Административное дело №2а-2480/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Егорьевск Московской области 22 ноября 2021 года
Егорьевский городской суд Московской области в составе: председательствующего федерального судьи Сумкиной Е.В., при секретаре судебного заседания Иващенко Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ИФНС России по г. Егорьевску Московской области к Гудкову О. Е. о взыскании задолженности по налогу и пени,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по г. Егорьевску Московской области (далее Инспекция, административный истец) обратилась в Егорьевский городской суд с иском к Гудкову О. Е. (далее административный ответчик, ответчик) о взыскании задолженности по налогам по требованиям от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ в общем размере 87588,19 рублей; а также о взыскании задолженности по требованию от ДД.ММ.ГГГГ№ по транспортному налогу за 2019 год в размере 14750 рублей, пени по транспортному налогу в размере 41,79 рублей, по земельному налогу за 2019 год в размере 966 рублей, пени по земельному налогу в размере 2,74 рублей, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 28572,27 рублей, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 76,91 рублей, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 7419,56 рублей, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 19,97 рублей, а всего в размере 51849,24 рублей.
В обоснование административного иска указано, что Гудков О.Е. состоял на налоговом учете в ИФНС России по г. Егорьевску Московской области в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Ему были начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, страховые взносы на обязательное медицинское страхование. Гудков О.Е. в 2018, 2019 г.г. являлся собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. На основании ст. 389 НК РФ вышеуказанный земельный участок признается объектом налогообложения, а Гудков О.Е., как его собственник, является плательщиком налога на землю. Сумма земельного налога составила 966 рублей, Гудковым О.Е. своевременно в полном объеме не уплачена, ему на основании ст.75 НК РФ были начислены пени. Кроме того, Гудкову О.Е. на праве собственности в 2018, 2019 г.г. принадлежали транспортные средства – легковые автомобили: Мицубиси CARISMA, 1997 года выпуска, государственный регистрационный знак: №, Крайслер Себринг, 2007 года выпуска, государственный регистрационный знак: №, а также грузовой автомобиль УАЗ 374106, 1991 года выпуска, государственный регистрационный знак: №. Сумма транспортного налога составила 14750 рублей, она не уплачена ответчиком до настоящего времени; ему начислены в порядке ст. 75 НК РФ пени. Ответчику были направлены требования от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ по уплате задолженности по налогам в общем размере 87588,19 рублей, срок на обращение в суд по которым Инспекцией пропущен, а также требование от ДД.ММ.ГГГГ№ по уплате задолженности по налогам и пени на общую сумму 51849,24 рублей. В установленный законодательством срок сумма задолженности по требованиям Гудковым О.Е. не была уплачена, требования об уплате задолженности не исполнены, в связи с чем, Инспекция была вынуждена обратиться в суд. ИФНС России по г. Егорьевску Московской области было подано заявление мировому судье о выдаче судебного приказа по взысканию задолженности по налогам с административного ответчика по указанным в административном иске требованиям, мировым судьей судебного участка № 45 Егорьевского судебного района Московской области в принятии заявления о выдаче судебного приказа о взыскании с Гудкова О.Е. задолженности было отказано в связи с пропуском срока, установленного п.2 ст.48 НК РФ, на обращение с заявленными требованиями. До настоящего момента Гудков О.Е. сумму задолженности по налогам не уплатил.
Представитель ИФНС России по г. Егорьевску Московской области в судебное заседание не явился, обратился к суду с заявлением о рассмотрении дела в соответствии с ч. 2 ст. 156 КАС РФ без их участия, а также с ходатайством о восстановлении им срока на обращение в суд с данным заявлением по требованиям ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№.
Административный ответчик Гудков О.Е. в судебное заседание не явился, извещен.
Согласно части 1 статьи 96 КАС РФ лица, участвующие в деле извещаются судом или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, посредством факсимильной связи или с использованием иных средств связи и доставки, позволяющих суду убедиться в получении адресатом судебного извещения или вызова. В соответствии с требованиями ст. 150 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ИФНС России по г. Егорьевску Московской области и Гудкова О.Е.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации, пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ налоговая инспекция (как контрольный орган) вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Частью 6 ст. 289 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Налоговое законодательство, в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ, конкретизируя данный принцип, указывает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет указанный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.
В ст. 45 НК РФ определено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Однако в ряде случаев обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52). Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (статья 69 НК РФ).
Налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом (пп. 9 п. 1 ст. 31 НК РФ). В силу пункта 1 статьи 72 НК РФ пени отнесены к способам обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога физическим лицом в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ. Так, в соответствии с п. 1 указанной статьи НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Такое заявление подается в суд в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд, в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (абзац 1 пункта 2). Рассмотрение указанных дел производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абз. 1, 2 пункта 3).
Согласно статье 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 данного Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 НК РФ, если иное не предусмотрено данной статьей (пункт 1). Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование (абзац 1 пункт 2).
Согласно пункта 5 статьи 430 НК РФ, если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сняты с учета в налоговых органах. За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, дату снятия с учета в налоговых органах адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, оценщика, медиатора, патентного поверенного и иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, включительно.
На основании п. 3 ст. 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подп. 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абз. 3 подп. 1 пункта 1 статьи 430 НК РФ, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 НК РФ.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Гудков О.Е. в 2018, 2019 г.г. являлся собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом. В силу пункта 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Пунктом 4 статьи 85 НК РФ на органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, возложена обязанность сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и обихвладельцах в налоговые органы по месту своего нахождения.
Из анализа изложенных выше положений закона следует, что налоговые органы не наделены полномочиями по регистрации и учету объектов при исчислении имущественных налогов. На основании сведений, полученных от регистрирующих органов, налоговая инспекция формирует налоговое уведомление, в котором указывается объект имущества, на который был начислен налог; такое уведомление является документом, подтверждающим наличие у должника того либо иного объекта имущества.
Соглашением между Росреестром и ФНС России от 3 сентября 2010 г. N ММВ-27-11/9/37 предусмотрено, что обмен регламентированной информацией между Росреестром и ФНС России осуществляется в электронном виде с использованием электронной цифровой подписи при представлении сведений в соответствии со ст. 85, 391, 396 НК РФ. Сведения передаются Росреестром по форме, утвержденной ФНС России. В рамках Соглашения налоговые органы вправе направлять запросы в случае возникновения спорных вопросов по сведениям в ранее полученной информации (ст. 8 Соглашения). Тем самым налоговый орган производит начисление налога на основании сведений представляемых органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Кроме того, Гудкову О.Е. в 2018, 2019 г.г. принадлежали транспортные средства – легковые автомобили: Мицубиси CARISMA, 1997 года выпуска, государственный регистрационный знак: В976ОР15, Крайслер Себринг, 2007 года выпуска, государственный регистрационный знак: №, а также грузовой автомобиль УАЗ 374106, 1991 года выпуска, государственный регистрационный знак: №.
Согласно статье 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии состатьей 358настоящего Кодекса. В соответствии со статьей 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ. Согласно ст.359 НК РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Согласно ст. 419 НК РФ Гудков О.Е., состоящий по налоговому учету в ИФНС России по г. Егорьевску Московской области в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся плательщиком страховых взносов. Факт не осуществления предпринимательской деятельности при наличии статуса индивидуального предпринимателя само по себе не является основанием для освобождения его от уплаты страховых взносов.
В соответствии с ч. 1 ст. 430 НК РФ, индивидуальные предприниматели уплачивают: 1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300000 рублей, - в фиксированном размере 26545 рублей за расчетный период 2018 года, 29354 рублей за расчетный период 2019 года, 32448 рублей за расчетный период 2020 года; в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300000 рублей, - в фиксированном размере страховых взносов, установленном абзацем вторым настоящего подпункта, плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 00 рублей за расчетный период. При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта; 2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5840 рублей за расчетный период 2018 года, 6884 рублей за расчетный период 2019 года, 8426 рублей за расчетный период 2020 года.
Поскольку налогоплательщиком не была исполнена обязанность по уплате налогов в установленный законом срок, Гудкову О.Е. на основании ст. 75 НК РФ были начислены пени.
Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога. В соответствии с п.3 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Согласно п. 4 ст. 75 НК РФ пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в настоящее время ответчик прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, однако до настоящего времени сумма налога им не уплачена.
Задолженность по требованиям от ДД.ММ.ГГГГ№ сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ№ сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ№ сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ№ сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ№ сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ№ сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ№ сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ№ сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ№ сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ составляет в общем размере 87588,19 рублей; по требованию от ДД.ММ.ГГГГ№ сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ задолженность по транспортному налогу за 2019 год составляет в размере 14750 рублей, пени по транспортному налогу в размере 41,79 рублей, по земельному налогу за 2019 год в размере 966 рублей, пени по земельному налогу в размере 2,74 рублей, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 28572,27 рублей, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 76,91 рублей, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 7419,56 рублей, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 19,97 рублей, а всего в размере 51849,24 рублей.
В соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговые органы вправе предъявлять в суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации или арбитражные суды иски (заявления), в частности о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом. Согласно части 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
ИФНС России по г. Егорьевску Московской области обращалась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа по взысканию задолженности по страховым взносам, транспортному налогу и пени с административного ответчика по указанным в административном иске требованиям, определением мирового судьи судебного участка № 45 Егорьевского судебного района Московской области от 06.04.2021 года в принятии заявления о выдаче судебного приказа о взыскании с Гудкова О.Е задолженности было отказано, в связи с пропуском срока, установленного п.2 ст.48 НК РФ, на обращение с заявленными требованиями.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд находит подлежащими частичному удовлетворению исковые требования ИФНС России по г. Егорьевску Московской области о взыскании с Гудкова О.Е. задолженности по налогам.
Поскольку административное исковое заявление о взыскании с ответчика задолженности по требованию от 22.12.2020 года № 43256 сроком исполнения до 25.03.2021 года по транспортному налогу за 2019 год в размере 14750 рублей, пени по транспортному налогу в размере 41,79 рублей, по земельному налогу за 2019 год в размере 966 рублей, пени по земельному налогу в размере 2,74 рублей, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 28572,27 рублей, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 76,91 рублей, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 7419,56 рублей, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 19,97 рублей, а всего в размере 51849,24 рублей, подано административным истцом в суд без пропуска установленного законом срока обращения в суд, имеются основания для удовлетворения указанных требований ИФНС России по г. Егорьевску и взыскания с административного ответчика задолженности в размере 51849,24 рублей. При этом суд учитывает, что данных, свидетельствующих об оплате транспортного, земельного налогов, страховых взносов и пени Гудковым О.Е. не представлено, требование об уплате налога и пени от ДД.ММ.ГГГГ№ было направлено налогоплательщику по месту его жительства (регистрации) заказной почтой в установленный законодательством о налогах и сборах срок, и в силу положений пункта 6 статьи 69 НК РФ считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Обращаясь в суд, И. просит на основании ст. 95 КАС РФ о восстановлении им срока на обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности по налогам по требованиям от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ в общем размере 87588,19 рублей. Административный иск поступил в суд ДД.ММ.ГГГГ (вход №).
По мнению суда, отсутствуют основания для удовлетворения ходатайства ИФНС о восстановлении заявленного пропущенного срока на обращение в суд по следующим основаниям.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 г. N 479-0-0 указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться. Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
Налоговый орган может утратить право на взыскание налога в случае пропуска установленных сроков для взыскания. Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ и указанных норм Кодекса административного судопроизводства РФ свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов, и о том, что при пропуске установленных сроков судебная процедура взыскания недоимки не может быть реализована без восстановления срока для обращения в суд, для чего налоговому органу необходимо обратиться с заявлением о восстановлении пропущенного по уважительной причине шестимесячного срока. В силу вышеуказанным норм основанием для восстановления срока может являться уважительность причин его пропуска.
Статьей 95 КАС РФ предусмотрено, что пропущенный установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.
В соответствии с ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца. Доказательств возникновения спорной задолженности в более поздний промежуток времени и наличия каких-либо уважительных причин для восстановления срока подачи указанного искового заявления, не представлено.
Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска. Однако никаких обстоятельств уважительности причин пропуска срока налоговым органом суду не приведено. При этом соблюдение установленного законом порядка взыскания задолженности, своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.
В соответствии с частью 8 статьи 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска. Частью 5 статьи 180 КАС РФ установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
В ходатайстве о восстановлении срока на обращение в суд налоговый орган не привел объективных доводов и доказательств, свидетельствующих о наличии у него уважительных причин пропуска установленного ст. 48 НК РФ срока на подачу заявления, доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, налоговым органом не приведено, в связи с чем не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине. Судом установлено, что с момента образования взыскиваемой недоимки все вышеуказанные сроки истекли. Таким образом, ходатайство налогового органа о восстановлении срока на подачу заявления в порядке ст. 95 КАС РФ удовлетворению не подлежит.
В соответствии с п. 1 ст. 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными, в частности, в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность их взыскания в связи с истечением установленного срока взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
В п. 9 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 года № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» указано, что согласно взаимосвязанному толкованию норм подп. 5 пункта 3 статьи 44 и подп. 4 пункта 1 статьи 59 Кодекса исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.
Поскольку указанный выше срок на принудительное взыскание неуплаченных налогов и пени является пресекательным, уважительность причин пропуска срока не указана и судом не установлена, отсутствуют основания для удовлетворения заявленного ходатайства Инспекции о восстановлении им срока, ввиду чего требования налогового органа о взыскании с Гудкова О.Е. задолженности по налогам по требованиям от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ в общем размере 87588,19 рублей, не подлежат удовлетворению, ввиду безнадежности взыскания заявленных сумм.
Согласно пункту 1 статьи 114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Статья 333.19 НК РФ устанавливает размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции. Исходя из размера взысканной суммы задолженности по налоговым платежам с Гудкова О.Е. в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, которая с учетом статьи 333.19 НК РФ составляет 1755,48 рублей.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Егорьевску Московской области удовлетворить частично.
Взыскать с Гудкова О. Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, в пользу ИФНС России по г. Егорьевску Московской области задолженность по требованию от ДД.ММ.ГГГГ№ по транспортному налогу за 2019 год в размере 14750 рублей, пени по транспортному налогу по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 41,79 рублей, по земельному налогу за 2019 год в размере 966 рублей, пени по земельному налогу по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 2,74 рублей, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 28572,27 рублей, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 76,91 рублей, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 7419,56 рублей, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 19,97 рублей, а всего в размере 51849 (пятьдесят одна тысяча восемьсот сорок девять) 24 копеек.
Взыскать с Гудкова О. Е. государственную пошлину в местный бюджет в размере 1755 (одна тысяча семьсот пятьдесят пять) рублей 48 копеек.
Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Егорьевску Московской области в удовлетворении заявления о восстановлении срока на обращение в суд с иском о взыскании задолженности по налогам по требованиям от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, отказать.
В удовлетворении административного иска Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Егорьевску Московской области о взыскании с Гудкова О. Е. по требованиям от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ задолженности по страховым взносам в размере 85681,80 рублей, по УСН в размере 1454,37 рублей, по транспортному налогу в размере 425,16 рублей, по земельному налогу в размере 26,86 рублей, в общем размере 87588,19 рублей, отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Егорьевский городской суд Московской области в течение месяца.
Федеральный судья Сумкина Е.В.