от 20.05.2022 должностным лицом Сипратовой Т.В. проверена информация должника об отсутствии у него возможности исполнения требований исполнительного документа - исполнительного листа серии ФС от ДД.ММ.ГГГГ, которая не нашла своего подтверждения в материалах исполнительного производства.

Оспариваемое постановление от 25.05.2022 вынесено уполномоченным лицом в порядке, установленном Федеральным законом об исполнительном производстве, отвечает требованиям, определенным в статье 14 данного Федерального закона, нарушений действующего законодательства при его вынесении не усматривается.

В административном исковом заявлении Аникиным С.С. не приведено каких-либо доводов, свидетельствующих о том, что удовлетворение административного искового требования повлечет для него восстановление прав, равно не приведено доводов, свидетельствующих о нарушении прав вследствие вынесения оспариваемого постановления. Каких-либо доказательств нарушения прав и законных интересов административным истцом не представлено и судом нарушения прав и законных интересов административного истца не установлено.

Установленные по административному делу фактические обстоятельства, оцениваемые судом применительно к вышеприведенным нормам, подтверждают правомерность оспариваемых действий судебного пристава-исполнителя ОСП №1 по Засвияжскому району г.Ульяновска Сипратовой Т.В. по вынесению постановления об отказе в удовлетворении заявления (ходатайства) от 25.05.2022. В связи с этим у суда отсутствуют законные основания для признания спорного постановления незаконным.

Принимая во внимание, что предусмотренная законом совокупность вышеназванных условий отсутствует, совокупность оснований для удовлетворения требований, предусмотренных положениями статьи 227 КАС РФ, при рассмотрении настоящего административного дела не установлена, учитывая положения п.п.1,2 п.2 ст.227, п.п.1 п.9 и п.11 ст.226 КАС РФ, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных Аникина С.С. административных исковых требований.

При таких обстоятельствах административный иск удовлетворению не подлежит.

Дело рассмотрено в пределах заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 176-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении административного иска Аникина Степана Сергеевича к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области, судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов №1 по Засвияжскому району г.Ульяновска Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области Сипратовой Татьяне Васильевне о признании незаконным и отмене постановления об отказе в удовлетворении заявления (ходатайства) от 25.05.2022, вынесенного судебным приставом-исполнителем ОСП №1 по Засвияжскому району г.Ульяновска Сипратовой Т.В. по исполнительному производству -ИП от ДД.ММ.ГГГГ.

Решение суда может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Засвияжский районный суд г.Ульяновска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.Н. Саенко