Дело № 2а-2480/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 декабря 2016 года г. Юрга Кемеровской области
Юргинский городской суд Кемеровской области в составе председательствующего Тимофеевой Е.С. с участием секретаря судебного заседания Ленковой Л.В., административного истца ФИО1, представителя административного истца ФИО2, заинтересованного лица И.А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО1 к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по *** и государственному регистратору Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ***В.М.С. об оспаривании действий должностного лица,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по *** и государственному регистратору Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ***В.М.С. с административными исковыми требованиями о признании незаконными действий государственного регистратора Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по ***В.М.С., выразившихся в отказе в государственной регистрации права на основании сообщения об отказе в государственной регистрации от 30.08.2016 г. N ***, а также перехода права на недвижимое имущество - земельный участок *** с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: ***, на основании заявления о регистрации сделки дарения от 16.07.2016 г. между ФИО1 и И.А.А., в лице представителя по доверенности К.С.А. и возложении обязанности на Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по *** произвести государственную регистрацию права собственности и перехода права недвижимого имущества - земельный участок *** с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: ***, на основании на основании ранее поданного ФИО1 и представителя К.С.А. 16.07.2016 г. заявления о государственной регистрации права на вышеуказанное недвижимое имущество с учетом всех поданных документов, включая квитанцию об оплате государственной пошлины в размере 350 рублей.
Административные исковые требования обоснованы тем, что 16.07.2016 г. ФИО1 совместно с представителем дарителя недвижимости К.С.А.. подано заявление о государственной регистрации права на недвижимое имущество, сделки с ним и перехода права на недвижимое имущество земельный участок *** с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: ***. В книгу учета входящих документов N *** внесена запись N ***. Дополнительно с заявлением предоставлены: доверенность от 1.07.2016 г., реестровый ***, удостоверенная нотариусом Юргинского нотариального округа Б.Е.Е.; квитанция об уплате государственной пошлины за регистрационные действия *** от 16.07.2016 г., плательщик - ФИО1; договор дарения земельного участка от 10.07.2016 г. в трех экземплярах по количеству сторон и для регистрационного органа; копия свидетельства о смерти И.О.Н. от 24.12.2014 г. N ***. Сообщением об отказе в государственной регистрации от 30.08.2016 г. N *** из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по *** за подписью государственного регистратора В.М.С. ФИО1 уведомлена: об отказе 29.08.2016 г. в государственной регистрации на основании абз. 1О п. 1 ст. 20 федерального закона от 21.07.1997 г. N 122 - ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» на объект недвижимости - земельный участок с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: *** в связи с не предоставлением документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя; во – вторых, о наличии второго неизвестного, ни мне, ни дарителю сособственнику отчуждаемого недвижимого имущества, самовольно установленного государственным регистратором; в – третьих, о необоснованном предоставлении целого ряда документов: заявление о государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок с кадастровым номером ***; заявление о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером *** (с учетом доли, включенной в наследственную массу); документ об оплате государственной пошлины в размере 350 рублей; свидетельство о праве на наследство, выданное нотариусом (известным только государственному регистратору) на долю, включенную в наследственную массу после смерти И.О.Н. в - четвертых, о не предоставлении И.А.А. документов, необходимых для регистрации перехода права собственности И.А.А., в установленный законом срок. С чем она категорически не согласна по следующим основаниям. В соответствии с абзацем первым пункта 2 статьи 16 федерального закона от 21.07.1997 г. N 122 - ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения, что исполнено сторонами сделки 16.07.2016 г. в момент подачи заявления на государственную регистрацию. Договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним (абз. 3 пункта 1 статьи 17 федерального закона). Согласно абзацу 11 пункта 1 статьи 17 указанного федерального закона правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки), проводится органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, на предмет установления отсутствия предусмотренных настоящим Федеральным законом оснований для отказа в государственной регистрации прав. В силу абзаца первого пункта 2 статьи 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации, не допускается. Что было безусловно нарушено государственным регистратором В.М.С. при истребовании: заявления о государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок с кадастровым номером ***; заявления о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером *** (с учетом доли, включенной в наследственную массу ); документа об оплате государственной пошлины в размере 350 рублей; свидетельства о праве на наследство, выданное нотариусом (известным только государственному регистратору) на долю, включенную в наследственную массу после смерти И.О.Н. Представление на государственную регистрацию прав документов, по форме и содержанию не соответствующих требованиям действующего законодательства, а также непредставление документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя, являются основаниями для отказа в государственной регистрации прав (абзацы четвёртый и десятый пункта 1 статьи 20 указанного Федерального закона). Согласно абзацу первому пункта 1 статьи 19 этого же Федерального закона государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений. Заявитель (заявители) вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений. Отказывая в государственной регистрации права собственности на земельный участок и перехода права собственности на него, государственный регистратор руководствовался пунктом 1 ст. 19, абз. 4 и 10 пункта 1 ст. 20 федерального закона и пунктами 1 и 2 ст. 34 Семейного кодекса Российской Федерации. Государственным регистратором необоснованно, по непонятным причинам полностью проигнорированы нормы пункта 1 статьи 36 Семейного кодекса Российской Федерации: имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, а также имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам (имущество каждого из супругов), является его собственностью, что полностью подтверждено записью о государственной регистрации права N 54*** от 27.09.2012 года, возникшей на основании пункта 1 Постановления *** N *** от ***, которым установлено: «Предоставить И.А.А. в собственность бесплатно земельный участок с кадастровым номером ***, площадью *** кв.м., местоположение: ***. Что говорит о безусловном безвозмездном приобретении данного имущества И.А.А. в личную в соответствии с п.3 ст.36 Семейного кодекса РФ. На основании данного Постановления Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по *** была произведена государственная регистрация права личной собственности за И.А.А., *** года рождения, *** от 27.09.2012 года. Все эти данные в виде надлежаще заверенных копий имеются в данных архивного дела правоустанавливающих документов, на которые ссылается в сообщении об отказе в государственной регистрации от *** N *** (абзац четвертый второй страницы) государственный регистратор В.М.С.. Во – вторых, доводы государственного регистратора В.М.С., изложенные в сообщении об отказе в государственной регистрации от *** N *** со ссылкой на положения ст. 256, ст.17, ст.1112, ст.1113, ст.1150 Гражданского кодекса РФ, а также самоуправного трактования вывода о включении в наследственную массу имущества, принадлежащего умершему ранее третьему лицу И.О.Н. считаю необоснованными. На основании запроса ФИО1 от 17.11.2016 г. получен ответ нотариуса Юргинского нотариального округа С.А.Н. от *** о признании действий регистратора Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии ***В.М.С., выразившихся в предоставлении отказа в регистрации неправомерными, а также об отсутствии возможности для выделения супружеской доли для оформления наследства в виде земельного участка *** с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, на основании норм ст. 36 Семейного кодекса Российской Федерации, ст. 1112, 256 Гражданского кодекса Российской Федерации. В - третьих, в перечне документов указанных ранее в сообщении об отказе в государственной регистрации от ****** из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по *** за подписью государственного регистратора В.М.С. указан перечень необходимых документов для государственной регистрации, которые необходимо было предоставить И.А.А., а именно: заявления о государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок с кадастровым номером ***; заявления о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером *** (с учетом доли, включенной в наследственную массу); документа об оплате государственной пошлины в размере 350 рублей; свидетельства о праве на наследство, выданное нотариусом (известным только государственному регистратору) на долю, включенную в наследственную массу после смерти И.О.Н. В Федеральном законе от 21 июля 1997 года N 122 - ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а также в Гражданском Кодексе РФ отсутствуют нормы наделяющие полномочиями государственного регистратора на ведение наследных дел. Так определение круга наследников, выдача свидетельств о праве на наследство является исключительной компетенцией нотариуса в соответствии с положениями статьи 35 "Основы законодательства Российской Федерации о нотариате" (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1). Так при возможности оформлении наследства в виде ошибочно указной доли И.О.Н. регистратором В.М.С. в 2015 году по наследственному делу N 69/2015 быть бы выяснено о наличии еще как минимум трех наследников первой очереди - родителей И.О.Н. и ее дочери ФИО1 Соответственно указанный перечень документов на странице 4 сообщения об отказе в государственной регистрации от 30.08.2016 г. является самовольно воспроизведенным В.М.С. при отсутствии законных оснований на это и является ошибочным ввиду отсутствия полномочий и соответствующего уровня квалификации в соответствии с «Основами законодательства Российской Федерации о нотариате» (утв. ВС РФ 11.02.1993 г. N 4462-1) на определение наследственных долей. В соответствии с ч. 1 ст. 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства. Наследное дело И.О.Н. открыто 7.07.2015 г., что говорит о безусловно пропущенном сроке принятия наследства наследниками И.О.Н. Наследники И.О.Н. в лице ее отца - И.А.А., а также ФИО1 осведомлены об открывшемся наследстве, отсутствуют уважительные причины для восстановления срока принятия наследства в судебном порядке, что говорит о намеренно неверном указании регистратора В.М.С. об обращении к нотариусу за совершением действий, в которых однозначно будет получен мотивированный на вышеуказанных нормах права отказ, который не подлежит судебной защите.
Административный истец ФИО1, ее представитель ФИО2 и заинтересованное лицо И.А.А. поддержали требования административного искового заявления по основаниям, изложенным в нем, просили удовлетворить.
Административный ответчик - государственный регистратор Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ***В.М.С. и представитель административного соответчика - Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ***, извещенные о времени и месте рассмотрения дела (л.д. 37-39), не явились, представлен отзыв (л.д. 48-50).
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, пришел к выводам, изложенным ниже в решении суда.
В соответствии с положениями части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме (часть 8 статьи 226 КАС РФ).
16.07.2016 г. от И.А.А., ФИО1 административным ответчиком получены заявление о государственной регистрации права на недвижимое имущество и перехода права на него, квитанция, договор дарения земельного участка, свидетельство о смерти *** и доверенность (л.д. 23).
При подаче документов для государственной регистрации перехода права собственности И.А.А. представляла К.С.А. по доверенности (л. 22).
ФИО3 и К.С.А. в интересах И.А.А. подавались заявления о регистрации права собственности и перехода права собственности на земельный участок *** по адресу: *** (л.д. 55-56, 57-58).
Квитанцией подтверждается, что ФИО1 оплатила государственную пошлину за регистрацию права собственности в размере 350 рублей (л.д. 63).
Согласно договору дарения земельного участка от 10.07.2016 г. (л.д. 20-21) И.А.А. подарил ФИО1 безвозмезно в собственность земельный участок по адресу: ***.
Свидетельством о смерти подтверждается, что И.О.Н., *** г.р., умерла *** в *** (л.д. 17).
Копией постановления администрации *** от 30.08.2012 г. ***-па подтверждается, что И.А.А.. в собственность бесплатно предоставлен земельный участок *** с кадастровым номером ***, площадью *** кв.м., местоположение: *** (л.д. 19).
Свидетельством о государственной регистрации права и распиской о получении документов на государственную регистрацию, оглашенными в судебном заседании по ходатайству заинтересованного лица подтверждается регистрация право собственности И.А.А. на земельный участок ***.
Административным ответчиком И.А.А., ФИО1 уведомлялись о том, что государственная регистрация приостанавливается до 29.08.2016 г., так как для проведения государственной регистрации перехода права собственности И.А.А. необходимо представить заявление о государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок с кадастровым номером ***; заявление о государственной регистрации права собственности на земельный участок с учетом доли, включенной в наследственную массу; документ об оплате государственной пошлины в сумме 350 рублей; свидетельство о праве на долю в наследственной массе после смерти И.О.Н. (л.д. 65-68).
Из сообщения административного ответчика от 30.08.2016 г. об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д.11-14) следует, что поскольку спорный земельный участок приобретен в период брака, то указанный объект недвижимости является совместной собственностью супругов. Согласно представленному свидетельству о смерти И.О.Н. умерла *** Принадлежащее умершей И.О.Н. имущество подлежит включению в наследственную массу. Если И.О.Н. являлась супругой И.А.А. для государственной регистрации заявленного перехода права на земельный участок с кадастровым номером *** к ФИО1 необходимо оформить право на долю после смерти И.О.Н. Для проведения государственной регистрации перехода права собственности И.А.А. необходимо было представить заявление о государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок с кадастровым номером ***; заявление о государственной регистрации права собственности на земельный участок с учетом доли, включенной в наследственную массу; документ об оплате государственной пошлины в сумме 350 рублей; свидетельство о праве на долю в наследственной массе после смерти И.О.Н. Необходимые документы не представлены, поэтому государственная регистрация перехода права собственности и права собственности на спорный земельный участок не представляется возможной.
Согласно информационному письму нотариуса С.А.Н. (л.д. 16) следует, что земельный участок ***, расположенный по адресу: ***, площадью *** кв.м., кадастровый ***, приобретен супругом умершей И.О.Н.И.А.А. бесплатно, то есть по безвозмездной сделке, на основании постановления администрации ******-па, поэтому указанный земельный участок является его личной собственностью, а не нажитой в браке. Выделение супружеской доли умершей И.О.Н. невозможно.
Свидетельством о праве на наследство по закону подтверждается, что наследником И.О.Н., умершей *** является ФИО1, в том числе *** доли ввиду отказа в ее пользу супруга И.А.А. (л.д. 111).
Свидетельством о рождении подтверждается, что родителями ФИО1 приходятся И.О.Н. и И.А.А. (л.д. 18).
Согласно пояснениям представителя административного истца П.А.В.. помимо И.А.А. и ФИО1 наследниками И.О.Н.. являются Л.Н.П. и Л.Л.А. (л.д. 106-110).
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 13 федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее в тексте - Закона) государственная регистрация прав проводится в следующем порядке: прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов; правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с настоящим Федеральным законом; внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав. Государственная регистрация перехода права на объект недвижимого имущества, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав.
К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем (пункт 2 статьи 16 Закона).
Государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) подтверждению подлинность документов, достоверность указанных в них сведений. В день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав государственный регистратор обязан подготовить в письменной форме уведомление о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения и выдать или направить его заявителю (заявителям) в порядке, установленном пунктом 5 настоящей статьи. Заявитель (заявители) вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений. В случае, если государственная регистрация прав приостановлена по причине непредставления необходимых для государственной регистрации прав документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам, заявитель (заявители) уведомляется (уведомляются) о его (об их) праве представить такие документы по собственной инициативе. Государственная регистрация прав может быть приостановлена государственным регистратором на срок не более чем месяц на основании поступившего в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявления в письменной форме одной из сторон договора о возврате документов без проведения государственной регистрации прав в случае, если другая сторона договора не обращалась с указанным заявлением. Если в течение указанного срока не будут устранены причины, препятствующие государственной регистрации прав, государственный регистратор обязан отказать заявителю в государственной регистрации прав и сделать об этом соответствующую запись в книге учета документов (статьи 19 Закона).
Согласно ст. 256 Гражданского кодекса РФ, ст. 33,34 Семейного кодекса РФ, пока не доказано иное, законным режимом имущества супругов, нажитого ими в период брака, является режим их совместной собственности. То обстоятельство, на чье имя зарегистрировано право собственности на это имущество, в силу п. 2 ст. 34 Семейного кодекса РФ правового значения не имеет.
Доводы административного искового заявления о том, что земельный участок не подлежит включению в состав совместно нажитого имущества, поскольку был получен по безвозмездной сделке, являются несостоятельными.
Имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, а также имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам (имущество каждого из супругов), является его собственностью (часть 1 ст. 36 Семейного кодекса РФ).
И.А.А. земельный участок предоставлен не по безвозмездной сделке, а по акту органа местного самоуправления, являющемуся самостоятельным основанием возникновения права в соответствии со ст. 8 ГК РФ, поэтому спорный земельный участок подлежал включению в состав общего имущество супругов.
После предоставления административным истцом информации о смерти И.О.Н., регистрирующим органом установлено, что спорный земельный участок приобретен И.А.А. в период брака с И.О.Н. на основании постановления администрации *** от ******-па, а из представленных документов не усматривалось наследование И.А.А. доли в праве собственности на земельный участок, принадлежащей умершей И.О.Н., поэтому правомерно приостановлена государственная регистрация до предоставления подтверждающих документов.
Поскольку указанные документы в уведомлении о приостановлении государственной регистрации права до 29.08.2016 г. не представлены, 30.08.2016г. административным ответчиком законно отказано в государственной регистрации.
Суд полагает, что действия и решения административного ответчика полностью соответствовали требованиям федерального закона от 21.07.1997 г. N122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», поэтому оснований для признания их незаконными, не имеется.
При таких обстоятельствах суд отказывает в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 в полном объеме.
Руководствуясь статьями 175-181 КАС РФ, судья
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по *** и государственному регистратору Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ***В.М.С. об оспаривании действий должностного лица в полном объеме.
Решение суда может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Юргинский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме мотивированное решение принято 26 декабря 2016 года.
Председательствующий Е.С. Тимофеева