Дело № 2а-2479/2022
УИД 56RS0027-01-2022-002924-38
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 августа 2022 года г. Оренбург
Оренбургский районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Чирковой В.В.,
при секретаре Великородновой Е.В.,
с участием
представителя административного истца по доверенности ФИО1,
заинтересованного лица ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации к Нежинскому хуторскому казачьему обществу о ликвидации некоммерческой организации, исключении сведений из Единого государственного реестра юридических лиц,
установил:
административный истец Управления Министерства юстиции Российской Федерации обратился в суд с административным исковым заявлением к Нежинскому хуторскому казачьему обществу о ликвидации некоммерческой организации, исключении сведений из Единого государственного реестра юридических лиц.
В обоснование заявленных административных исковых требований указали, Нежинское хуторское казачье общество зарегистрировано Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области 17 декабря 2018 года, сведения внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 25 декабря 2018 года, №, учетный №.
В соответствии с пунктом 3.1 и пунктом 3.2 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ Организация обязана представлять в Управление документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, по формам ОН0001 и ОН0002, утвержденными приказами Минюста России от 16 августа 2018 года № 170 и от 30 сентября 2021 года № 185, в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным; ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или представлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в управление.
Казачье общество не представило в Управление требуемые документы за 2019, 2021 годы
B адрес казачьего общества Управлением выносилось предупреждение от 02 сентября 2020 года № о необходимости предоставления отчетности. Предупреждение было направлено по почте в адрес казачьего общества, указанный в ЕГРЮЛ, заказным письмом с простым уведомлением о вручении и вернулось с отметкой «В» - возврат за истечением срока хранения.
Казачье общество не уведомило в трехдневный срок орган, уполномоченный принимать решение о государственной регистрации казачьего общества, об изменении сведений, а именно в Управление не представлены обновленные сведения об адресе (местонахождении) казачьего общества.
Кроме того, административный ответчик внесен в государственный реестр казачьих обществ Российской Федерации. Однако до настоящего времени казачье общество своевременно не представило сведения об общей численности членов, о фиксированной численности членов, в установленном порядке, принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы, по форме № ГРКО03, утвержденной приказом Минюста России от 13 октября 2011 года № не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным за 2019, 2020, 2021 годы.
Также, уставы казачьих обществ, созданных до дня вступления в силу изменений, подлежат приведению в соответствие с нормами законодательства в течение двух лет, то есть до ДД.ММ.ГГГГ. Однако в установленный законом срок казачье общество не привело устав в соответствие с нормами федерального законодательства.
Просят суд ликвидировать Нежинское хуторское казачье общество и исключить сведения о нем из Единого государственного реестра юридических лиц.
Представитель административного истца ФИО1, действующая на основании доверенности от 25 марта 2022 года, в судебном заседании административные исковые требования поддержала по доводам и основаниям, изложенным в нем.
Заинтересованное лицо ФИО2 в судебном заседании не возражал против удовлетворения административных исковых требований. Пояснил, что с 2019 года отстранен от должности атамана. Юридический адрес организации является в настоящее время актуальным. Организация не функционирует в настоящее время.
Представитель административного ответчика Нежинское хуторское казачье общество зарегистрированное по указанному в иске адресу: <адрес>, в судебное заседание не прибыл. Направленные в адрес ответчика судебные повестки возвращены в суд с отметкой «истек срок хранения».
В силу части 1 статьи 98 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебные повестки и иные судебные извещения доставляются по почте или лицом, которому судья поручает их доставить. Время их вручения адресату фиксируется установленным в организациях почтовой связи способом или на документе, подлежащем возврату в суд.
Согласно части 1 статьи 99 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная повестка, адресованная гражданину, вручается ему лично под расписку на подлежащем возврату в суд корешке повестки. Судебная повестка, адресованная организации, вручается соответствующему должностному лицу, которое расписывается в ее получении на корешке повестки.
В соответствии со статьей 100 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в случае отказа адресата принять судебную повестку или иное судебное извещение лицо, доставляющее или вручающее их, делает соответствующую отметку на судебной повестке или ином судебном извещении, которые возвращаются в суд.
Адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия.
Аналогичные положения содержатся в Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и согласуются с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 63 постановления Пленума № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», согласно которой, по смыслу пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Поскольку заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю, сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Таким образом, лицо несет риск негативных последствий неполучения адресованной ему корреспонденции, если при требуемой от него степени заботливости и осмотрительности не примет мер, направленных на получение этой корреспонденции по месту своего нахождения.
Так, в соответствии с принципом диспозитивности, стороны по своему усмотрению пользуются своими процессуальными правами, административный ответчик, надлежащим образом извещавшийся о слушании дела по известному суду адресу, уклонялся от получения судебных повесток, предпочел вместо защиты своих прав в суде неявку в судебное заседание.
Заинтересованное лицо МИФНС №7 по Оренбургской области в судебное заседание не явилось, будучи извещенным о времени и месте слушания по делу надлежащим образом.
Суд определил, рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся сторон на основании части 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Суд, заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, оценив совокупность представленных доказательств, суд приходит к следующему
Согласно части 1 статьи 262 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации право органов и должностных лиц на подачу административного искового заявления о приостановлении деятельности, ликвидации или запрете деятельности должно быть предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. Данное требование может быть предъявлено в суд государственным органом, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.
В силу пунктом 4.1 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13октяюря 2004 года №, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе религиозных организаций.
Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 года №.
Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.
Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом «О некоммерческих организациях», а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (пункт 3 и абзац 1 пункта 5 Положения).
Таким образом, Управление Министерства юстиции РФ является государственным органом, которому право на предъявление требования о ликвидации некоммерческой организации предоставлено законом.
В судебном заседании установлено, что Неженское хуторское казачье общество зарегистрировано в качестве юридического лица с внесением записи в Единый государственный реестр юридических лиц 25 декабря 2018 года за основным государственным регистрационным номером №.
Пунктом 3.1 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.
Пунктом 3.2 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ Некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, - один раз в полгода размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган. Некоммерческие организации, указанные в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности. Порядок и сроки размещения указанных отчетов и сообщений определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Кроме того, некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в том числе, адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
На основании пункта 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или длительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц. В соответствии с пунктом 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации в ЕГРЮЛ должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
Юридическое лицо несёт риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации), доставленных по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.
Между тем, в нарушение требований, предусмотренных пунктами 3.1, и 3.2 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ, Нежинское хуторское казачье общество не представило в Управление Минюста России по Оренбургской области отчёты за 2019,2021 годы по утвержденным законодательством РФ формам №№ ОН0001 и ОН0002, а также не предоставило сведения об общей численности членов, о фиксированной численности членов, в установленном порядке принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы по форме №ГРКО03, утверждённой приказом Минюста России № от 13.10.2011 не позднее 15 апреля года, следующего за отчётным за 2019-2021 годы.
Также, в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 02 августа 2019 года № 281-ФЗ «О внесении изменений в ст. 2 и 5 Федерального закона «О государственной службе российского казачества» в части определения порядка согласования и утверждения уставов и атаманов казачьих обществ» уставы казачьих обществ, созданных до дня вступления в силу изменений, подлежат приведению в соответствие с нормами законодательства в течение двух лет, то есть до 13 августа 2021. В установленный законом срок казачье общество не привело устав в соответствие с нормами федерального законодательства.
Нарушение вышеуказанных норм федеральных законов подтверждается возвратом почтовой корреспонденции, направленной Управлением Министерством юстиции Оренбургской области, с отметкой Почты России об истечении срока хранения.
Управлением Минюста России по Оренбургской области неоднократно выносились письменные предупреждения в отношении Нежинское хуторское казачье общество со сроками устранения нарушений, однако на момент обращения Управления Минюста России по Оренбургской области с административным иском в суд нарушения законодательства административным ответчиком устранены не были.
В результате осуществления Управлением Минюста России по Оренбургской области контроля в отношении Нежинского хуторского казачьего общества установлено, что организацией нарушены требования статьи 32 ФЗ «О некоммерческих организациях».
Нарушения законодательства Российской Федерации, допущенные организацией, не устранены, что административным ответчиком не опровергнуто.
В соответствии с пунктом 10 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных данной статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Частью 5 статьи 11 Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» юридическое лицо обязано в течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса направить в орган государственного контроля (надзора) указанные в запросе документы.
Организация в течение длительного времени не предпринимала никаких мер к устранению выявленных нарушений, что свидетельствует об отсутствии намерений устранять нарушения федерального законодательства и осуществлять в дальнейшем уставную деятельность в соответствии с его требованиями. Сама по себе незаконная деятельность организации является основанием для ее ликвидации как представляющая угрозу публичному порядку и режиму законности в деятельности всех институтов гражданского общества.
В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу о том, что Нежинским хуторским казачьем обществом допущены неоднократные и грубые нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций, которые носят систематический характер, подтверждаются необходимым и достаточным количеством имеющихся в деле доказательств, каких-либо мер по устранению указанных нарушений Организацией не предпринято.
Таким образом, суд полагает, что требования Управления Минюста России по Оренбургской области о ликвидации Нежинского хуторского казачьего общества и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц, являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьи 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации к Нежинскому хуторскому казачьему обществу о ликвидации некоммерческой организации, исключении сведений из Единого государственного реестра юридических лиц, удовлетворить.
Ликвидировать Нежинское хуторское казачье общество (основной государственный регистрационный №), исключив сведения из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Оренбургский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья В.В. Чиркова
Справка. Мотивированное решение суда изготовлено 09 сентября 2022 года.
Судья: