ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2481/20 от 16.12.2020 Иркутского районного суда (Иркутская область)

УИД 38RS0031-01-2020-003380-40

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 декабря 2020 года г. Иркутск

Иркутский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Столповской Д.И., при секретаре судебного заседания Ду-Цзин-Хуа А.Г.,

с участием представителя административного истца ФИО10,

представителя административного ответчика (заинтересованного лица) ФИО9,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2481/2020 по административному исковому заявлению дачного некоммерческого товарищества «Прибрежное» к Думе Ушаковского муниципального образования о признании бездействия незаконным, обязании включить дачное некоммерческое товарищество «Прибрежное» в программу комплексного развития социальной инфраструктуры Ушаковского муниципального образования

УСТАНОВИЛ:

Административный истец дачное некоммерческое товарищество (далее по тексту ДНТ) «Прибрежное» обратилось в Иркутский районный суд Иркутской области с исковым заявлением к Думе Ушаковского муниципального образования, в котором просит: признать незаконным бездействие Думы Ушаковского муниципального образования Иркутского района Иркутской области в части невключения СНТ и ДНТ (в частности, ДНТ «Прибрежное») в Программу комплексного развития социальной инфраструктуры Ушаковского муниципального образования Иркутского района Иркутской области на 2018-2035 гг., утвержденную Решением Думы Ушаковского Муниципального образования **/**/****; включить ДНТ «Прибрежное» в Программу комплексного развития социальной инфраструктуры Ушаковского муниципального образования Иркутского района Иркутской области на 2018-2035 гг., утвержденную Решением Думы Ушаковского Муниципального образования **/**/****.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что решением Думы Ушаковского Муниципального образования от **/**/**** утверждена «Программа комплексного развития социальной инфраструктуры Ушаковского муниципального образования Иркутского района Иркутской области на 2018-2035 гг.» (далее по тексту - ПКР Ушаковского МО), содержащая перечень социально-значимых объектов Ушаковского МО. Вместе с тем в данную программу Дума Ушаковского МО не включила дачные некоммерческие товарищества (ДНТ) и садовые некоммерческие товарищества (СНТ), несмотря на наличие законных к тому оснований. Административный истец полагает, что факт невключения ДНТ и СНТ (в частности, ДНТ «Прибрежное») в указанную программу является незаконным бездействием Ушаковского МО.

ДНТ «Прибрежное» было включено в Программу социально-экономического развития Ушаковского МО Решением Думы от **/**/****, а также Решением Думы от **/**/**** на период 2016-2018 гг. как социально значимый объект для развития Ушаковского муниципального образования (п. 2.3 Приложения к Программе комплексного социально-экономического развития Ушаковского муниципального образования на период 2016-2018 гг. (порядковый )

Общие требования к программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений были утверждены Постановлением Правительства от **/**/**** С тех пор и по настоящее время изменений в программу комплексного развития социальной инфраструктуры поселений в части включения ДНТ и СНТ не вносились, поэтому административный истец полагает, что основания для включения ДНТ и СНТ в ПКР Ушаковского МО, имевшиеся в 2016 г. сохранялись в 2018 г. (на дате утверждения спорного решения Думы Ушаковского МО), также сохраняются в настоящее время.

**/**/**** Председателем ДНТ «Прибрежное» ФИО8 был получен официальный ответ от Главы ФИО1 ФИО7 о том, что территория ДНТ «Прибрежное» включена в проект Программ комплексного социально-экономического развития Ушаковского МО на 2018-2035 гг. как социально значимый объект. Органами управления ДНТ «Прибрежное» указанное Решение Думы Ушаковского МО в 2018-2019 гг. не обжаловалось, так как Административный Истец исходил из данного ответа Главы Ушаковского МО и полагал, что был включен в ПКР Ушаковского МО на 2018-2035 г.

Позднее, узнав, что ДНТ «Прибрежное» по неизвестным причинам не было включено в ПКР Ушаковского МО на 2018-2035 гг., председатель ДНТ «Прибрежное» ФИО8**/**/**** в досудебном порядке обратилась в Администрацию Ушаковского МО с заявлением о включении территории ДНТ «Прибрежное» в программу комплексного социально-экономического развития Ушаковского муниципального образования на основании ст. 26 Закона РФ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Согласно п. 1. данной статьи, поддержка ведения садоводства и огородничества органами государственной власти и органами местного самоуправления осуществляется исходя из особой социальной значимости садоводства и огородничества.

В ответ на данное обращение **/**/**** в адрес ДНТ «Прибрежное» поступил ответ за подписью Главы Ушаковского МО ФИО7 о том, что данный вопрос не относится к полномочиям Думы сельского поселения, что в Уставе Административного Ответчика не закреплены данные полномочия и что согласно ст. 14 Закона РФ от **/**/**** «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» организация круглогодичных туристических комплексов, а также обеспечение данных территорий объектами социальной инфраструктуры не относится к вопросам местного значения.

Между тем, согласно ч. 1 ст. 17 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают следующими полномочиями: 6.1) разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 7.1 ст. 8 Устава Ушаковского МО в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления Поселения обладают следующими полномочиями: 7.1) разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поседений, комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 2 ч.3 ст. 26 Закона РФ от **/**/**** №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в целях оказания государственной и муниципальной поддержки садоводства и огородничества органы вправе: принимать государственные и муниципальные программы поддержки садоводства и огородничества, в том числе инвестиционные программы.

Кроме того, согласно ч.1 ст. 26 Закона №217-ФЗ поддержка ведения садоводства и огородничества органами государственной власти и органами местного самоуправления осуществляется исходя из особой социальной значимости садоводства и огородничества.

Согласно Государственной программе Иркутской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" на 2019-2024 годы (утверждена постановлением Правительства Иркутской Сласти от **/**/**** Х° 772-пп) план мероприятий на 2020 год по реализации дачной государственной программы предусматривает Подпрограмму «Создание условий для развития садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ Иркутской области на 2019- 2024 годы» (пункт 4), включающую такие мероприятия, как: 4.1. Основное мероприятие "Оказание содействия в капитальном ремонте и ремонте автомобильных дорог общего пользования местного значения к садоводческим или огородническим некоммерческим товариществам Иркутской области"; 4.3. Основное мероприятие "Оказание содействия в развитии инфраструктуры территорий садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ Иркутской области».

Данная государственная программа подтверждает факт того, что садоводства имеют статус муниципально значимых объектов. Также Ответ Администрации Ушаковского МО от **/**/**** содержит информацию о том, что территория ДНТ Прибрежного включена в программу комплексного социально-экономического развития с указанием значимости данного объекта.

ДНТ «Прибрежное» с 2013 года включено в границы Ушаковского муниципального образования и в генеральный план Ушаковского МО. Данный факт подтвержден ФИО4 от 12.09.2013г. Администрации Ушаковского МО и решением Думы Ушаковского МО от **/**/****. согласно ответу Администрации Иркутского района территория ДНТ Прибрежного является социально значимым объектом для МО и обладает рядом преимуществ.

С учетом нахождения ДНТ «Прибрежного» в генеральном плане МО Дума обязана включить ДНТ «Прибрежное» в ПКР Ушаковского МО как социально значимую территорию, находящуюся в территориальных границах генерального плана Ушаковского МО.

С 2012 года в рамках включения ДНТ «Прибрежное» в ПКР Ушаковского МО органы управления ДНТ «Прибрежное» совместно с Министерством лесного комплекса Иркутской области осуществляют перевод земельного участка, на котором расположена часть ДНТ «Прибрежное» из земель лесного фонда в земли сельскохозяйственного назначения.

Включение территории ДНТ «Прибрежное» в ПКР Ушаковского МО необходимо в целях завершения процедуры перевода земельного участка из земель лесного фонда в земли сельскохозяйственного назначения для размещения на данном земельном участке ДНТ «Прибрежное».

В судебном заседании представитель административного истца ДНТ «Прибрежное» ФИО10, действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении. Дополнительно суду пояснила, что обязанность включить в программу комплексного социального развития муниципального образования территории местного значения закреплена в п. 1 Постановления Правительства РФ от **/**/**** «Об утверждения требований к программам комплексного развития инфраструктуры поселений, городских округов». Представитель административного истца ссылаясь на п. 20 ст. 1 ГрК РФ указывает, что иные объекты и территории, в том числе и территории, занятые садовыми и дачными товариществами, признаются объектами местного значения, которые оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципальных районов, в связи с чем, подлежат включению в ПКР.

Представитель административного ответчика Думы Ушаковского муниципального образования (заинтересованного лица администрации Ушаковского муниципального образования) ФИО9, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, возражала против удовлетворения заявленных требований. Дополнительно суду указала, что незаконного бездействия со стороны Думы Ушаковского муниципального образования не имеется. По существу заявленных исковых требований представила суду отзыв на административный иск, который приобщен к материалам дела.

Представители заинтересованных лиц Министерства лесного комплекса Иркутской области, администрации Иркутского районного муниципального образования в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не поступало.

Суд, руководствуясь ст.ст. 150, 226 КАС РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав пояснения представителя административного истца, административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 218 КАС РФ гражданин, организация могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из требований части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании ФИО2, действия (бездействия) незаконными.

При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными ФИО2, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме (часть 8 статьи 226 КАС РФ).

Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с частью 11 статьи 226 КАС РФ Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд.

В соответствии с п. 6.1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от **/**/**** "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений.

Судом установлено, что решением Думы Ушаковского муниципального образования от **/**/**** утверждена программа комплексного развития социальной инфраструктуры Ушаковского муниципального образования Иркутского района Иркутской области на 2018-2035 годы.

Решение Думы Ушаковского муниципального образования от **/**/**** административным истцом ДНТ «Прибрежное», а также иными лицами не оспаривалось.

Установлено, что ДНТ «Прибрежное» в программу комплексного развития социальной инфраструктуры Ушаковского муниципального образования Иркутского района Иркутской области на 2018-2035 годы не включено.

Административный истец «Прибрежное» обращаясь в суд с настоящим иском, указывает административным ответчиком допущено незаконное бездействие, выразившееся в невключении СНТ и ДНТ (в частности, ДНТ «Прибрежное») в Программу комплексного развития социальной инфраструктуры Ушаковского муниципального образования.

Установлено, что состав и содержание программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов, включающих в себя объекты местного значения поселения, городского округа в областях образования, здравоохранения, физической культуры и массового спорта и культуры, определяются Постановлением Правительства РФ от **/**/**** N 1050 "Об утверждении требований к программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов".

Указанные требования, по мнению суда, не предусматривают обязанности Думы муниципального образования по включению садоводческих товариществ в программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов. Доводы истца о том, что обязанность административного ответчика включать в программу комплексного социального развития муниципального образования территории местного значения закреплена в п. 1 Постановления Правительства РФ от **/**/**** N 1050 "Об утверждении требований к программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов", суд находит несостоятельным, поскольку указанные требования определяют состав и содержание программ комплексного развития социальной инфраструктуры, однако не предусматривают обязанности по включению в программу развития той или иной территории.

Согласно ч. 3 ст. 26 Федерального закона от **/**/**** №217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в целях оказания государственной и муниципальной поддержки садоводства и огородничества органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе:

1) создавать в своей структуре подразделения, обеспечивающие реализацию региональной и муниципальной политики по поддержке садоводства и огородничества;

2) принимать государственные и муниципальные программы поддержки садоводства и огородничества, в том числе инвестиционные программы;

3) вести просветительскую работу в целях популяризации ведения садоводства и огородничества;

4) организовывать в границах территории садоводства или огородничества снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение, снабжение топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

5) осуществлять финансирование выполнения комплексных кадастровых работ применительно к кадастровым кварталам, в границах которых расположены территории садоводства или огородничества;

6) по заявлению товарищества или участников общей долевой собственности на имущество общего пользования, расположенное в границах территории садоводства или огородничества, безвозмездно приобретать в государственную собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность такое имущество общего пользования (автомобильные дороги, объекты электросетевого хозяйства, водоснабжения, связи и другие объекты) в случае, если такое имущество в соответствии с федеральным законом может находиться в государственной или муниципальной собственности.

Исходя из прямого толкования указанной правовой нормы, поддержка садоводства и огородничества органами местного самоуправления является правом, а не обязанностью, в связи с чем, требования административного истца в части признания незаконным бездействия Думы Ушаковского муниципального образования Иркутского района Иркутской области в части невключения СНТ и ДНТ (в частности, ДНТ «Прибрежное») в Программу комплексного развития социальной инфраструктуры Ушаковского муниципального образования Иркутского района Иркутской области на 2018-2035 гг., утвержденную Решением Думы Ушаковского Муниципального образования **/**/****, удовлетворению не подлежат.

Оснований для удовлетворения требований ДНТ «Прибрежное» в части включения ДНТ «Прибрежное» в Программу комплексного развития социальной инфраструктуры Ушаковского муниципального образования Иркутского района Иркутской области на 2018-2035 гг., утвержденную Решением Думы Ушаковского Муниципального образования **/**/****, суд также не усматривает, поскольку принятие судом такого решения не будет отвечать принципу разделения властей и будет являться вмешательством в предоставленную административному ответчику компетенцию. С учетом изложенного, административные исковые требования удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 175-178 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования дачного некоммерческого товарищества «Прибрежное» к Думе Ушаковского муниципального образования о признании бездействия незаконным, обязании включить дачное некоммерческое товарищество «Прибрежное» в программу комплексного развития социальной инфраструктуры Ушаковского муниципального образования – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в апелляционном порядке через Иркутский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Д.И. Столповская

В окончательной форме решение суда принято **/**/****