ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2498/18 от 08.10.2018 Ленинскогого районного суда г. Пензы (Пензенская область)

№2а-2498/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 октября 2018 года г.Пенза

Ленинский районный суд г. Пензы в составе

председательствующего судьи Петровой Ю.В.

при секретаре Богатыренко К.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Ленинского района г. Пензы, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Адвокатской палате Пензенской области о признании п.п. 9-13, 29 Положения «Об оказании субсидиарной помощи адвокатами Пензенской области, участвующими в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда в порядке статей 50 и 51 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, в качестве представителя в гражданском судопроизводстве по назначению суда в порядке статьи 50 Гражданского процессуального кодекса РФ и пункта 4 статьи 54 Кодекса административного судопроизводства РФ», утвержденные решение Совета Адвокатской палаты Пензенской области № 774 от 16.02.2018 г. ( в редакции от 30.05.2018г.) незаконными,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Ленинского района г. Пензы обратился в суд с названным административным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц, указав, что решением Совета Адвокатской Палаты Пензенской области от 16.02.2018 № 774 утверждено Положение «Об оказании субсидируемой юридической помощи адвокатами Пензенской области, участвующими в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда в порядке статей 50 и 51 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, в качестве представителя в гражданском судопроизводстве по назначению суда в порядке статьи 50 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 4 статьи 54 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации». Вместе с тем, Положение в части не соответствует действующему законодательству. Так, в силу статьи 31 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» Совет адвокатской палаты является коллегиальным исполнительным органом адвокатской палаты. Решением Совета Федеральной палаты адвокатов от 05.10.2017 утвержден Порядок назначения адвокатов в качестве защитников в уголовном судопроизводстве (далее - Порядок), которым установлено, что назначение адвокатов в качестве защитников в уголовном судопроизводстве регулируется соответствующими решениями советов адвокатских палат субъектов Российской Федерации, принятыми во исполнение Порядка, а также определены общие требования к региональным правилам. Положение, будучи ведомственным документом Адвокатской палаты Пензенской области, не может регулировать сферу деятельности органов следствия и дознания, осуществляемую ими в рамках уголовно процессуального законодательства. Исходя из требований федерального законодательства, Совет Адвокатской палаты субъекта, Адвокатская палата субъекта наделены полномочиями по определению формы поручений на защиту по назначению исходя из сложившейся в субъекте Российской Федерации практики взаимодействия, а также определение порядка распределения поручений на защиту по назначению между конкретными адвокатами. С превышением полномочий Совет Адвокатской палаты Пензенской области утвердил Положение устанавливающее содержание, а не форму требования органов дознания, предварительного следствия и суда о назначении адвоката в качестве защитника в уголовном судопроизводстве (пункт 9 Положения).

Согласно п. 10 Положения требования органов дознания и предварительного следствия о назначении адвоката в качестве защитника (далее - требования) должны поступать в Центр субсидируемой юридической помощи в срок не позднее 24 часов до начала проведения следственного действия. Требования принимаются исключительно в рабочие дни с 09 часов 00 минут до 18 часов 00 минут (в пятницу с 09 часов 00 минут до 17 часов 00 минут) с перерывом на обед с 13 часов 00 минут до 14 часов 00 минут (п. 11 Положения).

На основании изложенного, срок, указанный в п. 10 Положения, противоречит нормам уголовно-процессуального законодательства в связи с тем, что возлагает на органы дознания и предварительного следствия обязанность по заблаговременному направлению (до начала проведения следственного действия) в Центр субсидируемой юридической помощи требования о назначении адвоката. Согласно действующему законодательству производство следственных действий возможно и в ночное время при наличии не терпящих отлагательства случаев. В соответствии с п.п. 11-12 требования Центром субсидируемой юридической помощи принимаются в рабочие дни в срок не позднее 24 часов до начала проведения следственного действия, в котором требуется участие адвоката. В исключительных случаях необходимости участия адвоката в неотложных процессуальных или следственных действий, которые невозможно запланировать заранее требование направляется в Центр субсидируемой юридической помощи телефонограммой или иным указанным выше способом с указанием о необходимости срочного исполнения, при этом, требование координатором Центра субсидируемой юридической помощи помечается как срочное и подлежит исполнению безотлагательно, но принимается до 22 часов, в том числе в выходные и праздничные дни. Вместе с тем, возложение обязанности на органы дознания и предварительного следствия о направлении требования исключительно в дневное время, а в определенных случаях до 22 часов в выходные и праздничные дни, не основано на нормах права.

В случаях, не терпящих отлагательств, осуществление неотложных процессуальных или следственных действий возможно и в ночное время как в выходные и праздничные дни.

Поэтому, принятие требования органов дознания и предварительного следствия о назначении адвоката в качестве защитника в Центр субсидируемой юридической помощи до 22 часов незаконно в виду наличия исключения и возможностью проведения следственного действия в ночное время.

Установление и определение в п. 12 Положения особой процедуры направления требования о назначении защитника для участия адвоката в неотложных процессуальных или следственных действиях является превышением полномочий Совета Адвокатской палаты Пензенской области и не соответствует законодательству. Также п. 12 Положения не соответствуют сложившейся на территории Пензенской области практике, согласно которой основная масса уголовных дел возбуждается в отношении конкретного лица, которое практически незамедлительно допрашивается в качестве подозреваемого с целью закрепления полученных доказательств. Практически все сообщения о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы, в том числе, несовершеннолетних, а также ряд иных категорий сообщений о преступлениях (об убийствах, причинении тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть, др.) поступают в вечернее либо ночное время, то есть после 22 часов. Учитывая их особую общественную опасность, а также необходимость незамедлительного реагирования путем возбуждения уголовного дела, зачастую следственных действия по уголовным делам указанной категории, в том числе с участием подозреваемого, проводятся в ночное время.

Не соответствует действующему законодательству (ст. ст. 46, 47, 49 УПК РФ) и порядку, установленное в Положении, право Совета Адвокатской палаты Пензенской области приостановить направление защитников в конкретный орган дознания, предварительного следствия и суд при систематическом направлении срочных требований в соответствии с пунктом 12 Положения (пункт 13 Положения), поскольку в данному случае исключается возможность участия адвоката по назначению в следственных действиях, что лишает подозреваемых и обвиняемых права на пользование помощью защитника, установленной ч. 2 ст. 48 Конституции Российской Федерации.

Таким образом в своей взаимосвязи положения п. 10-13 Положения нарушают права и интересы не только органов предварительного расследования в части невозможности незамедлительного сбора доказательств с участием подозреваемого/обвиняемого, но и подозреваемых/обвиняемых в части своевременного обеспечения их прав на защиту, кроме того противоречат целям скорейшего восстановления нарушенных прав потерпевших.

Также, с превышением полномочий Совет Адвокатской палаты Пензенской области в п. 29 Положения возлагает на адвоката по назначению обязанность по проведению проверки соблюдения органом, направившим требование (в том числе и за судом), процессуальных норм о привлечении к делу адвоката по назначению при выявлении факта участия в деле адвоката по соглашению.

В связи с этим, прокуратурой Ленинского района г. Пензы 16.05.2018 подготовлен и направлен в адрес Совета Адвокатской палаты Пензенской области протест на пункты 9-13, 29 Положения «Об оказании субсидируемой юридической помощи адвокатами Пензенской области, участвующими в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда в порядке статей 50 и 51 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, в качестве представителя в гражданском судопроизводстве по назначению суда в порядке статьи 50 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 54 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», утвержденного Решением Совета Адвокатской Палаты Пензенской области от 16.02.2018 № 774.

Данный протест рассмотрен на Совете Адвокатской палаты Пензенской области 30.05.2018, где путем единогласного голосования Совет пришел к выводу об отказе в удовлетворении протеста прокуратуры Ленинского района г. Пензы в виду его необоснованности, о чем прокуратура района уведомлена письмом от 30.05.2018 Номер .

Административный истец просил суд признать пункты 9, 10, 11, 12, 13, 29 Положения «Об оказании субсидируемой юридической помощи адвокатами Пензенской области, участвующими в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда в порядке статей 50 и 51 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, в качестве представителя в гражданском судопроизводстве по назначению суда в порядке статьи 50 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 4 статьи 54 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», утвержденные решением Совета Адвокатской палаты Пензенской области № 774 от 16.02.2018, не соответствующими ст. 48 Конституции РФ, ст. ст. 6.1, 46, 47, 49, 50, 164 Уголовно процессуального Кодекса РФ, ст. 31 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», ст. 1 Федерального закона № 2202-1 от 17.01.1992 «О прокуратуре РФ». Обязать Совет Адвокатской палаты Пензенской области привести пункты 9, 10, 11, 12, 13, 29 Положения «Об оказании субсидируемой юридической помощи адвокатами Пензенской области, участвующими в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда в порядке статей 50 и 51 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, в качестве представителя в гражданском судопроизводстве по назначению суда в порядке статьи 50 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 4 статьи 54 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», утвержденные решением Совета Адвокатской палаты Пензенской области № 774 от 16.02.2018 в соответствие со ст. 48 Конституции РФ, ст. ст. 6.1, 46, 47, 49, 50, 164 Уголовно - процессуального Кодекса РФ, ст. 31 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», ст. 1 Федерального закона № 2202-1 от 17.01.1992 «О прокуратуре РФ».

Определением Ленинского районного суда г. Пензы от 08.10.2018 г. производство по административному делу по административному иску прокурора Ленинского района г.Пензы, действующего в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, производство в части требования административного истца к административному ответчику Адвокатской палате Пензенской области об обязании Совета Адвокатской палаты Пензенской области привести пункты п.п. 9-13, 29 Положения «Об оказании субсидиарной помощи адвокатами Пензенской области, участвующими в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда в порядке статей 50 и 51 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, в качестве представителя в гражданском судопроизводстве по назначению суда в порядке статьи 50 Гражданского процессуального кодекса РФ и пункта 4 статьи 54 Кодекса административного судопроизводства РФ», утвержденные решение Совета Адвокатской палаты Пензенской области № 774 от 16.02.2018 г.(ред. 30.05.2018г.) в соответствии со ст. 48 Конституции РФ, ст.ст. 6.1,46,47,49,50,164 УПК РФ, ст.31 ФЗ от 31.05.2002 №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ», ст. 1 ФЗ №2202-1 от 17.01.1992г. «О прокуратуре» РФ» прекращено в связи с отказом от иска в этой части.

В судебном заседании представитель административного истца прокурора Ленинского района г. Пензы Чистикина К.В. и Апаров М.И., действующие на основании доверенности, исковые требования и уточнение к ним поддержали, пояснив указанные в заявлении обстоятельства.

Представители административного ответчика Адвокатской палаты Пензенской области Губин А.В. и Матвеева А.Г., действующие на основании доверенности, с исковым требованиями не согласились, по обстоятельствам изложенным в возражениях и письменных пояснениях на административное исковое заявление.

Представитель заинтересованного лица Следственного управления Следственного комитета РФ по Пензенской области Воеводина Е.А., действующая на основании доверенности, поддержала иск, просила его удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы безопасности России по Пензенской области Шигин А.С., действующий на основании доверенности, поддержал иск, просил его удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы судебных приставов России по Пензенской области Андриянова Е.В., действующая на основании доверенности, поддержала иск, просила его удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица Управления Министерства внутренних дел РФ по Пензенской области Истомин М.А., действующий на основании доверенности, поддержал иск, просил его удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица Управления Министерства юстиции РФ по Пензенской области Борисова О.С., действующая на основании доверенности, полагала решение данного иска на усмотрение суда.

Представитель заинтересованного лица «Общероссийской негосударственной некоммерческой организации «Федеральная палата адвокатов Российской Федерации», в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил суд рассмотреть дело в его отсутствие, возражал против удовлетворения иска.

Представитель заинтересованного лица Главного управления Министерства чрезвычайных ситуаций России по Пензенской области, в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещался надлежащим образом.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п. 3 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном КАС РФ, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций.

В соответствии с ч. 4 ст. 218 в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Из содержания п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

Оспаривая вышеперечисленные пункты Положения по мотиву их противоречия федеральному законодательству, заявители указали, что Адвокатская палата Пензенской области превысила, предусмотренные законом полномочия при реализации Положения «Об оказании субсидируемой юридической помощи адвокатами».

Суд считает, что довод заявителя и заинтересованных лиц заслуживает внимания.

В соответствии с ч. 1 ст. 48 Конституции РФ каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.

В порядке пункта "л" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации адвокатура находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно п. 1 ст. 29 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" адвокатская палата является негосударственной некоммерческой организацией, основанной на обязательном членстве адвокатов одного субъекта Российской Федерации.

На основании п. 4 ст. 29 указанного Федерального закона, адвокатская палата создается в целях обеспечения оказания квалифицированной юридической помощи, ее доступности для населения на всей территории данного субъекта Российской Федерации, организации юридической помощи, оказываемой гражданам Российской Федерации бесплатно, представительства и защиты интересов адвокатов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях, контроля за профессиональной подготовкой лиц, допускаемых к осуществлению адвокатской деятельности, и соблюдением адвокатами Кодекса профессиональной этики адвоката.

В силу п. 9 ст. 29 указанного Федерального закона, решения органов адвокатской палаты, принятые в пределах их компетенции, обязательны для всех членов адвокатской палаты.

В соответствии с п.п. 5 п. 3 ст. 31 указанного Федерального закона, совет адвокатской палаты определяет порядок оказания юридической помощи адвокатами, участвующими в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда и контролирует его исполнение адвокатами.

В силу статьи 31 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» Совет адвокатской палаты является коллегиальным исполнительным органом адвокатской палаты.

Совет адвокатской палаты:

1) обеспечивает доступность юридической помощи на всей территории субъекта Российской Федерации, в том числе юридической помощи, оказываемой гражданам Российской Федерации бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В этих целях совет принимает решения о создании по представлению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации юридических консультаций и направляет адвокатов для работы в юридических консультациях в порядке, установленном советом адвокатской палаты;

2) организует оказание юридической помощи адвокатами, участвующими в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, в соответствии с порядком, определенным советом Федеральной палаты адвокатов; доводит этот порядок до сведения указанных органов, адвокатов и контролирует его исполнение адвокатами.

Решением Совета Федеральной палаты адвокатов от 05.10.2017 утвержден "Порядок назначения адвокатов в качестве защитников в уголовном судопроизводстве" (утв. решением Совета Федеральной палаты адвокатов от 05.10.2017, протокол N 5)(далее Порядок), которым установлено, что назначение адвокатов в качестве защитников в уголовном судопроизводстве регулируется соответствующими решениями советов адвокатских палат субъектов Российской Федерации, принятыми во исполнение Порядка, а также определены общие требования к региональным правилам.

Под назначением адвокатов в качестве защитников в уголовном судопроизводстве согласно пункту 1 Порядка понимается порядок распределения адвокатской палатой субъекта Российской Федерации (или уполномоченными ею лицами) поручений на защиту по назначению между конкретными адвокатами (пункты 1.3 и 1.4 раздела 1 Порядка).

В силу пункта 3.2 Порядка Региональными правилами должны быть предусмотрены:

- требования к адвокатам, допущенным к участию по уголовным делам по назначению, а также порядок формирования списка таких адвокатов;

-порядок распределения поручений на защиту по назначению между конкретными адвокатами.

В Региональных правилах на основании пункта 3.3 Порядка могут быть предусмотрены:

-форма поручений на защиту по назначению исходя из сложившейся в субъекте Российской Федерации практики взаимодействия в этой сфере адвокатской палаты и органов дознания, органов предварительного следствия и/или суда (требование, заявка, запрос и т.п.);

-порядок оформления адвокатами, участвующими в уголовных делах по назначению, согласия на обработку персональных данных;

-индивидуализация бланков ордеров в делах по назначению;

-требование надлежащего исполнения адвокатом - защитником по назначению профессиональных обязанностей, включая ведение адвокатского досье;

-иные положения, связанные с участием адвокатов в уголовных делах по назначению.

В соответствии со ст.7 п.1 подп.2 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ», ст. 15 п.7 Кодекса профессиональной этики адвоката, адвокат обязан исполнять требования закона об обязательном участии в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, предварительного следствия или суда.

Совет Адвокатской палаты субъекта РФ, согласно ст. 31, п.3 подп.5 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ», организует оказание юридической помощи адвокатами, участвующими в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия и суда, в соответствии с Порядком, определенным советом Федеральной палаты адвокатов; доводит этот порядок до сведения указанных органов, адвокатов и контролирует его исполнение адвокатами.

Неисполнение либо ненадлежащее исполнение решений органов адвокатской палаты, принятых в пределах компетенции, влечет ответственность в соответствии с законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ (ст.7 п.2 ФЗ № 63-ФЗ, ст.15 п.6 Кодекса профессиональной этики адвоката).

В судебном заседании установлено, что в рамках реализации указанных полномочий решением Совета Адвокатской палаты Пензенской области от 16.02.2018 г. утверждено Положение «Об оказании субсидируемой помощи адвокатами Пензенской области, участвующими в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда в порядке статей 50 и 51 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, в качестве представителя в гражданском судопроизводстве по назначению суда в порядке статьи 50 Гражданского процессуального кодекса РФ и пункта 4 статьи 54 Кодекса административного судопроизводства РФ» ( далее Положение).

Пунктом 9 Положения предусмотрено : " Требование должно содержать следующие сведения: фамилия, имя, отчество, процессуальное положение лица, которому требуется защитник (представитель), краткая правовая квалификация ( статьи УК РФ или предмет гражданского спора с указанием его сторон), характер процессуального действия для участия в котором требуется адвокат, дата, время и место его проведения, фамилия, инициалы и должность лица, направившего требование, номер телефона контакта».

Пунктами 10-11 Положения предусмотрено, что требования органов дознания и предварительного следствия, суда должны поступать в Центр субсидируемой юридической помощи в срок не позднее 24 часов до начала проведения следственного действия и не позднее 5-ти суток со дня судебного заседания, более того, исключительно в рабочие дни с 09 часов 00 минут до 18 часов 00 минут (в пятницу с 09 часов 00 минут до 17 часов 00 минут) с перерывом на обед с 13 часов 00 минут до 14 часов 00 минут.

Пунктом 12 установлено, что в исключительных случаях необходимости участия адвоката в неотложных процессуальных или следственных действия, которые невозможно запланировать заранее требование направляется в Центр телефонограммой или иным указанным выше способом с указанием о необходимости срочного исполнения. Такое требование координатором Центра помечается как срочное и подлежит немедленному исполнению и принимаются Центром до 22 часов в том числе в выходные и праздничные.

Пунктом 13 предусмотрено, что в случае систематического направления срочных требований в порядке п. 12 Положения Совет Адвокатской палаты Пензенской области может своим решением приостановить действие п. 12 на территории отдельного района или в отношении определенного органа дознания, предварительного следствия или суда.

29 пунктом Положения адвокат, вступивший в дело по требованию органа дознания, органа следствия, суда обязан выяснить факт участия в деле адвоката по соглашению. При получении сведений об участии в деле адвоката по соглашению адвокат обязан проверить соблюдение органом, направившим требование, процессуальных норм о привлечении к делу адвоката по назначению, при наличии к тому правовых оснований, заявить ходатайство об устранении нарушений закона и недопустимости доказательств, полученных с нарушением. Адвокат по назначению не может отказаться от исполнения полученного требования, обязан продолжить выполнение возложенных на него процессуальных функции, принимая все предусмотренные законом меры для устранения имеющихся нарушений».

Материалами дела установлено, что данное Положение было направлено для исполнения заказной корреспонденцией в адрес всех государственных структур и адвокатов в порядке ст. 31, п.3 подп.5 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» в период с 18 апреля 2018г. по 23 апреля 2018г.

В соответствии со ст. 50 Уголовно -процессуального кодекса РФ (далее - УПК РФ) защитник приглашается подозреваемым, обвиняемым, его законным представителем, а также другими лицами по поручению или с согласия подозреваемого, обвиняемого. Подозреваемый, обвиняемый вправе пригласить несколько защитников. По просьбе подозреваемого, обвиняемого участие защитника обеспечивается дознавателем, следователем или судом. В случае, если адвокат участвует в производстве предварительного расследования или судебном разбирательстве по назначению дознавателя, следователя или суда, расходы на оплату его труда компенсируются за счет средств федерального бюджета.

Кроме того, на основании ст. 50 ГПК РФ суд назначает адвоката в качестве представителя в случае отсутствия представителя у ответчика, место жительства которого неизвестно, а также в других предусмотренных федеральным законом случаях. Адвокат, назначенный судом в качестве представителя ответчика в случаях, предусмотренных настоящей статьей, вправе обжаловать судебные постановления по данному делу.

В соответствии с п. 4. ст. 54 КАС РФ в случае, если у административного ответчика, место жительства которого неизвестно, либо у административного ответчика, в отношении которого решается вопрос о госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании в недобровольном порядке, нет представителя, а также в других предусмотренных федеральным законом случаях суд назначает в качестве представителя адвоката.

В соответствии с ч. 1 ст. 49 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) защитник - лицо, осуществляющее в установленном настоящим Кодексом порядке защиту прав и интересов подозреваемых и обвиняемых и оказывающее им юридическую помощь при производстве по уголовному делу.

Защитник участвует в уголовном деле с момента вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого, за исключением случаев, предусмотренных п.п. 2 - 5 ч. 3 ст. 49 УПК РФ; с момента возбуждения уголовного дела в отношении конкретного лица; с момента фактического задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, в случаях: а) предусмотренных ст. ст. 91 и 92 УПК РФ; б) применения к нему в соответствии со ст. 100 УПК РФ меры пресечения в виде заключения под стражу; с момента вручения уведомления о подозрении в совершении преступления в порядке, установленном ст. 223.1 УПК РФ; с момента объявления лицу, подозреваемому в совершении преступления, постановления о назначении судебно-психиатрической экспертизы; с момента начала осуществления иных мер процессуального принуждения или иных процессуальных действий, затрагивающих права и свободы лица, подозреваемого в совершении преступления; с момента начала осуществления процессуальных действий, затрагивающих права и свободы лица, в отношении которого проводится проверка сообщения о преступлении в порядке, предусмотренном ст. 144 УПК РФ (ч. 3 ст. 49 УПК РФ).

Кроме того, п. 21 ст. 5 УПК РФ ночное время - промежуток времени с 22 до 6 часов по местному времени.

В соответствии с ч. 3 ст. 164 УПК РФ производство следственного действия в ночное время не допускается, за исключением случаев, не терпящих отлагательства.

Согласно ст. 6.1 УПК РФ, уголовное судопроизводство осуществляется в сроки, установленные УПК РФ. При определении разумного срока уголовного судопроизводства, который включает в себя период с момента начала осуществления уголовного преследования до момента прекращения уголовного преследования или вынесения обвинительного приговора, учитываются такие обстоятельства, как правовая и фактическая сложность уголовного дела, поведение участников уголовного судопроизводства, достаточность и эффективность действий суда, прокурора, руководителя следственного органа, следователя, органа дознания, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания, дознавателя, производимых в целях своевременного осуществления уголовного преследования или рассмотрения уголовного дела, и общая продолжительность уголовного судопроизводства.

В соответствии с Порядком " (утв. решением Совета Федеральной палаты адвокатов от 05.10.2017, протокол N 5):

4.1. Распределение между адвокатами поручений на защиту по назначению может осуществляться с использованием следующих основных способов:

4.1.1. Распределение поручений на защиту по назначению на основании графиков дежурств адвокатов, которые составляются назначенным адвокатской палатой лицом и/или самими адвокатами по согласованию между ними и являются открытыми для сведения адвокатов и/или органов дознания, предварительного следствия или суда.

При этом на основании графика:

- органы дознания, предварительного следствия или суд направляют поручение на защиту по назначению любому дежурному адвокату из списка;

- распределение поручений на защиту по назначению осуществляется путем свободного выбора дежурными адвокатами поступивших поручений;

- принявший поручение на защиту по назначению адвокат самостоятельно уведомляет об этом соответствующий орган дознания, предварительного следствия или суд.

4.1.2. Распределение поручений на защиту по назначению координаторами (кураторами), при котором:

- органы дознания, предварительного следствия или суда направляют поручение на защиту по назначению определенному адвокатской палатой субъекта Российской Федерации координатору (куратору);

- координатор (куратор) самостоятельно распределяет поручения между адвокатами, а также уведомляет об этом соответствующего адвоката и орган дознания, предварительного следствия или суд.

4.1.3. Распределение поручений на защиту по назначению сотрудниками организованного адвокатской палатой субъекта Российской Федерации Центра (Центр субсидированной юридической помощи, Call-центр, диспетчерский центр и др.), при котором:

- поручения на защиту по назначению поступают в Центр по единому телефонному номеру и/или адресу электронной почты;

- сотрудник Центра принимает поручения на защиту по назначению, вносит информацию о них в базу данных специальной компьютерной программы, распределяет поручения между адвокатами, а также уведомляет о нем орган дознания, предварительного следствия или суд.

4.1.4. Распределение поручений на защиту по назначению с использованием специализированных компьютерных программ, при котором:

- поручения на защиту по назначению обрабатываются специализированной компьютерной программой адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, которая автоматически распределяет поручения между конкретными адвокатами и уведомляет об этом орган дознания, орган предварительного следствия или суд с помощью средств связи и интернет-технологий (смс-сообщения, уведомления по электронной почте и т.п.).

4.1.5. Смешанный тип распределения поручений на защиту по назначению - при одновременном использовании нескольких способов распределения либо их элементов.

Наделив адвокатуру функцией защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, а также доверив ей право оказывать юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно, в том числе в рамках оказания бесплатной юридической помощи, государство, обеспечивает баланс соблюдения интересов государства, в том числе в части эффективного расходования бюджетных денежных средств, выделяемых на эти цели из государственной казны, и права граждан на сохранение адвокатской тайны, закрепленного ст. 8 Закона «Об адвокатской деятельности и адвокатур в Российской Федерации».

Таким образом, Положение, будучи ведомственным документом Адвокатской палаты Пензенской области, направляемый в порядке исполнения для органов дознания, следствия и суда не может регулировать сферу деятельности этих органов, осуществляемую ими в рамках уголовного, процессуального и административного законодательства.

Материалами дела установлено, что 20 июля 2018 г. в адрес всех заинтересованных лиц было направлено письмо, в которым сообщалось, что 30.05.2018г. Советом Адвокатской палаты Пензенской области принято решение о дополнении Положения, утвержденного решением Совета Адвокатской платы Пензенской области 16.02.2018г. Приложен график дежурств адвокатов в ночное время суток в период с 22 часов до 6 часов в исключительных случаях, не терпящих отлагательств, на 2 полугодие 2018г. и выписка из протокола от 30.05.2018г. (журнал регистрации исх. корр. АППО).

Из показаний заинтересованных лиц было установлено, что данный список был направлен только после протеста прокурора Ленинского района г.Пензы и внесения изменений в Положение от 30.05.2018г.

Также было установлено, Положение принято без учета сложившейся практики в Пензенской области.

Так в материалы дела административным ответчиком были представлены образцы требований, направленные в адрес Центра субсидируемой юридической помощи от органов дознания, предварительного следствия и суда, в которых не соблюдались требования п. 9 Положения, что говорит о том, что практика оформления и направления данных требований уже сложилась в Пензенской области и не соответствует указанным требованиям п. 9 Положения, в связи с чем не является обязательной для сторон. В свою же очередь, указание данных требований в Положении и направления такой редакции заинтересованным сторонам обязывает последних на их исполнение, что нарушает права данных заинтересованных лиц и участников данных правоотношений.

Так же установлено, что административный истец и заинтересованные лица не возражали против реализации порядка, установленного Положением, но формулировки пунктов 9-13, 29, по - мнению сторон, изложена в редакции, противоречащая как самому Порядку (утв. решением Совета Федеральной палаты адвокатов от 05.10.2017, протокол N 5), так и ст. 48 Конституции РФ, ст.ст. 6.1, 46, 47, 49, 50, 164 УПК РФ, ст.31 ФЗ от 31.05.2002 №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ», ст. 1 ФЗ №2202-1 от 17.01.1992г. «О прокуратуре» РФ».

Вместе с тем, применение указанных противоречащих действующему законодательству п.п.9, 10-13 Положения на практике приводит к нарушению разумного срока уголовного судопроизводства, что подтверждается информацией Следственного управления Следственного комитета России по Пензенской области от 14.05.2018 (исх. № 216-22-18) о первоначальном этапе практики использования Положения, а также подтверждалось показаниями заинтересованного лица в судебном заседании.

Как пояснила представитель СУ СК России по Пензенской области Воеводина Е.А., что уже на первоначальном этапе практика использования указанного Положения была выявлена его несостоятельность и невозможность применения в условиях Пензенской области. В частности, по вине дежурного Центра, не бравшего трубку по личным причинам, сорвалось следственное действие - допрос в качестве подозреваемого в Нижнеломовском МСО 12.05.2018 (суббота), поскольку участие защитника в его проведении в выходной день обеспечено не было, который впоследствии был объявлен в розыск. Более того, в Кузнецком МСО в связи с невозможностью обеспечить подозреваемому право на защиту, лицо по подозрению в совершении изнасилования несовершеннолетней было задержано следователем в ночное время в выходной день, но его допрос, а также проведение с его участие неотложных следственных и процессуальных действий, были перенесены ввиду невозможности обеспечения защитника, так как Call-Центр не работал после 22 часов 00 минут. Следственным управлением в Адвокатскую палату Пензенской области направлено предложение вернуться к прежнему порядку распределения поручений на защиту по назначению, однако, положительного ответа получено не было. Также пояснила, что от оперативного проведения первоначальных следственных действий, в особенности по уголовным делам о совершении тяжких (особо тяжких) преступлений против личности, зависит полноценный сбор доказательственной базы и установление истины по делу, затягивание сроков проведения следственных действий напротив влечет утрату доказательств и не способствует достижению целей уголовного судопроизводства. Как показала практика применения Положения в Пензенской области, форма поручений на защиту по назначению (в данном случае - требование) разработана без учета взаимодействия адвокатской палаты и органов дознания, органов предварительного следствия и/или суда.

Исходя из требований федерального законодательства, Совет Адвокатской палаты субъекта, Адвокатская палата субъекта наделены полномочиями по определению формы поручений на защиту по назначению исходя из сложившейся в субъекте Российской Федерации практики взаимодействия, а также определение порядка распределения поручений на защиту по назначению между конкретными адвокатами.

В связи с чем, суд считает, что пункты 9- 13 Положения не соответствует действующему законодательству (ст. ст. 6.1.,46, 47, 49,164 УПК РФ), а также Порядок, установленный в Положении, который дает право Совету Адвокатской палаты Пензенской области приостановить направление защитников в конкретный орган дознания, предварительного следствия или суд при систематическом направлении срочных требований в соответствии с пунктом 12 Положения, поскольку в данному случае исключается возможность участия адвоката по назначению в следственных действиях, что лишает подозреваемых и обвиняемых права на пользование помощью защитника, установленной ч. 2 ст. 48 Конституции Российской Федерации.

Таким образом судом было установлено, что положения п. 9,10-13 Положения нарушают права и интересы не только органов предварительного расследования в части невозможности незамедлительного сбора доказательств с участием подозреваемого/обвиняемого, но и подозреваемых/обвиняемых в части своевременного обеспечения их прав на защиту, кроме того противоречат целям скорейшего восстановления нарушенных прав потерпевших.

Кроме того, с превышением полномочий Совет Адвокатской палаты Пензенской области в п. 29 Положения возлагает на адвоката по назначению обязанность по проведению проверки соблюдения органом, направившим требование (в том числе и за судом), процессуальных норм о привлечении к делу адвоката по назначению при выявлении факта участия в деле адвоката по соглашению.

Стандартом (Принят VIII Всероссийским съездом адвокатов 20 апреля 2017 г.) "Осуществления адвокатом защиты в уголовном судопроизводстве" очерчен круг действий, осуществляемых адвокатом при первоначальной встрече с подозреваемым, обвиняемым.

Так в соответствии с п. 4. в рамках первого свидания с подозреваемым, обвиняемым адвокату следует: а) выяснить наличие обстоятельств, препятствующих принятию поручения на защиту или исключающих участие данного адвоката в производстве по уголовному делу; б) получить согласие на оказание ему юридической помощи по соглашению, заключенному адвокатом с иным лицом; в) разъяснить право на приглашение защитника по соглашению в случае, если адвокат осуществляет защиту по назначению; г) выяснить обстоятельства задержания и уточнить, проводился ли допрос в отсутствие адвоката и применялись ли незаконные методы при проведении следственных действий или оперативно-розыскных мероприятий; д) выяснить отношение к предъявленному обвинению или подозрению в совершении преступления.

Возможность проведения проверки соблюдения органом, направившим требование, процессуальных норм о привлечении к делу адвоката по назначению при выявлении факта участия в деле адвоката по соглашению, как указано в п. 29 Положения, Стандартом не предусмотрена. Также действующим уголовно-процессуальным законодательством и законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре права по проведению проверки соблюдения органом, направившим требование, процессуальных норм о привлечении к делу адвоката по назначению при выявлении факта участия в деле адвоката по соглашению адвокатам не предоставлены.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Как следует из материалов дела, в ходе проведенной прокуратурой проверки соблюдения законодательства прокуратурой Ленинского района г. Пензы 16.05.2018 направлен протест в адрес Совета Адвокатской палаты Пензенской области на пункты 9-13, 29 Положения, утвержденного Решением Совета Адвокатской Палаты Пензенской области от 16.02.2018 № 774.

Протест был рассмотрен на Совете Адвокатской палаты Пензенской области 30.05.2018 и путем единогласного голосования Совет пришел к выводу об отказе в удовлетворении протеста прокуратуры Ленинского района г. Пензы в виду его необоснованности, о чем прокуратура района уведомлена письмом от 30.05.2018 Номер .

В соответствии с пунктом 2 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в частности, соблюдены ли сроки обращения в суд.

На основании ст.219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Как следует из материалов дела, административный истец был уведомлен письмом от 30.05.2018 Номер о рассмотрении протеста и внесения изменений в Положения в ред. от 30.05.2018г.

В связи с чем, административное исковое заявление о признании незаконным указанного Положения, с учетом изменений от 30.05.2018, предъявлено в суд 31.07.2018 г., то есть в установленный трехмесячный срок обращения в суд.

Руководствуясь статьями 177-180, 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Административный иск прокурора Ленинского района г.Пензы - удовлетворить.

Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу пункты 9, 10, 11, 12, 13, 29 Положения «Об оказании субсидиарной помощи адвокатами Пензенской области, участвующими в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда в порядке статей 50 и 51 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, в качестве представителя в гражданском судопроизводстве по назначению суда в порядке статьи 50 Гражданского процессуального кодекса РФ и пункта 4 статьи 54 Кодекса административного судопроизводства РФ», утвержденные решением Совета Адвокатской палаты Пензенской области № 774 от 16.02.2018 г. ( в редакции от 30.05.2018г.) в той мере, в которой содержащееся в этих пунктах Положения не соответствуют требованиям ст. 48 Конституции РФ, ст.ст. 6.1,46,47,49,50,164 УПК РФ, ст.31 ФЗ от 31.05.2002 №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ», ст. 1 ФЗ №2202-1 от 17.01.1992г. «О прокуратуре» РФ».

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы с даты изготовления мотивированного решения суда.

Судья Ю.В. Петрова

Мотивированное решение изготовлено Дата .