ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2486/20 от 27.07.2020 Центрального районного суда г. Кемерова (Кемеровская область)

Дело № 2а-2486/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Кемерово

в составе председательствующего судьи Лебедевой Е.А.

при секретаре Потапенко А.Д.

Рассмотрел в открытом судебном заседании в г.Кемерово

«27» июля 2020 г.

административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области об оспаривании ответа ### от 25.02.2020 г., возложении обязанности внести изменения в кадастровую стоимость земельного участка, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Кемеровской области – Кузбассу.

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области об оспаривании ответа ### от 25.02.2020 г., возложении обязанности внести изменения в кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ### в период с 15.11.2017г. по 03.08.2018г. с 101071262.16 рублей на 202392.56 рублей.

Свои требования мотивирует тем, что 11.02.2020 г. ФИО1 в адрес Управления службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области-Кузбассу (далее Управление) было направленно заявление о принятии мер по исправлению кадастровой ошибки при определении кадастровой стоимости земельных, участков с кадастровыми номерами ###.

Принятое решение Управления является незаконным и необоснованным.

Земельный участок с кадастровым номером ### был поставлен на государственный кадастровый учет (далее - ГКУ) 12.02.2013 с разрешенным использованием «сельскохозяйственное производство» с площадью 116 000 кв.м., категория земель земли сельскохозяйственного назначения.

Кадастровая стоимость земельного участка на дату поставки на ГКУ определена в соответствии с п. 2.1,1 приказа Минэкономразвития «Об утверждении методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка» от 12.08.2006 г. №222 (далее - Методические указания № 222) на основании определенного в результате работ по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения Кемеровской области, утвержденной постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 11.12,2012 № 565 удельного показателя кадастровой стоимости для 1-й группы видов разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения для Топкинского муниципального района в размере 1,7646 руб./кв.м, и составила 204 693,60 руб.

При этом 17.11.2016 по заявлению кадастрового инженера ### от 07.11.2016 на ГКУ были поставлены земельные участки с кадастровыми номерами ### и ###, образованные путем раздела земельного участка с кадастровым номером ###. Разрешенное использование земельных участков установлено постановлением Администрации Топкинского сельского поселения от 11.10.2016 № 98-н «ведение данного хозяйства». Кадастровая стоимость земельных участков составила 1 145 573 руб. и 101 071 262,16 руб. соответственно.

В результате разделения земельного участка с кадастровым номером ### образованные земельные участки с кадастровыми номерами: ###, ###, имели на дату «29» декабря 2016 г. статус «временного» что подтверждается выпиской от «29» декабря 2016 г.

Вплоть до 15.11.2017 г. земельные участки с кадастровыми номерами: ###,### имели статус «временных».

При регистрации права на данные земельные участки 15.11.2017 г. и определения кадастровой стоимости за основу была взята, по какой то причине, сумма в размере 102 220 360 руб. то есть сумма не имеющая к тому моменту постановки их на кадастровый учет ни какого отношения к исходному земельному участку из которого они образованы. Кадастровая стоимость исходного земельного участка на момент присвоения земельным участкам с кадастровыми номерами ###. ### статуса «учтенный» составляла 204 693.60 руб.

По общему правилу п. 2 ст. 11.2 и п. 1 ст. 11.4 ЗК РФ исходный земельный участок, из которого при разделе образованы земельные участки, прекращает свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из него земельные участки. При этом имеется в виду, конечно, не фактическое, а юридическое прекращение существования разделенного земельного участка, который перестает существовать в качестве объекта земельных и гражданско-правовых отношений. В свою очередь на момент постановки на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами ###, ### исходного земельного участка с кадастровым номером ### и кадастровой стоимостью 102 220 360 руб. и видом разрешенного использования «ведение дачного хозяйства» фактически не существовало, а существовал исходный земельный участок с кадастровым номером ### и кадастровой стоимостью 204 693.60 руб. и видом разрешенного использования «сельскохозяйственное производство».

В результате неправомерных действий Управления службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области-Кузбассу налоговый орган сформировал на ФИО1 сумму земельного налога в размере 356 615 руб.

В соответствии с п. 3 ст. 11.2 ЗК РФ целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Исходя из вышесказанного следует вывод, что при присвоении земельным участкам с кадастровыми номерами: ###, ###, статуса «учтенный» и постановке их на кадастровый учет специалисту Россреестра необходимо было применять кадастровую стоимость исходного земельного участка существующую на тот момент («**.**.**** г.) а именно 204 693.60 руб.

Просит суд признать ответ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области-Кузбассу ### от 25.02.2020 г. незаконным и необоснованным.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области-Кузбассу внести изменения в незаконно установленную кадастровую стоимость земельного участка кадастровыми номерами: ### в период с **.**.**** по **.**.**** с 101 071 262,16 руб. на 202 392,56 руб.

Определением суда от 23.06.2020г. к участию в административном деле по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области об оспаривании ответа ### от 25.02.2020 г., возложении обязанности внести изменения в кадастровую стоимость земельного участка в качестве административного ответчика привлечена ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Кемеровской области – Кузбассу (...).

Административный истец ФИО1 в суд не явилась, о времени и месте слушания дела надлежащим образом извещена, в письменном ходатайстве просила рассмотреть дело в ее отсутствие с участием представителя.

Представитель административного истца ФИО2, действующий на основании доверенности от 24.07.2020 г., в судебном заседании заявленные исковые требования уточнил, просил признать решение в форме отказа Управления службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области-Кузбассу ### от 25.02.2020 г. об исправлении кадастровой ошибки при определении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровым номером ### незаконным и необоснованным.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области-Кузбассу ФИО3, действующая на основании доверенности от 11.12.2019 г., в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, предоставила возражения на административное исковое заявление в письменном виде.

Представитель административного ответчика ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Кемеровской области – Кузбассу ФИО4, действующая на основании доверенности от 13.11.2018 г., в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, предоставила возражения на административное исковое заявление в письменном виде.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в процессе, изучив письменные материалы дела, суд считает, что административное исковое заявление ФИО1 не подлежит удовлетворению.

В силу ч.1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимыми условиями для удовлетворения требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями являются несоответствие закону действий (бездействия), решений (постановлений) и нарушение прав и интересов административного истца оспариваемым действием (бездействием), решением (постановлением).

В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

В силу статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Приказом Росреестра от 12.05.2015 № П/210 ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.

Определение кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка до 01.03.2019 осуществлялось в соответствии с методическими указаниями, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 № 222 (далее- Методическое указания).

Методические указания разработаны в соответствии с пунктами 11 и 13 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.200 № 316.

В соответствии с пунктом 1.2 Методические указания применялись для определения кадастровой стоимости земельных участков в случаях:

- образования нового земельного участка;

-изменения площади земельного участка;

- изменения вида разрешенного использования земельного участка;

- перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель;

- включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке.

Для целей применения Методических указаний земельные участки подразделялись на группы, перечисленные в пункте 1.7.

Земельные участки в составе земель сельскохозяйственного назначения для целей применения Методических указаний подразделялись на сформированные при проведении последней государственной кадастровой оценке группы по видам разрешенного использования.

В соответствии с пунктом 2.1.1 Методических указаний в случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке в составе земель сельскохозяйственного назначения (за исключением земельных участков, расположенных в границах садоводческих, огороднических и дачных объединений), а также в случае перевода земельного участка в состав земель сельскохозяйственного назначения первой - шестой групп кадастровая стоимость определялась путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения соответствующей группы на площадь земельного участка.

В силу пункта 2.3.1 Методических указаний в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельных участков, расположенных в границах садоводческих, огороднических и дачных объединений, его кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения группы или вида объединений, соответствующих измененному виду разрешенного использования, на площадь земельного участка.

До вступления в силу Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации) государственный кадастровый учет осуществлялся органом кадастрового учета в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре).

Из материалов дела следует, что 11.02.2020 г. ФИО1 в адрес Управления службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области-Кузбассу (далее Управление) было направленно заявление о принятии мер по исправлению кадастровой ошибки при определении кадастровой стоимости земельных, участков с кадастровыми номерами ###,###.

Кадастровая стоимость данного земельного участка на дату поставки на ГКУ была определена органом кадастрового учета в соответствии с пунктом 2.1.1 Методических указаний на основании определенного в результате работ по государственной кадастровой оценкеземель сельскохозяйственного назначения Кемеровской области, утвержденной Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 11.12.2012 № 565 (далее - Постановление № 565) удельного показателя кадастровой стоимости для 1-й группы видов разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения для Топкинского муниципального района в размере 1,7646 руб./кв.м, и составила 204 693,60 руб.

Впоследствии 30.08.2016по заявлению ФИО1 от 29.08.2016 ### в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) были внесены изменения в сведения о разрешенном использовании земельного участка с кадастровым номером ###в соответствии с постановлением администрации Топкинского сельского поселения от 25.07.2016 № 67-п. Установленное разрешенное использование - «ведение дачного хозяйства».

В этой связи кадастровая стоимость земельного участка была определена в соответствии с пунктом 2.3.1 Методических указаний и удельным показателем кадастровой стоимости, утвержденным постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области о 26.11.2010 № 517 для дачных объединений Кемеровской области в размере 881,21 руб./кв.м, и составила 102 220 360 руб.

17.11.2016 по заявлению кадастрового инженера ЛИЦО_5 от 07.11.2016 ### на ГКУ были поставлены земельные участки с кадастровыми номерами ### и ###, образованные путем раздела земельного участка с кадастровым номером ###. Разрешенное использование земельных участков было установлено постановлением Администрации Топкинского сельского поселения от 11.10.2016 № 98-п - «ведение дачного хозяйства». Кадастровая стоимость земельных участков составила 1 145 573 руб. и 101 071 262,16 руб. соответственно. Заказчиком кадастровых работ являлась ФИО1

Далее по заявлению ФИО1 от 27.12.2016 ### в ГКН 29.12.2016 вновь были внесены изменения в сведения о разрешенном использовании земельного участка с кадастровым номером ### в соответствии с постановлением Администрации Топкинского сельского поселения от 08.12.2016 № 143-п. Установленное разрешенное использование - «сельскохозяйственное использование».

При этом кадастровая стоимость земельного участка определена в соответствии с пунктом 2.3.1 Методических указаний и удельным показателем кадастровой стоимости, утвержденным Постановлением № 565 в размере 1,7646 руб./кв.м., которая вновь составила 204 693,60 руб.

На сегодняшний день земельный участок с кадастровым номером ### имеет статус «архивный», снят с ГКУ 16.11.2017 в связи с прекращением права собственности на него и регистрацией прав на вновь образованные земельные участки с кадастровыми номерами ### и ###.

По заявлению ФИО2 от 31.07.2018 ###, действующего от имени ФИО1, на основании доверенности, 03.08.2018 в ЕГРН внесены изменения в сведения о разрешенном использовании земельного участка с кадастровым номером ### в соответствии с декларацией об объекте недвижимости, представленной представителем правообладателя. Установленное разрешенное использование - «для сельскохозяйственного использования».

В этой связи кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ### определена в соответствии с пунктом 2.3.1 Методических указаний и составила 202 392,56 руб.

Таким образом, сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере 101071262.16 руб. были внесены в полном соответствии с действующим на момент внесения сведений законодательством.

При этом датой определения указанной кадастровой стоимости является 17.11.2016 - дата постановки земельного участка на государственный кадастровый учет в силу статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

В этой связи доводы Истца о том, что кадастровая стоимость спорного земельного участка была определена на дату регистрации права собственности - **.**.**** являются ошибочными, основанными на неправильном толковании норм материального права.

Также несостоятельным является довод Истца о том, что при присвоении земельному участку с кадастровым номером ### статуса «учтенный» необходимо было применять кадастровую стоимость исходного земельного участка, существующую на дату **.**.**** - 204693,60 руб.

В связи с изложенным, суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований административного истца о признании незаконным решения в форме отказа Управления службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области-Кузбассу ### от 25.02.2020 г. об исправлении кадастровой ошибки при определении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровым номером ###, возложении обязанности внести изменения в кадастровую стоимость земельного участка, поскольку оспариваемое решение принято в соответствии с законом, в пределах полномочий административного ответчика, права и свободы административного истца указанным решением не были нарушены.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Кемеровской области – Кузбассу об оспаривании ответа ### от 25.02.2020 г., возложении обязанности внести изменения в кадастровую стоимость земельного участка, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Центральный районный суд г.Кемерово в течение месяца со дня принятия решения суда в мотивированной форме.

Судья: Е.А. Лебедева

Решение в мотивированной форме 31.07.2020 г.

Подлинный документ подшит в деле № 2а-2486/2020 Центрального районного суда г.Кемерово