Дело № 2а-247/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Станица Каневская Краснодарского края 03 марта 2020 г.
Каневской районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Смирнова В.В.,
при секретаре Витковой Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Краснодарскому краю к Духова Н.Н. о взыскании обязательных платежей и санкций,
У С Т А Н О В И Л:
Представитель административного истца предъявил(а) административный иск к административному ответчику, указывая, что он(а) является лицом, обязанным в соответствии со ст.419 НК РФ к уплате страховых взносов, однако возложенную на него(ё) действующим законодательством обязанность не исполняет и имеет задолженность по уплате страховых взносов. Представитель административного истца требует взыскать с административного ответчика задолженность по страховым взносам – на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (за расчётные периоды, истекшие до 01.01.2013 г.) – налог 27917.97 руб. и пени 1038.55 руб., на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (за расчётные периоды, истекшие до 01.01.2017 г.) – налог 13918.69 руб. и пени 517.78 руб., на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной пенсии (перерасчёты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе отменённому, за расчётные периоды, истекшие до 01.01.2013 г.) – налог 9555.12 руб. и пени 355.45 руб., на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату накопительной пенсии (перерасчёты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе отменённому) – налог 7495.2 руб. и пени 278.82 руб., в общей сумме 61077.58 рубля.
Представитель административного истца и административный ответчик в судебное заседание не явились.
Представитель административного истца в суд представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.
Административный ответчик представил в суд возражения относительно административного иска в письменной форме, также просит о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд определил рассмотреть дело в соответствии с ч.2 ст.289 КАС РФ в отсутствие неявившихся лиц.
Оценивая исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд приходит к убеждению, что административный иск подлежит удовлетворению полностью.
Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст.57 Конституции РФ и п.1 ст.3 НК РФ).
Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст.2 НК РФ).
В силу ст.19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Таким образом, налоговые правоотношения – это публичные правоотношения, а уплата налога является публичной и конституционной обязанностью каждого налогоплательщика.
Обязательные платежи – это налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы (данное понятие определено в абз.5 ст.2 Федерального закона от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)").
Недоимкой в соответствии со ст.11 НК РФ является сумма налога, сумма сбора или сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
В силу подп.2 п.1 ст.419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее – плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
В соответствии с п.1 ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах; обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом; налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно; неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно ст.432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подп.2 п.1 ст.419 НК РФ, производится ими самостоятельно в соответствии со ст.430 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей (п.1); суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подп.2 п.1 ст.419 НК РФ, в срок, установленный абз.2 настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со ст.430 НК РФ сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками (п.2).
Судом достоверно установлено, что административный ответчик с 08.12.2005 г. по 21.07.2017 г. являлся индивидуальным предпринимателем и плательщиком страховых взносов.
В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 г. № 243-Ф3 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" взыскание недоимки по страховым взносам (пени) за расчётные (отчётные) периоды, истекшие до 01.01.2017 г. осуществляются налоговыми органами в порядке и сроки, установленные НК РФ (п.2 ст.4).
Тарифы страховых взносов, размер страховых взносов, уплачиваемых плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, а также порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов такими плательщиками устанавливались в период до 01.01.2017 г. в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (ст.ст.12, 14, 15 и 16), а начиная с 01.01.2017 г. в соответствии с главой 34 НК РФ.
Обязанность по уплате страховых взносов в установленный законодательством срок административным ответчиком не исполнена, в связи с чем административным истцом направлено административному ответчику требование № 22242 по состоянию на 13.05.2019 г. об уплате указанных страховых взносов, которое также им (ею) не исполнено.
Согласно ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком – физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов (далее – обязательные платежи) налоговый орган, направивший требование об уплате обязательных платежей, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учётом особенностей, установленных настоящей статьей; заявление о взыскании обязательных платежей подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд; указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма обязательных платежей, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи (п.1); заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей, если иное не предусмотрено настоящим пунктом; если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате обязательных платежей, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы обязательных платежей, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма обязательных платежей превысила 3000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей; если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (п.2); рассмотрение дел о взыскании обязательных платежей за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве; требование о взыскании обязательных платежей за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа; пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (п.3).
В соответствии с п.2 ст.57 НК РФ при уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п.1); сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п.2); пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (п.3).
Судебным приказом мирового судьи судебного участка № 149 Каневского района Краснодарского края от 25.09.2019 г. по заявлению административного истца с административного ответчика взыскана задолженность по уплате страховых взносов 106495.57 руб. В связи с поступившими от должника возражениями определением того же мирового судьи от 18.10.2019 г. судебный приказ отменён.
Административное исковое заявление поступило в суд 20.01.2020 г., следовательно, предусмотренный п.3 ст.48 НК РФ процессуальный срок (шестимесячный) на подачу административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций административным истцом не пропущен.
Судом достоверно установлено, что административный ответчик являлся лицом, обязанным в соответствии со ст.419 НК РФ уплачивать страховые взносы, после выполнения административным истцом соответствующих действий (подп.9 п.1 ст.32 НК РФ) не исполнил законно возложенную на него обязанность по уплате соответствующего(их) налога(ов) и(или) сбора(ов), страхового(ых) взноса(ов), вследствие чего уполномоченный налоговый орган (административный истец) обратился с настоящим административным иском в суд.
В соответствии с правовой позицией, выраженной Верховным Судом РФ (который в силу ст.126 Конституции РФ даёт разъяснения по вопросам судебной практики) в п.24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», доказывание по административным делам осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда (п.7 ст.6, ст.14 КАС РФ).
Обоснованных возражений, а равно доказательств исполнения законно возложенной на административного ответчика обязанности по уплате соответствующего(их) налога(ов) и(или) сбора(ов), административным ответчиком в суд не представлено, равно как не оспорен надлежаще расчёт административного истца, контррасчёт также не представлен.
Суд отвергает возражения административного ответчика относительно административного иска, в частности о ненаправлении требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, что лишило его возможности исполнить требование контрольного органа об уплате заявленное ко взысканию денежной суммы в добровольном порядке, ввиду их несостоятельности, поскольку в соответствии с главой 34 НК РФ сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается налогоплательщиками, указанными в п.1 ст.419 НК РФ, самостоятельно в установленный действующим законодательством срок (431, 432 НК РФ).
Кроме того требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов в соответствии с п.4 (абз.4) ст.69 НК РФ должно быть исполнено в течение восьми дней с даты его получения, если более продолжительный период времени в этом требовании не указан; а согласно возражению административного ответчика требование получено им в октябре 2019 г., следовательно, у него имелась возможность исполнить направленное ему налоговым органом требование.
Что касается довода возражений административного ответчика относительно несовпадения указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов и в административном иске сумм, то данное обстоятельство относится исключительно к компетенции административного истца, который исходя из предоставленных ему федеральным законом полномочий самостоятельно определяет объём заявляемых требований, суд же в соответствии с ч.1 ст.178 КАС РФ принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.
Таким образом суд признаёт установленным, что законно возложенная на административного ответчика обязанность по уплате обязательного платежа (соответствующего вида налога и(или) страховых взносов) им (ею) не исполнена, следовательно, имеются основания для взыскания указанной суммы задолженности в судебном порядке.
Расчёт и размер задолженности по соответствующему(им) налогу(ам), сбору(ам) и(или) страховым взносамов, пени административным истцом произведены верно.
При таких обстоятельствах суд признаёт административный иск доказанным, а заявленное административным истцом требование подлежащим удовлетворению полностью.
В силу ч.1 ст.114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов; в этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета. Статья 333.19 НК РФ устанавливает размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.
Поскольку в соответствии со ст.ст.104 и 114 КАС РФ и подп.19 п.1 ст.333.36 НК РФ административный истец освобождён от уплаты государственной пошлины, а административный иск удовлетворён полностью, с административного ответчика подлежит взысканию в доход государства государственная пошлина (подп.1 п.1 ст.333.19 НК РФ) 2032 рублей. Понесённые административным ответчиком судебные расходы возмещению ему не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Краснодарскому краю к Духова Н.Н. о взыскании обязательных платежей и санкций удовлетворить полностью.
Взыскать с Духова Н.Н. (ИНН 233461507770), проживающего по адресу: Краснодарский край, Каневской район, ст. Каневская, пер. Промысловый, 1 кв.12, недоимку по страховым взносам в общем размере 61077.58 рубля, в том числе:
на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (за расчётные периоды, истекшие до 01.01.2013 г.) – налог 27917.97 рубля (УФК по Краснодарскому краю (Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 4 по Краснодарскому краю), ИНН 2334018811, расчётный счёт 40101810300000010013, банк Южное ГУ Банка России, БИК 040349001, ОКТМО 03620402, КБК 18210202100061000160) и пени 1038.55 рубля (УФК по Краснодарскому краю (Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 4 по Краснодарскому краю), ИНН 2334018811, расчётный счёт 40101810300000010013, банк Южное ГУ Банка России, БИК 040349001, ОКТМО 03620402, КБК 18210202100062100160);
на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (за расчётные периоды, истекшие до 01.01.2017 г.) – налог 13918.69 рубля (УФК по Краснодарскому краю (Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 4 по Краснодарскому краю), ИНН 2334018811, расчётный счёт 40101810300000010013, банк Южное ГУ Банка России, БИК 040349001, ОКТМО 03620402, КБК 18210202103081011160) и пени 517.78 рубля (УФК по Краснодарскому краю (Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 4 по Краснодарскому краю), ИНН 2334018811, расчётный счёт 40101810300000010013, банк Южное ГУ Банка России, БИК 040349001, ОКТМО 03620402, КБК 18210202103082011160);
на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной пенсии (перерасчёты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе отменённому, за расчётные периоды, истекшие до 01.01.2013 г.) – налог 9555.12 рубля (УФК по Краснодарскому краю (Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 4 по Краснодарскому краю), ИНН 2334018811, расчётный счёт 40101810300000010013, банк Южное ГУ Банка России, БИК 040349001, ОКТМО 03620402, КБК 18210202110061000160) и пени 355.45 рубля (УФК по Краснодарскому краю (Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 4 по Краснодарскому краю), ИНН 2334018811, расчётный счёт 40101810300000010013, банк Южное ГУ Банка России, БИК 040349001, ОКТМО 03620402, КБК 18210202110062100160);
на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату накопительной пенсии (перерасчёты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе отменённому) – налог 7495.2 рубля (УФК по Краснодарскому краю (Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 4 по Краснодарскому краю), ИНН 2334018811, расчётный счёт 40101810300000010013, банк Южное ГУ Банка России, БИК 040349001, ОКТМО 03620402, КБК 18210202150061000160) и пени 278.82 рубля (УФК по Краснодарскому краю (Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 4 по Краснодарскому краю), ИНН 2334018811, расчётный счёт 40101810300000010013, банк Южное ГУ Банка России, БИК 040349001, ОКТМО 03620402, КБК 18210202150062100160).
Взыскать с Духова Н.Н. в доход бюджета муниципального образования Каневской район государственную пошлину 2032 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Каневской районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 03.03.2020 г.
Председательствующий