ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2488/2018 от 21.05.2018 Кировского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Дело № 2а-2488/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 мая 2018 года город Саратов

Кировский районный суд города Саратова:

в составе председательствующего судьи Медной Ю.В.,

при секретаре Ханиной Е.Н.,

с участием административного истца ФИО1,

представителя административного ответчика Главного управления Министерства внутренних дел России по Саратовской области ФИО2,

представителя административного ответчика Управления Министерства внутренних дел России по городу Саратову ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Главному управлению Министерства внутренних дел России по Саратовской области, Управлению Министерства внутренних дел России по городу Саратову, сотруднику отдела по вопросам миграции отдела полиции № 3 в составе Управления Министерства внутренних де России по городу Саратову ФИО4 о признании незаконным отказа в предоставлении государственной услуги, обязании выдать паспорт гражданина Российской Федерации,

установил:

ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, мотивируя свои требования тем, что 13 марта 2018 года он обратился в отдел по вопросам миграции отдела полиции № 3 в составе Управления Министерства внутренних дел России по городу Саратову (далее ОВМ ОП № 3 в составе УМВД РФ по г. Саратову) с заявлением о замене паспорта гражданина Российской Федерации в связи с достижением возраста 20 лет, приложив к нему квитанцию об оплате государственной пошлины, фотографии и паспорт, подлежащий замене. Однако в нарушение требований постановления Правительства РФ от 08 июля 1997 года № 828 сотрудник ОВМ ОП № 3 в составе УМВД РФ по г. Саратову ФИО4 отказалась принимать у него документы на обмен паспорта, поясни, что отдел по вопросам миграции обменом паспортов больше не занимается и ему нужно обратиться в любой многофункциональный центр (далее МФЦ).

В тот же день административный истец обратился в Главное управление Министерства внутренних дел России по Саратовской области (далее ГУ МВД России по Саратовской области) с заявлением, в котором содержалась просьба разобраться в сложившейся ситуации, однако ответ на данное заявление ему не поступил.

Полагая, что сотрудник ОВМ ОП № 3 в составе УМВД РФ по г. Саратову незаконно отказала ему в замене паспорта и принудила обратиться в многофункциональный центр, что нарушает его право на уважение частной жизни в связи с необходимостью раскрытия персональных данных, ФИО1 просит признать незаконными отказ в предоставлении государственной услуги – обмен паспорта гражданина Российской Федерации и понуждение обратиться в МФЦ, восстановить его право на получение государственной услуги по обмену паспорта гражданина Российской Федерации непосредственно в ОВМ ОП № 3 в составе УМВД РФ по г. Саратову и обязать ГУМВД России по Саратовской области обменять ему паспорт гражданина Российской Федерации в ОВМ ОП № 3 в составе УМВД РФ по г. Саратову.

Административный истец ФИО1 в судебном заседании административные исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске. Также пояснил, что не помнит точное время посещения ОВМ ОП № 3 в составе УМВД РФ по г. Саратову, это было примерно в 14 часов, при этом он помнит, что приходил в данное подразделение в часы приема.

Представитель административного ответчика ГУ МВД России по Саратовской области ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме, пояснила, что в соответствии с графиком, установленным Административным регламентом МВД России по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденным Приказом МВД России от 13 ноября 2017 года № 851, прием граждан осуществляется в определенные часы. В день обращения ФИО1 в ОВМ ОП № 3 в составе УМВД РФ по г. Саратову 13 марта 2018 года, т.е. во вторник, часы приема граждан были с 15.00 до 20.00. В связи с тем, что административный истец обратился с заявлением о замене паспорта ранее указанного времени, сотрудник ОВМ ФИО4 разъяснила ему, что прием документов не осуществляется, и он имеет право обратиться с соответствующим заявлением в любой МФЦ, если не хочет ожидать часов приема документов.

Представитель административного ответчика Управления Министерства внутренних дел России по городу Саратову ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила в удовлетворении административного иска отказать, дала пояснения, аналогичные доводам представителя ГУМВД России по Саратовской области.

Административный ответчик сотрудник отдела по вопросам миграции отдела полиции № 3 в составе Управления Министерства внутренних де России по городу Саратову ФИО4 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, причины неявки суду не известны.

Учитывая положения ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) и мнения участников процесса, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица, участвующего в деле.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, приходит к следующему.

Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Глава 22 КАС РФ предполагает возможность оспаривания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего и рассмотрение административного дела по предъявленному административному исковому заявлению, если гражданин, организация, иные лица полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно статье 10 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве РФ" документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, определяются федеральным законом.

В силу пункта 7 постановления Правительства Российской Федерации от 08 июля 1997 года N 828 "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации" паспорт, выданный в нарушение установленного порядка или оформленный на утраченном (похищенном) бланке паспорта, подлежит изъятию органом внутренних дел Российской Федерации, Федеральной миграционной службой или ее территориальным органом, выявившим такой паспорт.

Сроки и последовательность административных процедур (действий) Главного управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации, подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях (в том числе подразделений по вопросам миграции отделов (отделений, пунктов) полиции территориальных органов МВД России на районном уровне), а также порядок взаимодействия ГУВМ МВД России и подразделений по вопросам миграции с федеральными органами исполнительной власти, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления при предоставлении государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации определяется Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденным Приказом МВД России от 13.11.2017 N 851 (далее Административный регламент).

В силу п. 12 Административного регламента по телефону, при личном либо письменном обращении сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, федеральные государственные гражданские служащие и работники территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях обязаны сообщить исчерпывающую информацию по вопросам предоставления государственной услуги.

П. 4 Административного регламента устанавливает, что информирование осуществляется по вопросам, касающимся:

способов подачи заявления о предоставлении государственной услуги;

адресов подразделений по вопросам миграции и многофункциональных центров, в которые можно обратиться с заявлением о предоставлении государственной услуги;

графиков работы подразделений по вопросам миграции, предоставляющих государственную услугу;

документов, необходимых для предоставления государственной услуги;

порядка и сроков предоставления государственной услуги;

порядка досудебного (внесудебного) обжалования действий (бездействия) должностных лиц и принимаемых ими решений при предоставлении государственной услуги.

Как следует из положений п. 17 Административного регламента, прием граждан должностными лицами, участвующими в предоставлении государственной услуги, производится в будние дни в дневное и вечернее время, а также 1-ю и 3-ю субботы месяца (за исключением праздничных дней). Понедельник после рабочей субботы - неприемный день.

Пунктом 18 Административного регламента предусмотрен график приема граждан должностными лицами подразделений по вопросам миграции, участвующими в предоставлении государственной услуги, в соответствии с которым, в частности, во вторник часы приема с 15.00 до 20.00.

Согласно п. 87 Административного регламента основанием для начала административной процедуры является подача лично гражданином заявления о выдаче (замене) паспорта:

на бумажном носителе непосредственно в ГУВМ МВД России или подразделение по вопросам миграции во всех случаях, предусмотренных пунктом 72 Административного регламента, либо через многофункциональный центр с представлением всех необходимых документов в случаях, предусмотренных пунктом 74 Административного регламента;

в электронной форме с использованием Единого портала и приложением личной фотографии в виде электронного файла в случаях, предусмотренных абзацем первым пункта 73 Административного регламента.

В судебном заседании установлено, что 13 марта 2018 года ФИО1 обратился в ОВМ ОП № 3 в составе УМВД России по городу Саратову с заявлением о замене паспорта гражданина РФ, удостоверяющего личность гражданина РФ на территории РФ, в связи с достижением 20-летнего возраста.

Согласно доводам административного истца, сотрудником ОВМ ОП № 3 в составе УМВД России по городу Саратову в предоставлении указанной государственной услуги ему было необоснованно отказано и предложено подать документы через МФЦ.

При этом в судебном заседании 24 апреля 2018 года ФИО1 пояснил, что его обращение в ОВМ ОП № 3 в составе УМВД России по городу Саратову имело место в часы приема, примерно в 14 часов.

Как следует из объяснений ФИО4, полученных в рамках рассмотрения заявления ФИО1, поданного в ГУ МВД России по Саратовской области 13 марта 2018 года, 13 марта 2018 года ею проводился прием в кабинете 204. В соответствии с Административным регламентом прием документов в указанный день (вторник) осуществлялся с 15.00 до 20.00. Предполагает, что административный истец обратился на прием по вопросу замены паспорта в первой половине дня в часы приема по вопросам гражданства, в связи с чем данному гражданину ею было предложено для его удобства сдать документы в МФЦ либо подать заявление на сайте гос.услуг, либо обратиться в часы приема, установленные Административным регламентом.

При таком положении каких-либо нарушений приведенных выше нормативных правовых предписаний сотрудником ОВМ ОП № 3 в составе УМВД России по городу Саратову ФИО4 допущено не было.

К данным в судебном заседании 21 мая 2018 года объяснениям ФИО1 о том, что он обратился с заявлением о замене паспорта в часы приема, т.е. после 15.00, суд относится критически, поскольку они противоречат его же объяснениям в судебном заседании 24 апреля 2018 года.

Каких-либо иных доказательств, подтверждающих доводы административного истца в указанной части, суду не представлено.

Кроме того, ФИО1 заявлены требования о признании незаконным отказа в предоставлении государственной услуги по замене паспорта гражданина Российской Федерации, между тем, в судебном заседании установлено, что решение об отказе в замене паспорта административному истцу в устной либо письменной форме административными ответчиками не принималось, поскольку соответствующее заявление ФИО1 о замене паспорта в миграционный орган не поступало и не рассматривалось.

Исходя из фактических обстоятельств дела, разъяснение ФИО1 сотрудником ОВМ положений действующего законодательства и его права на подачу заявления о замене паспорта через МФЦ не может быть расценено как понуждение либо как иные действия, нарушающие права и законные интересы административного истца.

Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

По смыслу ст.ст. 218, 227 КАС РФ решения и действия (бездействие) органа, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, могут быть признаны соответственно недействительными, незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действия (бездействия) закону и нарушения таким решением, действием (бездействием) прав и законных интересов административного истца.

Таким образом, при недоказанности хотя бы одного из названных условий заявление не может быть удовлетворено.

Согласно ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Анализируя представленные сторонами доказательства в их совокупности, исходя из вышеуказанных норм материального права, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования ФИО1 о признании незаконным отказа в предоставлении государственной услуги, обязании выдать паспорт гражданина Российской Федерации удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Саратова.

Срок составления мотивированного решения – 25 мая 2018 года.

Судья Ю.В. Медная