Дело № 2а-2488/2021
УИД:59RS0004-01-2021-002807-62
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Ленинский районный суд г.Перми в составе:
председательствующего судьи Евдокимовой Т.А.,
при секретаре Бикаевой Г.А.,
с участием административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика Администрации Губернатора Пермского края, Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Пермского края и урегулированию конфликта интересов – ФИО2, действующей на основании доверенностей,
представителя административного ответчика Губернатора Пермского края – ФИО3, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 ФИО11 к Администрации Губернатора Пермского края, Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Пермского края и урегулированию конфликта интересов, образованной в Администрации Губернатора Пермского края, Губернатору Пермского края о признании решения незаконным,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации Губернатора Пермского края, Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Пермского края и урегулированию конфликта интересов, образованной в Администрации Губернатора Пермского края, Губернатору Пермского края, просит признать незаконным решение комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Пермского края и урегулированию конфликта интересов, образованной в Администрации губернатора Пермского края, изложенное в пункте 2 протокола № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому замещение ФИО1 на условиях трудового договора должности в ПГНИУ нарушает требование статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что ДД.ММ.ГГГГ комиссия по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Пермского края и урегулированию конфликта интересов, образованная в Администрации губернатора Пермского края, вынесла решение в форме протокола № 10 от 14.12.2020, пунктом 2 которого было установлено, что замещение ФИО1 на условиях трудового договора должности помощника ректора в Пермском государственном национальном исследовательском университете нарушает требования статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Руководителю Администрации губернатора Пермского края рекомендовано об указанных обстоятельствах проинформировать органы прокуратуры и уведомившую организацию. ДД.ММ.ГГГГ выписка из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ с решением комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Пермского края и урегулированию конфликта интересов, образованной в Администрации губернатора Пермского края была направлена в адрес административного истца по почте. ДД.ММ.ГГГГ названная выписка из протокола от ДД.ММ.ГГГГ была получена истцом, о чем свидетельствует отчет Почты России об отслеживании отправления с почтовым идентификатором №. Административный истец считает, что оспариваемым решением нарушены ее трудовые права, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, на основании следующего.Согласно действующего законодательства административный истец обязана в течение двух лет после увольнения с государственной гражданской службы получать согласие соответствующей комиссии на замещение на условиях трудового договора должности в организации при наличии двух условий одновременно, а именно, если замещаемая ранее должность государственной службы включена в соответствующий перечень должностей истец осуществляла отдельные функции государственного управления в отношении данной организации во время прохождения государственной службы. Работая в должности заместителя руководителя Администрации губернатора Пермского края (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) какими-либо из вышеуказанных полномочий в отношении ПГНИУ истец не обладала, ни в силу федерального и регионального законодательства, ни в силу своего должностного регламента. Пермский государственный национальный исследовательский университет, где ФИО1 трудится в настоящее время, в соответствии со своим Уставом, утвержденным приказом Минобрнауки России от 01.02.2021 № 69, является федеральнымгосударственным автономным учреждением высшего образования. Администрация губернатора Пермского края в соответствии с Уставом Пермского края является региональным государственным органоми не обладает полномочиями принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении высших учебных заведений. Таким образом, в полномочиях истца как заместителя руководителя Администрации губернатора Пермского края, указанных полномочий управления вузами и, в частности, ПГНИУ, не было. Соответственно, обязанности в соответствии с ФЗ «О противодействии коррупции» подавать заявление при Администрации губернатора не было. Деятельность административного истца в качестве сотрудника федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Пермский государственный национальный исследовательский институт» не связана с коррупционными рисками и не могла повлечь коллизии публичных и частных интересов в связи с исполнением ею ранее служебных обязанностей государственного гражданского служащего Пермского края. При таких обстоятельствах, решение комиссии является незаконным, не соответствующим нормам материального права. Кроме того административным истцом во время прохождения государственной службы не осуществлялись отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления в отношении федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «ПГНИУ», ее должностные (служебные) обязанности эти функции не входили, следовательно рассмотрение уведомления не должно было выноситься на заседание комиссии. Таким образом, в рассматриваемом случае комиссия рассмотрела уведомление, которое не должно было выноситься на заседание комиссии, и соответственно вынесла решение с превышением полномочий. Также с мотивированным заключением должностные лица комиссии вопреки рекомендациям Минтруда РФ истца не ознакомили, тем самым нарушили право на защиту ее интересов на заседании комиссии.
Административный истец в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивала. Дал пояснения аналогичные доводам, изложенным в административном исковом заявлении и дополнительных пояснениях.
Представитель административных ответчиков Администрации Губернатора Пермского края, Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Пермского края и урегулированию конфликта интересов в судебном заседании требования не признала, дала пояснения аналогичные доводам, изложенным в возражениях (л.д. 54-69 том 1, 70-76, 189-199 том 2), из содержания которого следует, что заявленные требования не признает.
Определением Ленинского районного суда г. Перми от 08.06.2021 (в протокольной форме) к участию в деле в качестве ответчика привлечен губернатор Пермского края, в качестве заинтересованного лица Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Пермский государственный национальный исследовательский институт».
Представитель административного ответчика Губернатора Пермского края в судебном заседании требования не признал, дал пояснения аналогичные доводам, изложенным в отзыве (л.д. 98-103 том 2).
Заинтересованное лицо ФГАОУ ВО «ПГНИУ» в судебное заседание представителя не направило, извещено, ранее представило письменные пояснения, согласно которых поддерживает исковые требования (л.д. 94-97 том 2).
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
На основании ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия(бездействие).
Согласно п. 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из анализа положений статей 218, 226, 227 КАС РФ следует, что для принятия судом решения о признании решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет» направило в администрацию губернатора Пермского края уведомление №о заключении трудового договора с ФИО1 ФИО12 (л.д. 70 том 1).
Согласно уведомления ФИО1 замещала должность государственной гражданской службы Пермского края заместителя руководителя Администрации губернатора Пермского края.
В соответствии с приказом «ПГНИУ» от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО1 принята на должность – помощник ректора, в связи с чем, заключен трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ№. В основные обязанности по занимаемой должности входит оказание помощи ректору в планировании и проведении мероприятий.
Отделом по профилактике коррупционных и иных правонарушений Администрации на основании поступившего уведомления вынесено мотивированное заключение о соблюдении гражданином, замещавшим должность государственной гражданской службы, требований ст. 12 ФЗ от 25.12.2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (л.д. 71-92 том 1).
ДД.ММ.ГГГГ проведено заседание комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Пермского края и урегулированию конфликта интересов, образованной в Администрации губернатора Пермского края.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО1 направлено извещение о дате и времени проведения заседания комиссии, которое состоится ДД.ММ.ГГГГ в 14:05 часов в режиме видео-конференц-связи. Извещение получено ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 34, 36 том 2).
Протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ на повестку поставлен вопрос:
О рассмотрении уведомления федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Пермский государственный национальный исследовательский институт» о заключении срочного трудового договора с ФИО1 ФИО13, ранее замещавшей должность государственной гражданской службы - заместителя руководителя Администрации губернатора Пермского края.
Комиссией по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Пермского края и урегулированию конфликта интересов принято решение: установить, что замещение ФИО1 на условиях трудового договора должности ПГНИУ нарушает требования ст. 12 ФЗ от 25.12.2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Рекомендовано руководителю Администрации губернатора Пермского края проинформировать об указанных обстоятельствах органы прокуратуры и уведомившую организацию (л.д. 83-88).
Из представленных документов следует, что согласно распоряжению губернатора Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ№-№ ФИО1 назначена на должность государственной гражданской службы Пермского края заместителя руководителя Администрации губернатора Пермского края с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 89 том 1).
Распоряжением губернатора Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ№-ркрасторгнут служебный контракт, освобождена от замещаемой должности государственной гражданской службы Пермского края и уволена с государственной гражданской службы Пермского края ФИО1, заместитель руководителя Администрации губернатора Пермского края, ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 90 том 1).
Должность заместителя руководителя включена в перечень должностей, на которые распространяются запреты и ограничения, установленные ст. 12 ФЗ «О противодействии коррупции» (л.д. 96-98 том1).
В период замещения должности заместителя руководителя Администрации, свою деятельность ФИО1 осуществляла на основании должностных регламентов.
В соответствии с должностным регламентом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 127-138 том 1), заместитель руководителя обязан:
исполнять должностные обязанности в соответствии с распределением обязанностей между руководителем Администрации и его заместителями;
курировать решение отдельных вопросов, в том числе:
обеспечивать рассмотрение и, при необходимости, согласование поступивших обращений, проектов правовых актов и других документов; рассматривать подготовленные структурными подразделениями проекты документов по вопросам, относящимся к компетенции структурных подразделений, визировать или подписывать указанные проекты документов.
Заместитель руководителя Администрации для выполнения возложенных на него служебных обязанностей в установленном порядке вправе:
давать гражданским служащим структурных подразделений обязательные для исполнения поручения по вопросам, относящимся к компетенции структурных подразделений, и требовать от них отчет об их исполнении;
привлекать при необходимости в установленном порядке для проработки вопросов, относящихся к компетенции структурных подразделений, представителей государственных органов, органов местного самоуправления и организаций;
согласовывать в установленном порядке проекты нормативных и иных правовых актов, другие документы.
Заместитель руководителя Администрации имеет право подписи в
соответствии с распределением обязанности между руководителем
Администрации и его заместителями.
В соответствии с должностным регламентом от 28.06.2019 года (л.д. 140-149 том 1) заместитель руководителя обязан:
исполнять должностные обязанности в соответствии с распределением обязанностей между руководителем Администрации и его заместителями;
курировать решение отдельных вопросов, в том числе:
обеспечивать рассмотрение и, при необходимости, согласование поступивших обращений, проектов правовых актов и других документов, визировать или подписывать указанные проекты документов;
Заместитель руководителя Администрации для выполнения возложенных на него служебных обязанностей в установленном порядке вправе:
привлекать при необходимости в установленном порядке для проработки вопросов, относящихся к компетенции структурных подразделений Администрации, представителей государственных органов, органов местного самоуправления и организаций;
согласовывать в установленном порядке проекты нормативных и иных правовых актов, другие документы.
Распоряжением руководителя администрации губернатора Пермского края от 30.01.2017 года № СЭД-01-37-ра-10 утверждено распределение обязанностей между руководителем Администрации губернатора Пермского края и заместителями руководителя Администрации губернатора Пермского края (л.д. 152, 153-157 том 1).
Заместитель руководителя Администрации губернатора Пермского края курирует решение следующих вопросов:
обеспечение функционирования системы стратегического и среднесрочного планирования социально-экономического развития Пермского края;
обеспечение губернатора Пермского края и руководства Администрации" прогнозными и информационно-аналитическими материалами для принятия управленческих решений по вопросам социально-экономического развития Пермского края;
обеспечение исполнения по поручению губернатора Пермского края, руководства Администрации запросов (поручений) федеральных органов государственной власти, их должностных лиц, иных респондентов на предоставление информационно-аналитических материалов по вопросам социально-экономического развития Пермского края;
формирование и развитие системы комплексного информационного обеспечения данными по социально-экономическому развитию Пермского края;
организация проектной деятельности в исполнительных органах государственной власти Пермского края, Администрации, Аппарат Правительства Пермского края и органах местного самоуправления муниципальных образований Пермского края (далее - органы местного самоуправления);
обеспечение деятельности регионального проектного комитета - межведомственной комиссии по планированию социально-экономического развития Пермского края;
обеспечение нормативной и методологической поддержки проектной деятельности в исполнительных органах государственной власти Пермского края, Администрации, Аппарате Правительства Пермского края; координация деятельности регионального проектного офиса; обеспечение автоматизации проектной деятельности; организация развития информационно-аналитической системы Пермского края, в том числе подсистемы управления государственными программами;
координация формирования консолидированных бюджетов проектов, привлечения средств федерального бюджета при реализации проектов;
организация мониторинга и контроля реализации государственных программ Пермского края, проектов, «дорожных карт» и непроектных мероприятий, контроля за соблюдением нормативных и методических требований к ним;
методологическое и методическое обеспечение стратегического планирования в Пермском крае в части разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Пермского края;
организация использования проектных методов управления в деятельности исполнительных органов государственной власти Пермского края, структурных подразделений Администрации, Аппарата Правительства Пермского края;
осуществление мониторинга и контроля привлечения федеральных финансовых средств на социально-экономическое развитие Пермского края.
Осуществляет координацию деятельности следующих структурных
подразделений Администрации: департамента макроэкономики; департамента мониторинга.
Подписывает: соглашения, договоры (государственные контракты), дополнительные соглашения к ним, акты выполненных работ (услуг), финансовые и бухгалтерские документы по целевым статьям Администрации по направлениям деятельности структурных подразделений Администрации, координацию деятельности которых осуществляет, в том числе по выполнению мероприятий, предусмотренных государственными программами; иные документы, необходимые для заключения, исполнения и расторжения соглашений, договоров (государственных контрактов), дополнительных соглашений к ним.
В мотивированном заключении о соблюдении гражданином, замещавшим должность государственной гражданской службы, требований ст. 12 ФЗ от 25.12.2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлено, а также подтверждается материалами дела, что в период замещения ФИО1 должности заместителя руководителя Администрации (с 20.03.2017 по 31.12.2019) между Администрацией и ПГНИУ заключено шесть государственных контрактов (на общую сумму 1 570 241 рублей):
№ от ДД.ММ.ГГГГ по оказанию услуг по организации и проведению научно-исследовательской конференции молодых ученых по актуальным вопросам развития политических процессов и политической культуры па сумму <данные изъяты> рублей;
№ДД.ММ.ГГГГ по оказанию услуг по дополнительному профессиональному образованию государственных гражданских служащих Администрации и исполнительных органов государственной власти Пермского края (далее - ИОГВ) в соответствии с требуемыми направлениями подготовки в рамках централизованного обучения на сумму <данные изъяты> рублей;
№ от ДД.ММ.ГГГГ по оказанию услуг по организации и проведению курсов повышения квалификации государственных гражданских служащих Администрации и ИОГВ на сумму <данные изъяты> рубля;
№ от ДД.ММ.ГГГГ по оказанию услуг и проведению курсов повышения квалификации государственных гражданских служащих Администрации и ИОГВ на тему «Юридические техники в деятельности органов государственной власти» на сумму <данные изъяты> рублей;
№ от ДД.ММ.ГГГГ по оказанию экспертных услуг в порядке ст. 41, ч. 4 ст. 94 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» на сумму <данные изъяты> рублей;
№ от ДД.ММ.ГГГГ по оказанию услуг по обучению (повышению квалификации) по теме «Управленческие компетенции руководителей правовых служб органов государственной власти Пермского края» на сумму <данные изъяты> рублей.
Также личная подпись ФИО1 имеется на государственных контрактах в качестве представителя заказчика, в актах сдачи-приемки оказанных услуг, листах согласования.
Также с представителями ПГНИУ ежегодно заключались государственные контракты по оказанию услуг независимых экспертов, участвующих в заседаниях комиссий, образуемых в администрации.
Инициатором государственных закупок выступал департамент государственной службы и профилактики коррупции Администрации, курируемый заместителем руководителя Администрации ФИО1
Со стороны Администрации государственные контракты подписаны в 2018, 2019 годах – директором департамента государственной службы и профилактики коррупции Администрации ФИО4, деятельность которого курировалась заместителем руководителя Администрации ФИО1
В соответствии с распоряжением исполняющего обязанности руководителя Администрации ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ года № № директор департамента государственной службы и профилактики коррупции Администрации ФИО4 наделена правом подписи от имени Администрации договоров (государственных контрактов), дополнительных соглашений к ним по направлениям деятельности возглавляемого структурного подразделения.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 12 Федерального закона 273-ФЗ «О противодействии коррупции» гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
Гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязан при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), указанных в части 1 настоящей статьи, сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы.
Несоблюдение гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, после увольнения с государственной или муниципальной службы требования, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, влечет прекращение трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 настоящей статьи, заключенного с указанным гражданином (п. 3).
Согласно п. 4 Методических рекомендаций по вопросам соблюдения ограничений, налагаемых на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора с организацией, Условиями, влекущими распространение на гражданина обязанности получения согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов (далее - комиссия), являются:
нахождение должности, которую замещал гражданин, в перечне, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации;
в должностные (служебные) обязанности гражданина - бывшего государственного (муниципального) служащего входили отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления организацией, в которую он трудоустраивается. В случае, если в должностные обязанности по той должности, которую служащий замещал, входили функции государственного, муниципального (административного) управления в отношении организации, в которую он трудоустраивается, то он обязан получить согласие комиссии на трудоустройство в данную организацию;
прошло менее двух лет со дня увольнения гражданина с государственной (муниципальной) службы;
заключение трудового договора вне зависимости от размера заработной платы либо заключение гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), стоимость выполнения работ (оказания услуг) по которому (которым) составляет более ста тысяч рублей в течение месяца.
При принятии решения о целесообразности получения согласия комиссии необходимо учитывать положения пункта 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 ноября 2017 г. N 46 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно которому трудоустройство гражданина - бывшего государственного (муниципального) служащего в другой государственный (муниципальный) орган, в том числе на должность, не относящуюся к должностям государственной (муниципальной) службы, либо заключение с указанным органом гражданско-правовой договор (договоры) не порождает обязанности, предусмотренные статьей 12 Федерального закона N 273-ФЗ (п. 6).
В случае, если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления организацией, в которую трудоустраивается гражданин, входили в его должностные (служебные) обязанности, ему рекомендуется представить в организацию согласие комиссии, поскольку трудовой (гражданско-правовой) договор может быть заключен с таким гражданином только при наличии такого согласия. В условиях его отсутствия договор будет считаться заключенным с нарушением установленных правил заключения и подлежит прекращению по пункту 11 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), как заключенный в нарушение установленных ТК РФ, иным федеральным законом ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности; в других случаях, предусмотренных федеральными законами (абзац пятый части первой статьи 84 ТК РФ) (п. 46).
Согласно ч. 3.1 ст. 17 Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», гражданин, замещавший должность гражданской службы, включенную в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с гражданской службы не вправе без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу (оказывать данной организации услуги) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего. Согласие соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Частью 4 статьи 1 Федерального закона N 273-ФЗ установлено, что функции государственного, муниципального (административного) управления организацией представляют собой полномочия государственного или муниципального служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений.
Письмом Минтруда России от 15 октября 2012 года N 18-2/10/1-2088 "Об обзоре типовых случаев конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядке их урегулирования" даны разъяснения о функциях государственного (муниципального) управления. Осуществление функций государственного управления предполагает, в том числе: размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, в том числе участие в работе комиссии по размещению заказов; осуществление государственного надзора и контроля; подготовку и принятие решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также ограниченных ресурсов (квот, земельных участков и т.п.).
Как установлено судом, до увольнения с государственной гражданской службы в должностные обязанности административного истца были включены обязанности, связанные с функцией государственного управления, в том числе осуществление функций государственного управления в отношении ПГНИУ (заключение и согласование государственных контрактов, договоров), следовательно, замещение ею на условиях трудового договора должности помощника ректора с функциональными обязанностями по взаимодействию с органами исполнительной власти, создает предпосылки для возникновения конфликта интересов.
Довод истца о том, что, занимая должность государственной гражданской службы, она не имела полномочий по управлению в отношении ПГНИУ, а потому к ней не могут применяться ограничения, установленные ч. 1 ст. 12 Федерального закона N 273-ФЗ, признан судом не состоятельным.
С учетом изложенного, Комиссия обоснованно пришла к выводу о том, что на момент трудоустройства в ПГНИУ, ФИО1 необходимо было получить согласие Комиссии. Выводы комиссии мотивированны, соответствуют фактическим данным и требованиям закона.
Учитывая требования закона о приоритетности мер по предупреждению коррупции (подпункт "а" пункта 2 статьи 1, пункт 6 статьи 3, часть 1 статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ), а также тот факт, что деятельность ПГНИУ не связана с обеспечением исполнения государственных или иных публичных полномочий, направлена, в том числе и на получение прибыли, принимая во внимание, что в период замещения должности государственной гражданской службы ФИО1 осуществляла функции государственного управления в отношении указанной организации, суд приходит к выводу о возможном возникновении конфликта интересов.
В связи с чем, решение Комиссии о том, что замещение ФИО1 на условиях трудового договора должности в ПГНИУ нарушает требование статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» является законным и обоснованным.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что оснований для признания оспариваемого решения, изложенного в протоколе № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, не имеется, судом не установлено.
Согласно ч. 4 ст. 12 Федерального закона N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 настоящей статьи, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Указом Губернатора Пермского края от 24.08.2010 N 59 утверждено Положение «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Пермского края и урегулированию конфликта интересов и о внесении изменений в отдельные указы губернатора Пермского края»
В соответствии с п.п. д п. 15 Положения, основаниями для проведения заседания комиссии являются: поступившее в соответствии с частью 4 статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и статьей 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации в государственный орган края уведомление работодателя о заключении с гражданином, замещавшим в государственном органе края должность гражданской службы, включенную в перечень должностей, утвержденный нормативным правовым актом Пермского края, трудового договора или гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) на выполнение работ (оказание услуг), если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, исполняемые во время замещения должности в государственном органе, при условии, что указанному гражданину комиссией ранее было отказано во вступлении в трудовые и гражданско-правовые отношения с указанным работодателем или что вопрос о даче согласия такому гражданину на замещение им на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнение в данной организации работ (оказание данной организации услуг) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) комиссией не рассматривался.
Уведомление, указанное в подпункте "д" пункта 15 настоящего Положения, рассматривается структурным подразделением государственного
органа края, осуществляющим в органе функции по профилактике коррупционных и иных правонарушений, либо должностным лицом государственного органа края, ответственным за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, которое осуществляет подготовку мотивированного заключения о соблюдении гражданином, замещавшим должность гражданской службы в государственном органе края, требований статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (п. 163).
По итогам рассмотрения вопроса, указанного в подпункте "д" пункта 15 настоящего Положения, комиссия принимает в отношении гражданина, замещавшего должность гражданской службы в государственном органе края, одно из следующих решений:
а) дать согласие на замещение им должности в организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора в данной организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности;
б) установить, что замещение им на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнение в данной организации работ (оказание услуг) нарушает требования статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции". В этом случае комиссия рекомендует руководителю государственного органа края проинформировать об указанных обстоятельствах органы прокуратуры и уведомившую организацию (п. 24.1).
Решения комиссии оформляются протоколами, которые подписывают члены комиссии, принимавшие участие в ее заседании. Решения комиссии, за исключением решения, принимаемого по итогам рассмотрения вопроса, указанного в абзаце втором подпункта "б" пункта 15 настоящего Положения, для руководителя государственного органа края носят рекомендательный характер. Решение, принимаемое по итогам рассмотрения вопроса, указанного в абзаце втором подпункта "б" пункта 15 настоящего Положения, носит обязательный характер (п. 28).
Решение Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Пермского края и урегулированию конфликта интересов принято уполномоченными лицами, в пределах предоставленных им полномочий, с соблюдением установленной процедуры.
Довод о том, что административный истец не была ознакомлена с мотивированным заключением, признан судом не состоятельным, поскольку о дне заседания комиссии административный истец была извещена заблаговременно, имела возможность заранее ознакомиться с имеющимися документами, однако данным правом не воспользовалась.
Каких-либо иных нарушений действующего законодательства, которые могли бы повлиять на законность принятого Комиссией решения, не установлено, необходимый кворум для принятия решения имелся, административный истец принимала участие в заседании комиссии, решение принято единогласно.
Факт нарушения прав административного истца принятым решениям также не установлен. Кроме того, как следует из административного искового заявления и пояснений административного истца, она с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время он работает ФГАУ ВО «ПГНИУ», в связи с чем нарушений ее прав на труд не допущено.
Совокупности, установленной статьей 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, для удовлетворения заявленных требований судом не установлено, поскольку материалами дела подтверждается законность принятого Комиссией по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Пермского края и урегулированию конфликта интересов решения, заявителем не представлено доказательств, подтверждающих факт нарушения ее прав действиями административных ответчиков, оснований для удовлетворения требований ФИО1 не имеется, в удовлетворении требований административного истца следует отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ суд,
решил:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 ФИО14 к Администрации Губернатора Пермского края, Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Пермского края и урегулированию конфликта интересов, образованная в Администрации Губернатора Пермского края, Губернатору Пермского края о признании незаконным решения, изложенного в пункте 2 протокола № № от ДД.ММ.ГГГГ - отказать.
Решение суда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.
Судья подпись Т.А. Евдокимова
Копия верна. Судья
Мотивированное решение изготовлено 20.07.2021 года.
Подлинник документа находится в деле № 2а-2488/2021
В Ленинском районном суде г. Перми.