ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-247/19 от 30.05.2019 Шумерлинского районного суда (Чувашская Республика)

Дело №2а-247/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 мая 2019 год г.Шумерля Чувашской Республики

Шумерлинский районный суд Чувашской Республики под председательством судьи Мироновой Н.Б., при секретаре Макаровой Т.М.,

с участием истцов Мурзаевой Л.И., Кудковой З.С.,

представителей истцов Антошина А.В., Рязановой Е.В.,

представителя ответчика Администрации г.Шумерля Чувашской Республики Сотниченко Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Мурзаевой Лидии Ивановны, Сорокина Юрия Карловича, Кудковой Зои Степановны, Мирошниченко Сергея Владимировича к Администрации г.Шумерля Чувашской Республики, Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики о признании бездействия, выразившегося в не включении многоквартирного жилого ........................ в Сведения по аварийному жилищному фонду, незаконным и обязании включить данный многоквартирный жилой дом в Сведения по аварийному жилищному фонду, признанному таковым до "___" ___________ г. с целью предоставления в государственную корпорацию – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства для расчета региону лимита на реализацию мероприятий по переселению из ветхого аварийного жилого фонда Чувашской Республики,

УСТАНОВИЛ:

Мурзаева Л.И., Сорокин Ю.К., Кудкова З.С., Мирошниченко С.В. обратились в суд к администрации г.Шумерля Чувашской Республики, Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики о признании незаконным бездействия, выразившегося в не включении многоквартирного жилого ........................, расположенного по ........................, в Сведения по аварийному жилищному фонду, признанному таковым до "___" ___________ г. с целью предоставления в государственную корпорацию – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства для расчета региону лимита на реализацию мероприятий по переселению из ветхого аварийного жилого фонда Чувашской Республики; обязании включить многоквартирный жилой дом № ___________, расположенный по ........................, в Сведения по аварийному жилищному фонду, признанному таковым до "___" ___________ г. с целью предоставления в государственную корпорацию – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства для расчета региону лимита на реализацию мероприятий по переселению из ветхого аварийного жилого фонда Чувашской Республики.

Административный иск мотивирован тем, что истцы являются собственниками квартир №№ ___________, № ___________, № ___________, № ___________, расположенных в жилом ........................ Согласно Акту обследования помещения № ___________ и Заключению № ___________ от "___" ___________ г., составленными межведомственной комиссией, утвержденной распоряжением администрации г.Шумерля от "___" ___________ г.№ ___________-п, расположенный по вышеуказанному адресу жилой дом, в котором истцы проживают со своими семьями, признан аварийным и подлежащим сносу. В связи с тем, что дом является аварийным, истцы неоднократно обращались в администрацию г.Шумерля, а также в Минстрой Чувашии с просьбой о включении их дома в подпрограмму «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Чувашской Республики». Администрацией г.Шумерля Чувашской Республики в лице главы ФИО9 еще в 2014 году им было обещано, что их дом будет включен в подпрограмму «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории города Шумерля» муниципальной программы города Шумерля «Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства на 2014-2020 годы». Несмотря на это, дом не был включен ни в одну из Республиканских адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. В настоящее время действующих региональных адресных программ нет. В ответе № ___________ от "___" ___________ г., который истцы получили из Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, указано, что жилой дом № ___________ по ........................, не может быть включен в новую адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда, так как согласно реестру АИС «Реформа ЖКХ» об аварийном жилищном фонде, признанным таковым после "___" ___________ г., администрацией г.Шумерля внесены сведения по дому как «Жилой дом блокированной застройки» Из ответов же администрации усматривается, что, напротив, администрацией спорный дом был включен в реестр домов, признанных аварийными, как «многоквартирный жилой дом». Из письма администрации г.Шумерля от "___" ___________ г. за № ___________ следует, что, несмотря на то, что администрация г.Шумерля ЧР требования, предъявленные Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства ЧР об обосновании и подтверждении статуса дома № ___________ по ........................ как многоквартирного, выполнила в полном объеме, Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства ЧР не включило указанный жилой дом в сведения по аварийному жилищному фонду, признанному таковым до "___" ___________ г. с целью предоставления в государственную корпорацию – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства для расчета региону лимита на реализацию вышеуказанных мероприятий (переселение из ветхого и аварийного жилого фонда). Спорный жилой дом является многоквартирным домом и не может считаться жилым домом блокированной застройки по следующим основаниям. Согласно техническому паспорту, выданному "___" ___________ г. МУП «Шумерлинское городское бюро технической инвентаризации» на жилой дом № ___________, расположенный по ........................, этот жилой дом указан как многоквартирный, общей площадью 116,50 кв.м., жилой площадью 98,30 кв.м., имеющий общую крышу и фундамент. Согласно выписке из Реестра предприятий и имущества муниципальной собственности г.Шумерля (№ ___________, выданной "___" ___________ г. администраций г.Шумерля) жилой дом, расположенный по адресу: ........................, является многоквартирным. В решении Шумерлинского районного суда Чувашской Республики от "___" ___________ г. по гражданскому делу № ___________ констатируется, что жилой дом, расположенный по адресу: ........................, является многоквартирным. Настоящее решение вступило в законную силу, и имеет преюдициальное значение. В вышеупомянутых: Акте обследования помещения № ___________ и Заключении № ___________ от "___" ___________ г., составленными межведомственной комиссией г.Шумерля Чувашской Республики, обследуемый жилой дом также указан как многоквартирный. Из сообщения администрации г.Шумерля № ___________ от "___" ___________ г. об общей площади жилых помещений в многоквартирных домах, которые признаны в установленном порядке до "___" ___________ г. аварийными и подлежащими сносу… (по состоянию на "___" ___________ г.) явствует, что жилой дом № ___________, расположенный по ........................, отнесен к числу многоквартирных домов. Из письма администрации г.Шумерля № ___________ от "___" ___________ г. (на № ___________ от "___" ___________ г.) следует, что жилой дом, расположенный по адресу: ........................, не соответствует всем критериям дома «блокированной застройки» и изначально строился как многоквартирный дом с наличием 2-х и более квартир, расположен на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности, имеет общую крышу, без перегородок (крыша является частью общего имущества), и общий фундамент. Таким образом, жилой дом, расположенный по адресу: ........................, расположен на одном земельном участке, находящемся в муниципальной собственности; имеет общую крышу; имеет общий фундамент, общие коммуникации (водопровод), и, соответственно, является многоквартирным. Таким образом, бездействие ответчиков является незаконным, нарушает жилищные права истцов. Спорный жилой дом, являясь многоквартирным, необоснованно, как дом «блокированной застройки», не был включен в Сведения по аварийному жилищному фонду, признанному таковым до "___" ___________ г. с целью предоставления в государственную корпорацию – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства для расчета региону лимита на реализацию вышеуказанных мероприятий (переселение из ветхого и аварийного жилого фонда). Как многоквартирный жилой дом, спорный дом подлежит включению в вышеуказанные сведения.

Административный истец Мурзаева Л.И. в судебном заседании поддержала требования по доводам, изложенным в административном иске.

Административный истец Кудкова З.С. в судебном заседании требования поддержала по доводам, изложенным в административном иске.

В судебном заседании "___" ___________ г. административный истец Кудкова З.С. пояснила, что они с мужем пятьдесят лет проработали в лесокомбинате, в настоящее время являются пенсионерами, муж – инвалид второй степени. В спорном доме им жить тяжело, приходится топить печь, в магазин можно доехать только на автобусе. Хотят жить в городе в квартире.

Административные истцы Сорокин Ю.К., Мирошниченко С.В. в судебное заседание не явились, надлежаще извещались, о причинах неявки суду не сообщили.

Представитель истцов Рязанова Е.В. в судебном заседании административный иск подержала по доводам, изложенным в иске, пояснила, что в Законе №185 «О фонде содействия реформированию ЖКХ» от 21 июля 2007 года сказано, что субъектом РФ в Фонд содействия ЖКХ предоставляются сведения для выделения лимита бюджетных обязательств на переселение из ветхого фонда. Таким образом, орган местного самоуправления должен представить сведения в Минстрой ЧР, а Минстрой ЧР распоряжением Правительства наделен полномочиями по предоставлению сведений в фонд реформирования ЖКХ. Фонд реформировании ЖКХ на основании этих сведений выделяет лимит бюджетных обязательств для реализации программ по переселению граждан из ветхого аварийного фонда. Исходя из переписки администрации г.Шумерля с Минстроем ЧР, следует, что Минстрой ЧР последний запрашивает у администрации г.Шумерля сведения по ветхому жилому фонду для включения этих сведений в республиканский лимит для предоставления в фонд содействия реформирования ЖКХ. Администрация предоставила такие сведения и включила ........................, но после этого Минстрой потребовал разъяснения, потому что в АИС этот дом значился когда-то как дом блокированной застройки. Администрация дала такие разъяснения и предоставила сведения на этот дом. В последующем Минстрой ЧР обратился в администрацию г.Шумерля с письмом, где просит разъяснить, как администрация будет реализовывать программу - строить или приобретать жилье, поскольку спорный дом в сведениях отсутствует. Согласно п.2 постановление Кабинета Министров ЧР №168 от 30 апреля 2013 года государственным заказчиком программы является Минстрой. Имеется решение суда, из которого следует, что спорный дом является многоквартирным.

Представитель истцов Антошин А.В. в судебном заседании также поддержал административный иск по доводам, изложенным в нем, считает, что имеются все достаточные основания для того, чтобы считать спорный жилой дом многоквартирным. Полагает, что бездействие ответчиков по не включению многоквартирного жилого дома № ___________, расположенного по ........................, в Сведения по аварийному жилищному фонду, признанного таковым до "___" ___________ г. с целью предоставления в государственную корпорацию – Фонд содействия реформированию ЖКХ для расчета региону лимита на реализацию вышеуказанных мероприятий (переселению из ветхого и аварийного жилого фонда) в Чувашской Республики являются незаконными.

Представитель административного ответчика Администрации г.Шумерля Чувашской Республики Сотниченко Д.В. в судебном заседании административный иск не признала, пояснила, что администрация г.Шумерля не бездействовала, а неоднократно направляла сведения о данном доме в Минстрой как о многоквартирном, но однако данные сведения были отклонены Минстроем Чувашской Республики. Администрация г.Шумерля не может, а Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики не хочет включать спорный дом в Сведения по аварийному жилищному фонду. Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики основывает свою позицию на том, что согласно представленным отчетам и данным, внесенным администрацией в систему АИС ЖКХ в третьем квартале 2018 года, спорный дом имел статус жилого дома блокированной застройки, но в 4 квартале 2018 года данный статус администрация г.Шумерля изменила на многоквартирный дом, однако Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства не хочет включать спорный дом как многоквартирный в сведения по аварийному жилому фонду и самостоятельно поменяло статус дома опять на жилой дом блокированной застройки. Считает, что Администрация г.Шумерля по данному вопросу не бездействует, все зависящее от нее сделала.

Представитель ответчика Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики в судебное заседание не явился, надлежаще извещен, в связи с чем согласно ст.150 КАС РФ дело рассмотрено в их отсутствие.

Ранее, в судебных заседаниях представитель ответчика Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Анисимов К.В. административный иск не признал, пояснил, что административными ответчиками и их представителями не уточнено, каким нормативно-правовым актом Минстрой уполномочен на предоставление сведений от субъекта Российской Федерации в Фонд содействия реформированию ЖКХ. Полагает, что спорный дом фактически является домом блокированной застройки, так как из технического паспорта этого дома видно по расположению комнат и квартир в этом доме, что фактически дом состоит из четырех блоков, эти блоки имеют общие стены, и эти стены не имеют проемов. Кроме того, у этих четырех квартир отсутствуют места общего пользования, которые смогли бы использоваться для обслуживания этих квартир в доме, то есть те места общего пользования, которые предназначены для обслуживания более одной квартиры - лестницы, лестничные шахты, межквартирные общие коридоры, на которые выходит несколько квартир, лестничная клетка, функционально предназначена для обслуживания более одной квартиры, то есть общее имущество.

Из письменных отзывов представителя Минстроя Чувашской Республики Анисимова К.В. следует, что в настоящее время принята и опубликована республиканская адресная программа «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного в установленном порядке до 01 января 2017 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации на 2019-2025 годы» (утверждена постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 марта 2019 года №92) (опубликован на портале органов власти Чувашской Республики в сети Интернет 03 апреля 2019 года. По изложенным основаниям полагают, что удовлетворение иска по настоящему спору не приведет к восстановлению прав истцов. Кроме того, в обоснование своих административных требований административные истцы ссылаются на ч.6 ст.17 Порядок распределения средств Фонда между субъектами Российской Федерации Федерального закона от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Федеральный закон №185-ФЗ), в соответствии с которой высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) в сроки, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства, представляют сведения об общей площади аварийного жилищного фонда на территориях субъектов Российской Федерации, полученные от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, уполномоченных признавать в установленном Правительством Российской Федерации порядке жилые помещения непригодными для проживания, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства. Вместе с тем, в соответствии с ч.ч.1, 4 ст.17 о порядке распределения средств Фонда между субъектами Российской Федерации названного федерального закона №1895-ФЗ до 1 января 2008 года Фонд утверждает лимиты предоставления финансовой поддержки за счет своих средств, рассчитанные для каждого субъекта Российской Федерации. Лимит для соответствующего субъекта Российской Федерации рассчитывается как произведение общего объема средств Фонда в размере двухсот сорока миллиардов рублей и частного от деления общей площади жилищного фонда такого субъекта Российской Федерации по данным статистической отчетности на 1 января 2007 года на общую площадь жилищного фонда Российской Федерации по данным статистической отчетности на 1 января 2997 года, но не может быть более восьми миллиардов рублей и менее пятисот миллионов рублей. Средства Фонда, оставшиеся после расчета лимитов предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, распределяются пропорционально между всеми субъектами Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящей частью ограничений размера лимитов для каждого субъекта Российской Федерации. При этом, шестьдесят процентов установленного лимита предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда для каждого субъекта Российской Федерации направляется на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, сорок процентов – на переселение граждан из аварийного жилищного фонда. В 2013 году лимиты средств на переселение, рассчитанные для каждого субъекта Российской Федерации, увеличиваются на сумму, равную произведению общего объема средств Фонда, указанных в ч.3 настоящей статьи, и частного от деления скорректированной потребности в средствах на переселение, определяемой для соответствующего субъекта Российской Федерации по правилам, указанным в настоящей части, с учетом особенностей, предусмотренных ч.6.1 настоящей статьи, на общую сумму скорректированных потребностей в средствах на переселение, определяемых для всех субъектов Российской Федерации по правилам, указанным в настоящей части, с учетом особенностей, предусмотренных ч.6.1 настоящей части. Скорректированная потребность в средствах на переселение в 2013 году определяется для каждого субъекта Российской Федерации путем деления произведения общей площади аварийного жилищного фонда на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства, в целях установления предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилых помещений, предоставляемых гражданам, на значение показателя уровня расчетной бюджетной обеспеченности соответствующего субъекта Российской Федерации на текущий финансовый год с учетом распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации. При этом, если значение показателя уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации на текущий финансовый год с учетом распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов российской Федерации превышает единицу, для целей расчета увеличения лимита средств на переселение в соответствии с настоящей частью такое значение принимается равным единице. Начиная с 2014 года увеличение рассчитанных для субъектов Российской Федерации лимитов предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда в части средств, направляемых на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В 2016 году по решению наблюдательного совета Фонда могут быть дополнительно увеличены лимиты средств на переселение, рассчитанные для субъектов Российской Федерации, выполнивших до 31 декабря 2015 года обязательство по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, принятое в соответствии с п.9.10 ч.1 ст.14 настоящего Федерального закона, на величину, равную прогнозному увеличению рассчитанных для указанных субъектов Российской Федерации лимитов средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2017 году, или долю такого прогнозного увеличения лимитов, которая должна быть равной для всех указанных субъектов Российской Федерации. Такое прогнозное увеличение лимитов осуществляется в зависимости от объема временно свободных средств Фонда. Исходя из системного толкования вышеприведенных положений ч.ч.1, 4, 6 ст.17 Федерального закона №185-ФЗ в их взаимности следует, что ч.6 ст.17 о предоставлении высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) сведений в целях расчета лимитов, на которую ссылаются истцы, применяется к отношениям, возникшим при реализации уже завершенных 1 сентября 2017 года региональных программ. В связи с вышеизложенным полагают, что требования административных истцов не основаны на положениях закона и удовлетворению не подлежат. Кроме того, отмечают, что в соответствии с п.6 ст.16 Федерального закона от 06 октября 2003 года «131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством. В соответствии с распоряжением администрации г.Шумерля от "___" ___________ г.№ ___________-п, дом, расположенный по адресу: ........................, признан администрацией г.Шумерля аварийным и подлежащим сносу. Пунктом 2 указанного распоряжения сектору учета и распределения жилья администрации г.Шумерля поручено провести мероприятия по отселению граждан, проживающих в вышеуказанном доме. Таким образом, обязанность по предоставлению других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма гражданам, проживающим в доме, расположенном по адресу: ........................ возложена действующим законодательством на орган местного самоуправления, принявший решение о сносе такого дома. По изложенным основаниям просят в удовлетворении административных исковых требований отказать в полном объеме.

Выслушав явившихся участников, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления, исходя из следующего.

Согласно ст.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов.

В силу ст.218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействий) органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов.

Свидетель ФИО13, опрошенная в судебном заседании "___" ___________ г., суду пояснила, что работает в должности заведующей сектора учета и распределения жилья Администрации г.Шумерля. В ее обязанности входит заполнять программу АИС реформа ЖКХ, которую она заполняет на основании актов межведомственной комиссии. Курирует программу отдел переселения Министерства строительства Чувашской Республики, т.е. проверяют правильность заполнения программы. Такая работа с Министерством проходит посредством телефонных переговоров, т.е. она (ФИО24) вносит данные в специальные формы программы, а доступ к этим формам имеют она и Минстрой ЧР. Дом № ___________ по ........................ был внесен ею вначале как дом блокированной застройки. Однако, осенью 2018 года дом посмотрели комиссионно – она, начальник отдела строительства и архитектуры и начальник отдела имущественных и земельных отношений – хотели удостовериться, многоквартирный ли это дом, т.к. в соответствии с Федеральным законом №ё185 «О фонде содействия реформированию ЖКХ», у каждого блока должен быть обособленный земельный участок. Когда посмотрели дом и заказали выписки из Росреестра, было установлено, что земля ни у одного из жильцов спорного дома в собственности не состоит, а является муниципальной собственностью, дом имеет одну крышу, общий фундамент, общий водопровод поэтому решили, что дом многоквартирный. Она внесла изменения в сведения, указав спорный дом как многоквартирный. Позднее ей позвонили из Минстроя ЧР и сказали, что ранее этот дом указан как дом блокированной застройки и велели исправить, но администрация отказалась исправлять, тогда примерно в декабре 2018 - январе 2019 Минстрой ЧР исправил эти сведения сам на своем уровне. В настоящее время в АИС реформа ЖКХ дом № ___________ по ........................ значится как дом блокированной застройки. Кто конкретно в Минстрое ЧР исправлял сведения, ей не известно. В администрацию г.Шумерля поступило письмо из Минстроя ЧР, в котором было указано, что если Администрация не разъяснит, по каким причинам спорный дом указан как многоквартирный, то Минстрой исключит эти дома из реестра аварийных домов и из лимитов. Позже она увидела, что спорный дом указан как дом блокированной застройки, то есть, исключен из реестра. ........................ – это деревянный барак, водопровод общий, отопление скорее всего печное, так как там одна труба, а из трубы идут ответвления. Ни квартиры, ни сам дом на кадастровом учете не стоят, технического паспорта нет. Спорный дом раньше стоял на балансе леспромхоза, имеются акты приема-передачи этого дома администрации.

Согласно договору социального найма жилого помещения № ___________ от "___" ___________ г. Мурзаева Л.И. является нанимателем квартиры № ___________ общей площадью 27,9 кв.м., расположенной по адресу: ........................., состав семьи – 3 человека (дочь ФИО14 и внучка ФИО15).

Согласно ордеру № ___________ от "___" ___________ г. Сорокин Ю.К. является нанимателем квартиры № ___________ жилой площадью 26,6 кв.м. в .........................

Согласно договору социального найма жилого помещения № ___________ от "___" ___________ г. Кудкова З.С. является нанимателем квартиры № ___________ общей площадью 31,0 кв.м., расположенной по адресу: ........................, состав семьи – 3 человека (муж ФИО16 и дочь ФИО17).

Согласно договору социального найма жилого помещения № ___________ от "___" ___________ г. Мирошниченко С.В. является собственником квартиры № ___________ площадью 29,90 кв.м., расположенной в ........................, состав семьи – 3 человека (ФИО18 и ФИО19).

Из акта обследования помещения № ___________ от "___" ___________ г. и заключения об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции № ___________ от "___" ___________ г. многоквартирный дом, расположенный по адресу: ........................ признан аварийным и подлежащим сносу.

Согласно Распоряжению администрации г.Шумерля Чувашской Республики № ___________-п от "___" ___________ г. многоквартирный дом, расположенный по адресу: ........................ признан аварийным и подлежащим сносу; Сектору учета и распределения жилья администрации г.Шумерля поручено направить необходимые документы в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики для актуализации АИС «Реформа ЖКХ» Система 2.0.

Из письма администрации г.Шумерля № ___________ от "___" ___________ г. следует, что Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики не включило ........................ФИО2 Республики в сведения по аварийному жилищному фонду, признанному таковым до "___" ___________ г. с целью предоставления в государственную корпорацию – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства для расчета региону лимита на реализацию вышеуказанных мероприятий (переселение из ветхого и аварийного жилого фонда). Из содержания данного письма следует, что спорный дом не был включен Минстроем Чувашии в сведения по аварийному жилищному фонду для расчета Фондом лимита в связи с изменением статуса дома с дома «блокированной застройки» на многоквартирный дом и отсутствием документов, подтверждающих изменение статуса дома.

Из письма Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства ЧР в адрес администрации г.Шумерля № ___________ от "___" ___________ г. следует, что по итогам проведенного анализа введенных администрацией г.Шумерля данных в АИС «Реформа ЖКХ» и представленных документов, Министерство установило факт изменения статусов двух домов, в том числе ......................... Согласно представленным отчетным данным внесенным администрацией в Систему, в рамках 3 квартала 2018 года указанный дом имел статус – дом блокированной застройки, однако, по данным, внесенным администрацией в текущем квартале, этот же дом значится уже в статусе – многоквартирный дом, в связи с чем просят представить подтверждающие изменение статуса дома документы, иначе дом не будет включен в сведения по аварийному жилищному фонду для расчета Фондом лимита., а также просят представить документы о постановке земельного участка под этим домом на кадастровый учет.

В ответ на это администрация г.Шумерля письмом № ___________ от "___" ___________ г. направила в адрес Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства ЧР сведения об общей площади жилых помещений в многоквартирных домах, которые признаны в установленном порядке до "___" ___________ г. аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации (по состоянию на "___" ___________ г.), в которых указан и спорный дом, общей площадь. 116,50кв.м., количество человек – 13.

Из сообщения Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства ЧР № ___________ от "___" ___________ г. в адрес Кудковой З.С. следует, что согласно реестру АИС «Реформа ЖКХ» об аварийном жилищном фонде, признанным таковым после "___" ___________ г., администрацией г.Шумерля внесены сведения по спорному дому как «Жилой дом блокированной застройки», в связи с чем, основания для включения спорного дома в новую республиканскую адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда отсутствуют.

Согласно п.1 ст.16 Федерального закона №185 от 21 июля 2007 года (в редакции от 28 ноября 2018 года) «О фонде содействия реформированию ЖКХ (далее ФЗ №185) высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

В силу подп.1 п.2 ст.16 ФЗ №185 Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать перечень многоквартирных домов, признанных до 01 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

В соответствии с п.6 ст.17 ФЗ №185 высшие должностные лица субъекта Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ) предоставляют сведения об общей площади аварийного жилищного фонда на территории субъекта Российской Федерации, - полученные от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, уполномоченных признавать в установленном Правительством РФ порядке жилые помещения непригодными для проживания, - в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства.

В силу п.2 ст.19 ФЗ №185 высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) подает в Фонд заявку на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда в пределах установленного для данного субъекта Российской Федерации лимита предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда.

Согласно п. 2, 3 Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики №168 от 30 апреля 2013 года «О республиканской адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Чувашской Республики на 2013-2017 годы» государственным заказчиком программы является Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, на которое возложен контроль за выполнением настоящего постановления..

Паспортом Республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Чувашской Республики на 2013-2017 годы» предусмотрена система организации контроля за выполнением программы, согласно которой контроль за ходом реализации Программы осуществляет Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, которому Исполнители программы ежегодно представляют информацию о ходе реализации мероприятий Программы. Подготовительные мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (в том числе ведение реестра аварийных многоквартирных домов по способам переселения) осуществляют муниципальные образования, которые являются соисполнителями Программы и предоставляют государственному заказчику (Минстрою Чувашской Республики) в числе прочего: утвержденную муниципальную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 - 2017 годы, включающую перечень жилых домов, признанных до 1 января 2012 г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; утвержденный список граждан, предполагаемых к переселению, с указанием адреса и физического износа сносимого жилья и адреса предоставляемого взамен сносимого жилья; акты обследования жилых помещений; заключения межведомственной комиссии о признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу. Государственный заказчик (Минстрой Чувашии) организует работу по реализации Программы в пределах своих полномочий, осуществляет общую координацию и мониторинг работ, организует при необходимости формирование нормативно-правовой базы, определяет объемы финансовых средств, предоставляемых органам местного самоуправления из Фонда и республиканского бюджета Чувашской Республики. Контроль за ходом реализации Программы осуществляет Минстрой Чувашии.

Таким образом, утверждение представителя Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики о том, что Минстрой не контролирует выполнение данной программы, суд считает необоснованным, Минстрой Чувашии и Администрация г.Шумерля Чувашской Республики являются надлежащими ответчиками по делу.

Согласно ст.16 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната.

Квартирой признается структурное обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

В силу п. 3.21 ГОСТа Р 51929-2014 «Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения.», многоквартирный дом - это оконченный строительством и введенный в эксплуатацию надлежащим образом объект капитального строительства, представляющий собой объемную строительную конструкцию, имеющий надземную и подземную части, включающий в себя внутридомовые системы инженерно-технического обеспечения, помещения общего пользования, не являющиеся частями квартир, иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам, и жилые помещения, предназначенные для постоянного проживания двух и более семей, имеющие самостоятельные выходы к помещениям общего пользования в таком доме (за исключением сблокированных зданий); в состав многоквартирного дома входят встроенные и (или) пристроенные нежилые помещения, а также придомовая территория (земельный участок).

Согласно терминам и определениям, применяемым в СНиП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные", жилое здание многоквартирное - это жилое здание, в котором квартиры имеют общие внеквартирные помещения и инженерные системы; блокированный жилой дом (дом жилой блокированной застройки) - это здание, состоящее из двух квартир и более, каждая из которых имеет непосредственно выход на приквартирный участок, в том числе при расположении ее выше первого этажа.

Статья 36 Жилищного кодекса Российской Федерации относит к общему имуществу в многоквартирном доме, в том числе крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

В соответствии с п.6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. Постановлением правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года №47) многоквартирным жилым домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования, в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно ч.2 ст.49 Градостроительного кодекса Российской Федерации под жилым домом блокированной застройки понимается жилой дом с количеством этажей не более чем три, состоящий из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.

В соответствии со СНиП 31-02-2001 «Дома жилые одноквартирные» автономные жилые блоки блокированных жилых домов рассматриваются как отдельные одноквартирные жилые дома, если они: не имеют помещений, расположенных над помещениями других жилых блоков; не имеют общих входов, вспомогательных помещений, чердаков, подполий, шахт коммуникации; имеют самостоятельные системы отопления и вентиляции, а также индивидуальные вводы и подключения к внешним сетям.

В Приказе Минстроя России от 30 июля 2015 года №536/пр «Об утверждении Методических рекомендаций по порядку формирования и ведения реестров многоквартирных домов и жилых домов, признанных аварийными» разъяснено, что многоквартирные дома - совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством; жилые дома блокированной застройки - жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.

Согласно выписке из Реестра предприятий и имущества муниципальной собственности г.Шумерля от "___" ___________ г.№ ___________ многоквартирный дом, общей площадью 118 кв.м., расположенный по адресу: ........................, является муниципальной казной г.Шумерля.

Кроме того, в доме расположено четыре жилых помещения, каждое из которых состоит из нескольких комнат, в том числе вспомогательного назначения, и являющихся структурно обособленными по отношению друг к другу, отвечающим всем признакам квартиры, соответственно, здание в котором расположены указанные квартиры является многоквартирным домом согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47.

Из технического паспорта на спорный многоквартирный жилой дом видно, что дом одноэтажный, состоит из четырех квартир, расположен на едином земельном участке.

Согласно Выписке из ЕГРН от 13.05.2019земельный участок с кадастровым номером № ___________ площадью 1479к.м., расположенный по адресу: ........................, находится в муниципальной собственности Администрации г.Шумерля, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – малоэтажная многоквартирная жилая застройка.

Спорный жилой дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений многоквартирного дома, указанные в ст.36 ЖК РФ. Общим имуществом являются: фундамент, чердак, крыша, земельный участок, что прямо предусмотрено пунктами 1, 3 и 4 указанной статьи.

На фотографиях жилого дома видно, что спорный дом является единым целым, имеет одну крышу, общий фундамент. Исходя из конструкции чердака, крыши, не предполагается ремонт и содержание лишь части крыши только над одной из квартир.

Отсутствие иных помещений общего пользования (коридоров, лестничных площадок), на что ссылается ответчик, не исключает признание дома многоквартирным при наличии иных элементов общего имущества.

Дом, расположенный по адресу: ........................ не соответствует всем необходимым признакам жилого дома блокированной застройки, предусмотренным п. 2 ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ. Отсутствует расположение каждого жилого помещения на отдельном земельном участке и наличие выхода на территорию общего пользования. Дом состоит из четырех квартир, каждая из которых имеет самостоятельный выход на общий земельный участок, прилегающий к данному жилому дому, имеется иное общее имущество собственников квартир.

Оценивая имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к выводу, что спорный дом имеет элементы общего имущества, расположен на одном земельном участке, имеет общие ограждающие несущие или ненесущие конструкции (внутренние стены, фундамент, общую крышу), в котором расположены четыре изолированные квартиры без внутренних проемов, с отдельными выходами на улицу, обеспечивающие возможность прямого доступа к помещениям общего пользования (земельному участку), соответственно, жилой дом отвечает всем признакам многоквартирного дома согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 N 47.

Определение жилого дома блокированной застройки, содержащееся в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, дано в целях урегулирования отношений, связанных с экспертизой проектной документации и результатов инженерных изыскании, государственной экологической экспертизой проектной документации объектов, что прямо следует из наименования данной статьи. Использование понятия жилого дома блокированной застройки по отношению к другим правоотношениям необоснованно. Вместе с тем оно не противоречит определению многоквартирного дома, данного в постановлении Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 N 47, и при определенных условиях (наличия общего имущество в смысле статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации) объект, имеющий признаки жилого дома блокированной застройки, может являться многоквартирным домом.

Таким образом, жилой дом, расположенный по адресу: ........................, является многоквартирным жилым домом.

При таких обстоятельствах суд приходит к тому, что бездействие административных ответчиков, выразившееся в не включении спорного многоквартирного жилого дома в Сведения по аварийному жилищному фонду, являются незаконными, в связи с чем, административный иск подлежит удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 – 180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Мурзаевой Лидии Ивановны, Сорокина Юрия Карловича, Кудковой Зои Степановны, Мирошниченко Сергея Владимировича к Администрации города Шумерля Чувашской Республики, Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации г.Шумерля Чувашской Республики, Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, выразившееся в не включении многоквартирного жилого дома № ___________ по ........................ в Сведения по аварийному жилищному фонду, расположенному на территории города Шумерля Чувашской Республики, признанному таковым до "___" ___________ г. с целью предоставления в государственную корпорацию – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства для расчета региону лимита на реализацию мероприятий по переселению из ветхого аварийного жилого фонда Чувашской Республики.

Обязать Администрацию города Шумерля Чувашской Республики, Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики включить многоквартирный жилой дом № ___________ по ........................ в Сведения по аварийному жилищному фонду, расположенному на территории города Шумерля Чувашской Республики, признанному таковым до "___" ___________ г. с целью предоставления в государственную корпорацию – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства для расчета региону лимита на реализацию мероприятий по переселению из ветхого аварийного жилого фонда Чувашской Республики.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики путем подачи в Шумерлинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 03 июня 2019 года.

Судья Н.Б. Миронова