ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2489/21 от 02.07.2021 Дмитровского городского суда (Московская область)

Дело № 2а-2489/21

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 июля 2021 года Дмитровский городской суд Московской области в составе судьи Мишиной Т.Г., при секретаре судебного заседания Осиповой А.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Авдояна ФИО8 к Межмуниципальному отделу по г. Лобня и Дмитровскому району Управления Росреестра по Московской области о признании незаконными решений об отказе в государственном кадастровом учете и обязании осуществить государственный кадастровый учет изменений объектов недвижимости,

при участи: представителя административного истца – ФИО1 ФИО9

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Авдоян ФИО10 обратился в суд с административным иском к административному ответчику Межмуниципальному отделу по г. Лобня и Дмитровскому району Управления Росреестра по Московской области о признании незаконными решений об отказе в осуществлении кадастрового учета, обязании осуществить кадастровый учет изменений объектов недвижимости - земельных участков: с КН , площадью <данные изъяты> кв.м.; с КН , площадью <данные изъяты> кв.м.; с КН , площадью <данные изъяты> кв.м.; с КН , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенных по адресу: <адрес>, в части указания характеристик объекта, ссылаясь на то, что в связи с изменениями территориальной зоны, где расположены принадлежащие ему земельные участки на Ж-2, согласно генеральному плану Дмитровского городского округа М.О. и Правилам землепользования и застройки Дмитровского городского округа М.О., он обратился в Межмуниципальный отдел по г. Лобня и Дмитровскому району Управления Росреестра по М.О. с заявлениями о государственном кадастровом учете изменений характеристик объекта недвижимости с вида разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства, на разрешенное использование – для индивидуального жилищного строительства, а также изменений характеристик объекта недвижимости с категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, на категорию земель – земли населенных пунктов. Однако Управление Росреестра по Московской области отказало административному истцу в государственном кадастром учете изменений в связи с не устранением причин, послуживших основанием для приостановления (площадь земельных участков, заявленных к учету не соответствует предельному максимальному размеру земельных участков, установленных для основного вида разрешенного использования ИЖС - <данные изъяты> кв.м.) Административный истец полагает, что данные отказы являются незаконными, так как в соответствии с утвержденными ПЗЗ предельные размеры земельных участков, образованных до принятия Правил, принимаются равными фактической площади таких земельных участков. Таким образом, при смене вида разрешенного использования предельные размеры подтверждаются (устанавливаются) на основании данных ЕГРН. Отказ в учете изменений характеристик объекта недвижимости нарушает права и законные интересы заявителя.

Административный истец Авдоян ФИО11 в судебное заседание не явился, в суд направил своего представителя по доверенности ФИО1 ФИО12 которая в судебном заседании административный иск поддержала в полном объеме.

Административный ответчик Межмуниципальный отдел по г. Лобня и Дмитровскому району Управления Росреестра по Московской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще о месте и времени рассмотрения дела, о причинах неявки суду не сообщил, мнение по иску не выразил, письменных возражений или заявлений о рассмотрении дела в отсутствие представителя или об отложении слушания по делу, не представил.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы настоящего административного дела, находит административный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно п.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов аминистративного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Таким образом, суд принимает решение о признании оспариваемого решения, действий (бездействия) незаконными при одновременном наличии двух условий: противоречия их закону и нарушении прав и законных интересов административного истца.

Из материалов административного дела усматривается, что Административный истец Авдоян ФИО13 является собственником земельных участков с КН , площадью <данные изъяты> кв.м.; с КН , площадью <данные изъяты> кв.м.; с КН , площадью <данные изъяты> кв.м.; расположенных по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного нотариусом Дмитровского нотариального округа М.О. Тягло ФИО14 зарегистрированного в реестре за , а также земельного участка с КН , площадью <данные изъяты> кв.м. на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выписками из ЕГРН. Категория земель – земли сельскохозяйственного назначения; вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства.

ДД.ММ.ГГГГ в установленном законом порядке был утвержден генеральный план Дмитровского городского округа М.О., а ДД.ММ.ГГГГ были утверждены правила землепользования и застройки Дмитровского городского округа М.О., согласно которым указанный земельный участок включен в границы территориальной зоны застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами (Ж-2).

В связи с указанными изменениями в ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно, административный истец обратился в Межмуниципальный отдел по г. Лобня и Дмитровскому району Управления Росреестра по М.О. с заявлениями о государственном кадастровом учете изменений характеристик объекта недвижимости с вида разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства, на разрешенное использование – для индивидуального жилищного строительства, а также изменений характеристик объекта недвижимости с категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, на категорию земель – земли населенных пунктов.

ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно Управление Росреестра по Московской области отказало административному истцу в государственном кадастром учете изменений в связи с не устранением причин, послуживших основанием для приостановления (площадь земельных участков, заявленного к учету не соответствует предельному максимальному размеру земельных участков, установленных для основного вида разрешенного использования ИЖС - <данные изъяты> кв.м.)

В материалы дела представлено уведомление Администрации Дмитровского городского округа М.О. на имя административного истца Авдояна <данные изъяты> согласно которому земельные участки с КН , с КН , с КН , с КН , отнесены к градостроительной зоне Ж-2 – зона застройки индивидуальными жилыми домами; в соответствии со ст. 11 пункта 12 утвержденных Решением Совета Депутатов Дмитровского городского округа М.О. от ДД.ММ.ГГГГ ПЗЗ, предельные размеры земельных участков, образованных до принятия Правил, принимаются равными фактической площади таких земельных участков. Таким образом, при смене вида разрешенного использования земельного участка с КН предельные размеры подтверждаются (устанавливаются) на основании данных ЕГРН.

Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель устанавливается исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства. Собственники и иные владельцы земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием (статьи 1, 7, 42 Земельного кодекса Российской Федерации; далее - Земельный кодекс).

Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

Градостроительное зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в пункте 7 статьи 1 ГрК РФ содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Согласно статье 30 Градостроительного кодекса границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте. Карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты входят в состав правил землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки, наряду с прочим, включают в себя положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.

Порядок установления территориальных зон, их виды и состав регулируются нормами статей 34, 35 Градостроительного кодекса.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Разрешенное использование может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (часть 1 статьи 37 Градостроительного кодекса).

Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (часть 4 статьи 37 Градостроительного кодекса, пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса). Разрешение на условно разрешенный вид использования предоставляется в установленном статьей 39 Градостроительного кодекса порядке (часть 6 статьи 37 Градостроительного кодекса).

В рамках утвержденных в установленном порядке правилами землепользования и застройки основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства изменение одного вида использования на другой осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. В случае расположения земельного участка на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, изменение одного вида разрешенного использования на другой вид такого использования осуществляется на основании решения, принимаемого в соответствии с федеральными законами (части 3, 5 статьи 37 Градостроительного кодекса).

Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и о его разрешенном использовании в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (кадастр недвижимости) в качестве дополнительных сведений (часть 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").

До 1 января 2021 года орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков. При этом проведение публичных слушаний по проекту изменений, вносимых в правила землепользования и застройки, не требуется (часть 12 статьи 34 Закона N 171-ФЗ).

15.05.2020 года в установленном законом утвержден генеральный план Дмитровского городского округа М.О., а 09.07.2020 года были утверждены правила землепользования и застройки Дмитровского городского округа М.О., согласно которым указанный земельный участок, принадлежащий административному истцу включен в границы территориальной зоны застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами (Ж-2).

Кроме того, согласно части 13 статьи 34 Закона N 171-ФЗ, по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.

Исходя из положений пункта 4 статьи 37 Градостроительного кодекса, пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса, правообладатель земельного участка свободен в выборе основных и вспомогательных видов разрешенного использования такого земельного участка в пределах, предусмотренных градостроительным регламентом, и вправе осуществлять указанное правомочие самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

С учетом изложенного и положений статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник может самостоятельно выбирать вид разрешенного использования из числа предусмотренных зонированием территорий.

Согласно пунктам 3, 5 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" при наличии утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки принятия соответствующего решения об изменении вида разрешенного использования главой местной администрации не требовалось.

Изменение сведений о разрешенном использовании в таком случае производится на основании заявления заинтересованного лица и необходимых для кадастрового учета документов с использованием процедуры кадастрового учета изменений объекта недвижимости.

Судом установлено, что выбранные административным истцом виды категории земель и разрешенного использования соответствуют одному из видов категорий земель и разрешенного использования, установленных для территориальной зоны, в которой расположен принадлежащий ей земельный участок,

При таких обстоятельствах отказы Управления Росреестра по М.О. в государственном кадастровом учете изменений характеристик объекта недвижимости, являются неправомерными, противоречат требованиям закона и нарушают права и законные интересы административного истца.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 218-219 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Авдояна ФИО15 удовлетворить.

Признать незаконными решения Межмуниципального отдела по г. Лобня и Дмитровскому району Управления Росреестра по М.О. от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственном кадастровом учете и обязать Межмуниципальный отдела по г. Лобня и Дмитровскому району Управления Росреестра по М.О. внести изменения в государственный кадастровый учет объекта недвижимости – земельного участка с КН , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в части указания характеристик объекта недвижимости с вида разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства, на разрешенное использование – для индивидуального жилищного строительства, с категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, на категорию земель – земли населенных пунктов.

Признать незаконными решения Межмуниципального отдела по г. Лобня и Дмитровскому району Управления Росреестра по М.О. от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственном кадастровом учете и обязать Межмуниципальный отдела по г. Лобня и Дмитровскому району Управления Росреестра по М.О. внести изменения в государственный кадастровый учет объекта недвижимости – земельного участка с КН , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в части указания характеристик объекта недвижимости с вида разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства, на разрешенное использование – для индивидуального жилищного строительства, с категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, на категорию земель – земли населенных пунктов.

Признать незаконными решения Межмуниципального отдела по г. Лобня и Дмитровскому району Управления Росреестра по М.О. от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственном кадастровом учете и обязать Межмуниципальный отдела по г. Лобня и Дмитровскому району Управления Росреестра по М.О. внести изменения в государственный кадастровый учет объекта недвижимости – земельного участка с КН площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в части указания характеристик объекта недвижимости с вида разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства, на разрешенное использование – для индивидуального жилищного строительства, с категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, на категорию земель – земли населенных пунктов.

Признать незаконными решения Межмуниципального отдела по г. Лобня и Дмитровскому району Управления Росреестра по М.О. от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственном кадастровом учете и обязать Межмуниципальный отдела по г. Лобня и ФИО2<адрес> Управления Росреестра по М.О. внести изменения в государственный кадастровый учет объекта недвижимости – земельного участка с КН , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в части указания характеристик объекта недвижимости с вида разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства, на разрешенное использование – для индивидуального жилищного строительства, с категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, на категорию земель – земли населенных пунктов.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Дмитровский городской суд в течение месяца.

Судья

Дмитровского городского суда подпись Т.Г. Мишина