ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-248/2022 от 20.05.2022 Кировского районного суда (Приморский край)

Дело № 2а-248/2022

25RS0018-01-2022-000403-26

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

пгт. Кировский 20 мая 2022 года

Кировский районный суд Приморского края в составе:

председательствующего судьи Ханьяновой Е.Н.,

при секретаре Малюк К.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску администрации Кировского муниципального района Приморского края к Отделу судебных приставов по Кировскому району УФССП по Приморскому краю об оспаривании постановления о взыскании исполнительного сбора,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец администрация Кировского муниципального района Приморского края (далее – администрация района) обратилась в суд с административным иском к Отделу судебных приставов по Кировскому району УФССП по Приморскому краю (далее – ОСП) об оспаривании постановления о взыскании исполнительного сбора, указав, что в ОСП на исполнении находится исполнительное производство -ИП, возбужденное ДД.ММ.ГГГГ, на основании исполнительного листа № ФС от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Кировским районным судом Приморского края о возложении обязанности на администрацию района обеспечить Щербак А.Э. благоустроенным жилым помещением, не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления Кировского муниципального района, из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории Кировского муниципального района. В ходе исполнительного производства, постановлением Дворник О.Н. о взыскании исполнительного сбора по ИП неимущественного характера и установлении нового срока исполнения от ДД.ММ.ГГГГ был установлен исполнительный сбор в размере 7% от долга, что составляет сумму в размере 50 000 руб.

Административный истец считает постановление от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и необоснованным, так как на начало 2022 года у администрации нет в наличии жилых помещений для передачи детям сиротам, на основании Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» администрация района не может изменить срок проведения аукциона и подписания контракта, поэтому считает требование ОСП невозможным для исполнения.

Так, администрация района обратилась в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу в связи с тем, что выполнение требований не представляется возможным в связи с отсутствием жилого помещения на момент возбуждения исполнительного производства. В порядке исполнения решения суда ДД.ММ.ГГГГ администрация района разместила на электронной площадке аукцион на приобретение благоустроенного жилого помещения общей площадью не менее 30 кв.м. и не более 36 кв.м. детям-сиротам и детям оставшимся без попечения родителей на территории кп.Горные Ключи Кировского муниципального района, Приморского края. Срок подачи заявок для участия в аукционе составляет 7 дней, следователь, ДД.ММ.ГГГГ проводится аукцион, ДД.ММ.ГГГГ подведение итогов аукциона и составление протокола. Не ранее ДД.ММ.ГГГГ администрация района подписывает контракт на приобретение благоустроенного жилого помещения. В течение 5 рабочих дней Продавец предоставляет жилое помещение для осмотра, т.е. осмотр пройдет в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Для проверки жилого помещения на предмет соответствия его условиям контракта, администрация района собирает комиссию из 5 человек с целью подтверждения заявленных показателей указанных в технической документации и проводит экспертизу в течение 10 рабочих дней с момента осмотра жилого помещения, т.е. проведение экспертизы осуществляется в срок до ДД.ММ.ГГГГ. после проведения экспертизы члены комиссии составляют акт приемки жилого помещения. Глава администрации района утверждает вышеуказанный акт в течение 5 рабочих дней, то есть до ДД.ММ.ГГГГ. На основании пп.1 п.1 ст.94 Федерального закона №44-ФЗ в течение 5 рабочих дней с момента проведения экспертизы осуществляется подача документов на государственную регистрацию прав жилого помещения, сроком до ДД.ММ.ГГГГ Государственная регистрация осуществляется в течение 9 рабочих дней, то есть до ДД.ММ.ГГГГ. После передачи Покупателю (администрации района) выписки их ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости Продавец передает жилое помещение по акту приема-передачи жилого помещения в течение 10 рабочих дней, сроком до ДД.ММ.ГГГГ. В течение 10 рабочих дней, с даты государственной регистрации прав собственности, необходимо произвести оплату, то есть до ДД.ММ.ГГГГ. после оплаты жилое помещение включается в специализированный жилищный фонд и может быть представлено.

Так же администрация района обратилась к ОСП с заявлением о приостановлении исполнительного производства в связи с обращением в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда от ДД.ММ.ГГГГ. Однако судебным приставом-исполнителем доводы заявителя были признаны необоснованными, заявление не подлежащее удовлетворению.

В связи с чем, административный истец просит признать постановление судебного пристава-исполнителя Дворник О.Н. о взыскании исполнительного сбора от ДД.ММ.ГГГГ в размере 50 000 рублей незаконным.

ДД.ММ.ГГГГ от административного истца поступило заявление об уточнении исковых требований, согласно которому администрацией Кировского муниципального района были совершены действия, подтверждающие намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке в течение установленного срока, а именно подача заявления в Кировский районный суд о предоставлении отсрочки исполнения решения суда. ДД.ММ.ГГГГ заявление о предоставлении отсрочки удовлетворено. Административный истец просит суд освободить администрацию Кировского муниципального района от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Дворник О.Н. по исполнительному производству -ИП от ДД.ММ.ГГГГ. Дополнительно представила договор найма жилого помещения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, и детей, оставшихся без попечения родителей от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Щербак А.Э. предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены судебный пристав-исполнитель ОСП по Кировскому району УФССП Приморского края Дворник О.Н. и УФССП России по Приморскому краю.

Представитель административного истца административного истца администрации Кировского муниципального района Приморского края Шпарун М.О. в судебное заседание не явилась, просит рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования с учетом уточнений поддерживает в полном объеме.

Представитель административного ответчика - судебный пристав исполнитель ОСП по Кировскому району Дворник О.Н., она же представитель ОСП по Кировскому району и УФССП России по Приморскому краю в судебное заседание не явилась.

Согласно письменного возражения на административное исковое заявление, административный ответчик указал, что ДД.ММ.ГГГГ в ОСП возбуждено исполнительное производство -ИП в отношении администрации Кировского муниципального района, обязать администрацию района предоставить Щербак А.Э., благоустроенное жилое помещение, не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления Кировского муниципального района, из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории Кировского муниципального района Приморского края. ДД.ММ.ГГГГ администрация района получила постановление о возбуждении исполнительного производства и требование об исполнении решения суда по делу . ДД.ММ.ГГГГ от администрации района поступило заявление о приостановлении исполнительного производства, которое было отклонено, о чем ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление об отказе в отложении ИП. Ссылаясь на ч.ч. 6 и 7 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ, п.78 постановления Пленума Верховного суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», п.1 ст.401 ГК РФ, просит суд отказать в удовлетворении административного искового заявления Администрации Кировского муниципального района в полном объеме.

Рассмотрев материалы дела, оценив доводы административного искового заявления, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, урегулированы положениями Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее – Федеральный закон № 229-ФЗ).

В соответствии с п.13 ч.1 ст.64 Федерального закона № 229-ФЗ в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор с должника в случаях и порядке, которые установлены данным Федеральным законом.

Частью 11 ст.30 Федерального закона № 229-ФЗ предусмотрено, что, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст.112 и ст.116 настоящего Федерального закона.

Срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено Федеральным законом № 229-ФЗ, либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с ч.2.1 ст.14 Федерального закона № 229-ФЗ, если иное не установлено данным Федеральным законом (ч.12 ст.30 Федерального закона № 229-ФЗ).

Из содержания ч.1 ст.105 Федерального закона № 229-ФЗ следует, что в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Согласно ст. 112 Федерального закона № 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, и зачисляется в федеральный бюджет (часть 1); исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч.1 этой статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2); исполнительский сбор устанавливается в размере 50 000 рублей случае неисполнения должником-организацией исполнительного документа неимущественного характера (часть 3).

Из анализа содержания приведенных правовых норм следует, что основанием для взыскания исполнительского сбора является наличие одновременно двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения

В силу ч.ч. 6, 7, 8, 9 ст.112 Федерального закона № 229-ФЗ должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч.3 настоящей статьи. При отсутствии установленных ГК Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом исполнителем ОСП по Кировскому району Дворник О.Н., на основании исполнительного листа выданного Кировским районным судом Приморского края по гражданскому делу возбуждено исполнительное производство -ИП, предмет исполнения: обязать администрации Кировского муниципального района Приморского края предоставить Шербак А.Э. в собственность благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда.

Постановление о возбуждении исполнительного производства получено должником ДД.ММ.ГГГГ, вместе с требованием ОСП о предоставлении в срок до 10.00 час. ДД.ММ.ГГГГ документов, подтверждающих исполнение решения суда по делу .

ДД.ММ.ГГГГ должник обратился в Кировский районный суд Приморского края с заявлением о рассрочки исполнения решения суда, и в ОСП с заявлением о приостановлении исполнительного производство, по основаниям обращения в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу .

Согласно постановления об отказе в отложении ИП от ДД.ММ.ГГГГ вынесенного судебным приставом-исполнителем ОСП по Кировскому району Дворник О.Н., должнику – администрации района, отказано в удовлетворении заявления об отложении исполнительных действий по исполнительному производству -ИП, в связи с отсутствием оснований, предусмотренных ст. 40 ФЗ «Об исполнительном производстве».

Постановление о взыскании исп. сбора по ИП неимущественного характера и установлении нового срока исполнения от ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом- исполнителем ОСП по Кировскому району, с должника – администрации района, взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей и установлен новый срок исполнения решения суда по делу до ДД.ММ.ГГГГ.

Разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены постановления ОСП от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству -ИП.

Так, статьей 40 Федерального района № 229-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований для приостановления судебным приставом-исполнителем исполнительного производства полностью или частично. В соответствии с п.6 ч.1 ст.40 Федерального закона N 229-ФЗ исполнительное производство подлежит приостановлению судебным приставом-исполнителем в случае принятия судом к рассмотрению иска должника об освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Данных об обращении должника в суд с иском об освобождении исполнительского сбора административным истцом не представлено, а неисполнение судебного решения в срок, установленный для добровольного исполнения, и отсутствие доказательств невозможности его исполнения вследствие непреодолимой силы является безусловным основанием для взыскания с должника исполнительского сбора.

Таким образом, предусмотренные законом основания для вынесения оспариваемого постановления имелись.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление от 28.02.2022 является законным и обоснованным, поскольку в предоставленный законом срок должником не были исполнены требования исполнительного документа, и не представлены доказательства того, что нарушение срока исполнения вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами, находящимися вне контроля должника.

Между тем, согласно позиции Верховного Суда РФ, изложенной в п.74 Постановление Пленума от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного ч.3 ст.112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались. Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом.

Принимая решение, суд исходит из того, что исполнение подобной категории решений суда связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, поскольку законодательством предусмотрена особая процедура предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Административным истцом представлены доказательства принятия реальных мер для исполнения судебного акта. Так на начало 2022 году у администрации района не было в наличии жилых помещений подлежащего передаче Щербак А.Э. ДД.ММ.ГГГГ на электронной площадке, администрацией района размерен аукцион на приобретение благоустроенного жилого помещения, проводятся закупочные процедуры предусмотренные Федеральным законом №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», требующие значительных временных затрат. В связи с чем, определением Кировского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ заявление администрации Кировскому муниципального района о предоставлении рассрочки по гражданскому делу удовлетворено, должнику – администрации района, предоставлена отсрочка исполнения решения суда сроком до ДД.ММ.ГГГГ.

При этом, до окончания отсрочки исполнения решения суда, Щербак А.Э. предоставлено жилое помещение, что подтверждается договором найма жилого помещения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, и детей, оставшихся без попечения родителей от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, решение Кировского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу , исполнено.

Анализ совокупности доказательств, имеющихся в материалах дела, позволяет суду сделать вывод о том, что в течение установленного пятидневного срока реальное исполнение решения суда о предоставлении жилого помещения было невозможно.

Учитывая, что администрация района в своей деятельности по обеспечению лиц из числа детей-сирот ограничена установленной федеральным законом процедурой приобретения жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда; закупочные процедуры, вне зависимости от воли администрации района, занимают значительное время; истцом в рамках полномочий предпринимались все возможные действия, направленные на исполнение решения суда, в результате которых жилое помещение Щербак А.Э. предоставлено ДД.ММ.ГГГГ, оснований полагать, что несвоевременное исполнение требований исполнительного документа обусловлено виновными действиями (виновным противоправным бездействием) должника, у суда не имеется, что в данном случае является основанием для освобождении администрации Кировского муниципального района Приморского края от уплаты исполнительного сбора.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 187, 180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования администрации Кировского муниципального района Приморского края к Отделу судебных приставов по Кировскому району УФССП по Приморскому краю, судебному приставу-исполнителю ОСП по Кировскому району УФССП Приморского края Дворник О.Н. и УФССП России по Приморскому краю, об оспаривании постановления о взыскании исполнительного сбора и освобождении от уплаты исполнительного сбора, - удовлетворить в части.

Освободить администрацию Кировского муниципального района Приморского края от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей по постановлению о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству -ИП, взысканного постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя ОСП по Кировскому району Дворник О.Н. от ДД.ММ.ГГГГ.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано через Кировский районный в Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья: Е.Н. Ханьянова