Дело №2а-2496/2023
УИД 86RS0001-01-2023-002650-49
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 июля 2023 года г. Ханты-Мансийск
Ханты-Мансийский районный суд ХМАО – Югры в составе председательствующего судьи Сосновской О.А.,
при секретаре Кузнецовой С.Ю.,
с участием: представителя административных истцов – адвоката Стефаненко А.И., представителя административного ответчика УМВД России по ХМАО-Югре - Мануйлова Ю.В., административного ответчика Винокурова О.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ханты-Мансийского районного суда административное дело № 2а-2496/2023 по административному исковому заявлению Онос Марии Ивановны, Оноса Ивана Ивановича, Оноса Василия Ивановича к Управлению МВД России по ХМАО-Югре о признании незаконными заключения служебной проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии у Онос Марии Ивановны, Оноса Ивана Ивановича, Оноса Василия Ивановича гражданства РФ, и законности выдачи им паспортов гражданина РФ от ДД.ММ.ГГГГ; действий по изъятию паспортов граждан РФ,
УСТАНОВИЛ:
Административные истцы обратились в Ханты – Мансийский районный суд ХМАО – Югры с иском к УМВД России по ХМАО-Югре о признании незаконными заключения служебной проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии у Онос Марии Ивановны, Оноса Ивана Ивановича, Оноса Василия Ивановича гражданства РФ, и законности выдачи им паспортов гражданина РФ от ДД.ММ.ГГГГ; действий по изъятию у истцов паспорта гражданина РФ; отменить акты об изъятии паспортов от ДД.ММ.ГГГГ, обязать ответчика выдать истцам паспорта граждан РФ.
В обоснование исковых требований истцы указали, что согласно актов изъятия от ДД.ММ.ГГГГ у Онос М.И., Оноса И.И., Оноса В.И. изъяты паспорта граждан РФ. Изъятие произведено на основании заключения служебной проверки УМВД России по ХМАО-Югре от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что истцы не являются гражданами РФ, выданные им паспорта являются недействительными, подлежащими изъятию и объявлению в розыск. Между тем правовые основания для изъятия паспортов отсутствовали. В силу положений ч.1 ст.13 Закона РФ от 28.01.1991 №1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» граждане бывшего СССР, постоянно проживавшие на территории Российской Федерации по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и не заявившие о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации в течение одного года после этого дня, признавались гражданами Российской Федерации. Онос Мария Ивановна по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ постоянно проживала на территории Российской Федерации, имела регистрацию с ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. Совместно с Онос М.И. проживали дети - Онос И.И. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Онос В.И. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается выпиской из домовой книги. Выводы, приведенные в заключении служебной проверки об использовании Онос М.И. подложных документов, являются недостоверными и противоречивыми. Сведения, изложенные в ответе УМВД России по Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии записи под номером 25 в домовой книге №<адрес> за период с августа 1991 года по 1999 год, не могут быть достаточным и весомым доказательством о подложности представленной Онос М.И. выписки из домовой книги №, в которой содержится информация о регистрации ее и членов ее семьи.
С момента регистрации в 1992 году прошло длительное время, и обстоятельства внесений изменений в домовую книгу № после снятия с регистрационного учета Онос М.И., Оноса И.И., Оноса В.И. надлежащим образом не исследованы, собственники, соседи проживающие рядом, не опрошены. Лица, которые проживали, либо были также зарегистрированы в домовладении в тот период времени, не установлены и не опрошены. Проверка в отношении Оноса В.И., Оноса И.И. проведена также ненадлежащим образом. Так Онос В.И. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, был зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. С 2004 года имеет постоянное место жительства на территории <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ Онос В.И. получил военный билет № с ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу, в 2012 году принят на воинский учет. С 2016 года по 2022 года Онос В.И. проходил службу в правоохранительных органах: <данные изъяты>» <адрес> Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по ХМАО-Югре, в должности полицейского. Совершал командировки и участвовал в боевых контртеррористических операциях. С момента начала специальной военной операции, проводимой Российской Федерацией на Украине, с первого дня в составе сводного отряда ОМОН участвовал в боевых действиях, что подтверждается удостоверением ветерана боевых действий РФ от ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ Онос В.И. проходит службу в Отряде специального назначения «Гром» Управления по контролю за оборотом наркотиков УМВД России по ХМАО-Югре в должности «инспектор», с регулярным участием в спецоперациях.
Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечен главный специалист-эксперт отдела по работе с гражданами РФ УВМ УМВД России по ХМАО-Югре Винокуров О.Д.
В судебное заседание не явились административные истцы Онос М.И., Онос И.И., Онос В.И., о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, суд признает их явку не обязательной, в связи с чем, дело может быть рассмотрено без их участия.
В судебном заседании представитель административных истцов Стефаненко А.И. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям изложенным в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель административного ответчика Мануйлов Ю.В. и административный ответчик Винокуров О.Д. административные исковые требования не признали.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Федеральный закон от 31.05.2002 №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» содержит принципы гражданства РФ и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством РФ, определяющий основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства РФ.
Гражданство Российской Федерации – устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей; гражданами РФ являются лица, имеющие гражданство РФ на день вступления в силу Федерального закона №62-ФЗ (ст.3, п. «а» ст.5).
Документом, удостоверяющим гражданство РФ, является паспорт гражданина РФ (ст.10 Федерального закона №62-ФЗ).
Паспорт гражданина РФ, являющийся основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ, введен в действие Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об основном документе, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации».
В части 7 статьи 4 Федерального закона №62-ФЗ указано, что наличие у лица гражданства РФ либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, Онос Мария Ивановна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка Молдавской ССР, прибыла на территорию Ханты-Мансийского автономного округа - Югры из Тюменской области в 2004 году и с 2004 года по настоящее время зарегистрирована в <адрес>.
Онос М.И. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ОВД Бердюжского района Тюменской области по вопросу выдачи паспорта гражданина Российской Федерации в связи с изменением установочных данных (изменение фамилии по браку с Лупу на Онос), где на основании паспорта гражданина бывшего СССР образца 1974 года, выданного ДД.ММ.ГГГГ ОВД Катульского района Молдавской ССР, документирована паспортом гражданина Российской Федерации серии №.
Согласно Форме 1П гражданство РФ Онос М.И. приобретено на основании ч.1 ст.13 Закона РФ от 28 ноября 1991 г. N 1948-1.
Согласно п. 1 ст. 13 Закона РФ от 28 ноября 1991 г. N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" гражданами Российской Федерации признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Закона, если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 24 октября 1994 года N 2007 было установлено, что в соответствии с частью 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" гражданами Российской Федерации считались бывшие граждане РСФСР, возвратившиеся на жительство в Россию до вступления в силу указанного Закона (6 февраля 1992 года), не имевшие подтверждения приобретения гражданства Российской Федерации в результате признания и продолжающие проживать на территории России на законных основаниях. Оформление документов о российском гражданстве производилось при их личном волеизъявлении.
Согласно объяснению Онос М.И. впервые на территорию Российской Федерации она прибыла из Республики Молдова в октябре 1990 года, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>.
В материалах проверки имеются документы, представленные Онос М.И. - копия домовой книги №, согласно которой она и ее дети, Онос Василий Иванович, ДД.ММ.ГГГГ г.р., Онос Иван Иванович, ДД.ММ.ГГГГ г.р., значились зарегистрированными по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>.
Онос М.И. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ОУФМС России по ХМАО-Югре в г.Нижневартовске по вопросу замены паспорта гражданина Российской Федерации в связи с достижением 45-летнего возраста, где на основании паспорта гражданина Российской Федерации серии №, выданного ДД.ММ.ГГГГ ОВД Бердюжского района Тюменской области, документирована ДД.ММ.ГГГГ паспортом гражданина Российской Федерации серии №.
Онос М.И. также документирована паспортом гражданина Российской Федерации, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, серии № от ДД.ММ.ГГГГ.
Онос Василий Иванович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец Республика Молдова, прибыл на территорию Ханты-Мансийского автономного округа - Югры совместно с родителями из Тюменской области в 2004 году и с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее зарегистрирован в <адрес>, ХМАО-Югры.
Онос В.И. ДД.ММ.ГГГГ документирован ОУФМС России по Тюменской области в Бердюжском районе вкладышем о принадлежности к гражданству Российской Федерации серии № к свидетельству о рождении серии №, выданного ДД.ММ.ГГГГ<адрес>, на основании на основании ст. 14 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О гражданстве Российской Федерации», с применением части 7 статьи 4 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».
Законодательством о гражданстве Российской Федерации предусмотрено, что ребенок, родившийся 06.02.1992 и позднее (до 1 июля 2002 г.), независимо от места рождения, является гражданином Российской Федерации в соответствии со ст. 14 Закона Российской Федерации от 28.11.1991 № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации», если оба родителя на момент рождения ребенка состояли в гражданстве Российской Федерации.
Отец Оноса В.И. - Онос Иван Николаевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец Молдавской ССР, первоначально документирован паспортом гражданина РФ ДД.ММ.ГГГГ. Решением Нижневартовского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ у Оноса И.Н. установлен факт постоянного проживания с 1990 года на территории Российской Федерации.
Мать – Онос Мария Ивановна, ДД.ММ.ГГГГ г.р., документирована паспортом гражданина РФ ДД.ММ.ГГГГ.
Онос В.И. ДД.ММ.ГГГГ обратился в ОУФМС России по ХМАО-Югре в г.Нижневартовске по вопросу выдачи паспорта гражданина Российской Федерации в связи с достижением 14-летнего возраста, где на основании свидетельства о рождении серии №, выданного ДД.ММ.ГГГГ<адрес> и вкладыша к нему о принадлежности Оноса В.И. к гражданству Российской Федерации серии №, выданного ДД.ММ.ГГГГ ОУФМС России по Тюменской области в Бердюжском районе, документирован ДД.ММ.ГГГГ паспортом гражданина Российской Федерации серии №.
Онос В.И. ДД.ММ.ГГГГ обратился в ОУФМС России по ХМАО-Югре в Нижневартовске по вопросу выдачи паспорта гражданина Российской Федерации в связи с достижением 20-летнего возраста, где на основании паспорта гражданина Российской Федерации серии №, выданного ДД.ММ.ГГГГ ОУФМС России по ХМАО-Югре в г.Нижневартовске, ДД.ММ.ГГГГ документирован паспортом серии №.
В графе 8 заявления о выдаче (замене) паспорта по Ф.1П внесена запись о принадлежности Оноса В.И. к гражданству Российской Федерации - «гр.РФ».
№ Онос В.И. документирован паспортом гражданина Российской Федерации, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, серии № от ДД.ММ.ГГГГ.
Онос Иван Иванович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец Республика Молдова, прибыл на территорию Ханты-Мансийского автономного округа - Югры совместно с родителями из Тюменской области в 2004 году, с 2004 года по настоящее время зарегистрирован в <адрес>, ХМАО-Югры.
Онос И.И. ДД.ММ.ГГГГ обратился в ОУФМС России по Тюменской области в Бердюжском районе по вопросу выдачи паспорта гражданина Российской Федерации в связи с достижением 14-летнего возраста, где на основании свидетельства о рождении серии Х-№, выданного ДД.ММ.ГГГГ<адрес> документирован ДД.ММ.ГГГГ паспортом гражданина Российской Федерации серии № на основании ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 28.11.1991 № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации».
В графе 8 заявления о выдаче (замене) паспорта по Ф.1П внесена запись о принадлежности Оноса И.И. к гражданству Российской Федерации - « не состоял, с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован <адрес>».
В соответствии с частью 7 статьи 4 Федерального закона наличие у лица гражданства Российской федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.
В соответствии с ч.1 ст.13 Закона Российской Федерации от 28.11.1991 года№ 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» гражданами Российской Федерации признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу указанного закона (06.02.1992), если в течение 1 года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации.
Законодательством о гражданстве Российской Федерации предусмотрено, что ребенок, родившийся 06.02.1992 г. и позднее (до 1 июля 2002 г.), независимо от места рождения, является гражданином Российской Федерации в соответствии со ст. 14 Закона Российской федерации от 28.11.1991 № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации», если оба родителя на момент рождения ребенка состояли в гражданстве Российской Федерации.
Отец Оноса И.И. - Онос Иван Николаевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец Молдавской ССР, первоначально документирован паспортом гражданина РФ ДД.ММ.ГГГГ.
Онос И.И. ДД.ММ.ГГГГ обратился в ОУФМС России по ХМАО-Югре в г.Нижневартовске по вопросу выдачи паспорта гражданина Российской Федерации в связи с достижением 20-летнего возраста, где на основании паспорта гражданина Российской Федерации серии №, выданного ДД.ММ.ГГГГ ОУФМС России по Тюменской области в Бердюжском районе, документирован ДД.ММ.ГГГГ паспортом гражданина Российской Федерации серии №
В графе 8 заявления о выдаче (замене) паспорта по Ф.1П внесена запись о принадлежности Оноса И.И. к гражданству Российской Федерации - « РФ».
ФМС 86001 Онос И.И. документирован паспортом гражданина Российской Федерации, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, серии № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п.51 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 14.11.20002 №1325, УМВД России по ХМАО-Югре проведена проверка, заключением которой установлено, что Онос Мария Ивановна, Онос Василий Иванович и Онос Иван Иванович гражданами Российской Федерации не являются, выданные им паспорта граждан Российской Федерации признать недействительными, подлежащими изъятию и объявлению в розыск.
Как следует из заключения служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ, согласно ответу УВМ УМВД России по Тюменской области (исх. от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№), из предоставленной копии домовой книги №<данные изъяты><данные изъяты> за период с августа 1991 года по 1999 года отсутствует запись под номером 25 о регистрации Онос М.И. Под номером 25 значится совершенно другое лицо. В этой связи, копия домовой книги, предоставленная Онос М.И. вызывает сомнения.
Исходя из вышеизложенного, усмотрен факт использования подложных документов и сообщения заведомо ложных сведений, послуживших основанием для признания Онос М.И. Оноса В.И., Оноса И.И. гражданами Российской Федерации.
Таким образом, по мнению ответчика, отсутствуют законные основания для признания Онос М.И. гражданкой Российской Федерации по основанию, предусмотренному ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 28.11.1991 № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации».
Данным заключением служебной проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации, и законности выдачи паспорта гражданина Российской Федерации установлено, что мать Оноса В.И., Оноса И.И. - Онос Мария Ивановна, гражданкой Российской Федерации не является, паспорт гражданина Российской Федерации оформлен на ее имя необоснованно и подлежит изъятию.
Таким образом, у УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре отсутствуют законные основания для признания Оноса В.И. и Оноса И.И. гражданами Российской Федерации по основанию, предусмотренному ст. 14 Закона Российской Федерации от 28.11.1991 года № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации».
Согласно актов изъятия от ДД.ММ.ГГГГ у истцов изъяты паспорта гражданина Российской Федерации.
Суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" (гражданами Российской Федерации признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу названного Закона (06.02.1992), если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации.
В соответствии с частью 7 статьи 4 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (Федеральный закон N 62-ФЗ) наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.
Согласно статье 42 Федерального закона N 62-ФЗ документы, выданные в соответствии с ранее действовавшим законодательством о гражданстве Российской Федерации, сохраняют юридическую силу, если они оформлены надлежащим образом, и считаются действительными на день вступления в силу данного Федерального закона.
В 2003 году Онос М.И. документирована паспортом гражданина РФ на основании предоставленных ею сведений о регистрации по месту жительства в сельском поселении Полозаозерье Бердюжского района Тюменской области с ДД.ММ.ГГГГ.
При проведении служебной проверки административный ответчик пришел к выводу о недостоверности вышеуказанных сведений, сославшись на домовую книгу и ответы УВМ УМВД России по Тюменской области, Администрации Полозаозерского сельского поселения.
Однако, по мнению суда, полученных в ходе служебной проверки сведений, недостаточно для установления факта предоставления истцом недостоверных, ложных сведений в ходе документирования паспортом гражданина РФ.
Так, не были опрошены жители с.п.Полозаозерье, соседи истцов. Ответы даны на основании домовой книги, со ссылкой на то, что под №25 истцы зарегистрированными не значатся. Между тем с 2003 года прошло продолжительное время (около 20 лет), что не исключает возможность внесения изменений в домовую книгу после 2003 года.
Кроме того, согласно истребованных судом сведений, в рамках проведенной процессуальной проверки, проведенной в порядке ст.ст.144-145 УПК РФ, по рапорту начальника УВМ УМВД России по ХМАО-Югре, составленному по результатам оспариваемой служебной проверки, в отношении Онос М.И. в возбуждении уголовного дела по ст.327 УК РФ отказано на основании п.2 ч.1 ст.24 УПК РФ (отсутствие состава преступления). Также имеется отказной материал по ст.292.1 УК РФ на основании п.1 ч.1 ст.24 УПК РФ.
Также суд учитывает, что на момент документирования административных истцов Онос М.И., Оноса В.И., Оноса И.И. в 2003,2006 гг. паспортом гражданина Российской Федерации действовала Инструкция о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина Российской Федерации, утвержденная приказом МВД России от 15 сентября 1997 года N 605 (далее - Инструкция).
Инструкцией было предусмотрено, что организацию и методическое руководство работой, связанной с выдачей и заменой паспортов, осуществляет Министерство внутренних дел Российской Федерации через Паспортно-визовое управление МВД России (пункт 10); начальники паспортно-визовых подразделений органов внутренних дел организуют работу по выдаче и замене паспортов гражданам, а также несут персональную ответственность за соблюдение законности и состояние работы в паспортно-визовых подразделениях (пункт 11).
В силу пункта 13 упомянутой Инструкции выдача и замена паспортов производится органами внутренних дел по месту жительства граждан. В соответствии с пунктами 14.1, 14.4 названной Инструкции среди прочего для получения паспорта гражданин должен представить заявление о выдаче (замене) паспорта по форме N III заполненное лично гражданином, обратившимся за получением паспорта, а также документы, свидетельствующие о принадлежности к гражданству Российской Федерации (если требуется подтвердить гражданство лица, обратившегося за получением паспорта).
Согласно пункту 21 Инструкции поступившие от граждан документы рассматриваются начальником паспортно-визового подразделения, а в случае отсутствия - заместителем или должностным лицом, исполняющим его обязанности (далее - руководитель), которые были обязаны проверить представленные документы.
Особое внимание при этом было предписано обращать на полноту и правильность заполнения заявлений о выдаче (замене) паспорта по форме N III, а также визуально определять подлинность документов, являющихся основанием для выдачи или замены паспорта. При выявлении в предъявленных документах признаков подделки руководитель рапортом докладывает об этом начальнику органа внутренних дел или его заместителю для проведения соответствующей проверки личности гражданина, обратившегося за получением паспорта.
После проверки представленных документов руководитель принимает решение о выдаче или замене паспорта, о чем делает соответствующую запись в заявлении о выдаче (замене) паспорта по форме N 1П (пункт 23).
Анализ указанных норм позволяет прийти к выводу, что процедура выдачи или замены паспорта гражданина Российской Федерации, во всяком случае, предполагает проведение уполномоченным органом государственной власти полной и всесторонней проверки документов, представленных заявителем, и, как следствие, установление наличия (отсутствия) правовых оснований для выдачи (отказа в выдаче) паспорта гражданина Российской Федерации. При этом осуществляя выдачу лицу паспорта гражданина Российской Федерации, уполномоченный орган тем самым подтверждает (удостоверяет) наличие у такого лица гражданства Российской Федерации.
Факт выдачи Онос М.И. в 2003 году, Оносу В.И., Оносу И.И. в 2006 году паспорта гражданина РФ свидетельствует о том, что у проводивших проверку должностных лиц органов внутренних дел не имелось сомнений в наличии у них гражданства Российской Федерации.
При этом уполномоченные органы государственной власти неоднократно совершали действия, подтверждающие принадлежность Онос М.И., Оноса В.И., Оноса И.И. к гражданству Российской Федерации, посредством выдачи им новых паспортов гражданина Российской Федерации, на основании которых они осуществляли реализацию своих прав и обязанностей.
На протяжении длительного периода времени (около 20 лет) у органов государственной власти не было каких-либо сомнений относительно наличия у административных истцов гражданства РФ. При этом Онос В.И. и Онос И.И. являются военнообязанными. Онос В.И. на основании этих документов осуществлял реализацию своих прав и обязанностей, в том числе, при прохождении службы в армии, а также в органах внутренних дел.
Пунктами 51, 52 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года N 1325, предусмотрено, что при возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств. Проверка осуществляется по заявлению лица, составленному в произвольной форме, по инициативе полномочного органа или иного государственного органа. При необходимости в ходе проверки могут быть направлены запросы в соответствующие органы по месту выдачи лицу документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, или по месту жительства лица, а также в органы исполнительной власти и суд. После получения необходимой информации полномочный орган составляет мотивированное заключение о результатах проверки, в котором указываются обстоятельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии у лица гражданства Российской Федерации. О результатах проверки сообщается заявителю или органу, обратившемуся с соответствующим запросом. Лицу, у которого подтверждается наличие гражданства Российской Федерации, выдается соответствующий документ.
При этом действующее законодательство в ряде случаев допускает, возможность проверки обоснованности выдачи лицу уполномоченным органом документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, однако такая проверка не предполагает произвольного вмешательства государства в осуществление права лица на уважение его личной и семейной жизни и направлена на защиту публичных интересов.
Признание государством факта необоснованной выдачи лицу документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, влечет для такого лица определенные (в ряде случаев неблагоприятные) правовые последствия, в том числе и в случае, если на основании указанного документа лицо в течение длительного периода времени осуществляло реализацию своих прав и обязанностей, в том числе вытекающих из правового статуса гражданина Российской Федерации.
С учетом конституционных принципов справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, решение о необоснованности выдачи лицу указанного выше документа может быть принято уполномоченным органом исключительно по результатам проведения комплекса проверочных мероприятий, в ходе которых будут установлены бесспорные факты, свидетельствующие о наличии неправомерных и (или) виновных действий со стороны заявителя и (или) со стороны должностных лиц уполномоченного органа, в нарушение установленных требований допустивших возможность выдачи лицу паспорта гражданина Российской Федерации при отсутствии на то законных оснований (в том числе при отсутствии документа, свидетельствующего о принадлежности такого лица к гражданству Российской Федерации).
В случае, если такие факты не были установлены, указанное решение уполномоченного органа не может быть признано законным, обоснованным и оправданным.
Изложенное согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой федеральный законодатель, определяя средства и способы защиты государственных интересов при регулировании прав и свобод человека и гражданина, должен использовать лишь те из них, которые исключают возможность несоразмерного ограничения соответствующих прав и свобод, и исходить из того, что публичные интересы, перечисленные в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, оправдывают правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения адекватны социально необходимому результату и, не будучи чрезмерными, необходимы и строго обусловлены этими публичными интересами (постановления от 20 декабря 1995 года N 17-П, от 14 ноября 2005 года N 10-П, от 26 декабря 2005 года N 14-П, от 16 июля 2008 года N 9-П и др.).
Также в постановлении от 16 мая 1996 года N 12-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что Конституция Российской Федерации и международно-правовые акты, формулируя запрет произвольного лишения гражданства или права изменить свое гражданство, исходят из того, что в сфере любых правоотношений, включая связанные с гражданством, личность выступает не как объект государственной деятельности, а как полноправный субъект, что обязывает государство обеспечивать при реализации права на гражданство уважение достоинства личности (часть 1 статьи 21 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, суд приходит к выводу, что при проведении в отношении административных истцов служебной проверки административным ответчиком не установлены бесспорные факты неправомерных и (или) виновных действий как Онос М.И., Оноса И.И., Оноса В.И., так и должностных лиц уполномоченного органа государственной власти при выдаче паспорта гражданина Российской Федерации.
Кроме того, оспариваемые действия нарушают конституционные права и свободы заявителей, следовательно, не могут быть признаны законными, обоснованными и оправданными.
Исковые требования истцов о признании незаконными служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ, действий по изъятию паспортов граждан РФ подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, требование истцов об отмене актов изъятия паспорта гражданина РФ от ДД.ММ.ГГГГ не подлежит удовлетворению, поскольку не основано на требованиях законодательства, суд не вправе подменять полномочия государственных органов.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Онос Марии Ивановны, Оноса Ивана Ивановича, Оноса Василия Ивановича - удовлетворить частично.
Признать незаконным заключение Управления МВД России по ХМАО-Югре по результатам служебной проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии у Онос Марии Ивановны, Оноса Ивана Ивановича, Оноса Василия Ивановича гражданства РФ, и законности выдачи им паспортов гражданина РФ от ДД.ММ.ГГГГ.
Признать незаконными акты Управления МВД России по ХМАО-Югре от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии паспорта гражданина РФ у Онос Марии Ивановны, Оноса Ивана Ивановича, Оноса Василия Ивановича.
Обязать УМВД России по ХМАО-Югре устранить допущенные нарушения путем выдачи Онос Марии Ивановне, Оносу Ивану Ивановичу, Оносу Василию Ивановичу паспорта гражданина Российской Федерации.
Настоящее решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ханты-Мансийский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено и подписано ДД.ММ.ГГГГ
Судья Ханты-Мансийского
районного суда О.А.Сосновская