К делу 2а-247/2019 УИД 23RS0(...)-76
Решение
Именем Российской Федерации
(...) 24 апреля 2019 года
Славянский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего | ФИО1 |
при секретаре | ФИО2 |
при участии представителя административного истца, действующего на основании доверенности представителя административного ответчика администрации Славянского городского поселения, действующей на основании доверенности представителя заинтересованного лица МУП МО Славянский район «Агентство территориального развития» | ФИО3, ФИО4, ФИО5, |
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО6 к Администрации Славянского городского поселения Славянского района о признании незаконным отказа администрации Славянского городского поселения Славянского района,
установил:
ФИО6 обратился в Славянский городской суд Краснодарского края с административным исковым заявлением к Администрации Славянского городского поселения Славянского района о признании незаконным отказа администрации Славянского городского поселения Славянского района.
В обоснование заявленных требований административный истец указывает на то, что соответствии с протоколом от (...)(...) заседания единой комиссии по проведению аукционов МУП «АТР» ФИО6 (Арендатор), призван победителем аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:27:1306006:91, расположенного по адресу: (...), (...), общей площадью 799 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: индивидуальное жилищное строительство. Согласно пункту 3 протокола от (...)(...) заседания единой комиссии по проведению аукционов МУП «АТР» цена предмета аукциона, определенная по результатам аукциона, составила 1 906 738,00 руб. Пунктом 4 постановления администрации Славянского городского поселения (...) от (...)(...) «О проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: (...)(...) определено существенное условие заключения договора аренды земельного участка: в десятидневный срок со дня составления протокола о результатах аукциона, победителю аукциона или единственному принявшему участие в аукционе его участнику направляется три экземпляра подписанного проекта договора аренды земельного участка. При этом размер ежегодной арендной платы по договору аренды земельного участка определяется в размере, предложенном победителем аукциона, или в случае заключения указанного договора с единственным принявшим участие в аукционе его участником устанавливается в размере, равном начальной цене предмета аукциона. Действуя разумно и добросовестно, исходя из буквального смысла положений пункта 16 статьи 39.11 ЗК РФ и презумпции добросовестности администрации Славянского городского поселения Славянского района (арендодатель), истец подписал протокол от (...)(...) заседания единой комиссии по проведению аукционов. Однако, по результатам рассмотрения проекта договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от (...)(...) (В редакции Арендодателя) Истцом выявлены существенные нарушения гражданского и земельного законодательства. Условия, изложенные в пунктах 3.1. и 3.2. проекта договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от (...)(...), согласно которым арендатор помимо арендной платы обязан уплатить «плату за право заключения договора аренды в размере 1 906 738,00 руб.» в течение пяти дней с момента подписания договора, нарушают права и законные интересы Истца. Договор заключается с лицом, выигравшим торги. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (п. 4 ст. 421 ГК РФ). Согласно норм земельного и гражданского законодательства по результатам аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка для индивидуального жилищного строительства с победителем заключается именно договор аренды земельного участка, являвшегося предметом аукциона, а не договор купли-продажи права. Цена же за право на заключение договора аренды земельного участка для индивидуального жилищного строительства представляет собой размер ежегодной арендной платы, который определяется по результатам этих торгов (пункт 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от (...)(...) «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды»), а не самостоятельной платой по самостоятельному договору. Таким образом, обязанность Арендатора земельного участка уплатить Арендодателю, помимо арендной платы, иной платеж (плата за право заключении договора аренды), не являвшийся арендной платой, противоречит существу арендных правоотношений (статья 606 ГК РФ, статьи 22, 39.7, 39.11 ЗК РФ) и требованиям законодательства Российской Федерации. По результатам рассмотрения проекта договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от (...)(...) (в редакции Арендодателя) Истцом (...) в адрес Ответчика направлен протокол разногласий к проекту договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от (...)(...), что подтверждается отметкой общего отдела администрации о принятии указанного протокола разногласий. Согласно ответу Администрации от (...)(...) указанный выше протокол разногласий согласованию не подлежит. Ответчик, отказываясь от подписания протокола разногласий, сослался в том числе, на положения пункта 8 статьи 448 ГК РФ, согласно которому условия договора, заключенного по результатам торгов в случае, когда его заключение допускается только путем проведения торгов, могут быть изменены сторонами, если это изменение не влияет на условия договора, имевшие существенное значение для определения цены на торгах. При этом Администрацией не учтено, что запрет на изменение условий договора, заключаемого по результатам торгов, возможен только в части тех существенных условий договора (определенных в аукционной документации), которые непосредственно могли повлиять на правовую природу (квалификацию) заключаемой сделки и от которого зависит результат определения победителя торгов. В иных случаях, при возникновении между сторонами разногласий на стадии заключения договора по результатам торгов, стороны не лишены возможности передать их на рассмотрение суда в порядке статей 445, 446 ГК РФ. В таком случае условия договора определяются в соответствии с решением суда. Предложенные Истцом поправки в проект договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от (...)(...) не противоречат положениям законодательства об аренде и задатке, и не приводят по существу к изменению условий договора, предусмотренных аукционной документацией. Действия Истца направлены на урегулирование разногласий к договору аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от (...)(...) и обусловлены неточностью изложения оферты в информационном сообщении и проекте спорного договора аренды. Действия Истца не противоречат положениям статей 445 и 448 ГК РФ, а также не ущемляют прав других участников аукциона. Направление Истцом протокола разногласий к проекту договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от (...)(...) не свидетельствует об отказе Истца от заключения спорного договора аренды, напротив Истец, действуя добросовестно, уплатил арендную плату за период с (...) по (...), что подтверждается соответствующим платежным документом, и обратился с заявлением о выдаче градостроительного плана на спорный земельный участок. Истцом направлено в адрес Ответчика уведомление о приостановлении внесения арендных платежей по договору аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от (...)(...) за период с (...) по дату подписания Администрацией протокола разногласия к проекту договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от (...)(...). С учетом отсутствия у истца по вине Администрации правоустанавливающих документов в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:27: 1306006: 91 направить уведомление о планируемом строительстве с приложением документов, предусмотренных статьей 51.1 Градостроительного кодекса РФ, не представляется возможным.. В свою очередь арендатор учитывая то, что положения проекта договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от (...) в редакции Администрации противоречат указанным выше положениям гражданского и земельного законодательства, что является недопустимым, исходя из смысла статьи 422 ГК РФ, Истец, являясь изначально слабой стороной по спорному договору аренды, вынужден обратиться в суд в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов. Действующее законодательство позволяет взыскателю (истцу) требовать компенсации за ожидание исполнения судебного акта. Просит суд применить меры предварительной защиты по административному иску в виде запрета администрации Славянского городского поселения Славянского района принимать какие-либо решения (действия) в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:27:1306006:91, в том числе по заключению (подписанию) с кем-либо договора аренды спорного земельного участка. до вступления решения по настоящему делу в законную силу. Применить меры предварительной защиты по настоящему административному иску в виде запрета Управлению Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю совершать регистрационные действия в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:27:1306006:91, в том числе осуществлять государственную регистрацию перехода прав (ограничений, обременений) на данный объект. Признать незаконным отказ администрации Славянского городского поселения Славянского района в согласовании (подписании) протокола разногласий к проекту договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от (...)(...), выраженный в письме от (...)(...). Обязать администрацию Славянского городского поселения Славянского района (в течении 10 календарных дней с момента вступления решения по настоящему делу в законную силу заключить договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от (...)(...) на условиях Арендатора (ФИО6), а именно: пункт 2.4. договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от (...)(...) - исключить; пункт 3.1. договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от (...)(...) изложить в следующей редакции: «Ежегодная арендная плата, определенная по результатам аукциона, составляет 1906738 рублей»; пункт 3.2. договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от (...)(...) - исключить; пункт 3.3. договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от (...)(...) изложить в следующей редакции «Размер ежегодной арендной платы указанный в пункте 3.1. настоящего Договора устанавливается на весь срок действия настоящего договора ежегодно, но не ранее чем через год после заключения договора аренды земельного участка. изменяется в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года, начиная с года следующего за годом в котором заключен указанный договор аренды»; пункт 3.7. договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от (...)(...) изложить в следующей редакции «Арендная плата, подлежащая уплате, за вычетом внесенного задатка в размере 34 144 рубля, исчисляется от установленного размера ежегодной арендной платы за участок со дня государственной регистрации Договора, за каждый день использования в соответствующий арендный период и вносится Арендатором в равных долях ежеквартально в виде авансового платежа до 10 числа первого месяца каждого квартала. Взыскать с администрации Славянского городского поселения Славянского района в пользу ФИО6 судебную неустойку в размере 100 000 руб. за каждый день по истечении десятидневного срока с момента вступления решения суда по настоящему делу в законную силу и до момента полного исполнения судебного акта.
В судебное заседание административный истец ФИО6 не явился, о слушании дела уведомлен надлежащим образом, ходатайств о рассмотрении дела в его отсутствие суду не представлено.
Согласно представленного заявления уточнил исковые требования, просил суд признать незаконным отказ администрации Славянского городского поселения Славянского района в согласовании (подписании) протокола разногласий к проекту договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от (...)(...), выраженный в письме от (...)(...). Обязать администрацию Славянского городского поселения Славянского района в течение 10 календарных дней с момента вступления решения по настоящему делу в законную силу заключить договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от (...)(...) на условиях Арендатора (ФИО6), а именно: пункт 2.4. договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от (...)(...) - исключить: пункт 3.1. договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от (...)(...) изложить в следующей редакции «Ежегодная арендная плата, определённая по результатам аукциона, составляет 1 906738 рублей; пункт 3.2. договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от (...)(...) - исключить: пункт 3.3. договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от (...)(...) изложить в следующей редакции «Размер ежегодной арендной платы указанный в пункте 3.1. настоящего Договора, устанавливается на весь срок действия настоящего договора, ежегодно, но не ранее чем через год после заключения договора аренды земельного участка, изменяется в одностороннем порядке Арендодателем на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года, начиная с года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор аренды»; пункт 3.7. договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от (...)(...) изложить в следующей редакции «Арендная плата, подлежащая уплате, за вычетом внесенного задатка в размере 34 144 рубля, исчисляется установленного размера ежегодной арендной платы за участок со дня государственной регистрации Договора, за каждый день использования соответствующий арендный период и вносится арендатором в равных долях ежеквартально в виде авансового платежа до 10 числа первого месяца каждого квартала. признать полностью незаконным решение муниципального унитарного предприятия муниципального образования Славянский район «Агентство территориального развития», выраженное в протоколе от (...)(...) заседания единой комиссии по проведению аукционов муниципального унитарного предприятия муниципального образования Славянский район «Агентство территориального развития». Взыскать с администрации Славянского городского поселения (...) в пользу ФИО6 судебную неустойку в размере 100 000 руб. за каждый день по истечении десятидневного срока с момента вступления решения суда в законную силу и до момента полного исполнения судебного акта в остальном поддержал доводы, указанные в административном иске.
Руководствуясь ст. 226 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть настоящее административное исковое заявление в отсутствие административного истца.
Представитель административного истца ФИО6 - ФИО3, действующий на основании нотариальной доверенности, полностью поддержал уточненные исковые требования, просил суд удовлетворить их в полном объеме.
Представитель административного ответчика администрации Славянского городского поселения Славянского района ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила суд отказать в удовлетворении уточненных административных исковых требований в полном объеме, поддержав доводы, указанные в возражении.
Представитель заинтересованного лица МУП МО Славянский район «Агентство территориального развития» ФИО5 просила суд в удовлетворении требований административного истца отказать в полном объеме.
Выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы административного дела, суд приходит к выводу о том, что уточненные административные исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч. 1 ст. 17.1 Закона "О защите конкуренции" заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество, названных в п. 1 - 13 ч. 1 ст. 17.1 данного Закона.
В порядке, предусмотренном названной нормой осуществляется заключение договоров аренды государственного или муниципального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными или муниципальными автономными учреждениями (п. 2 ч. 3 ст. 17.1 Закона "О защите конкуренции").
Согласно ч. 1 ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
В соответствии с абз. 2 ст. 445 ГК РФ сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.
Гражданским кодексом РФ предусмотрено, что в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании ст. 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
На основании п. 1 ст. 447 ГК РФ договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.
В силу статьи 448 ГК РФ участники торгов вносят задаток в размере, в сроки и в порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов. Если торги не состоялись, задаток подлежит возврату. Задаток возвращается также лицам, которые участвовали в торгах, но не выиграли их.
Согласно п. 8 ст. 448 ГК РФ условия договора, заключенного по результатам торгов в случаях, когда его заключение в соответствии с законом допускается только путем проведения торгов, могут быть изменены сторонами, если это изменение договора не повлияет на его условия, имевшие существенное значение для определения цены на торгах, а также в иных случаях, установленных законом.
В соответствии со статьей 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно п. 11 ст. 39.8 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается с победителем аукциона либо с лицом, которым подана единственная заявка на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, с заявителем, признанным единственным участником аукциона, с единственным принявшим участие в аукционе его участником на условиях, указанных в извещении о проведении этого аукциона.
Из материалов дела установлено, что на основании постановления администрации Славянского городского поселения (...) от (...)(...) «О проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: (...), (...) принято решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером (...), расположенного по адресу: (...), (...), общей площадью 799 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: индивидуальное жилищное строительство. По результатам признать победителем аукциона на право заключения договора аренды земельного участка участника, предложившего наибольший размер ежегодной арендной платы на земельный участок. При этом размер ежегодной арендной платы по договору аренды земельного участка определяется в размере, предложенном победителем аукциона, или в случае заключения указанного договора с единственным принявшим участие в аукционе его участником устанавливается в размере, равном начальной цене предмета аукциона.
Аукционная документация, проект договора аренды земельного участка опубликованы на официальном сайте РФ, в средствах массовой информации газета «Вечерний Славянск» опубликовано извещение о проведении аукциона.В извещении о проведении аукциона содержались условия проведения аукциона, размер задатка 34144 рублей, срок действия договора аренды земельного участка - 20 лет, обременение, параметры разрешенного строительства, информация по газоснабжению, информация по электроснабжению, порядок внесения задатка, с указание банковских реквизитов, а так же, что по результатам аукциона определяется ежегодный размере арендной платы, что полностью подтверждается извещением о проведении аукциона, и распечаткой извещения (...).
Судом установлено, что в соответствии с протоколом от (...)(...) заседания единой комиссии по проведению аукционов МУП «АТР», ФИО6 (Арендатор), признан победителем аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером (...), расположенного по адресу: (...), (...) общей площадью 799 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: индивидуальное жилищное строительство.
Согласно пункту 3 протокола от (...)(...) заседания единой комиссии по проведению аукционов МУП «АТР» цена предмета аукциона, определенная по результатам аукциона, составила 1 906 738,00 руб.
ФИО6 направлен для подписания проект договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения (...) от (...) с указанием платы за право заключения договора аренды в размере 1906738 рублей: 34144 рубля сумма внесенного задатка; 1872594 сумма платы, перечисляемая после подписания договора (п. 3.1 договора), а так же то, что первый платеж является платой за право заключения договора аренды по результатам аукциона, определяется в размере арендной платы установленной по результатам аукциона, вносится в течении пяти дней после подписания договора аренды (п. 3.2 Договора); годовой размер арендной платы в сумме 1906738 рублей- определённый по результатам аукциона, устанавливается на весь срок действия настоящего договора, ежегодно (п. 3.3. договора), с указанием реквизитов для перечисления денежных средств (п. 3.4 договора). Срок действия договора 20 лет.
(...) ФИО6 в адрес администрации Славянского городского поселения Славянского района направлен протокол разногласий к проекту договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от (...)(...), что подтверждено отметкой общего отдела администрации о принятии в протоколе разногласий.
(...) дан ответ главы Славянского городского поселения Славянского района (...) о рассмотрении обращения. В котором арендодатель указал, что договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от (...)(...) подготовлен на основании постановления администрации Славянского городского поселения Славянского района от (...)(...) « О проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: (...), (...) протокола от (...)(...) заседания единой комиссии по проведению аукционов. Протокол разногласий к договору аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от (...)(...) заключенный в отношении земельного участка с кадастровым номером: (...), общей площадью 799 кв.м., расположенный по адресу: (...), (...) разрешенное использование-индивидуальное жилищное строительство, категория земель-земли населенных пунктов, согласованию не подлежит, противоречит нормам действующего законодательства, является заведомо неприемлемым, влечет неудовлетворительные последствия для Славянского городского поселения Славянского района и имеет признаки злоупотребления правом.
ФИО6 (...) оплатил наличным платежом сумму 44215,09 рублей за период аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения за период с (...) по (...) год, на реквизиты указанные в договоре аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от (...)(...), что подтверждено платежным поручением от (...).
(...) ФИО6 обратился в администрацию Славянского городского поселения Славянского района с обращениями об уточнении уплаченного им платежа; о приостановлении оплаты арендных платежей по договору аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от (...)(...) за период с (...) по дату подписания администрацией Славянского городского поселения Славянского района протокола разногласий, а так же о заключении (подписании) договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от (...)(...) и рассмотрении протокола разногласий к проекту договора.
Как установлено в судебном заседании, (...) составлен протокол (...) заседания единой комиссии по проведению аукционов МУП «Агентство территориального развития», в котором указано, что ФИО6 не заключил договор аренды земельного участка, в установленном законом порядке, оплата в установленные сроки не произведена. Решением комиссии задаток, внесенный (...) в размере 31144 рубля, не возвращать ФИО6, заключить договор с другим участником аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене предмета аукциона, по цене предложенной победителем аукциона.
(...) рассмотрено обращение ФИО6, приостановление внесения арендных платежей по договору аренды от (...)(...) не представляется возможным, так как приостановление не предусмотрено нормами действующего законодательства, а договор не заключен в виду уклонения от его заключения. Предложение о заключении договора аренды земельного участка по результатам аукциона по лоту (...) направлено участнику, внесшему предпоследнее предложение. Ответчиком представлен отчет об отслеживании почтового отправления, согласно которого (...) ответ получен ФИО6
В возражениях административного ответчика, представленных суду указано на неверно внесенные реквизиты в договор аренды земельного участка от (...)(...), что в п. 3.4 договора, не верно указан получатель платежа, ИНН администрации Славянского городского поселения Славянского района КБК.
Доказательств об уведомлении стороны договора аренды- административного истца, об изменении реквизитов указанных в договоре аренды от (...)(...), стороной административного ответчика суду не представлено.
Таким образом, суд приходит к выводу, что административным ответчиком не уведомлен административный истец об изменении платежных реквизитов посредством публикации новых реквизитов в средствах массовой информации, что, по мнению суда, привело к нарушению законных прав административного истца в исполнении им обязанности по договору аренды, назначение платежа приведено в соответствии с указанными реквизитами в договоре.
Истец полагает, что условия, изложенные в пунктах 3.1. и 3.2. проекта договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от (...)(...), согласно которым арендатор помимо арендной платы обязан уплатить «плату за право заключения договора аренды в размере 1906738 рублей» в течении 5 дней с момента подписания договора, нарушают его права и законные интересы.
Постановлением администрации МО город Краснодар от (...)(...) (ред. от 04.09.2017) «Об утверждении типового договора аренды земельного участка, заключенного по результатам аукциона» утвержден типовой договор аренды земельного участка, заключённого по результатам аукциона, арендная плата, определённая по результатам аукциона, составляет_____ руб. (п. 2.1), в п. 2.4 указаны реквизиты для перечисления арендной платы, а так же в случае изменения платежных реквизитов Арендодатель уведомляет об этом Арендатора посредством публикации новых реквизитов в средствах массовой информации (п. 2.5).
Согласно пункта 16 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации по результатам аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяется ежегодный размер арендной платы.
Пунктом 14 статьи 39.11. Земельного кодекса установлено, что начальная цена предмета аукциона на право заключения договора аренды земельного участка устанавливается по выбору уполномоченного органа в размере ежегодной арендной платы, определенной по результатам рыночной оценки в соответствии с Федеральным законом от (...) № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", или в размере не менее полутора процентов кадастровой стоимости такого земельного участка, если результаты государственной кадастровой оценки утверждены не ранее чем за пять лет до даты принятия решения о проведении аукциона, за исключением случая, предусмотренного пунктом 15 настоящей статьи.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 21 статьи 39.11 Земельного кодекса извещение о проведении аукциона, в том числе должно содержать сведения о размере задатка, порядке его внесения участниками аукциона и возврата им задатка, банковских реквизитах счета для перечисления задатка.
На основании п. 21 ст. 39.12 ЗК РФ задаток, внесенный лицом, признанным победителем аукциона, задаток, внесенный иным лицом, с которым договор купли-продажи или договор аренды земельного участка заключается в соответствии с пунктом 13, 14 или 20 настоящей статьи, засчитываются в оплату приобретаемого земельного участка или в счет арендной платы за него.
Подпунктом 1 п. 2 ст. 614 ГК РФ предусмотрено, что арендная плата устанавливается за все арендуемое имущество в целом или отдельно по каждой из его составных частей в виде определенных в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно.
На основании п. 1,2 статьи 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации. В случае заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на аукционе на право заключения договора аренды земельного участка размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа за земельный участок определяется по результатам этого аукциона.
В силу п. 4 Постановления Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 (ред. от 21.12.2018) "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" в случае заключения договора аренды земельного участка на торгах на право заключения договора аренды земельного участка ежегодный размер арендной платы за земельный участок или размер первого арендного платежа за земельный участок определяется по результатам этих торгов.
В тех случаях, когда по результатам торгов определяется ставка арендных платежей, уплачиваемых периодически (торги на повышение ставки арендной платы), регулируемая арендная плата не применяется (Определение Верховного Суда РФ от 09.01.2018 N 307-ЭС17-19831 по делу N А26-1123/2015).
Согласно имеющихся в деле доказательств, с учетом нормативных положений (пункта 1 статьи 447, статьи 448, пункта 2 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 22, пункты 1,2 статьи 39.7, пункт 21 статьи 39.12 Земельного кодекса) и разъяснений, закрепленных в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 № 73 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", позволяет квалифицировать определённую на торгах стоимость права на заключение договора аренды как часть арендной платы. В этой связи, зачет уплаченного задатка в счет определённой на торгах суммы, не противоречит статье 448 ГК РФ, п. 21 ст. 39.12 ЗК РФ.
С учетом выше изложенного, суд приходит к выводу, что определённая по результатам торгов продажная цена права на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером (...) (1906738 рублей) является годовым размером арендной платы за участок со дня государственной регистрации договора, за каждый день использования в соответствующий арендный период и вносится Арендатором в равных долях ежеквартально в виде авансового платежа до 10 числа первого месяца каждого квартала (п. 3.7), складывается из суммы задатка и оставшегося платежа за право на заключение договора.
Согласно статье 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Обязанность Арендатора земельного участка уплатить Арендодателю, помимо арендной платы, иной платеж, не являющийся арендной платой, противоречит существу арендных отношений (статья 606 Гражданского кодекса, статья 22 Земельного кодекса), требованиям законодательства Российской Федерации.
Суд приходит к выводу, что включение в договор аренды п. 3.2 указанного договора противоречит нормам действующего законодательства. Внесенный арендатором задаток за участие в аукционе, рассчитанный исходя из стоимости права на заключение договора, следует зачесть в счет арендной платы.
Пунктом 11 ст. 47.6 Закона N 73-ФЗ установлено, что охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.
Учитывая установленные Законом N 73-ФЗ особенности регулирования отношений, связанных с охраной подобных объектов, обязанность по осуществлению которой возложена законом на лиц, имеющих предусмотренные п. 11 ст. 47.6 Закона N 73-ФЗ права по их владению и использованию, суды при удовлетворении иска по настоящему делу должны были проверить наличие оснований для возложения соответствующих обязанностей на предприятие как на лицо, имеющее вещные или обязательственные права на указанный объект. При этом наделение этими правами в соответствии с пп. 1, 2 ст. 209 ГК РФ осуществляется собственником объекта.
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером 23:27:1306006:91, расположенный по адресу: (...), (...) входит в перечень выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Славянского района Краснодарского края,
курган (72), место нахождения объекта (...), 2,63 км к северо-западу от садоводческих участков города 3,25 км к западу-юго-западу от (...),1,88 км к югу от школы (...). Согласно фрагмента генерального плана (...) рассматриваемый земельный участок, расположенный (...), микрорайон «Юго-Западный», участок 85 находиться в пределах охранной зоны объекта культурного наследия (курган).
Учитывая выше изложенные обстоятельства, мнение представителя администрации Славянского городского поселения Славянского района суд приходит к выводу, что удовлетворение требования административного истца об исключении из договора аренды п. 2.4 будет, противоречит нормам действующего законодательства.
Доводы представителя ответчика указанные в возражениях к административному исковому заявлению суд находит не состоятельными. Административным ответчиком не подтверждена правомерность установления в договоре аренды земельного участка от (...) установления иных платежей по договору аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключаемого на аукционе, подлежащих внесению помимо периодических платежей - арендной платы, ежегодный размере которой определяется по результатам торгов.
С учетом изложенного, отказ от (...) администрации Славянского городского поселения Славянского района в согласовании (подписании) протокола разногласий к проекту договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от (...)(...), решение МУП МО Славянский район «Агентство территориального развития», выраженное в протоколе от 18.01.20189 года (...) заседания единой комиссии по проведению аукционов муниципального унитарного предприятия муниципального образования Славянский район «Агентство территориального развития» признать незаконными, как не соответствующие нормам действующего законодательства.
Согласно ст. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 (ред. от 07.02.2017) "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" на основании пункта 1 статьи 308.3 ГК РФ в целях побуждения должника к своевременному исполнению обязательства в натуре, в том числе предполагающего воздержание должника от совершения определенных действий, а также к исполнению судебного акта, предусматривающего устранение нарушения права собственности, не связанного с лишением владения (статья 304 ГК РФ), судом могут быть присуждены денежные средства на случай неисполнения соответствующего судебного акта в пользу кредитора-взыскателя (далее - судебная неустойка).
В силу п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 (ред. от 07.02.2017) "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" правила пункта 1 статьи 308.3 ГК РФ не распространяются на случаи неисполнения денежных обязательств.
Поскольку по смыслу пункта 1 статьи 308.3 ГК РФ судебная неустойка может быть присуждена только на случай неисполнения гражданско-правовых обязанностей, она не может быть установлена по спорам административного характера, рассматриваемым в порядке административного судопроизводства и главы 24 АПК РФ, при разрешении трудовых, пенсионных и семейных споров, вытекающих из личных неимущественных отношений между членами семьи, а также споров, связанных с социальной поддержкой.
Учитывая мнение представителя администрации Славянского городского поселения Славянского района, обстоятельства дела, суд не находит оснований для удовлетворения требований административного истца о взыскании неустойки.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 174-180 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявления ФИО6 к Администрации Славянского городского поселения Славянского района о признании незаконным отказа администрации Славянского городского поселения Славянского района удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ администрации Славянского городского поселения Славянского района в согласовании (подписании) протокола разногласий к проекту договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от (...)(...), выраженный в письме от (...) №м01-1662/18-11-10.
Обязать администрацию Славянского городского поселения Славянского района в течение 10 календарных дней с момента вступления решения по настоящему делу в законную силу заключить договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от (...)(...) на условиях ФИО6 (Арендатора), а именно:
пункт 3.1. договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от (...)(...) изложить в следующей редакции «Ежегодная арендная плата, определённая по результатам аукциона, составляет 1 906738 рублей;
пункт 3.2. договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от (...)(...) - исключить:
пункт 3.3. договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от (...)(...) изложить в следующей редакции «Размер ежегодной арендной платы указанный в пункте 3.1. настоящего Договора, устанавливается на весь срок действия настоящего договора, ежегодно, но не ранее чем через год после заключения договора аренды земельного участка, изменяется в одностороннем порядке Арендодателем на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года, начиная с года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор аренды»;
пункт 3.7. договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от (...)(...) изложить в следующей редакции «Арендная плата, подлежащая уплате, за вычетом внесенного задатка в размере 34 144 рубля, исчисляется установленного размера ежегодной арендной платы за участок со дня государственной регистрации Договора, за каждый день использования соответствующий арендный период и вносится арендатором в равных долях ежеквартально в виде авансового платежа до 10 числа первого месяца каждого квартала.
Признать незаконным решение муниципального унитарного предприятия муниципального образования Славянский район «Агентство территориального развития», выраженное в протоколе от (...)(...) заседания единой комиссии по проведению аукционов муниципального унитарного предприятия муниципального образования Славянский район «Агентство территориального развития».
В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Славянский городской суд в течение одного месяца.
Копия верна
Согласованно
Мотивированный текст решения изготовлен 29.04.2019 года.
Судья Славянского
городского суда Ю.Н. Пелюшенко