ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2488/19 от 18.04.2019 Советского районного суда г. Липецка (Липецкая область)

Дело № 2а-2488/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 апреля 2019 года г. Липецк

Советский районный суд города Липецка Липецкой области в составе:

председательствующего судьи Санкиной Н.А.,

при секретаре Бабаянце А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с применением аудиопротоколирования административное дело по административному иску ФИО1 к председателю Липецкого городского Совета депутатов ФИО2, Липецкому городскому Совету депутатов о признании бездействия незаконным,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась с административным исковым заявлением к председателю Липецкого городского Совета депутатов ФИО2 о признании незаконным бездействия, указав в обоснование своего требования, что 12.03.2019 она получила письмо за подписью председателя Липецкого городского Совета депутатов, в котором указывалось, что городской Совет не наделен полномочиями принимать муниципальные правовые акты, устанавливающие сроки предоставления очередникам жилых помещений. Считала, что председателем Липецкого городского Совета депутатов было нарушено действующее законодательство, а именно ч.3 ст.8 ФЗ №59 от 02.05.2006 года « О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» путем уклонения от исполнения обязанности по переадресации её обращения по компетенции.

Определением судьи к участию в деле в качестве второго административного ответчика привлечен Липецкий городской Совет депутатов.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о дате и месте судебного разбирательства извещена, просила рассмотреть дело в свое отсутствие, удовлетворив заявленные требования.

Административные ответчики в судебное заседание не явились, о дате и месте судебного разбирательства извещены, в представленном суду письменном отзыве административный иск не признали, полагая, что права административного истца не были нарушены, так как обращение ФИО1 было принято к рассмотрению, ей был дан ответ в установленные законом сроки и в пределах компетенции.

Представитель административных ответчиков по доверенности ФИО3 в письменном заявлении просила о рассмотрении дела в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Статьей 218 Кодекса административного судопроизводства РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

2

В соответствии с ч. 1 ст.219 Кодекса административного судопроизводства РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Административный истец обжалует ответ председателя Липецкого городского Совета депутатов ФИО2 от 12.03.2019, административный иск предъявлен в суд 20.03.2019, то есть с соблюдением предусмотренного ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ срока.

Как установлено судом, в Липецкий городской Совет депутатов 19.02.2019 поступило обращение ФИО1, в котором последняя, выражая несогласие с ответом Липецкого городского Совета депутатов от 12.02.2019 исх.№С-8, просила принять нормативный правовой акт, который устанавливал бы срок, обязывающий предоставить очереднику жилое помещение.

В соответствии с ч. 3 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

Муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям (ст. 19 ЖК РФ).

Статьей 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Объем полномочий органов местного самоуправления в области жилищных отношений определен в статье 14 Жилищного кодекса РФ.

При этом в соответствии с ч. 4 ст. 12 Жилищного кодекса РФ определение порядка предоставления малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации.

Основания и порядок предоставления малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда регламентирован нормами федерального законодательства, а именно главой 7 Жилищного кодекса РФ.

Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени их принятия на учет.

В соответствии с Уставом города Липецка Липецкий городской Совет депутатов входит в структуру органов местного самоуправления города Липецка и является представительным органом, обладающим правом представлять интересы населения и коллегиально принимать решения, действующие на территории города Липецка (ст. 5, ст. 34).

3

Согласно ст.36 Устава города Липецка в исключительную компетенцию городского Совета депутатов входит: 1) принятие Устава города Липецка и внесение в него изменений и дополнений; 2) утверждение бюджета города и отчета о его исполнении; 3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;4) принятие планов и программ развития города, утверждение отчетов об их исполнении; 5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; 6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами; 7) определение порядка участия города в организациях межмуниципального сотрудничества; 8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; 9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения; 10) принятие решения об удалении Главы города в отставку в соответствии со статьей 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". 2. Городской Совет своим решением: 1) принимает Регламент городского Совета; 2) устанавливает официальные символы города Липецка и порядок их официального использования; 3) утверждает по представлению Главы города: структуру администрации города, положения об отраслевых (функциональных) органах администрации города; 4) утверждает Генеральный план города; 5) устанавливает основы организации и функционирования бюджетного процесса в городе в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации; 6) утверждает правила благоустройства территории города; 7) утверждает правила землепользования и застройки города, местные нормативы градостроительного проектирования города, иные нормативные правовые акты в области градостроительства в пределах компетенции органов местного самоуправления; 8) устанавливает порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности;9) устанавливает основания признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации; 10) устанавливает размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, в расчете на одного человека;11) устанавливает максимальный размер дохода граждан и постоянно проживающих совместно с ними членов их семей и стоимости подлежащего налогообложению их имущества в целях признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования; 12) устанавливает порядок управления наемными домами, все помещения в которых находятся в муниципальной собственности; 13) устанавливает правила использования водных объектов общего пользования, находящихся в собственности города, для личных и бытовых нужд;14) устанавливает, наряду с предусмотренными Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" видами деятельности, осуществляемыми некоммерческими организациями в соответствии с учредительными документами, другие виды деятельности, направленные на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, с целью признания некоммерческих организаций социально ориентированными; 15) определяет порядок формирования, ведения перечня муниципального имущества, предоставляемого во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе социально ориентированным некоммерческим организациям, а также порядок и условия предоставления такого имущества; 16) осуществляет контроль за исполнением муниципальных программ; 17) решает вопросы территориального устройства города;

4

18) утверждает планы и программы комплексного социально-экономического развития города;19) утверждает программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры; 20) утверждает инвестиционные программы организаций коммунального комплекса по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов; устанавливает надбавки к ценам (тарифам) для потребителей; 21) вносит законодательные инициативы в Липецкий областной Совет депутатов; 22) назначает опрос граждан;23) в соответствии с земельным законодательством определяет порядок использования и охраны земель на территории города; 24) утверждает юбилейные, исторические даты города; 25) учреждает городские награды и почетные звания, премии, стипендии и иные виды поощрений и моральных стимулов, присваивает имена государственных и общественных деятелей организациям, предприятиям и учреждениям, находящимся в муниципальной собственности, и утверждает положения о них;26) присваивает наименования элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения); 27) увековечивает память о выдающихся личностях и знаменательных событиях в городе Липецке;28) учреждает печатные средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации; 29) принимает решение о проведении местного референдума, муниципальных выборов;30) принимает решения по вопросам организации деятельности городского Совета, утверждает структуру городского Совета; 31) устанавливает состав денежного вознаграждения, размер и условия его выплаты депутатам городского Совета, замещающим должность на постоянной основе, Главе города; размеры должностных окладов, ежемесячных и иных дополнительных выплат, и порядок их осуществления муниципальным служащим города Липецка;основания, порядок назначения, осуществления, приостановления, возобновления и прекращения пенсионных выплат депутатам городского Совета, замещавшим должности на постоянной основе, Главе города, муниципальным служащим города Липецка; 32) определяет должностные оклады, ставки заработной платы, порядок их установления для работников муниципальных учреждений; 33) назначает аудиторские проверки эффективности использования бюджетных средств и иного муниципального имущества;муниципальных предприятий и учреждений; 34) образует Счетную палату города Липецка, утверждает положение о ней; 35) формирует избирательную комиссию города Липецка; 36) определяет порядок исполнения наказов избирателей; 37) принимает решение об избрании Главы города из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса; 38) устанавливает порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Главы города, общее число членов конкурсной комиссии, назначает половину членов конкурсной комиссии; 39) согласовывает кандидатуры представителей в органы управления (в том числе исполнительные) и ревизионные комиссии хозяйственных обществ, более 50 процентов акций которых принадлежат муниципальному образованию город Липецк, в том числе когда акции хозяйственных обществ принадлежат на праве хозяйственного ведения или оперативного управления муниципальным унитарным предприятиям, муниципальным учреждениям города Липецка; 40) согласовывает вопрос об увеличении (об уменьшении) уставного капитала акционерного общества, более 50 процентов акций которого принадлежат муниципальному образованию город Липецк, в том числе когда акции принадлежат на праве хозяйственного ведения или оперативного управления муниципальным унитарным предприятиям, муниципальным учреждениям города Липецка.

Городской Совет рассматривает иные вопросы, отнесенные к его компетенции в соответствии с действующим законодательством.

5

В соответствии с п.2 ст.58 Устава Городской Совет по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Липецкой области, настоящим Уставом, принимает:

- нормативные правовые акты по вопросам местного значения, обязательные для исполнения на территории города, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила;

- нормативные правовые акты по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Липецкой области;

- акты по вопросам организации деятельности городского Совета;

- иные правовые акты.

Решения городского Совета принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов городского Совета. Устав города, изменения и дополнения в Устав принимаются большинством не менее 2/3 голосов от установленной численности депутатов городского Совета.

Из вышеприведенных норм следует, что Липецкий городской Совет депутатов, являясь представительным органом местного самоуправления города Липецка, на сессии городского Совета принимает по вопросам местного значения муниципальные правовые акты, в том числе нормативные правовые. Однако порядок предоставления малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда урегулирован нормами Жилищного кодекса РФ, полномочия принимать подобный нормативный акт у Липецкого городского Совета депутатов отсутствуют.

Согласно ст. 8 Федерального закона РФ от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 ст. 11 настоящего Федерального закона (ч. 3).

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.

В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Таким образом, законодательно предусмотрено, что для каждого государственного органа устанавливаются свои компетенция и полномочия, государственные органы не могут подменять друг друга.

6

На основании п. 5 ст.11 указанного выше Федерального закона в случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.

Судом установлено, что реализуя законодательно установленное право, ФИО1 обратилась в Липецкий городской Совет депутатов с требованием принять нормативный правовой акт, устанавливающий срок от даты постановки на учет нуждающихся, в который очереднику орган местного самоуправления по договору социального найма обязан предоставить жилое помещение.

В письменном ответе административный ответчик, ссылаясь на нормы действующего законодательства, разъяснил, что у Липецкого городского Совета депутатов отсутствуют полномочия принимать подобный нормативный правовой акт.

В данном ответе городской Совет, учитывая несогласие заявителя с предыдущим сообщением по аналогичному вопросу, указал, что в нем содержалось мнение городского Совета относительно вопроса о первоочередном предоставлении жилья очередникам, принятым на учет до 1 марта 2005 года, основанное на нормах Жилищного законодательства РФ, а также привел позицию суда, принявшего решения по требованиям ФИО1, касающимся нарушения жилищных прав и необходимости принятия правого акта, устанавливающего сроки исполнения обязанности по предоставлению социального жилья, разъяснив право их обжалования.

Таким образом, Липецкий городской Совет депутатов рассмотрел обращение ФИО1 по существу в соответствии со своей компетенцией и дал ответы на все поставленные в обращении вопросы.

В данном случае поступившее обращение ФИО1 не подлежало переадресации.

Таким образом, нарушений прав ФИО1 действиями административных ответчиков допущено не было.

Её обращение было зарегистрировано, принято к рассмотрению и в соответствии со ст.9 Федерального закона № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», ФИО1 был дан ответ.

В соответствии с ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

7

Поскольку ответ от 12.03.2019 за номером С-8/6 за подписью председателя Липецкого городского Совета депутатов, дан в соответствии с нормами действующего законодательства, в пределах полномочий должностного лица, бездействия административными ответчиками не допущено, при этом, права и законные интересы административного истца не нарушены, следовательно, административный иск ФИО1 не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

В административном иске ФИО1 к председателю Липецкого городского Совета депутатов ФИО2, Липецкому городскому Совету депутатов о признании бездействия незаконным, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Советский районный суд города Липецка в течение месяца.

Председательствующий: /подпись/ Н.А. Санкина

Мотивированное решение суда составлено 23.04.2019.