ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2481/2022 от 06.09.2022 Приволжского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

дело № 2а-2481/2022г.

УИД: 16RS0050-01-2022-003970-76

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 сентября 2022 года г.Казань

Приволжский районный суд г.Казани Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Галяутдиновой Д.И., при секретаре Куклиной Ю.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Потапов В.Г., Потапова С.А. к Муниципальному казённому учреждению «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» (далее – Управление архитектуры и градостроительства ИК МО г.Казани), заместителю начальника Управления архитектуры и градостроительства ИК МО г.Казани Крачаниновой Е.А., Исполнительному комитету муниципального образования города Казани (далее – ИК МО г.Казани) об оспаривании отказа в перераспределении земельного участка и обязании устранить допущенное нарушение путём повторного рассмотрения обращения.

У С Т А Н О В И Л:

Потапов В.Г., С.А. (далее – административные соистцы) обратились в суд с административным иском к Управлению архитектуры и градостроительства ИК МО (далее - административный ответчик) о признании незаконным отказа в перераспределении земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ за на основании обращения Потапов В.Г., С.А. от ДД.ММ.ГГГГ, обязании устранить допущенное нарушение путём повторного рассмотрения обращения Потапов В.Г. и С.А. от ДД.ММ.ГГГГ и взыскании расходов по оплаченной государственной пошлине в размере 300 руб. В обоснование административного иска указано, что административным соистцам на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером площадью 400 кв.м., расположенный по адресу: . В целях заключения соглашения о перераспределении земельного участка ДД.ММ.ГГГГ административные соистцы обратились в Управление архитектуры и градостроительства ИК МО г.Казани с соответствующим заявлением, приложив подготовленную кадастровым инженером схему расположения образуемого земельного участка площадью 536 кв.м. Административными ответчиками дан ответ об отказе в перераспределении земельного участка, со ссылкой на частичное расположение испрашиваемого земельного участка в красных линиях и в 5-ти метровой береговой полосе водного объекта общего пользования. Между тем, по утверждению истцов, вблизи запрашиваемого участка водный объект отсутствует. По сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество земельный участок в зоне с особыми условиями использования территории, связанной с нахождением в непосредственной близости какого-либо водного объекта не располагается. Схема расположения образуемого земельного участка изготовлена кадастровым инженером в соответствии с требованиями законодательства, полевым обследованием земельного участка, Правил землепользования и застройки, проектов планировки территории, землеустроительной документации, а также в границах разработанных красных линий. Полагая отказ административных ответчиков нарушающим право, административные соистцы обратились в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Определениями суда к участию в деле привлечены в качестве административных соответчиков: заместитель начальника Управления архитектуры и градостроительства ИК МО г.Казани Крачаниновой Е.А., ИК МО г.Казани; заинтересованных лиц – главный специалист отдела проектов межевания земельных участков Управления архитектуры и градостроительства ИК МО г.Казани Салимгараева Л.Ш. (непосредственный исполнитель оспариваемого отказа), Муниципальное казенное учреждение «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» (далее – Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г.Казани), Муниципальное казенное учреждение «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» (далее – Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО г.Казани), федеральное государственное бюджетное водохозяйственное учреждение «Центррегионводхоз» в лице филиала «Средволгаводхоз» (далее - филиал «Средволгаводхоз» ФГБВУ ««Центррегионводхоз»), Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан.

В судебном заседании представитель административных соистцов административные исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

Представитель административных соответчиков Управления архитектуры и градостроительства ИК МО г.Казани, ИК МО г.Казани требования не признал, просил в удовлетворении административного искового заявления отказать.

Представитель заинтересованного лица Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан в судебном заседании в судебном заседании оставил разрешение спора на усмотрение суда, указав, что работы по установлению береговой линии (границы водного объекта) границ ВОЗ и ПЗП безымянного притока озера Средний Кабан не проводились.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены.

Выслушав пояснения явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Положениями части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Таким образом, признание незаконными действий и решений органов и должностных лиц возможно только при несоответствии их нормам действующего законодательства одновременно с нарушением прав и законных интересов гражданина.

Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии со статьёй 11.7 ЗК РФ, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 (статьи 39.27 - 39.29) настоящего Кодекса.

В силу части 2 статьи 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Согласно подпункту 11 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.

В силу подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.

Из содержания пункта 6 статьи 11.9 ЗК РФ следует, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные данным Кодексом, другими федеральными законами.

Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 11.7 ЗК РФ при перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок, за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 статьи 39.29 настоящего Кодекса. Допускается в соответствии с утвержденным проектом межевания территории одновременное перераспределение нескольких смежных земельных участков и земель с прекращением существования исходных земельных участков и образованием нескольких смежных земельных участков или одного земельного участка.

Пунктом 8 статьи 27 ЗК РФ установлен запрет на приватизацию земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.

Согласно пункту 12 статьи 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Пункт 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяет понятие территорий общего пользования - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Потапов В.Г., С.А. на основании договора купли-продажи земельного участка и жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ принадлежат на праве общей долевой собственности жилой дом общей площадью 112,4 кв.м. и земельный участок площадью 400+/-7 кв.м., с кадастровым номером расположенный по адресу: , категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - индивидуальный жилой дом и прилегающая территория (л.д.14,18).

Намереваясь увеличить площадь принадлежащего на праве собственности земельного участка за счёт земель государственной собственности, административные соистцы, подготовив схему расположения участка на кадастровом плане территории, обратились ДД.ММ.ГГГГ в Управление архитектуры и градостроительства ИК МО г.Казани с заявлением о перераспределении земельного участка с кадастровым номером находящегося в частной собственности и земель, находящихся в государственной собственности (л.д. 20, 21).

Из заключения кадастрового инженера ООО «Кадастровый центр «Основание» Кожиновой Н.И. от ДД.ММ.ГГГГ к схеме расположения запрашиваемого земельного участка усматривается, что границы формируемого земельного участка расположены в уточнённых границах земельного участка с кадастровым номером и частично в границах земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Общая площадь испрашиваемого земельного участка составляет 536 кв.м. При подготовке схемы были учтены материалы и сведения Правил землепользования и застройки, проектов планировок территорий, красных линий.

Согласно Градостроительному заключению МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИКМО г.Казани» на заявку от ДД.ММ.ГГГГ испрашиваемый участок расположен в зоне Ж1-зона индивидуальной и блокированной жилой застройки. На данную территорию утверждён проект планировки территории «Проект планировки территории муниципального образования г.Казани «Озеро Средний Кабан», в соответствии с которым запрашиваемый земельный участок расположен в зоне индивидуальной жилой застройки. Проект межевания на данную территорию не разработан. По части, которую планируется присоединить к исходному участку заявителя не проходит дорога, используется заявителем, на ней расположен объект (гараж). Образуемый земельный участок частично расположен в границах красных линий (0,01 м), в связи с чем необходима корректировка границ. Также образуемый земельный участок расположен в границах канала, от которого предусмотрена 5-ти метровая береговая полоса, необходима корректировка границ (л.д. 30).

Заместителем начальника Управления архитектуры и градостроительства ИК МО г.Казани Крачаниновой Е.А. в письме от ДД.ММ.ГГГГ за административному истцу сообщено об отказе в перераспределении земельного участка в соответствии с абз.2 пункта 1 статьи 11.7, пунктом 8 статьи 27, пунктом 12 статьи 85, подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10, пунктом 6 статьи 11.9, подпунктом 11 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ, поскольку образуемый земельный участок частично расположен в 5-ти метровой береговой полосе водного объекта общего пользования, а также частично расположен в границах территории общего пользования, которая обозначена красными линиями. Кроме того, при перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок, то есть по схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории перераспределение земли, находящейся в государственной собственности, возможно только с одним земельным участком (л.д. 20, 21).

Письмом и.о. первого заместителя Администрации Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г.Казани Ахмадуллина А.Н. от ДД.ММ.ГГГГ в адрес начальника Управления архитектуры градостроительства ИК МО г.Казани Лобова А.Н. сообщается о том, что администрацией района ведётся работа по разработке проектно-изыскательских работ по приведению водоотводной канавы в жилом массиве «Первомайский» в нормативное состояние с последующим её расширением.

На запрос суда от директора филиала «Средволгаводхоз» ФГБВУ «Центррегионводхоз» Самигуллина М.М. данное учреждение осуществляет деятельность на водных объектах «федерального значения», тогда как по их предположению в оспариваемом отказе речь идёт о водоотводном канале протяжённостью не более 10 км., в связи с чем для полного рассмотрения вопроса суду рекомендовано обратиться в Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан.у которого ширина береговой полосы оставляет 5 м (ст 6 п.6 Водного кодекса РФ уполномоченным органом является Министерство экологии и природных ресурсов РТ.

у которого ширина береговой полосы оставляет 5 м (ст 6 п.6 Водного кодекса РФ уполномоченным органом является Министерство экологии и природных ресурсов РТ.

По сведениям Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан на запрос суда, по данным картографических материалов общего доступа вновь образуемый земельный участок, отображённый на схеме, расположен в границах водоохранной зоны (далее – ВОЗ) и прибрежной защитной полосы (алее – ПЗП) безымянного притока озера Средний Кабан. В соответствии со статьёй 65 Водного кодекса Российской Федерации ширина ВОЗ и ПЗП безымянного притока озера Средний Кабан составляет 50 м. (для реки протяжённостью менее 10 километров от истока до устья ВОЗ совпадает с ПЗП).

Согласно части 1 и 2 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Частью 6 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере пятидесяти метров. Ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока.

В соответствии с частью 6 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.

Таким образом, по смыслу приведённых норм, протяженность береговой линии (границы водного объекта) границ ВОЗ и ПЗП зависит от статуса водного объекта (безымянный приток озера, озеро, ручей, канава).

В оспариваемом письме заместителя начальника Управления архитектуры градостроительства ИК МО г.Казани Крачаниновой Е.А. от ДД.ММ.ГГГГ сведения о наименовании и статусе водного объекта, в береговой полосе которого располагается испрашиваемый земельный участок, отсутствуют.

При этом данные относительно статуса водного объекта, в пределах которого располагается испрашиваемый участок, поступившие из Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, не соответствуют данным, изложенным в письме администрации района и в Градостроительном заключении Управления архитектуры и градостроительства ИК МО г.Казани.

Таким образом, административные ответчики достоверно не установили статус водного объекта общего пользования и протяжённость береговой линии, границ ВОЗ и ПЗП в пределах которой образуется запрашиваемый участок (то есть данные о местоположении береговой линии водного объекта относительно запрашиваемого земельного участка), что имеет существенное значение для оценки обоснованности оспариваемого отказа о нахождении запрашиваемого участка в береговой полосе, учитывая при этом обстоятельство отсутствия охранных зон на образуемом участке, поставленных на кадастровый учёт.

Далее, в обоснование обжалуемого отказа административные ответчики ссылаются на пункт 6 статьи 11.9 ЗК РФ, а также на пункт 1 статьи 11.7 ЗК РФ, из содержания которого следует, что образование одного земельного участка из двух земельных участков в процедуре перераспределения не допускается, с землями может перераспределяться только один земельный участок.

Однако представленная в материалы дела схема расположения формируемого земельного участка, содержащая соответствующие пояснения в части отражения поворотных точек, не свидетельствует о нарушении при её составлении вышеуказанных требований пункта 1 статьи 11.7, 11.9 ЗК РФ. В ходе изучения схемы испрашиваемого земельного участка не подтверждается наличие нарушений в части недопустимости вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосице, а также образования нового участка из двух земельных участков.

Кроме того, из сведений, предоставленных Управлением архитектуры и градостроительства ИК МО г.Казани, следует, что рассматриваемый земельный участок частично расположен в проектных красных линиях территории общего пользования, которой может пользоваться неограниченный круг лиц под организацию проезда и технического коридора, проложенных и перспективных магистральных инженерных коммуникаций. Данная территория общего пользования обозначена проектными красными линиями в составе проекта планировки территории «Озеро Средний Кабан», утв.постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.2009 № 905.

Судом не принимаются во внимание данные доводы административного ответчика, поскольку градостроительное законодательство не содержит понятия «проектные красные линии». По смыслу положений пункта 11 статьи 1, 42, 43 ГрК РФ красные линии – это существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, которые должны быть утверждены в составе документации по планировке территории. Однако, в оспариваемом отказе не приведено ссылок на нормативно-правовой акт, которым красные линии рассматриваемой территории являются утвержденными в составе проекта планировки территории «Озеро Средний Кабан».

При таких обстоятельствах доводы административных ответчиков о наличии красных линий на части запрашиваемого участка не могут рассматриваться в качестве допустимого и достаточного основания для отказа административным соистцам в перераспределении земельных участков.

Как следует из части 2 статьи 62 КАС РФ, обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

Бремя доказывания законности оспариваемого решения в силу части 2 статьи 62, части 11 статьи 226 КАС РФ возложено на административного ответчика, что обязывает последнего обосновать наличие достаточных оснований для принятия данного решения.

Деятельность административных ответчиков относится к сфере публичного права, в котором орган власти имеет больше прав относительно иных лиц; обязан соблюдать определенные гарантии, обеспечивающие соблюдение прав и законных интересов граждан. К указанным гарантиям относится требование ясности, четкости, определенности, конкретности, понятности, недвусмысленности актов органов власти, их неукоснительного соответствия закону, что, однако, в рассматриваемом деле своего объективного подтверждения не нашло.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что обжалуемый отказ административного органа влечёт нарушение прав и законных интересов административных истцов, в связи с чем заявленные требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объёме.

Удовлетворяя заявленные требования, суд в соответствии с пунктом 1 статьи 111 КАС РФ также полагает необходимым взыскать с ИК МО г.Казани в пользу Потапов В.Г., С.А. государственную пошлину в размере 300 руб., оплаченную согласно чеку-ордеру от ДД.ММ.ГГГГ в равных частях, то есть по 150 руб. в пользу каждого из административных соистцов.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования Потапов В.Г., Потапова С.А. удовлетворить.

Признать незаконным отказ в перераспределении земельного участка с кадастровым номером площадью 400 кв.м., расположенного по адресу: , изложенный в письме от ДД.ММ.ГГГГ за за подписью заместителя начальника Управления архитектуры и градостроительства ИК МО г.Казани Крачаниновой Е.А. по обращению Потапов В.Г., Потапова С.А. от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Управление архитектуры и градостроительства ИК МО г.Казани» и ИК МО г.Казани в пределах полномочий, установленных законодательством, повторно рассмотреть заявление Потапов В.Г., Потапова С.А. от ДД.ММ.ГГГГ (зарегистрировано ) о перераспределении земельного участка с кадастровым номером по .

Взыскать с ИК МО г.Казани в пользу Потапов В.Г., Потапова С.А. расходы по оплаченной государственной пошлине в размере 300 руб. в равных частях, то есть по 150 руб. в пользу каждого.

Об исполнении решения по настоящему делу сообщить в суд и административным истцам в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Приволжский районный суд г.Казани Республики Татарстан в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

Судья Д.И. Галяутдинова

Мотивированное решение изготовлено 20.09.2022.

Решение30.09.2022