Дело № 2а-249(2021) копия:
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 января 2021 года г. Пермь
Пермский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Безматерных О.В., при секретаре Толстиковой М.В., с участием административного истца Стряпунина Ю.А., представителя административного истца Лунева А.М., действующего на основании доверенности, представителя административного ответчика Синкевич О.Н., действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Стряпунина ФИО8 к Управлению Росреестра по Пермскому краю о признании незаконным отказа в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на эллинг-пирс,
установил:
Стряпунин Ю.А. обратился в суд с административным иском к Управлению Росреестра по Пермскому краю о признании незаконным отказа в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на эллинг-пирс, указав, что 01.09.2020г. Управлением Росреестра по Пермскому краю было вынесено решение об отказе в государственной регистрации права собственности Стряпунину Ю.А. на сооружение «эллинг-пирс», построенное на арендованной части акватории реки Кама. Данный отказ существенно нарушает его права, а также является незаконным. Он предоставил в Управление Росреестра по Пермскому краю для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права все необходимые документы, в том числе: технический план сооружения «эллинг-пирс»; договор водопользования № от 07.12.2017г.; решение Камского БВУ № от 17.12.2019г. о предоставление объекта в пользование в целях строительства ГТС (эллинг-пирс); решение Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района № от 05.10.2018г.; заключение аттестованного Ростехнадзором ООО «Западно-Уральский экспертный центр» на данное сооружение. Предоставленный технический план выполнен согласно требованиям к подготовке технического плана, установленных приказом Минэкономразвития РФ от 18.12.2015г. №. При этом положения Федерального закона от 21.07.1997г. № 117-ФЗ не распространяются на возведенный им эллинг-пирс, поскольку указанное гидротехническое сооружение относится к 4 классу опасности. При рассмотрении указанных выше документов Управлением Росреестра по <адрес> не учтено то обстоятельство, что действующее законодательство не содержит требований о необходимости получения отдельного специального разрешения на строительство эллинг-пирса как гидротехнического сооружения 4 класса опасности. Так в части 17 статьи 51 ГрК РФ действительно содержится перечень объектов, на строительство которых не требуется разрешение на строительство. Данный перечень не является «закрытым», поскольку п.5 ч.17 ст. 51 ГрК РФ предусмотрены иные случаи, если в соответствии с настоящим Кодексом, нормативными правовыми актами Правительства РФ, законодательством субъектов РФ о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется. Поскольку действующее градостроительное законодательство содержит условие определяющее класс гидротехнических сооружений на строительство (реконструкцию) которых требуется соответствующее разрешение. В соответствии с п.4 ч.5 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство выдается в случае осуществления строительства, реконструкции, в частности, гидротехнических сооружений первого и второго классов, устанавливаемых в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений… Дальнейшее развитие указанной правовой нормы происходит в Постановлении Правительства РФ № от 09.02.2012г. в соответствии с которым было установлено, что Федеральное агентство морского и речного транспорта является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на выдачу разрешений на строительство и разрешений на ввод в эксплуатацию, в частности, гидротехнических сооружений первого и второго классов, являющихся объектами капитального строительства и относящихся к инфраструктуре внутренних водных путей. Данный вывод также подтверждается письмом Управления архитектуры и градостроительства Пермского муниципального района № от 05.10.2018г. Полагает, что довод административного ответчика о необходимости предоставления декларации безопасности на возведенный эллинг-пирс, не выдерживает критики, поскольку экспертный центр ООО «ЗУЭЦ», аттестованный Ростехнадзором, в заключении от 15.04.2020г. сделал вывод о том, что в рамках проектной документации на строительство «эллинг-пирса» не требуется разработка декларации безопасности ГТС, поскольку возведенный им «эллинг-пирс» не является гидротехническим сооружением, на который распространяется действие Федерального закона № 117-ФЗ от 21.07.1997г.
Административный истец в судебном заседании на исковых требованиях настаивал по доводам искового заявления, пояснив, что его эллинг-пирс не является портовым сооружением, поэтому вывод регистратора о необходимости получения разрешения на строительство неверен. Возведенный им эллинг-пирс является гидротехническим сооружением 4 класса опасности. Эллинг-пирс состоит из двух частей: лодочного гаража для хранения инвентаря и пирса, причальное сооружение для маломерных судов. В соответствии со ст. 51 ГрК РФ на гидротехническое сооружение четвертого класса разрешение на строительство не требуется. Построенный объект находится в водной акватории.
Представитель административного истца Лунев А.М. в суде иск поддержал по доводам административного искового заявления, пояснив, что построенный истцом объект расположен в водной акватории, а не на земельном участке, поэтому разрешение на строительство на него не требуется. Паспорт безопасности объекта также не требуется, поскольку эллинг-пирс не является гидротехническим сооружением, на который распространяется действие Федерального закона № 117-ФЗ.
Представитель административного ответчика в суде с иском не согласился, поддержал письменный отзыв по иску (л.д. 72-73), пояснив, что государственный кадастровый учет и государственная регистрация осуществляется на основании Федерального закона №128-ФЗ. Основанием для регистрации гидротехнического сооружения является наличие разрешения на строительство и ввод объекта в эксплуатацию. Решение, заключение, которые имеются у истца, не являются основанием для осуществления государственной регистрации. К регистрации было заявлено гидротехническое сооружение, в договоре о водопользовании также указано на гидротехническое сооружение. На строительство гидротехнических сооружений разрешение на строительство требуется, также требуется декларация безопасности.
Определением суда, занесенным с протокол судебного заседания от 25.12.2020г., к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Камское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов.
Представитель заинтересованного лица в суд не явился, направили в адрес суда ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии их представителя.
Выслушав административного истца, представителя административного истца, представителя административного ответчика, изучив материалы дела, суд находит иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 3 Закона N 218-ФЗ и пунктам 1 и 4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы осуществляют функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и по оказанию государственных услуг в сфере осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества.
Решение о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, о приостановлении или отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав принимается в каждом конкретном случае государственным регистратором прав по результатам правовой экспертизы представленных документов (часть 1 статьи 26, пункт 3 части 1 статьи 29, статьи 65 Закона N 218-ФЗ). Такие решения могут быть обжалованы в судебном порядке.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).
Из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Из материалов дела следует, что 27.12.2019г. Стряпунин Ю.А. обратился в Управление Росреестра по Пермскому краю с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации сооружения (л.д. 49).
01.09.2020г. Управлением Росреестра по Пермскому краю Стряпунину Ю.А. направлено уведомление об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав № в котором указано, что технический план от 04.03.2020г. подготовлен с нарушением: сведения об отнесении гидротехнического сооружения к определенному классу опасности должны содержаться в проектной документации, в проектной документации гидротехнических сооружений должны быть определены критерии их безопасности. Причалы, которые являются портовыми гидротехническими сооружениями, должны соответствовать требованиям Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 №. Из представленных материалов следует, что получение разрешения на строительство любого гидротехнического сооружения является обязательной процедурой. Таким образом, для постановки на государственный кадастровый учет и регистрации права собственности на заявленное гидротехническое сооружение, необходимо получение разрешения на строительство и ввод объекта в эксплуатацию (л.д. 72-73).
Истцом в обоснование требований представлен договор водопользования от 07.12.2017г. №, заключенный Камским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов (Камское БВУ) и Стряпуниным Ю.А., на часть акватории Воткинского водохранилища на р. Кама, сроком на 20 лет, до 07.12.2037г.
ООО «Промстройпроект» в 2018г. по заказу Стряпунина Ю.А. подготовлена проектная документация эллинг-пирса по адресу: <адрес>, в котором указано, что объект строительства располагается в части акватории Воткинского водохранилища на р. Кама. Эллинг-пирс состоит из 2-х частей: -эллинга размером 6х9 м для хранения 3-х лодок с деревянной конструкцией из бруса, общей площадью 30, 66 кв.м.; - пирса на винтовых сваях шириной 1,5 м, общей длиной 63, 2 м. Функциональное назначение – эллинг-пирс, для временного хранения лодок и личного инвентаря.
Из ответа Управления архитектуры и градостроительства администрации Пермского муниципального района от 05.10.2018г. № следует, что Стряпунин Ю.А. обращался в управление с заявлением о выдаче разрешения на строительство причального сооружения (эллинг-пирса) на части акватории Воткинского водохранилища на <адрес>. В ответе указано, что причальное сооружение (пирс) относится к водным объектам. В соответствии со ст. 8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации. В соответствии с ч.5 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство выдается на гидротехнические сооружения первого и второго классов, устанавливаемых в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений - уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. В соответствии с п.5 ч.17 ст. 51 ГрК РФ в иных случаях, на причальное сооружение для маломерных судов получение разрешения на строительство не требуется. Решение о предоставлении водного объекта в пользование № от 07.12.2017г. является разрешением на строительство причального сооружения (пирс).
17.12.2019г. Камское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов (Камское БВУ) выдало Стряпунину Ю.А. решение о предоставлении водного объекта в пользование №, в котором указана цель использования водного объекта или его части - строительство гидротехнических сооружений (эллинга-пирса).
ООО «Западно-Уральским экспертным центром» 15.04.2020г. в связи с обращением Стряпунина Ю.А. были рассмотрены материалы и документация, касающаяся сооружения «эллинг-пирса» по адресу: <адрес>. Экспертом-гидрологом Налимовым А.Н., экспертом-гидротехником Хромовым А.А. сделаны выводы, что сооружение, именуемое «эллинг-пирс», не является гидротехническим сооружением, на которое распространяется действие Федерального закона от 21.07.1997г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» и нормативно-правовых документов РФ в сфере обеспечения безопасности гидротехнических сооружений. Разработка декларации безопасности гидротехнического сооружения в составе проектной документации «Эллинг-пирс по адресу: <адрес>, Усть-Качкинское с/п, с. Усть-Качка» (шифр:203-18 ООО «Промстройпроект») не требуется. Требования СП 58.13330.2012 «Гидротехнические сооружения. Основные положения. Актуальная редакция СНиП 33-01-2003 (с изменения №) на «сооружение» не распространяются.
22.01.2021г. Камское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов на запрос суда сообщило, что 22.10.2018г. ФИО1 обратился в Камское БВУ с заявлением о предоставлении в пользование части Воткинского водохранилища, на 1км залива р.Качка Воткинского водохранилища, правый берег залива (на 620 км от устья <адрес>), в <адрес>. Цель использования водного объекта, указанная в заявлении - строительство гидротехнических сооружений (эллинга-пирса). По результатам рассмотрения заявления принято решение о предоставлении Стряпунину Ю.А. части Воткинского водохранилища на р. Кама в пользование для строительства гидротехнических сооружений (эллинга-пирса). Срок действия решения продлен до 31.12.2020г.
Таким образом, истцу на основании его заявления был предоставлен водный объект для строительства гидротехнического сооружения.
Как следует из оспариваемого уведомления, Управление Росреестра приостановило государственный кадастровый учет и регистрацию права собственности истца на спорный объект на основании пункта 5 и 7 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ в связи с тем, что не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета, а также форма и (или) содержание документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии с частями 1, 2, пунктом 1 части 3 статьи 14 Закона N 218-ФЗ в связи с созданием объекта недвижимости государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются одновременно на основании заявления и необходимых документов.
Частью 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ, предусмотрено, что государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости; государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
Отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, сносу, а также по эксплуатации зданий, сооружений регулируется законодательством о градостроительной деятельности (статья 4 ГрК РФ).
Согласно части 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 данной статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с данным Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 данной статьи и другими федеральными законами.
В случае осуществления строительства, реконструкции, в том числе гидротехнических сооружений первого и второго классов, устанавливаемых в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений, разрешение на строительство выдается - уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 4 части 5 статьи 51 ГрК РФ).
Часть 17 статьи 51 ГрК РФ содержит перечень объектов, выдача разрешения на строительство которых не требуется. Гидротехнические сооружения к таким объектам не относятся.
Следовательно, на строительство гидротехнического сооружения требуется соответствующее разрешение на строительство, выданное уполномоченным органом.
В обоснование отказа в постановке сооружения «эллинга-пирса» на государственный кадастровый учет и регистрации права собственности на него, Управление Росреестра указало, в том числе на отсутствие разрешения на строительство данного объекта, выданного уполномоченным органом.
Согласно сообщению Управления архитектуры и градостроительства администрации Пермского муниципального района от 22.01.2021г. № ИС-128, эллинг-пирс является гидротехническим сооружением IV класса, расположен частично в водной акватории и на территории населенного пункта с. Усть-Качка. Разрешение на строительство гидротехнических сооружений третьего и четвертого класса выдается органом местного самоуправления муниципального района в соответствии с п.4 ч.5 ст. 51 ГрК РФ. Для строительства гидротехнического сооружения IV класса эллинг-пирса - получение разрешения на строительство требуется.
Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, регулируются Законом N 117-ФЗ, которым установлена обязанность органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.
Согласно статье 3 Закона N 117-ФЗ безопасность гидротехнических сооружений - свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов; декларация безопасности гидротехнического сооружения - документ, в котором обосновывается безопасность гидротехнического сооружения и определяются меры по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения с учетом его класса.
Статьей 9 Закона N 117-ФЗ предусмотрено, что собственник гидротехнического сооружения обязан обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве гидротехнических сооружений.
Федеральным законом от 03.07.2016 N 255-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности гидротехнических сооружений" внесены изменения в статью 10 Закона N 117-ФЗ. Частью 5 данной статьи (в редакции, действовавшей на дату подготовки Обществом проектной документации на строительство гидротехнического сооружения) предусмотрено, что при проектировании гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса декларация безопасности гидротехнического сооружения составляется в составе проектной документации.
Содержание декларации безопасности гидротехнического сооружения, порядок ее разработки и представления в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти устанавливает Правительство Российской Федерации с учетом специфики гидротехнического сооружения (часть 3 статьи 10 Закона N 117-ФЗ).
Частью 1 статьи 11 Закона N 117-ФЗ предусмотрено, что экспертиза проектной документации гидротехнических сооружений, содержащей декларацию безопасности гидротехнических сооружений, проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Правительство Российской Федерации постановлением от 06.11.1998 N 1303 утвердило Положение о декларировании безопасности гидротехнических сооружений (далее - Положение).
Согласно пункту 10 Положения декларация безопасности проектируемых гидротехнических сооружений разрабатывается в составе проектной документации на строительство (реконструкцию) гидротехнических сооружений, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, и представляется в орган надзора для внесения сведений о проектируемом гидротехническом сооружении в Российский регистр гидротехнических сооружений.
Целью государственной экспертизы декларации безопасности является установление полноты и достоверности сведений, указанных в декларации безопасности, в части: выявления степени опасности на гидротехнических сооружениях; достаточности предусмотренных мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений и соответствия этих мер обязательным требованиям (пункт 14 Положения).
Пунктом 25 Положения предусмотрено, что декларация безопасности, утвержденная органом надзора, а также декларация безопасности, разработанная в составе проектной документации, прошедшей государственную экспертизу в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, являются основанием для внесения гидротехнического сооружения в Российский регистр гидротехнических сооружений и выдачи этим органом надзора разрешения на эксплуатацию гидротехнического сооружения. Указанное разрешение выдается органом надзора на срок действия декларации безопасности.
Управление Росреестра при рассмотрении спора указывало на то, что в составе проектной документации на строительство гидротехнического сооружения, представленной истцом на утверждение Учреждения, в нарушение требований статьи 10 Закона N 117-ФЗ не имелось декларации безопасности, соответствующей требованиям указанных Закона и Положения.
Суд не может согласиться с доводами представителя административного истца о том, что на гидротехническое сооружение IV класса декларация безопасности в составе проектной документации не требуется, поскольку данное утверждение противоречит статье 10 Федеральный закон "О безопасности гидротехнических сооружений".
С учетом изложенного, суд приходит выводу, что решение об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на сооружение «эллинг-пирс» является законным и обоснованным.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Исковые требования Стряпунина ФИО9 к Управлению Росреестра по Пермскому краю о признании незаконным решения от 01 сентября 2020 года № № об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на эллинг-пирс - оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Пермский районный суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Судья:/подпись/
Решение в окончательной форме составлено 05 февраля 2021 года.
Судья:/подпись/
Копия верна
Судья Пермского районного суда: Безматерных О.В.
Подлинник подшит в административном деле № 2а-249(2021)
Пермского районного суда Пермского края
59RS0008-01-2020-004978-14