ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2488/16 от 24.06.2016 Сергиево-посадского городского суда (Московская область)

Дело №2а-2488/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24.06.2016 года г. Сергиев Посад

Московской области

Сергиево-Посадский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Соболевой О.О.,

при секретаре Сергеевой Т.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сергиево-Посадского городского прокурора Московской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации городского поселения Хотьково Сергиево-Посадского муниципального района Московской области о признании незаконным бездействия и понуждении принять меры к учету и обследованию лесных насаждений в границах поселения, осуществить землеустроительные работы по постановке земельных участков с лесными насаждениями на государственный кадастровый учет,

с участием представителя административного истца Ковалевой О.А.,

УСТАНОВИЛ:

Сергиево-Посадский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации городского поселения Хотьково Сергиево-Посадского муниципального района Московской области о признании незаконным бездействия и понуждении принять меры к учету и обследованию лесных насаждений в границах поселения, осуществить землеустроительные работы по постановке земельных участков с лесными насаждениями на государственный кадастровый учет.

Требования мотивировал тем, что Сергиево-Посадской городской прокуратурой по поручению прокуратуры Московской области проведена проверка соблюдения федерального законодательства на территории городского поселения Хотьково Сергиево-Посадского муниципального района в сфере лесных правоотношений. В ходе проверки установлено, что при наличии на территории поселения участков с зелеными насаждениями в нарушение требований п.19 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст.19, 51, 55, 61, 67, 84, 87, 89 Лесного кодекса РФ не произведен их учет и обследование с целью определения наличия на территории поселения лесных участков, подлежащих оформлению в муниципальную собственность, участки с насаждениями на кадастровый учет не поставлены, соответственно, не определен вид разрешенного использования указанных участков, что может привести к нарушению лесного законодательства при использовании таких участков. ДД.ММ.ГГГГ городской прокуратурой в администрацию поселения внесено представление об устранении выявленных нарушений в указанной сфере. Согласно ответу мероприятия в сфере лесоустройства не производились, полномочия в указанной сфере не реализовывались. В ходе дальнейшей проверки установлено, что органами местного самоуправления действий по учету зеленых насаждений, их обследованию с целью выявления лесных участков, подлежащих оформлению в муниципальную собственность, не произведено, по факту чего городской прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ повторно внесено представление. Вместе с тем, до настоящего времени никаких мер административным ответчиком не предпринято, что показала повторная проверка в порядке контроля, проведенная до ДД.ММ.ГГГГ. В связи с вышеизложенным, нарушаются интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, так как бездействие администрации, не обследование имеющихся насаждений, их количества, отсутствие их учета, а также отсутствие постановки на кадастровый учет участков, занятых лесными насаждениями и, следовательно, определения вида разрешенного использования участков может привести к уничтожению зеленых насаждений на территории поселения, предоставлению земельных участков, фактически относящихся к лесным, в собственность, а следовательно, к незаконной вырубки деревьев. Просит суд признать бездействие администрации городского поселения Хотьково Сергиево-Посадского муниципального района Московской области незаконным, обязав принять меры к учету и обследованию лесных насаждений в границах поселения, осуществить землеустроительные работы по постановке земельных участков с лесными насаждениями на государственный кадастровый учет в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель административного истца Ковалева О.А. перед судом заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика администрации городского поселения Хотьково Сергиево-Посадского муниципального района Московской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, явка обязательной не признана.

Представитель заинтересованного лица – Комитета лесного хозяйства МО в судебное заседание не явился, представлены письменные объяснения (л.д. 42-47), явка обязательной не признана.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ, суд счел возможным рассматривать дело при имеющейся явке участвующих в административном деле лиц.

Выслушав объяснения представителя истца, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

На основании ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно п.4 ст.27, п.3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Установлено, что Сергиево-Посадской городской прокуратурой по поручению прокуратуры Московской области в период с ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения федерального законодательства на территории городского поселения Хотьково Сергиево-Посадского муниципального района в сфере лесных правоотношений.

В ходе проверки установлено, что при наличии на территории поселения участков с зелеными насаждениями, в нарушение требований п.19 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст.19, 51, 55, 61, 67, 84, 87, 89 Лесного кодекса РФ, не произведен их учет и обследование, с целью определения наличия на территории поселения лесных участков, подлежащих оформлению в муниципальную собственность, участки с насаждениями на кадастровый учет не поставлены, соответственно не определен вид разрешенного использования указанных участков, что может привести к нарушению лесного законодательства при использовании таких участков.

ДД.ММ.ГГГГ городской прокуратурой в администрацию поселения внесено представление об устранении выявленных нарушений в указанной сфере. Согласно ответу мероприятия в сфере лесоустройства не производились, полномочия в указанной сфере не реализовывались. В ходе дальнейшей проверки установлено, что органами местного самоуправления действий по учету зеленых насаждений, их обследованию с целью выявления лесных участков, подлежащих оформлению в муниципальную собственность, не произведено, по факту чего городской прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ повторно внесено представление.

В соответствии со ст.6 Лесного кодекса РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.

Согласно п.24 Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Рослесхоза от 12.12.2011 №156 «Об утверждении Лесоустроительной инструкции» к городским лесам относятся леса, расположенные на землях населенных пунктов.

Пунктом 19 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения отнесена организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселений.

Согласно ст.ст.19 и 51 Лесного кодекса РФ мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами местного самоуправления в пределах предоставленных им полномочий. В случае, если проведение указанных мероприятий не возложено на лиц, использующих леса, органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение этих работ, особенности размещения которых устанавливаются Правительством РФ.

Согласно ст.55 Лесного кодекса РФ в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляется лесозащитное районирование, лесопатологическое обследование и мониторинг, авиационные и наземные работы по локализации и ликвидации очагов вредных организмов, санитарно-оздоровительные мероприятия, порядок проведения которых и правила санитарной безопасности в лесах устанавливаются Правительством РФ.

Пунктом 3 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 №414 установлено, что лесопатологический мониторинг, лесозащитное районирование, лесопатологическое обследование, авиационные и наземные работы по локализации и ликвидации очагов вредных организмов, санитарно-оздоровительные мероприятия в отношении лесов, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется органами местного самоуправления.

В соответствии со ст. 61 Лесного кодекса РФ воспроизводство лесов осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий. Порядок лесоустройства, согласно п.2 ст.67 Лесного кодекса РФ определяется Правительством РФ.

Согласно ст.92 Лесного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

В соответствии со ст.1 указанного закона государственный кадастровый учет недвижимого имущества определен как действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных, предусмотренных Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

Ч.1.1 ст.84 Лесного кодекса РФ установлено, что органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.

Определение границ лесного участка категории земель лесного фонда, обороны и безопасности, поселений, особо охраняемых природных территорий осуществляется в ходе проведения работ по лесоустройству и землеустройству.

На основании материалов лесоустройства в Единый государственный реестр земель вносятся сведения о количественных и качественных характеристиках земельного участка, например о виде разрешенного использования, установленного в соответствии с лесохозяйственным регламентом.

Сергиево-Посадский городской прокурор обращается в суд в порядке ст.39 КАС РФ в интересах неопределенного круга, так как определить круг лиц, чьи права нарушаются или могут быть нарушены, в результате не исполнения своих обязанностей ответчиком, невозможно.

Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается наличие на территории поселения многочисленных по площади и количеству лесных насаждений (л.д. 51-70).

При этом, согласно ответу Управления Росреестра по МО земельные участки с лесными насаждениями надлежащим образом на каком-либо виде права не зарегистрированы (л.д. 16).

Административным ответчиком вопреки положениям ст. 62 КАС РФ не доказано совершение необходимых в силу приведенных выше положений закона мер к учету и обследованию лесных насаждений в границах поселения, осуществление землеустроительных работ по постановке земельных участков с лесными насаждениями на государственный кадастровый учет

При таких обстоятельствах, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд считает, что административные исковые требования Сергиево-Посадского городского прокурора подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180, 226-227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Сергиево-Посадского городского прокурора Московской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации городского поселения Хотьково Сергиево-Посадского муниципального района Московской области о признании незаконным бездействия и понуждении принять меры к учету и обследованию лесных насаждений в границах поселения, осуществить землеустроительные работы по постановке земельных участков с лесными насаждениями на государственный кадастровый учет удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации городского поселения Хотьково Сергиево-Посадского муниципального района Московской области по непринятию мер по учету и обследованию лесных насаждений в границах поселения, неосуществлению землеустроительных работ по постановке земельных участков с лесными насаждениями на государственный кадастровый учет.

Обязать администрацию городского поселения Хотьково Сергиево-Посадского муниципального района Московской области принять меры к учету и обследованию лесных насаждений в границах поселения, осуществить землеустроительные работы по постановке земельных участков с лесными насаждениями на государственный кадастровый учет в срок до ДД.ММ.ГГГГ

Решение может быть обжаловано участвующими в деле лицами в апелляционном порядке в Московский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления его в окончательной форме через Сергиево-Посадский городской суд Московской области.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья О.О. Соболева