дело №2а-2478/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Махачкала 29 мая 2023 года
Ленинский районный суд г. Махачкалы Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи - Абдурахманова С.Г.,
с участием представителя истца (по доверенности) Исмаилова М.З., представителя ответчика Администрации г. Махачкалы (по доверенности) Умалатова У.А.,
при секретаре судебного заседания – Исамагомедовой Г.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению Магомедова ФИО8 к Администрации г. Махачкалы и МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» г. Махачкалы о признании незаконным отказа в переводе из жилого в нежилое помещение и обязании осуществить перевод указанного помещения из жилое в нежилое,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к Администрации г. Махачкалы и МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» г. Махачкалы о признании незаконным отказа в переводе из жилого в нежилое помещения по адресу: <адрес> обязании осуществить перевод указанного помещения из жилое в нежилое.
В обоснование административного иска указывается на то, что административный истец ФИО1 является собственником помещения по адресу: <адрес>. Административный истец обратился к административным ответчикам за переводом указанного помещения из жилого в нежилое. Решением МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» г. Махачкалы № 51.18/02-178/23 от 23.01.2023 в оказании муниципальной услуги было отказано. При этом административный ответчик сослался на то, что заявителем не представлен протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Истец ФИО1 извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился и об уважительности причин неявки суду не сообщил.
В судебном заседании представитель административного истца (по доверенности) ФИО3 поддержал заявленные требования по изложенным в иске основаниям.
Представитель Администрации г. Махачкалы (о доверенности) ФИО4 в суде возражал против удовлетворения иска, указав на то, что отказ в предоставлении муниципальной услуги носил законный и обоснованный характер.
Извещенное надлежащим образом, МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» г. Махачкалы представителя в суд не направили, возражения не представили.
Выслушав участвующие в деле стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов административного дела, ФИО1 обратился в МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» г. Махачкалы за оказанием муниципальной услуги по переводу жилого помещения в нежилое в отношении помещения по адресу: <адрес>.
Решением МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» г. Махачкалы № 51.18-178/23 от 23.01.2023 в оказании муниципальной услуги было отказано.
Согласно ст. 46 Конституции РФ решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Соблюдение административным истцом сроков обращения в суд проверяется судом вне зависимости от того, заявлялось ли о таком пропуске административным ответчиком.
Обжалуемое решение датируется 23.01.2023, административный иск заявлен 28.02.2023, то есть установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ срок заявителем не пропущен.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги и органы, предоставляющие муниципальные услуги обязаны предоставлять государственные и муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Порядок по оформлению документов предоставления муниципальной услуги «Изменение договора социального найма жилого помещения» Управлением по жилищным вопросам администрации города Махачкалы, определен Административным регламентом утвержденным Постановлением Администрации ГОсВД «город Махачкала» от 02.04.2020г. №242 (далее Регламент).
Отказывая в оказании муниципальной услуги, административный ответчик мотивировал свое решение тем, что заявителем не представлен протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об их согласии на перевод из нежилого помещения в жилое, а также согласие каждого собственника всех помещений, примыкающих к переводимому помещению, на перевод нежилого помещения в жилое. Также при необходимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого или нежилого помещения в целях его последующего использования в качестве жилого или нежилого помещения заявитель должен был представить проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения, а также решение общего собрания собственников в многоквартирном доме, оформленное протоколом, по вопросу передачи в пользование части общего имущества, если переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме невозможны без присоединения к данному помещению части общего имущества в многоквартирном доме.
Перевод нежилого помещения в нежилое (а равно и жилого в нежилое) на территории г. Махачкалы производится в порядке оказания муниципальной услуги.
Порядок оказания данной муниципальной услуги регулируется административным регламентом по предоставлению муниципальной услуги «Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение в многоквартирных домах» (далее – Административный регламент).
В соответствии с п. 2.9.1 Административного регламента основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги являются:
1) отсутствие у лица, обратившегося в качестве представителя заявителя, полномочий действовать от имени заявителя;
2) несоответствие копии представленных документов их оригиналам;
3) непредставление документов, указанных в подпункте 2.6.1 пункта 2.6 настоящего Административного регламента, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;
4) представление документов в ненадлежащий орган;
5) несоответствие проекта переустройства и (или) перепланировки жилого или нежилого помещения требованиям законодательства;
6) представление документов на проведенное переустройство и (или) перепланировку жилого или нежилого помещения (статья 29 Жилищного кодекса РФ);
7) получение ответа по межведомственному (внутриведомственному) запросу, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для перевода жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение, указанных в п. 2.7 настоящего Административного регламента, и если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в переводе жилого помещения в нежилое и нежилого помещения в жилое помещение по указанному основанию допускается в случае, если ответственный за предоставление муниципальной услуги специалист Управления после получения такого ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию для предоставления муниципальной услуги в соответствии с пунктом 2.7 Административного регламента и не получил от заявителя такие документы и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления;
8) ликвидация юридического лица - заявителя;
9) несоблюдение предусмотренных статьей 22 Жилищного кодекса условий перевода помещения, согласно которым перевод жилого помещения в нежилое помещение не допускается:
если доступ к переводимому помещению невозможен без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям, или отсутствует техническая возможность оборудовать такой доступ к данному помещению;
если переводимое помещение является частью жилого помещения либо используется собственником данного помещения или иным гражданином в качестве места постоянного проживания;
если перевод помещения осуществляется в целях организации религиозной деятельности;
если право собственности на переводимое помещение обременено правами каких-либо лиц.
Перевод квартиры в многоквартирном доме в нежилое помещение допускается только в случаях, если такая квартира расположена на первом этаже указанного дома или выше первого этажа, но помещения, расположенные непосредственно под квартирой, переводимой в нежилое помещение, не являются жилыми.
Перевод нежилого помещения в жилое помещение не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц.
Распределяя бремя доказывания по настоящему административному делу, суд руководствовался положением ст. 62 КАС РФ, согласно которой обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
Как следует из обжалуемого решения, основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги в рассматриваемом случае послужило непредставление документов, указанных в подпункте 2.6.1 пункта 2.6 Административного регламента, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
В свою очередь, п. 2.6.1 Административного регламента устанавливает исчерпывающий перечень документов, которые должен представить заявитель:
1) заявление о переводе жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) в многоквартирном доме (Приложение 1);
2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение, права на которое не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) документ, удостоверяющий личность заявителя (подлежит возврату заявителю после удостоверения его личности на приеме);
4) документы, удостоверяющие полномочия представителя заявителя, в случае подачи заявления представителем заявителя по доверенности (подлежат возврату заявителю после удостоверения его личности на приеме);
5) протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий решение об их согласии на перевод жилого помещения в нежилое помещение;
6) согласие каждого собственника всех помещений, примыкающих к переводимому помещению, на перевод жилого помещения в нежилое помещение.
Между тем, протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирном доме по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГФИО1 собственнику помещения 57 дано согласие на перепланировку и переустройство помещения (квартиры) № и перевести с жилого на нежилое с согласованием и получением разрешения на такой перевод с администрации города.
Нельзя признать обоснованной и ссылку административного ответчика на п. 2.6.2 Административного регламента, которым установлено, что при необходимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого или нежилого помещения в целях его последующего использования в качестве нежилого или жилого помещения заявитель дополнительно должен представить:
а) проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и
(или) перепланируемого помещения;
б) решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформленное протоколом, по вопросу передачи в пользование части общего имущества, если переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме невозможны без присоединения к данному помещению части общего имущества в многоквартирном доме.
Административным истцом в ходе рассмотрения дела указывалось на то, что вместе с заявлением им представлено проектное предложение, постановление администрации г. Махачкалы от 04.12.2020 №849 о согласовании перепланировки и производства связанных ремонтно-строительных работ в жилом помещении расположенном по адресу: <адрес>, решение МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» г. Махачкалы о согласовании перепланировки жилого помещения от 07.12.2020 и акт приемки работ по переустройству, перепланировке и (или) иных работ в вышеуказанной квартире от 29.12.2021 №3-А.
Согласно письма Госжилинспекции РД от 08.12.2022 представленный истцом протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном <адрес> от 19.11.2022 №1 о переводе жилого помещения в нежилое, проведение перепланировки и переустройства <адрес> соответствует требованиям Жилищного законодательства.
Кроме того, в соответствии с п. 2.9.1 Административного регламента непредставление документов, предусмотренных п. 2.6.1 Административного регламента, не является основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что заявление административного истца ФИО1 рассмотрено формально без исследования и оценки представленных им документов (среди прочих, проектного решения), отказ в предоставлении муниципальной услуги основан на произвольном толковании и искажении положений Административного регламента. Такой отказ не может быть признан законным и обоснованным и подлежит отмене.
Административным истцом также ставится вопрос об обязании осуществить перевод указанного помещения из жилое в нежилое.
Между тем, суд считает, что вынесение данного вопроса на рассмотрение и разрешение судом является преждевременным.
Административным ответчиком документы заявителя фактически не рассмотрены, не дана оценка возможности перевода помещения из нежилого в жилое по прилагаемому проектному решению.
Согласно приведенному выше положению административного регламента перевод нежилого помещения в жилое помещение не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц.
Следовательно, при решении вопроса об оказании муниципальной услуги указанные обстоятельства подлежат проверке и оценке компетентным органом, что в рассматриваемом случае сделано не было.
Суд по общему правилу не принимает на себя функции административного органа, в связи с чем спор в данной части подлежит рассмотрению по существу только в случае устойчивого уклонения административного ответчика от исполнения возложенных на него функций. Такое уклонение по настоящему административному делу судом не установлено, в связи с чем в данной части административный иск подлежит частичному удовлетворению с направлением заявления истца на повторное рассмотрение ответчиком.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 - 189 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск ФИО1 удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ МКУ «Управления по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» г. Махачкалы № 51.18/02-178/23 от 23.01.2023.
Обязать Администрацию ГО с ВД «г.Махачкала» и МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» г. Махачкалы повторно рассмотреть заявление ФИО1 по переводу жилого помещения в расположенного по адресу: <адрес>, в нежилое.
В удовлетворении остальной части административных требований – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Дагестан в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 13.06.2023.
Председательствующий С.Г. Абдурахманов
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> | <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> |