Дело № 2а-2481/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Новокузнецка в Кемеровской области
в составе председательствующего судьи Сальниковой Е.Н.,
при секретаре Киринович А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новокузнецке
14 мая 2018 года
дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Отделу ГИБДД Управления МВД по г. Новокузнецку Кемеровской области, Управлению МВД РФ по г. Новокузнецку, Главному Управлению МВД России по Кемеровской области о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Отделу ГИБДД Управления МВД по г. Новокузнецку Кемеровской области о признании незаконными действий.
Требования мотивированы тем, что ФИО1 является собственником транспортного средства TOYOTA LAND CRUISER гос. номер №. 10.04.2018г. в почтовом ящике по месту жительства и регистрации ФИО1 обнаружила письмо из ГИБДД г. Новокузнецка, согласно которому регистрация принадлежащего ей транспортного средства прекращена, а государственные регистрационные знаки и свидетельство о регистрации транспортного средства внесены в федеральную базу разыскиваемой специальной продукции. В силу того, что ФИО1 в отделение ГИБДД г. Новокузнецка Кемеровской области не обращалась, принадлежащее ей транспортное средство находится у нее на праве собственности и из ее правообладания не выбывало, считает действия сотрудников ГИБДД г. Новокузнецка Кемеровской области о прекращении регистрации транспортного средства незаконными и необоснованными. Каких-либо требований о прекращении административного правонарушения, которое могло бы повлечь прекращение регистрации транспортного средства, на имя ФИО1 не поступало.
Согласно полученного уведомления на транспортном средстве был демонтирован передний бампер, установлен не в условиях завода-изготовителя транспортного средства тумблер подключенный к электросети, но непонятно, как данные обстоятельства были установлены, так как ФИО1 не уведомлялась сотрудниками ГИБДД г. Новокузнецка о проведении осмотра принадлежащего ей транспортного средства и составлении протокола об административном правонарушении. Ранее спорное транспортное средство получило механические повреждения (передний бампер) вследствие дорожно-транспортного происшествия. Так как нормами действующего законодательства не установлены сроки ремонта транспортного средства после ДТП, а также в силу того, что для приобретения запасных частей транспортного средства требуется время, то при получении запасных частей транспортное средство было отремонтировано и установлен новый передний бампер.
Просит признать незаконными действия сотрудников ГИБДД УМВД России по г. Новокузнецку Кемеровской области об аннулировании регистрации транспортного средства Toyota Land Cruiser, г/н №, и внесении сведений в федеральную базу разыскиваемой специальной продукции ГИБДД. Обязать сотрудников ГИБДД МВД России по г. Новокузнецку Кемеровской области восстановить регистрацию транспортного средства Toyota Land Cruiser, г/н №, и исключить сведения из федеральной базы разыскиваемой специальной продукции ГИБДД сведения о розыске государственных регистрационных знаков и свидетельстве о регистрации транспортного средства.
Определением суда от 23.04.2018г. к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены Управление МВД РФ по городу Новокузнецку, Главное Управление МВД России по Кемеровской области, в качестве заинтересованного лица – ФИО2.
Административный истец ФИО1 о дате судебного заседания уведомлена, в судебное заседание не явилась, направила своего представителя.
Представитель административного истца ФИО3, действующий на основании доверенности от 14.05.2018г., представивший диплом о высшем юридическом образовании, на требованиях настаивал, пояснил, что транспортное средство получило механические повреждения, в связи с чем отсутствовал передний бампер. Осмотра транспортного средства для установления наличия оснований для прекращения государственной регистрации транспортного средства не проводилось, при этом отсутствие бампера не является технической неисправностью. Не оспаривал, что ФИО2 был допущен к управлению транспортным средством собственником, в настоящее время автомобиль отремонтирован.
Представитель Управления МВД РФ по городу Новокузнецку - ФИО4, действующий на основании доверенности, представивший документы о высшем юридическом образовании, возражал против удовлетворения требований, пояснил, что основанием для аннулирования регистрации транспортного средства явился рапорт сотрудника ГИБДД, требование и объяснение водителя, фотографии транспортного средства. По результатам проведенной проверки транспортное средство признано небезопасным, принято решение о прекращении регистрации транспортного средства. О принятом решении административный истец, как собственник транспортного средства, уведомлялся, водителю требования о немедленном прекращении правонарушения было выдано на месте остановки транспортного средства при выявлении правонарушения.
Представитель Главного Управления МВД России по Кемеровской области ФИО5, действующая на основании доверенности от 09.01.2018г., представившая документы о высшем юридическом образовании, возражала против требований, пояснила, что госинспектором БДД ОТН ГИБДД Управления МВД России по г. Новокузнецку ФИО6 было установлено, что конструкция автомобиля Toyota Land Cruiser, г/н №, под управлением ФИО2 не соответствует требованиям безопасности транспортных средств, демонтирован предусмотренный заводом - изготовителем передний бампер, внесены изменения в электрическую цепь, путем установления на приборной панели тумблера. 07.03.2018г. вынесено постановление о привлечении ФИО2 к административной ответственности, вручено требование о прекращении правонарушения. Так как в последующем выявленные нарушения устранены не были, по результатам проведенной проверки 19.03.2018г. начальником Отдела ГИБДД Управления МВД России по КО принято решение об аннулировании регистрации транспортного средства. Также истцу разъяснено, что в случае устранения причин, явившихся основанием прекращения регистрации, восстановление регистрации производится с выдачей новых регистрационных документов.
Заинтересованное лицо ФИО2 о дате рассмотрения дела уведомлен, в судебное заседание не явился.
Заслушав мнение сторон, исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
На территории Российской Федерации допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается (часть 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").
В судебном заседании установлено, что ФИО1 является собственником транспортного средства TOYOTA LAND CRUISER гос. номер №, что подтверждается ПТС (л.д. 6).
07.03.2018г. в 13:00 часов на <адрес> принадлежащее административному истцу и находящееся под управлением ФИО2 транспортное средство было остановлено госинспектором БДД ОТН Отдела ГИБДД Управления МВД России по г. Новокузнецку ФИО6 и установлено, что конструкция транспортного средства не соответствуют требованиям технического регламента Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств», утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011г. №877, в конструкцию которого внесены изменения без разрешения ГИБДД МВД РФ, а именно на транспортном средстве демонтирован предусмотренный заводом изготовителем транспортного средства передний бампер, на приборной панели установлен не в условиях завода изготовителя транспортного средства тумблер, подключенный к электрической цепи транспортного средства. Данные обстоятельства подтверждаются рапортом госинспектора ФИО6 12.03.2018г., объяснением ФИО2, фотографиями транспортного средства (л.д. 30-32, 33, 37).
Водитель ФИО2 пояснил сотрудникам ГИБДД, что самостоятельно передний бампер не снимал, он пострадал в ДТП, что следует из рапорта госинспектора и объяснений водителя.
Постановлением от 07.03.2018г. ФИО2, как лицо, управляющее транспортным средством, привлечен к административном ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.5 Кодекса РФ об АП, то есть за управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена. ФИО2 назначено административное наказание в виде штрафа в размере 500 руб.
Кроме того, 07.03.2018г. ФИО2 было вручено требование о прекращении правонарушения, разъяснено, что в случае неисполнения требования регистрация транспортного средства TOYOTA LAND CRUISER гос. номер №, будет аннулирована (л.д. 14).
19.03.2018г. по результатам проверки госинспектором БДД ОТН Отдела ГИБДД Управления МВД России по г. Новокузнецку ФИО4 вынесено заключение о несоответствии конструкции транспортного средства TOYOTA LAND CRUISER гос. номер №, требованиям законодательства РФ в области обеспечения безопасности дорожного движения, материалы направлены в Управление ГИБДД ГУ МВД России по Кемеровской области для принятия решения о прекращении (аннулировании) регистрации транспортного средства (л.д. 35-36).
20.03.2018г. решение об аннулировании регистрации транспортного средства TOYOTA LAND CRUISER гос. номер №, принято начальником Управления ГИБДД ГУ МВД России по Кемеровской области, о чем ФИО1, как собственнику транспортного средства направлено уведомление (л.д. 7).
В силу пункта 11 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел России, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 года N 711, на Госавтоинспекцию возложены обязанности по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми устанавливаются требования, в том числе: к конструкции и техническому состоянию находящихся в эксплуатации автомототранспортных средств, прицепов к ним и предметов их дополнительного оборудования; к изменению конструкции зарегистрированных в Госавтоинспекции автомототранспортных средств и прицепов к ним.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Согласно статье 16 названного Федерального закона техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, должны обеспечивать безопасность дорожного движения; обязанность по поддержанию транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в технически исправном состоянии возлагается на владельцев транспортных средств либо на лиц, эксплуатирующих транспортные средства.
Положения данного Федерального закона конкретизируются в Основных положениях по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 "О правилах дорожного движения". В частности, согласно пункту 7.18 Приложения к этим Основным положениям "Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств" запрещена эксплуатация транспортных средств, в конструкцию которых внесены изменения без разрешения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органов, определяемых Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 6 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года N 877, внесение изменений в конструкцию транспортного средства – это исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, выполненные после выпуска транспортного средства в обращение и влияющие на безопасность дорожного движения.
Порядок регистрации автомототранспортных средств в органах ГИБДД установлен Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД Российской Федерации, утвержденными приказом МВД России от 24 ноября 2008 года N 1001, а также административным регламентом МВД России по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденным приказом МВД России от 07 августа 2013 года N 605.
Согласно пункту 3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утвержденных Приказом МВД РФ от 24 ноября 2008 года N1001, не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами, конструкция которых или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям законодательства РФ в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в представленных документах.
Пунктом 51 Правил предусмотрено, что при установлении органом внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельств, указанных в пункте 3 настоящих Правил, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства. При прекращении (аннулировании) регистрации признаются недействительным конкретное регистрационное действие (несколько регистрационных действий) и все последующие регистрационные действия. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств, регистрационные знаки в случае их наличия сдаются в подразделение Госавтоинспекции и утилизируются в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств, кроме признанных поддельными, а также регистрационные знаки, не предоставленные в регистрационное подразделение, выставляются в розыск.
В случае устранения причин, установленных правоохранительным органом и явившихся основанием для прекращения регистрации, восстановление регистрационного учета производится по месту прекращения (аннулирования) регистрации транспортных средств, с выдачей новых регистрационных документов и регистрационных знаков, а также паспорта транспортного средства.
Собственнику (владельцу) транспортного средства направляется письменное уведомление с указанием причин и оснований прекращения (аннулирования) регистрации транспортного средства.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» сотрудник полиции вправе требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, а равно действий, препятствующих законной деятельности государственных и муниципальных органов, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, депутатов представительных органов муниципальных образований, членов избирательных комиссий, комиссий референдума, а также деятельности общественных объединений.
Из приведенных норм следует, что эксплуатация с участием в дорожном движении транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями без соответствующего согласования и оформления в органах Государственной инспекции безопасности дорожного движения нарушает предписания законодательства в области безопасности дорожного движения, то есть является противоправной.
Из материалов дела следует, что наличие изменений конструкции транспортного средства TOYOTA LAND CRUISER гос. номер №, не соответствует требованиям технического регламента, а именно отсутствие переднего бампера и установка к электрической цепи тумблера, не предусмотренного заводом изготовителем, было установлено при визуальном осмотре госинспектора.
Административным истцом в судебном заседании не оспорено наличие изменений конструкции транспортного средства, из материалов дела следует, что отсутствие переднего бампера вызвано его повреждением в ДТП.
Так как указанные в требовании нарушения действующего законодательства РФ устранены не были, на основании п. 51 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утвержденных Приказом МВД РФ от 24 ноября 2008 года N 1001, 20.03.2018г. принято решение о прекращении (аннулировании) регистрации транспортного средства, о чем ФИО1, как собственник транспортного средства была уведомлена.
Доводы административного истца о том, оспариваемые действия нарушают ее права и законные интересы как собственника, по мнению суда, являются несостоятельными, так как законное аннулирование регистрации транспортного средства не влечет прекращение права собственности на автомобиль, регистрационный учет может быть восстановлен при условии устранения причин, явившихся основанием для прекращения регистрации.
В силу ч. 2 ст. 209 ГК РФ, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Установлено, что именно собственником управление транспортным средством, в конструкцию которого внесены изменения, было передано ФИО2
Таким образом, доводы о том, что требование о прекращении административного правонарушения в адрес собственника транспортного средства ФИО1 не было направлено не могут служить основанием для признания действий сотрудников ГИБДД по аннулированию регистрации транспортного средства незаконными, так как истица передала транспортное средство в пользование ФИО2, оставаясь при этом собственником, в связи с чем несет все риски, связанные с ее имуществом, в том числе риск аннулирования регистрации транспортного средства.
Кроме того, ФИО1 было известно о произошедшем ДТП с участием автомобиля TOYOTA LAND CRUISER гос. номер №, при этом она допустила лицо к управлению транспортным средством без переднего бампера, не соответствующим конструкции, предусмотренной заводом изготовителем и требованиям законодательства РФ в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Требование о прекращении правонарушения было выдано ФИО2, как лицу, управляющему транспортным средством и совершившему административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 12.5 Кодекса РФ об АП с целью недопущения продолжения совершения административного правонарушения.
При этом основанием для аннулирования регистрации транспортного средства является установление эксплуатации транспортных средств, в конструкцию которых внесены изменения, разрешение вопроса об аннулировании регистрации транспортного средства не поставлено в зависимость от привлечения какого – либо лица к административной ответственности, не связано с вступлением постановлений в законную силу.
Так как законное аннулирование регистрации транспортного средства не влечет прекращение права собственности на автомобиль, регистрационный учет может быть восстановлен при условии устранения причин, явившихся основанием для прекращения регистрации, оспариваемые действия не нарушают права и законные интересы собственника транспортного средства. ФИО1 не лишена возможности вновь поставить на государственный учет принадлежащее ей транспортное средство после устранения выявленных нарушений.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что действия сотрудников ГИБДД МВД России по г. Новокузнецку Кемеровской области по аннулированию регистрации транспортного средства TOYOTA LAND CRUISER гос. номер №, и внесении сведений в федеральную базу разыскиваемой специальной продукции ГИБДД законны, следовательно в удовлетворении заявленных требований ФИО1 следует отказать.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Отделу ГИБДД Управления МВД по г. Новокузнецку Кемеровской области, Управлению МВД РФ по г. Новокузнецку, Главному Управлению МВД России по Кемеровской области о признании незаконными действий отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда изготовлено 18 мая 2018 года.
Председательствующий Е.Н. Сальникова