РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 августа 2020 года город Иркутск
Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Сучилиной А.А., при секретаре судебного заседания Фуфачевой Л.С. ,
с участием представителя административного истца ФИО1 , действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представившей диплом о высшем юридическом образовании серии ОКА № от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверение № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя административного ответчика Министерства имущественных отношений Иркутской области, заинтересованного лица Правительства Иркутской области ФИО2 , действующей на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, представившей диплом о высшем юридическом образовании ГОУ ВПО «Иркутский государственный технический университет» серии № от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверение № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2483/2020 по административному исковому заявлению администрации города Иркутска к Министерству имущественных отношений Иркутской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности обеспечить определение кадастровой стоимости земельного участка, предоставить информацию,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Иркутска обратилась в Кировский районный суд г. Иркутска с административным исковым заявлением к Министерству имущественных отношений Иркутской области, в котором просит суд признать незаконным бездействие Министерства имущественных отношений Иркутской области по исполнению решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области №.17 от ДД.ММ.ГГГГ о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 38:36:000028:502 в связи с использованием недостоверных сведений об объекте недвижимости при определении его кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, выразившееся в необеспечении определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 38:36:000028:502 и в не предоставлении в орган кадастрового учета информации о произведенном определении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером №; возложить на Министерство имущественных отношений Иркутской области обязанность обеспечить определение кадастровой стоимости земельного участка площадью 7293 кв.м с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>№.17 от ДД.ММ.ГГГГ о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером № в связи с использованием недостоверных сведений об объекте недвижимости при определении его кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в течение десяти дней со дня вступления в законную силу решения суда; возложить на Министерство имущественных отношений <адрес> обязанность обеспечить предоставление в орган кадастрового учета информации о произведенном определении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером № в течение десяти дней со дня вступления в законную силу решения суда.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в постановлении Правительства Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ№-пп «О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области» неверно определена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №, в связи с неверным отнесением земельного участка к 1-й группе видов разрешенного использования земельных участков, вместо отнесения к 5-й группе видов разрешенного использования земельных участков.
ДД.ММ.ГГГГ администрация <адрес> обратилась в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №. ДД.ММ.ГГГГ заявление о пересмотре кадастровой стоимости отклонено.
Решением Иркутского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу № 3а-93/2019 административные исковые требования администрации города Иркутска к Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ№.17 и исправлении в государственном кадастре недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка удовлетворены частично. Признано незаконным решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№.17 в части достоверности сведений о земельном участке с кадастровым номером №, использованным при определении кадастровой стоимости. На Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав путем повторного рассмотрения заявления администрации <адрес> о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 38:36:000028:502, поступившего ДД.ММ.ГГГГ.
Комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> принято решение от ДД.ММ.ГГГГ№.17 о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером №, в связи с использованием недостоверных сведений об объекте недвижимости при определении его кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости.
В соответствии с Положением о Министерстве имущественных отношений Иркутской области, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ№-пп, Министерство имущественных отношений Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по реализации областной государственной политики, нормативному правовому регулированию в области имущественных отношений, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, управлению государственной собственностью Иркутской области, а также осуществляющим функции в сфере территориальной обороны и гражданской обороны, защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности.
В силу подпункта 15 пункта 6 Положения о Министерстве имущественных отношений Иркутской области к задачам министерства относится обеспечение проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Иркутской области.
ДД.ММ.ГГГГ в комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска поступило уведомление Управления Росреестра по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ№ о том, что письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ Министерство имущественных отношений Иркутской области сообщило Управлению Росреестра по Иркутской области о невозможности внести изменения в постановление №-пп после истечения срока гарантийных обязательств по контракту, заключенному с ООО «ФинГрупп», а также ввиду исключения ООО «ФинГрупп» из ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ.
Административный истец полагает, что права муниципального образования, связанные с поступлением налогов в местный бюджет нарушены бездействием Министерства имущественных отношений Иркутской области. Обязанность по обеспечению определения кадастровой стоимости, возложенная на Министерство имущественных отношений Иркутской области не исполнена, чем нарушены положения статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, положения Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, в отношении которых принято решение о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 18.03.2011 № 114.
В силу бездействия административного ответчика сложилась ситуация, при которой в налоговом периоде 2020 года кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № признана недостоверной вследствие использования недостоверных сведений об объекте недвижимости при её определении, такая кадастровая стоимость более не может применяться для целей налогообложения в данном налоговом периоде и последующих налоговых периодах, а Министерством имущественных отношений Иркутской области не исполняются обязанности по определению достоверной кадастровой стоимости, применимой в целях налогообложения в данном и последующих налоговых периодах.
В судебном заседании представитель административного истца администрации города Иркутска ФИО1 заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по доводам и правовым основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, настаивала на их удовлетворении. Суду пояснила, что Комиссией принято решение о пересмотре результата оценки кадастровой стоимости. В соответствии с установленным порядком министерство должно было обеспечить пересмотр стоимости этого земельного участка. Однако никаких действий ответчиком не предпринято. Полагает, что административным ответчиком допущено бездействие. Не оспаривает тот факт, что земельный участок снят с регистрационного учета.
Представитель административного ответчика Министерства имущественных отношений Иркутской области, заинтересованного лица Правительства Иркутской области ФИО2 в судебном заседании административный иск не признала по доводам и правовым основаниям, изложенным в письменных возражениях на административное исковое заявление. Суду пояснила, что в настоящее время отсутствует предмет спора, решение суда исполнить невозможно. Просила отказать в удовлетворении заявленных исковых требований.
Заинтересованные лица Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, ФГБУ «ФКП Росреестра», филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, представили письменные отзывы на административное исковое заявление, в которых просили о рассмотрении дела без участия своих представителей.
Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы административного дела, суд полагает заявленные административные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу требований статьи 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ) государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. Орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости.
Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в комиссии юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, и органы государственной власти, органы местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обращаются в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости.
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в комиссию могут обратиться юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органы государственной власти, органы местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, расположенных на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Если основанием подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости была недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, по результатам рассмотрения данного заявления комиссия вправе принять одно из следующих решений:
- об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости в случае использования достоверных сведений об объекте недвижимости при определении кадастровой стоимости;
- о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в случае недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
В случае принятия решения о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, заказчик работ обеспечивает определение кадастровой стоимости объекта недвижимости, в отношении которого было принято указанное решение, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Как следует из пунктов 2-4 Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, в отношении которых принято решение о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 18.03.2011 № 114, в течение трех рабочих дней с даты принятия комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости решения о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии уведомляет заказчика работ по определению кадастровой стоимости о необходимости пересмотра результатов определения кадастровой стоимости и одновременно направляет копии решения и документов, на основании которых такое решение принято.
Заказчик обеспечивает определение кадастровой стоимости объектов недвижимости, в отношении которых принято решение о пересмотре их кадастровой стоимости, и представление в орган кадастрового учета информации о произведенном определении кадастровой стоимости с приложением сведений о кадастровом номере объекта недвижимости, его кадастровой стоимости по состоянию на дату проведения оценки и с описанием произведенных работ (расчет кадастровой стоимости) в течение десяти рабочих дней с даты принятия указанного решения. Заказчик также обеспечивает представление указанных сведений органу, утвердившему результаты определения кадастровой стоимости, для целей утверждения определенной в соответствии с настоящим Порядком кадастровой стоимости (в случае, если заказчик не является таким органом).
Определение кадастровой стоимости осуществляется на основании отчета об определении кадастровой стоимости с использованием достоверных сведений об объекте недвижимости.
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером №, площадью 7 293 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под объект, не завершенный строительством (административно-торговый комплекс), принадлежит ФИО3 на праве собственности, о чем ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр недвижимости внесена запись №.
В соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ№-пп «О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области» земельный участок с кадастровым номером №, с видом разрешенного использования: под объект, не завершенный строительством (административно-торговый комплекс), отнесен к 1-й группе видов разрешенного использования «земельные участки, предназначенные для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки» с удельным показателем кадастровой стоимости 3 623,17 рублей за 1 кв.м. Кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ установлена в размере 26 423 778,81 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ администрация города Иркутска обратилась в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области, созданной при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения заявления Комиссией принято решение №.17, которым заявление о пересмотре результатов кадастровой стоимости отклонено. Решение мотивировано тем, что не подтверждена недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также Комиссия не вправе принимать решения о корректности отнесения объекта недвижимости к определенной группе.
Установлено также, что постановлением Правительства Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ№-пп проведение государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости и расположенных на территории Иркутской области, поручено Министерству имущественных отношений Иркутской области.
На основании государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Министерством имущественных отношений Иркутской области и обществом с ограниченной ответственностью «ФинГрупп» по результатам открытого аукциона в электронной форме от ДД.ММ.ГГГГ№ (5212-ЭА/12), обществом с ограниченной ответственностью «ФинГрупп» проведена работа по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории <адрес>.
В соответствии с указанным государственным контрактом и техническим заданием на выполнение работ по государственной оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ заказчиком работ является Министерство имущественных отношений Иркутской области.
По результатам проведенных работ по определению кадастровой стоимости земельных участков составлен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ№ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Экспертным советом Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков» подготовлено положительное экспертное заключение от ДД.ММ.ГГГГ№ о соответствии отчета Федеральному закону «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральным стандартам оценки, другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартам и правилам оценочной деятельности.
В соответствии с актом сдачи-приема от ДД.ММ.ГГГГ отчет и экспертное заключение переданы в Правительство Иркутской области.
По завершению на территории <адрес> работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ результаты государственной кадастровой оценки утверждены постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-пп «О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории <адрес>» в редакции постановлений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-пп, от ДД.ММ.ГГГГ№-пп, от ДД.ММ.ГГГГ№-пп, от ДД.ММ.ГГГГ№-пп, от ДД.ММ.ГГГГ№-пп, от ДД.ММ.ГГГГ№-пп.
Земельный участок с кадастровым номером 38:36:000028:502 отнесен к 1-й группе видов разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки).
Между тем, земельный участок с кадастровым номером № имеет вид разрешенного использования: под объект, не завершенный строительством (административно-торговый комплекс), что соответствует его фактическому использованию и относится к 5-й группе видов разрешенного использования «земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания».
Исполнителем работ ООО «ФинГрупп» при осуществлении работ по массовой кадастровой оценке земельных участков на территории <адрес> в отчете об оценке допущена техническая ошибка, выразившаяся в неправильном отнесении земельного участка с кадастровым номером № к 1-й группе видов разрешенного использования с применением удельного показателя кадастровой стоимости 3 623,17 рублей за 1 кв.м., поскольку данный земельный участок на момент массовой оценки имел вид разрешенного использования: «под объект, не завершенный строительством (административно-торговый комплекс)», который не относится к 1-й группе видов разрешенного использования: «земельные участки, предназначенные для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки».
Данная ошибка повлекла неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № в государственный кадастр недвижимости, а в последующем в Единый государственный реестр недвижимости.
Вступившим в законную силу решением Иркутского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ административные исковые требования администрации <адрес> к Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ№.17 и исправлении в государственном кадастре недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка удовлетворены частично. Признано незаконным решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№.17 в части достоверности сведений о земельном участке с кадастровым номером №, использованных при определении его кадастровой стоимости. На Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> возложена обязанность устранить допущенные нарушения путем повторного рассмотрения заявления Администрации <адрес> о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, поступившего ДД.ММ.ГГГГ. В удовлетворении административных исковых требований администрации <адрес> об исправлении в государственном кадастре недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 57 957 252,00 рублей отказано.
Комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ принято решение №.17 о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером №, в связи с использованием недостоверных сведений об объекте недвижимости при определении его кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости.
ДД.ММ.ГГГГ Управление Росреестра по <адрес> уведомило Министерство имущественных отношений <адрес> о необходимости пересмотра результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №.
Установлено также, что с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о внесении в ЕГРН сведений об изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка обратился представитель правообладателя – ФИО4 с приложением декларации об изменении вида разрешенного использования земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, правил землепользования и застройки части территории <адрес>, за исключением территории в границах исторического поселения <адрес>, утвержденных решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ (в редакции решения Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№), на основании которого был осуществлен государственный кадастровый учет изменений земельного участка в части вида разрешенного использования с «под завершение строительства объекта, незавершенного строительством (административно-торговый комплекс)» на «предпринимательство».
В связи с произведенными изменениями на основании статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, то есть до обращения административного истца с настоящим административным исковым заявлением в суд, в ЕГРН были внесены сведения об изменении вида разрешенного использования земельного участка, а также о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № в размере 57 957 252,21 рублей, удельном показателе – 7 946,97 рублей за 1 кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером № снят с государственного кадастрового учета, в связи с образованием земельного участка с кадастровым номером № Земельному участку с кадастровым номером № присвоен статус «архивный» в соответствии с пунктами 12, 16 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ№.
Таким образом, предмет спора по настоящему административному делу отсутствует.
В силу требований статьи 6 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган субъекта Российской Федерации).
Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации.
В соответствии с распоряжением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-рп полномочиями по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории <адрес>, наделено ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости».
Вместе с тем, действие Федерального закона не применяется к государственной оценке и оспариванию результатов государственной кадастровой оценки, проведение которых начато до дня вступления в силу Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».
Однако, привлечение иной организации для проведения оценки земельного участка с кадастровым номером №, снятого с государственного кадастрового учета, в настоящее время невозможно.
ДД.ММ.ГГГГ в Управление Росреестра по <адрес> поступило письмо Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, содержащее информацию о том, что устранить ошибку в отчете об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории <адрес> и внести соответствующие изменения в постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-пп «О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории <адрес>» после истечения срока гарантийных обязательств (ДД.ММ.ГГГГ) по государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ№ «На выполнение работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории <адрес>» не представляется возможным. Кроме того, ООО «ФинГрупп» ДД.ММ.ГГГГ исключено из ЕГРЮЛ. В соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-пп «О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, расположенных на территории <адрес>» государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов, расположенных на территории <адрес> будет проведена в 2020 году, исполнителем работ является ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости». В целях учета информации об отнесении земельного участка с кадастровым номером 38:36:000028:502 к соответствующему коду расчета видов использования при проведении очередной государственной кадастровой оценки земельных участков, данные сведения направлены министерством в ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости».
При таких обстоятельствах довод административного истца о том, что министерством в соответствии с установленным порядком не обеспечен пересмотр кадастровой стоимости спорного земельного участка, чем допущено бездействие, суд находит голословным, противоречащим представленным в материалы дела доказательствам.
В силу требований части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, срок обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся с иском в суд.
Согласно части 2 статьи 227 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если признает оспариваемое действие (бездействие) соответствующим нормативным правовым актам и не нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца.
Исходя из содержания приведенных правовых норм, для удовлетворения заявления об оспаривании действия (бездействия) органа исполнительной власти необходима совокупность двух обязательных условий, одним из которых является несоответствие оспариваемого действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а вторым - нарушение прав и свобод заявителя либо лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых он обратился.
Принимая во внимание, что факт незаконного бездействия Министерства имущественных отношений <адрес> по исполнению решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№.17 о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером №, выразившегося в необеспечении определения кадастровой стоимости спорного земельного участка и в непредставлении в орган кадастрового учета информации о произведенном определении кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости, судом не установлен, а факт нарушения прав и законных интересов административного истца, а также препятствий к их осуществлению административным истцом не доказан, тогда как в силу положений статьи 3 КАС РФ целью административного судопроизводства является защита лишь нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, суд, не установив наличие факта нарушения прав и законных интересов административного истца, не находит правовых оснований для удовлетворения иска администрации <адрес> в указанной части.
В силу положений статьи 10 Конституции Российской Федерации органы судебной власти и органы исполнительной власти являются самостоятельными ветвями власти.
В данном случае суд не полномочен возлагать на исполнительный орган обязанности, вытекающие из исключительной компетенции данного органа, поскольку суд не вправе подменять собой исполнительный орган государственной власти, в компетенцию которого входит принятие соответствующего решения, а потому требования административного истца о возложении на Министерство имущественных отношений Иркутской области обязанности по обеспечению определения кадастровой стоимости земельного участка и обеспечению предоставления в орган кадастрового учета информации о произведенном определении кадастровой стоимости объекта недвижимости удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
требования администрации города Иркутска к Министерству имущественных отношений Иркутской области о признании незаконным бездействия Министерства имущественных отношений Иркутской области по исполнению решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области №.17 от ДД.ММ.ГГГГ о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером № в связи с использованием недостоверных сведений об объекте недвижимости при определении его кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, выразившееся в необеспечении определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № и в не предоставлении в орган кадастрового учета информации о произведенном определении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером №; возложении на Министерство имущественных отношений <адрес> обязанности обеспечить определение кадастровой стоимости земельного участка площадью 7293 кв.м с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>№.17 от ДД.ММ.ГГГГ о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером № в связи с использованием недостоверных сведений об объекте недвижимости при определении его кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в течение десяти дней со дня вступления в законную силу решения суда; возложении на Министерство имущественных отношений <адрес> обязанности обеспечить предоставление в орган кадастрового учета информации о произведенном определении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером № в течение десяти дней со дня вступления в законную силу решения суда - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд города Иркутска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий А.А. Сучилина
Решение в окончательной форме принято 31.08.2020.