ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2481/2022 от 03.07.2004 Первомайского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

УИД 23RS0040-01-2020-000974-75

К делу № 2а-2481/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 марта 2022 года Первомайский районный суд

город Краснодар в составе

председательствующей Медоевой Е.Н.

при секретаре Бесчастном А.В.

с участием представителя административного истца администрации Кропоткинского городского поселения Кавказского района Кузнецова В. В., действующего на основании доверенности №200-6948/21-17 от 28.12.2021г., имеющего диплом о высшем юридическом образовании ВСВ 0679024 от 03.07.2004г.,

в отсутствии представителя административного ответчика Департамента имущественных отношений Краснодарского края,

представителя заинтересованного лица Министерства здравоохранения Краснодарского края,

представителя заинтересованного лица Министерства труда и социального развития Краснодарского края,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению администрации Кропоткинского городского поселения Кавказского района к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края о признании бездействий органа местного самоуправления незаконными,

УСТАНОВИЛ:

администрация Кропоткинского городского поселения Кавказского района обратилась в суд с административным исковым заявлением к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края о признании незаконными бездействий, выразившихся в непринятии решения о передаче здания котельной (литер «В»), общей площадью 51,9 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Кавказский район, г. Кропоткин, ул. Красноармейская/пер. Лабинский, 187/30; здания котельной (литер «Д»), общей площадью 21 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Кавказский район, г. Кропоткин, ул. Дорожная, 17; здания котельной (литер «Е»), общей площадью 118,9 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Кавказский район, г. Кропоткин, «Сосновый бор»; здания котельной (литер «Т»), общей площадью 75,6 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Кавказский район, г. Кропоткин, ул. Вокзальная, 76/1 из муниципальной собственности в государственную собственность Краснодарского края.

В обосновании заявленных административных исковых требований указано, что в муниципальной собственности Кропоткинского городского поселения Кавказского района находятся здания котельных: литер «В» общей площадью 51,9 кв.м. по адресу: Краснодарский край. Кавказский район, г. Кропоткине, ул. Красноармейская/пер. Лабинский, 187/30, литер «Д» общей площадью 21 кв.м. по ул. Дорожной, 17 в г. Кропоткине, литер «Е» общей площадью 118,9 кв.м. по адресу: г. Кропоткин, «Сосновый бор», литер «Т» общей площадью 75,6 кв.м. по ул. Вокзальной, 76/1 в г. Кропоткине.

Перечисленные котельные предназначены исключительно для обслуживания расположенного на земельных участках, являющихся государственной собственностью, комплекса недвижимого имущества, также являющегося государственной собственностью Краснодарского края, и закрепленного за министерством здравоохранения Краснодарского края и министерством труда и социального развития Краснодарского края.

На содержание этого имущества административный истец несет некомпенсируемые расходы.

Полагая, что котельные подлежат безвозмездной передаче в государственную собственность Краснодарского края, в адрес департамента имущественных отношений были направлены письма с предложением принять котельные, обслуживающие государственное имущество края, в государственную собственность.

Однако административный ответчик от принятия решения о передаче котельных из муниципальной собственности в государственную уклонился, сославшись в письме от 09.09.2019 г. на постановление главы администрации Краснодарского края от 18.06.2001 г. № 517 о делегировании полномочий по решению вопроса краевым отраслевым органам исполнительной власти.

В письме указано, что министерство здравоохранения Краснодарского края и министерство труда и социального развития Краснодарского края проинформировали департамент о нецелесообразности приема данных котельных в государственную собственность.

Административный истец полагает, что нахождение спорных котельных в муниципальной собственности не соответствует положениям п. 1 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а потому подлежит отчуждению путем безвозмездной передачи в государственную собственность на основании Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Предложения о передаче имущества направляются органами местного самоуправления уполномоченным исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим полномочия собственника имущества, которым в данном случае является департамент имущественных отношений Краснодарского края.

Предложения рассматриваются в течение 90 дней со дня поступления, после чего по ним должно быть принято решение.

Однако ответчик по истечении 90 дней после поступления предложения решение о передаче котельных из муниципальной собственности в государственную собственность субъекта РФ – Краснодарского края не принял, в связи с чем, по мнению административного истца, имеет место незаконное бездействие.

По указанным основаниям, административный истец просит признать незаконным бездействие департамента имущественных отношений Краснодарского края, выразившееся в непринятии решения о передаче вышеуказанных котельных в государственную собственность Краснодарского края, обязав принять решение о передаче имущества в государственную собственность субъекта РФ.

Представитель административного истца Кузнецов В.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании административные исковые требования поддержал, считает их законными и обоснованными, просил удовлетворить в полном объеме.

Административный ответчик в судебное заседание не явился, уведомлены надлежащим образом и своевременно, о причинах неявки суду не сообщил.

Представитель заинтересованного лица Министерства здравоохранения Краснодарского края ФИО3, действующая на основании доверенности, заявила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствии, просила отказать в удовлетворении требований.

Представитель заинтересованного лица Министерства труда и социального развития Краснодарского края в судебное заседание не явился, уведомлены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.

Суд не находит оснований для отложения судебного разбирательства и считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон, принимая во внимание положение ст. 150 КАС РФ по имеющимся в деле доказательствам.

Суд, выслушав явившиеся стороны, исследовав материалы дела, пришел к следующему.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Установив юридически значимые для разрешения дела обстоятельства, исследовав и оценив собранные доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 59 КАС РФ, суд пришел к выводу об удовлетворении административных исковых требований ввиду следующего.

Согласно выпискам из Реестра муниципального имущества Кропоткинского городского поселения, в муниципальной собственности административного истца находятся следующие объекты коммунально-бытового назначения:

- здание котельной литер В, общей площадью 51,9 кв.м. по адресу: Краснодарский край, Кавказский район, г. Кропоткин, ул. Красноармейская/пер. Лабинский, 187/30,

- здание котельной литер Т, общей площадью 75,6 кв.м. по адресу: Краснодарский край, Кавказский район, г. Кропоткин, ул. Вокзальная, 76/1,

- здание котельной литер Д, общей площадью 21 кв.м. по адресу: Краснодарский край, Кавказский район, г. Кропоткин, ул. Дорожная, 17,

- здание котельной литер Е, общей площадью 118,9 кв.м. по адресу: Краснодарский край, Кавказский район, г. Кропоткин, «Сосновый бор» (л.д. 30-33).

Земельные участки, на которых расположены котельные, находятся в государственной собственности.

На содержание котельных администрация Кропоткинского городского поселения Кавказского района несет некомпенсируемые расходы из средств муниципального бюджета.

09.08.2019г. административный истец обратился в Департамент имущественных отношений Краснодарского края с письмами № 200-5382/19-01, 200-5383/19-01, 200-5384/19-01 о безвозмездной передаче в государственную собственность Краснодарского края зданий указанных котельных.

Департамент имущественных отношений Краснодарского края, руководствуясь постановлением главы администрации Краснодарского края от 18.06.2001 № 517 «О делегировании полномочий администрации Краснодарского края по управлению и распоряжению объектами государственной собственности Краснодарского края», направил в Министерство здравоохранения Краснодарского края, а также Министерство труда и социального развития Краснодарского края письма с приложением обращения главы Кропоткинского городского поселения о принятии в государственную собственность муниципального имущества.

По результатам рассмотрения обращения административного истца письмом от 09.09.2019г. Департамент известил администрацию городского поселения о том, что Министерство здравоохранения и Министерство труда Краснодарского края считают прием котельных в государственную собственность Краснодарского края нецелесообразным.

С четом кассационного определения Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 29.06.2021г., проверив доводы административного истца о незаконности оспариваемого бездействия, суд находит их обоснованными ввиду следующего.

В собственности субъекта Российской Федерации может находиться имущество, необходимое для обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации, государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации, работников государственных унитарных предприятий субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации в соответствии с законами субъекта Российской Федерации (абзац 4 части 1 статьи 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

В соответствии с абзацем 14 пункта 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или собственность субъектов Российской Федерации в случае, если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, для целей, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом и со статьей 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона Краснодарского края от 06.07.1999 №191-КЗ «О передаче объектов государственной собственности Краснодарского края в муниципальную собственность и приеме объектов муниципальной собственности в государственную собственность Краснодарского края» решение о приеме объектов муниципальной собственности в государственную собственность Краснодарского края принимается в порядке, определяемом администрацией Краснодарского края, при наличии согласия Законодательного Собрания Краснодарского края, за исключением случаев, указанных в части 2 настоящей статьи.

Департамент имущественных отношений Краснодарского края является уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края по управлению и распоряжению имуществом и земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности Краснодарского края в соответствии с постановлением главы администрации Краснодарского края от 23.04.2007 № 345 «О департаменте имущественных отношений Краснодарского края».

Постановлением № 453 утверждено положение о порядке приема объектов муниципальной собственности в государственную собственность Краснодарского края на безвозмездной основе.

Пунктом 1.3 Положения установлено, что решения о приеме объектов муниципальной собственности в государственную собственность Краснодарского края принимаются распорядительным актом уполномоченного органа исполнительной власти Краснодарского края по управлению и распоряжению имуществом и земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности Краснодарского края, после получения согласия Законодательного Собрания Краснодарского края в случае приема муниципальных унитарных предприятий как имущественных комплексов, муниципальных учреждений, недвижимого имущества или движимого имущества балансовой стоимостью 5 миллионов рублей и более за единицу.

Исходя из пункта 2.1 Положения, Департамент имущественных отношений Краснодарского края рассматривает предложения о передаче объектов муниципальной собственности в государственную собственность и прилагаемые к нему документы, а также осуществляет их проверку.

При наличии отвечающих требованиям Положения документов Департамент имущественных отношений Краснодарского края разрабатывает и обеспечивает согласование в установленном порядке проекта постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края о проекте постановления Законодательного Собрания Краснодарского края о даче согласия администрации Краснодарского края на прием объектов муниципальной собственности в государственную собственность Краснодарского края. Данный проект постановления разрабатывается на основании постановления Законодательного Собрания Краснодарского края о даче согласия администрации Краснодарского края на прием объектов муниципальной собственности в государственную собственность Краснодарского края (пункты 2.2, 2.3 Положения).

Вместе с тем из материалов дела и письма административного ответчика от 09.09.2019 не следует, что при рассмотрении обращения администрации городского поселения Департаментом соблюдены требования норм действующего законодательства в той мере, в которой разрешение данного вопроса регламентировано процедурой приема объектов муниципальной собственности в государственную собственность Краснодарского края на безвозмездной основе.

Исходя из положений Определения Конституционного Суда РФ от 7 декабря 2006 г. № 542-О, порядок передачи имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъектов Российской Федерации аналогичен, порядку передачи имущества из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность: он включает направление органом местного самоуправления соответствующего предложения, при этом передача имущества из муниципальной собственности в собственность Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, не указанного в предложении, не допускается, т.е. безвозмездная передача муниципальной собственности в федеральную либо собственность субъектов Российской Федерации предполагает необходимости согласованных действий соответствующих органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Тем самым федеральный законодатель, обеспечивая во исполнение предписаний Конституции Российской Федерации баланс интересов названных публичных образований, исключил возможность принятия федеральным органом исполнительной власти или уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в одностороннем порядке, без достижения соответствующей договоренности, решения о безвозмездной передаче имущества, находящегося в муниципальной собственности.

Исходя из конституционной природы муниципальной власти, призванной обеспечивать самостоятельное решение населением вопросов местного значения, прежде всего за счёт собственных материально-финансовых ресурсов муниципального образования и имущества, являющегося объективно необходимым для решения вопросов местного значения, суд при решении вопроса о возможности нахождения определённого вида имущества в муниципальной собственности должен не только установить факт недопустимости нахождения конкретного вида имущества в муниципальной собственности с учётом её целевого назначения и необходимости обеспечения принципа соразмерности ресурсов местного самоуправления предоставленным полномочиям, но и учитывать возможность передачи этого имущества на основании правового акта.

Учитывая позицию, сформулированную Конституционным судом, при передаче имущества из муниципальной собственности в государственную собственность Краснодарского края, прежде всего, подлежат учету финансово-экономические интересы муниципального образования и его фактическая заинтересованность в передаваемом объекте для решения вопросов местного значения.

В ходе судебного разбирательства установлено, что администрация Кропоткинского городского поселения Кавказского района не заинтересована в передаваемых котельных для решения вопросов местного значения и их дальнейшего использования.

На содержание спорных котельных, используемых только государственными учреждениями Краснодарского края для осуществления своих полномочий, администрация Кропоткинского городского поселения Кавказского района несет некомпенсируемые расходы.

Следовательно, необоснованное непринятие соответствующего решения субъектом Российской Федерации при наличии в законе требования о передаче имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта, в результате использования спорного имущества для реализации соответствующих публичных функций в сфере полномочий органов и предметов ведения субъекта Российской Федерации, не должно препятствовать процедуре передаче имущества в случаях, установленных законом.

Согласно частям 9,11 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено КАС РФ, при рассмотрении административного дела об спаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление,

соблюдены ли сроки обращения в суд;

соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с частью 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Доказательств, свидетельствующих о достаточности и эффективности действий, осуществляемых Департаментом в целях устранения допущенных нарушений, административным ответчиком представлено не было.

В нарушение статьи 59 КАС РФ в материалы дела административным ответчиком не представлено законных причин, которые могли бы послужить основанием для отказа в удовлетворении административных исковых требованиях.

В силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств по соблюдению требований нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, возлагаются на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения, либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

При таких обстоятельствах, оценив в совокупности доказательства по делу, пояснения сторон, суд приходит к выводу, заявленные административные исковые требования удовлетворить, так как они являются обоснованными и подтверждаются материалами дела.

Согласно ч.2 ст. 176 КАС РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Суд оценивает доказательства, согласно ст. 84 КАС РФ по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

На основании изложенного, руководствуясь положениями статей 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административные исковые требования администрации Кропоткинского городского поселения Кавказского района к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края о признании бездействий органа местного самоуправления незаконными удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Департамента имущественных отношений Краснодарского края, выражающееся в непринятии решения о передаче здания котельной (литер «В»), общей площадью 51,9 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, Кавказский район, г. Кропоткин, ул. Красноармейская/пер. Лабинский, 187/30; здания котельной (литер «Д»), обшей площадью 21 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, Кавказский район, г. Кропоткин, ул. Дорожная, 17; здания котельной (литер «Е»), обшей площадью 118,9 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, Кавказский район, г. Кропоткин, «Сосновый бор»; здания котельной (литер «Т»), обшей площадью 75,6 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, Кавказский район, г. Кропоткин, ул. Вокзальная, 76/1 из муниципальной собственности в государственную собственность Краснодарского края.

Обязать Департамент имущественных отношений Краснодарского края принять решение о передаче здания котельной (литер «В»), общей площадью 51,9 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, Кавказский район, г. Кропоткин, ул. Красноармейская/пер. Лабинский, 187/30; здания котельной (литер «Д»), общей площадью 21 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, Кавказский район, г. Кропоткин, ул. Дорожная, 17; здания котельной (литер «Е»), общей площадью 118,9 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, Кавказский район, г. Кропоткин, «Сосновый бор»; здания котельной (литер «Т»), общей площадью 75,6 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский трап, Кавказский район, г. Кропоткин, ул. Вокзальная, 76/1 из муниципальной собственности в государственную собственность Краснодарского края.

Решение может быть обжаловано в краевой суд через районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.

Судья

Первомайского районного суда г. Краснодара п Е.Н. Медоева

Решение изготовлено 04 апреля 2022 года