ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-248/2024 от 19.02.2024 Ленинскогого районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

Дело № 2а-248/2024

26RS0002-01-2023-007294-77

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 февраля 2024 года город Ставрополь

Ленинский районный суд города Ставрополя Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Крикун А.Д.,

при секретаре Михеевой А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Шишацкого А. В. к комитету градостроительства администрации г. Ставрополя, администрации г. Ставрополя о признании незаконным уведомления, обязании выдать разрешение на строительство,

установил:

Шишацкий А.В. обратился в суд с иском к комитету градостроительства администрации г. Ставрополя, администрации г. Ставрополя о признании незаконным уведомления, обязании выдать разрешение на строительство.

В обосновании административных исковых требований указано, что Шишацкому А.В. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером <номер обезличен>, площадью 3941 кв.м., категория земель: Земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под трассовой мастерской со встроенными помещениями; для объектов общественно-делового значения, а также расположенное в границах участка нежилое здание - Трассовая мастерская со встроенными помещениями с кадастровым номером <адрес обезличен>, этажностью 1, в том числе подземных 0, площадью 671,7 кв.м., по адресу: <адрес обезличен>.

Административным истцом принято решение о необходимости возведения в пределах земельного участка с кадастровым номером 26:12:020711:10, еще одного нежилого здания с аналогичными назначением и наименованием, как и вышеупомянутое.

Земельный участок с кадастровым номером <номер обезличен>, имеет вид разрешенного использования: под трассовой мастерской со встроенными помещениями; для объектов общественно-делового значения, но при этом входит в территориальную зону «Ж-3». Зона застройки индивидуальными жилыми домами», которая в настоящее время не предполагает подобного вида разрешенного использования.

В этой связи, <дата обезличена> представитель Шишацкого А.В. обратился в МФЦ с заявлением об установлении соответствия между существующим видом разрешенного использования земельного участка и видом разрешенного использования земельного участка, установленным классификатором видов разрешенного использования земель участков.

<дата обезличена> Комитетом по управлению муниципальным имуществом вынесено Уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги <номер обезличен>с, согласно которому комитет не усмотрел правовых оснований для предоставления муниципальной услуги по установлению соответствия между существующим видом разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен>, площадью 3941 кв.м., расположенному по адресу: <адрес обезличен> и в, разрешенного использования земельного участка, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков.

Поскольку нежилое здание «Трассовая мастерская со встроенными помещениям <адрес обезличен> в <адрес обезличен>, не относятся к объектам, для строительства которых не требуется получение разрешения на строительство, следовательно, получение данного документа является обязательным для административного истца.

<дата обезличена> представитель административного истца через МФЦ обратился в комитет градостроительства администрации г. Ставрополя с заявлением о выдаче разрешения на строительство. К заявлению приложены: проектная документация, заключение об инженерных изысканиях градостроительный план земельного участка, правоподтверждающие документы.

<дата обезличена> комитетом градостроительства администрации г. Ставрополя вынесен отказ в предоставлении услуги <номер обезличен>, согласно которому в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства, по адресу: <адрес обезличен>, Шишацкому А.В. отказано.

Основанием для отказа явилось отсутствие положительного заключения экспертной документации; Несоответствие представленной проектной документации разрешенному использованию земельного участка; несоответствие представленных документов требованиям к строительству (проектируемый проект расположен за местом допустимого размещения объектов капитального строительства, не соблюден коэффициент допустимой площади озеленения для земельного участка).

Административным истцом устранены все вышеназванные недостатки и <дата обезличена>, повторно сдано через МФЦ в комитет градостроительства администрации г. Ставрополя заявление о выдаче решения на строительство. Дополнительно к заявлению представлена пояснительная записка исх. <номер обезличен> от <дата обезличена>, подготовленная индивидуальным предпринимателем И.П. Ефимовым, в которой архитектором даны разъяснения по поводу раннее указанных административным ответчиком, замечаний, отраженных в отказе в предоставлении услуги <номер обезличен> от <дата обезличена>, в отношении проектной документации.

<дата обезличена> административным ответчиком вынесен отказ <номер обезличен>, в предоставлении разрешения на строительство объекта капитального строительства по адресу: <адрес обезличен>, на основании подп. «г» п. 27 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство объекта капитального строительства (в том числе внесение изменений в разрешение на строительство объекта капитального строительства и внесение изменений в разрешение на строительство объекта капитального строительства в связи с продлением срока действия такого разрешения)», утвержденного приказом комитета градостроительства администрации г.Ставрополя от <дата обезличена><номер обезличен>-од, ввиду несоответствия представленной проектной документации разрешенному использованию земельного участка, поскольку вид разрешенного использования земельного участка по адресу: <адрес обезличен>: «Трассовая мастерская со встроенными помещениями» не соответствует установленным видам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в зоне «Ж-3. Зона застройки индивидуальными жилым домами», в которой расположен участок.

А также дополнительно указано, что в проекте имеются разночтения в части коэффициента допустимой площади озеленения для земельного участка.

С указанными основаниями отказа невозможно согласиться, поскольку они противоречат нормам материального права, установлены законодательством РФ.

Государственный кадастровый учет в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен> осуществлен <дата обезличена> Внесение сведений о государственном кадастровом учете в отношении нежилого здания с кадастровым номером <номер обезличен> - наименование «Трассовая мастерская со вспомогательными помещениями, произведено уполномоченным органом 24.02.2014г., то есть до утверждения классификатора разрешенного использования земельных участков, приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 г.№ 540.

Следовательно, административный истец не обязан осуществлять приведение в соответствие вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен> с установленными видами разрешенного использования земельных участков объектов капитального строительства в зоне «Ж-3. Зона застройки индивидуальными жилыми домами», в которой расположен участок, поскольку вид разрешенного использования «под трассовой мастерской со встроенными помещениями; для объектов общественно-делового значения» установлен до утверждения правил застройки и землепользования муниципального образования г. Ставрополя Ставропольского края, не опасно для жизни здоровья людей, окружающей среды, объектов культурного наследия.

Помимо изложенного административный ответчик не указывает какие именно разночтения в части коэффициента допустимой площади озеленения для спорного земельного участка имеются в проекте, в том числе отсутствуют ссылки на нормативно-правовые акты, которыми руководствуется комитет при изложении оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги.

Таким образом, административным истцом при подаче заявления от <дата обезличена><номер обезличен> в орган местного самоуправления предоставлены все необходимые документы для получения разрешения на строительство объекта капитального строительства.

На основании изложенного, административный истец просил признать незаконным уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги <номер обезличен> от <дата обезличена>, обязать комитет градостроительства администрации г. Ставрополя предоставить Шишацкому А.В. разрешение на строительство объекта капитального строительства по адресу: <адрес обезличен>.

В судебном заседании представитель административного истца Ситникова В.Г. административные исковые требования поддержала по вышеизложенным основаниям.

Представитель административного ответчика комитета градостроительства администрации г. Ставрополя - Безлепко Д.В. административные исковые требования Шишацкого А.В. не признал, просил в их удовлетворении отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Остальные участники процесса в суд не явились, дело рассмотрено в их отсутствии на основании ст. 150 КАС РФ,

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему выводу.

В силу статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Заявление может быть удовлетворено судом только в случае, если решение было принято органом местного самоуправления не в соответствии с законом и данным решением действительно нарушены права и свободы человека (статья 227 КАС РФ).

Судом установлено, что Шишацкому А.В. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером <номер обезличен>, площадью 3941 кв.м., категория земель: Земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под трассовой мастерской со встроенными помещениями; для объектов общественно-делового значения, а также расположенное в границах участка нежилое здание - Трассовая мастерская со встроенными помещениями с кадастровым номером <номер обезличен>, этажностью 1, в том числе подземных 0, площадью 671,7 кв.м., по адресу: <адрес обезличен>.

Земельный участок с кадастровым номером <номер обезличен>, имеет вид разрешенного использования: под трассовой мастерской со встроенными помещениями; для объектов общественно-делового значения, но при этом входит в территориальную зону «Ж-3». Зона застройки индивидуальными жилыми домами», которая в настоящее время не предполагает подобного вида разрешенного использования.

<дата обезличена> представитель Шишацкого А.В. обратился в МФЦ с заявлением об установлении соответствия между существующим видом разрешенного использования земельного участка и видом разрешенного использования земельного участка, установленным классификатором видов разрешенного использования земель участков.

<дата обезличена> Комитетом по управлению муниципальным имуществом вынесено Уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги <номер обезличен>с, согласно которому комитет не усмотрел правовых оснований для предоставления муниципальной услуги по установлению соответствия между существующим видом разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен>, площадью 3941 кв.м., расположенному по адресу: <адрес обезличен> и в, разрешенного использования земельного участка, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подпунктом 20 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" выдача разрешений на строительство, расположенных на территориях поселений, относятся к полномочиям органов местного самоуправления поселений.

Часть 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяет, что разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных этим Кодексом.

В целях строительства объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченный на выдачу такого разрешения орган (организацию).

Согласно части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство, проверку соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, а также красным линиям, выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

Уполномоченный орган отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 данной статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству объекта, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения градостроительного плана земельного участка (часть 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен в судебном порядке (часть 14 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 27 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство объекта капитального строительства (в том числе внесение изменений в разрешение на строительство объекта капитального строительства и внесение изменений в разрешение на строительство объекта капитального строительства в связи с продлением срока действия такого разрешения)», утвержденного приказом комитета градостроительства администрации города Ставрополя от 10.10.2023 № 128-од (далее — Административный регламент), установлен перечень оснований для отказа в предоставлении услуги.

На основании подпункта «г» пункта 27 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство объекта капитального строительства (в том числе внесение изменений в разрешение на строительство объекта капитального строительства и внесение изменений в разрешение на строительство объекта капитального строительства в связи с продлением срока действия такого разрешения)», утвержденного приказом комитета градостроительства администрации г. Ставрополя от 10.10.2023 №128-ОД (далее административный регламент) истцу отказано в предоставлении муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство объекта капитального строительства» - «Трассовая мастерская со встроенными помещениями по <адрес обезличен><номер обезличен>, в городе Ставрополе».

При рассмотрении документов установлено: несоответствие представленной проектной документации разрешенному использованию земельного участка.

Согласно выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от <дата обезличена><номер обезличен>-<номер обезличен> вид разрешенного использования земельного участка по адресу: <адрес обезличен> — «Под трассовой мастерской со вспомогательными помещениями» не соответствует установленным видам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в зоне «Ж-3. Зона застройки индивидуальными жилыми домами», в которой расположен участок.

На основании вышеизложенного истцу отказано в предоставлении муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство» - объекта - «Трассовая мастерская со встроенными помещениями по <адрес обезличен><номер обезличен>, <адрес обезличен>».

Из анализа положений пункта 5 статьи 1, частей 1, 11, 12 статьи 9, части 3 статьи 23 ГрК РФ следует, что генеральный план является документом долгосрочного планирования, определяющим назначение территорий, в частности, посредством установления функциональных зон и отображения планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа. При этом согласно части 12 статьи 9 ГрК РФ утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон.

По смыслу приведенных норм, а также части 1 статьи 26, статей 41, 43 ГрК РФ, положения генерального плана, определяющие принципиальное направление развития территории муниципального образования применительно к вопросам строительства, носящим более узкий характер, напрямую не применяются, а реализуются посредством градостроительного зонирования, к документам которого отнесены правила землепользования и застройки и документация по планировке территории, а также принятия решений и совершения действий, указанных в части 1 статьи 26 ГрК РФ.

Согласно ст. 41 Ж-3. Зона застройки индивидуальными жилыми домами Постановления администрации г. Ставрополя от 15.10.2021 N 2342 (ред. от 29.08.2023) "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края" зона предназначена для формирования жилых районов из индивидуальных жилых домов, а также жилых домов блокированной застройки.

В зоне допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социальной инфраструктуры и социального обслуживания, коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов образования, гаражей и стоянок автомобилей, объектов физической культуры и спорта.

В числе основных видов разрешенного использования земельных участков названы: для индивидуального жилищного строительства, среднеэтажная жилая застройка, блокированная жилая, объекты образования и просвещения, для размещения прочих объектов за исключением коммунальных объектов, объектов транспорта, земельные участки (территории) общего пользования.

Таким образом, исходя из названных норм материального права, в том числе, пункта 6 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, при определении перечня объектов капитального строительства, разрешенных для размещения в зоне «Ж-3. Зона застройки индивидуальными жилыми домами», к которой отнесен земельный участок, принадлежащий административному истцу, не предполагает строительство капитального объекта Трассовая мастерская со встроенными помещениями с видом разрешенного использования: под трассовой мастерской со встроенными помещениями.

При таких обстоятельствах, у суда отсутствуют основания для признания незаконным уведомления об отказе в предоставлении муниципальной услуги <номер обезличен> от <дата обезличена> и возложения на административного ответчика обязанность предоставить разрешение на строительство объекта капитального строительства по адресу: <адрес обезличен>.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления Шишацкого А. В. к Комитету градостроительства администрации г. Ставрополя, администрации г. Ставрополя о признании незаконным уведомления об отказе в предоставлении муниципальной услуги <номер обезличен> от <дата обезличена>, обязании предоставить разрешение на строительство объекта капитального строительства по адресу: <адрес обезличен> – отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 05.03.2024.

Судья А.Д. Крикун