ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2492/2017 от 07.09.2017 Кунгурского городского суда (Пермский край)

Дело № 2а-2492/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Кунгур Пермского края 07 сентября 2017 года

Кунгурский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Пономаревой Л.В.,

при секретаре Луковниковой К.С.,

с участием административного истца ФИО1,

представителя административного истца ФИО2,

представителя административного ответчика ФИО3,

заинтересованного лица ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО1 к Управлению имущественных, земельных отношений и градостроительства администрации Кунгурского муниципального района Пермского края о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Управлению имущественных, земельных отношений и градостроительства администрации Кунгурского муниципального района <адрес> (далее УИЗОиГ) и просит признать незаконным отказ в утверждении схемы расположения земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ; обязать административного ответчика принять решение по утверждению схемы расположения земельного участка площадью <данные изъяты>., в кадастровом квартале по адресу <адрес>

В обоснование иска ФИО1 указывает, что в обоснование отказа в утверждении схемы расположения земельного участка ответчик сослался на ст.ст. 11.2, 11.9, 11.10 Земельного кодекса РФ, указав, что схема разработана с нарушением требований к образованию земельного участка, поскольку предлагаемый земельный участок находится в собственности третьего лица. Считает, что данный отказ нарушает ее права и законные интересы в сфере публичных правоотношений. По содержанию оспариваемый отказ является формальным, без правовых оснований. Ссылка административного ответчика на положение ст. 11.9 Земельного кодекса РФ не имеет юридического обоснования, поскольку данная норма права не содержит запрет (основания) по изложенному доводу. В частности, отсутствует связь между номой права и доводом о том, что земельный участок находится в собственности третьего лица. В ЕГРН сведения о правах на предлагаемый к образованию земельный участок отсутствуют. При выполнении кадастровых работ и подготовки схемы расположения испрашиваемого земельного участка какой-либо объект и права на него не выявлены, не выявлено препятствий к доступу на земельный участок. Также отсутствует какое-либо наложение образуемого в координатах земельного участка на существующий земельный участок.

В ходе судебного разбирательства ФИО1 на иске настаивала, пояснив, что границы предлагаемого к образованию земельного участка не пересекаются с площадью земельного участка, фактически используемого ФИО4 Земельный участок ей необходим для ведения личного подсобного хозяйства. К земельному участку имеется подъезд со стороны дамбы.

Представитель административного истца ФИО2 на иске настаивала, пояснив, что оснований для отказа в утверждении схему расположения земельного участка, предусмотренных ст. 11.10 ЗК РФ, не имеется. Право на предлагаемый к образованию земельный участок ни за кем не зарегистрировано. К земельному участку имеется доступ. Земельное законодательство предусматривает исчерпывающий перечень для отказа в утверждении схемы. Территория предлагаемого к образованию земельного участка свободна от обременений. ФИО4 до настоящего времени не принято мер к установлению границ своего земельного участка, его участок в соответствии с действующим законодательством не сформирован, оснований полагать, что границы испрашиваемого земельного участка пересекают границы земельного участка ФИО4 не имеется. Кроме того, площадь земельного участка с кадастровым номером публичной кадастровой карте, составляет <данные изъяты>., в то время как в собственности ФИО4 имеется земельный участок площадью <данные изъяты>м., спорный земельный участок предлагается сформировать на территории, не используемой ФИО4

Представитель административного ответчика ФИО3 с иском не согласилась по доводам, изложенным в письменном отзыве, указав, что предлагаемая к утверждению схема земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам, земельный участок, предлагаемый к формированию расположен в границах земельного участка с кадастровым номером находящегося в собственности ФИО4, также отсутствует доступ к формируемому земельному участку со стороны мест общего пользования. Согласие на образование формируемого земельного участка путем деления земельного участка, перераспределения границ земельного участка от ФИО4 истцом не представлено. Основанием для отказа в утверждение схемы земельного участка является нарушение имущественных прав ФИО4 на земельный участок с кадастровым номером , а также норм действующего законодательства в части требований к образованию земельных участков, в том числе в части отсутствия доступа к формируемому земельному участку. Иных оснований для отказа в утверждении схемы спорного земельного участка не имеется ( л.д. 11).

Заинтересованное лицо ФИО4 поддержала доводы представителя ФИО3, пояснив, что изначально свидетельство о праве собственности на землю было выдано на земельный участок площадью ., в настоящее время право собственности зарегистрировано за ним на земельный участок площадью Участок огорожен забором. Площадь земельного участка, на которую претендует истец, им расчищена, используется для досуга, предполагается разместить на ней детскую площадку. Кадастровые работы по определению границ на момент судебного разбирательства не закончены, но ему известно, что общая площадь занимаемого земельного участка по забору составляет около Имеет намерение оформить недостающую до максимальной нормы площадь земельного участка в свою собственность.

Суд, заслушав пояснений участвующих в деле лиц, исследовав письменные документы, полагает административный иск подлежащим удовлетворению.

Статья 4 КАС РФ предусматривает право на обращение в суд с административным исковым заявлением каждому заинтересованному лицу за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в сфере административных и иных публичных правоотношений, основанных на властном подчинении одной стороны другой.

Оспаривание решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего предусмотрено главой 22 КАС РФ.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Пунктом 3 части 9 статьи 226 КАС РФ установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами.

Пункт 1 статьи 25 Земельного кодекса РФ предусматривает, что права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

В силу пунктов 1 - 4 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

В соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;

2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;

3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

В силу пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:

1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;

2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;

3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;

4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

В соответствии с пунктом 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Судом установлено:

ФИО1 в ДД.ММ.ГГГГ обратилась в администрацию Кунгурского муниципального района <адрес> с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка с условным номером ЗУ1, площадью <данные изъяты>, расположенного в кадастровом квартале по адресу: <адрес>, д.Полетаево для ведения личного подсобного хозяйства ( л.д.6).

Письмом УИЗОиГ от ДД.ММ.ГГГГ года ФИО1 отказано в утверждении схемы расположения земельного участка по причине того, что предлагаемый к формированию участок расположен на земельном участке, находящимся в собственности третьего лица, к земельному участку отсутствует доступ (проход, подъезд). Исходя из содержания письма, иных оснований для принятия такого решения органом местного самоуправления не имеется ( л.д.5).

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее Закон о кадастре) регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.

Статья 39 Закона о кадастре предусматривает, что местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.

Статьей 40 Закона о кадастре определено, что результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.

В соответствии с ч. 9 ст. 38 Закона о кадастре при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Согласно ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Материалами административного дела подтверждено, что ФИО4, на правах наследника, является собственником земельного участка площадью <данные изъяты>. с кадастровым номером расположенного на землях населенных пунктов, с разрешенным использованием: для ведения личного подсобного хозяйства, по адресу: <адрес> ( л.д. 15, 16-17,18, 19-20).

Земельный участок поставлен на кадастровый учет на основании правоустанавливающего документа – свидетельства о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ, границы земельного участка в установленном законодательством порядке на момент принятие оспариваемого решения и рассмотрения спора не установлены.

Данные обстоятельства подтверждаются пояснениями ФИО4, справкой данными кадастрового паспорта, и не оспариваются административным ответчиком ( л.д. 18).

Имеющиеся в материалах дела правоустанавливающие документы ФИО4 на земельный участок площадью <данные изъяты>. не содержат сведений о местоположении границ данного земельного участка, доказательства существования границ земельного участка ФИО4 на местности в течение пятнадцати лет и закрепления их с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения суду не представлены. Доводы ответчика о нарушении прав собственника земельного участка ФИО4 безосновательны. Судом установлено, что местоположение земельного участка ФИО4 в установленном законом порядке не определено, что свидетельствует о недоказанности нарушения его прав действиями административного истца. Суд также учитывает, что ФИО4 до момента обращения истца в суд, не предпринимались попытки по установлению на местности границ земельного участка и внесению этих сведений в ГКН с целью закрепления и подтверждения своих прав собственности на земельный участок.

Имеющиеся в материалах дела документы – аэрофотосъмка, публичная кадастровая карта, выкипировка на земельный участок, содержат одинаковые сведения о конфигурации земельного участка с кадастровым номером , но не устанавливают его границ ( л.д. 11-12, 9, 41).

Согласно данным публичной кадастровой карты общая площадь земельного участка с кадастровым номером составляет около <данные изъяты>., что в значительной степени превышает площадь находящегося в собственности ФИО4 земельного участка площадью <данные изъяты>. Исходя из сведений похозяйственной книги, первоначальная площадь земельного участка ФИО5 составляла <данные изъяты> ( л.д. 19-20). В свидетельстве о праве собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ года имеются исправления площади земельного участка ( л.д. 15). Между тем, в установленном законом порядке, зарегистрировано право собственности ФИО5 на земельный участок площадью <данные изъяты>. Само по себе наличие забора по периметру всего земельного участка с кадастровым номером не может свидетельствовать об установлении границ земельного участка ФИО6

Таким образом, доказательств, подтверждающих нахождение образуемого земельного участка в пределах границ собственника смежного земельного участка ФИО4 суду не представлено.

Градостроительный кодекс РФ под территориями общего пользования понимает территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары (подпункт 12 статьи 1 кодекса), при этом границы территорий общего пользования обозначаются красными линиями. Красными линиями также обозначаются существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).

Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Как следует из пояснений представителя ответчика, проект планировки территории Плехановского сельского поселения не принят.

Представленные истцом фотографии свидетельствуют об имеющейся подъездной дороге к земельным участкам, и очевидно которой беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц ( л.д. 52-54).

Таким образом, достоверных данных об отсутствии доступа к образуемому земельному участку суду ответчиком также не представлено, в связи с чем, оспариваемое решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка является незаконным и нарушает права истца на приобретение земельного участка в собственность либо в аренду.

Согласно Правилам землепользования и застройки Плехановского сельского поселения Кунгурского муниципального района <адрес>, размеры земельного участка для «ИЖС» и «ЛПХ» в зонах жилой застройки усадебного типа (Ж-1) составляют: от <данные изъяты> (минимальная площадь) до <данные изъяты>. (максимальная площадь) ( л.д. 44-47).

В этой связи заслуживает внимание довод стороны истца о том, что площадь предлагаемого к формированию земельного участка (<данные изъяты> кв.м.), с учетом общей площади всего земельного участка с кадастровым номером (по данным публичной кадастровой карты - <данные изъяты>.), не уменьшает площадь земельного участка ФИО4 (<данные изъяты> Кроме того, земельный участок предлагается с формировать на территории, не используемой ФИО4 под ЛПХ, что подтверждено представленными суду фотографиями земельного участка ( л.д. 49-51).

Основываясь на обстоятельствах, установленных по делу, имеющихся в деле доказательствах, суд приходит к выводу о непредоставлении административным ответчиком достаточных доказательств, подтверждающих наличие законных оснований для отказа ФИО1 в утверждении схемы расположения вышеуказанного земельного участка по указанным в оспариваемом решении основаниям, в связи с чем, считает необходимым признать незаконным отказ УИЗОиГ от ДД.ММ.ГГГГ.

В то же время, с учетом выполнения ФИО4 кадастровых работ по установлению границ земельного участка, с учетом площади предлагаемого к формированию земельного участка, суд считает целесообразным возложить на УИЗОиГ обязанность по повторному рассмотрению вопроса об утверждении схемы расположения земельного участка, представленной ФИО1

Руководствуясь ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

признать незаконным отказ Управления имущественных, земельных отношений и градостроительства администрации Кунгурского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГФИО1 АлексА.не в утверждении схемы расположения земельного участка площадью <данные изъяты>. в кадастровом квартале по адресу <адрес>, д.Полетаево.

Обязать Управление имущественных, земельных отношений и градостроительства администрации Кунгурского муниципального района <адрес> в установленный земельным законодательством срок повторно рассмотреть вопрос об утверждении схемы расположения земельного участка площадью <данные изъяты>. в кадастровом квартале по адресу <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья /подпись/

Копия верна. Судья Л.В.Пономарева