ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2498/20 от 10.07.2020 Ленинскогого районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

Дело №2а-2498/20 Строка 3.024

УИД №36RS0004-01-2020-002269-04

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10.07.2020 г. г. Воронеж

Ленинский районный суд города Воронежа в составе:

председательствующего судьи Галкина К.А.,

при секретаре Петросян К.М.,

с участием: прокурора Демиденко Н.С., представителя административного ответчика по доверенности ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску Лискинского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры к Воронежской таможни о признании незаконными пунктов приказов №175 от 17.04.2007 года и №347 от 06.07.2012 года,

УСТАНОВИЛ:

Лискинский транспортный прокурор Московской межрегиональной транспортной прокуратуры обратился в суд с административным иском к Воронежской таможни о признании незаконными пунктов приказов №175 от 17.04.2007 года и №347 от 06.07.2012 года.

В административном иске истец указывает, что Лискинской транспортной прокуратурой во исполнение указания Генпрокуратуры России от 27.04.2018 №254/23 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства в таможенной сфере» проведена проверка исполнения Воронежской таможней законодательства, регламентирующего организацию работы пунктов пропуска МАПП «Бугаевка», ДАПП «Новобелая».

В ходе проведенной проверки установлено, что таможней издан приказ №175 от 17.04.2007г. «О создании зон таможенного контроля в регионе деятельности Воронежской таможни» устанавливающий зону таможенного контроля МАПП Новобелая и приказ №347 от 06.07.2012г. «О создании постоянной зоны таможенного контроля в постоянном многостороннем автомобильном пункте пропуска Бугаёвка через государственную границу Российской Федерации».

Как указывает административный истец, указанные приказы в нарушение требований части 2 статьи 392 Федерального закона от 03.08.2018г. №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не приведены в соответствии с положениями настоящего Федерального закона до 1 января 2019 года.

Воронежская таможня отказала в удовлетворении протестов на приказы, поданных прокуратурой.

Проверкой установлено, согласно преамбулы приказа Воронежской таможни №175 от 17.04.2007г. «О создании зон таможенного контроля в регионе деятельности Воронежской таможни» он издан в соответствии со статьей 362 Таможенного кодекса РФ и во исполнение приказа ГТК России от 23.12.2003г. №1520 «Об утверждении Положения о порядке создания и обозначения зон таможенного контроля», пунктом 3 приказа указано на необходимость заместителю начальника таможни по тыловому обеспечению и начальникам таможенных постов обеспечить неукоснительное выполнение требований Положения о порядке создания и обозначения зон таможенного контроля», утвержденных приказом ГТК России от 23.12.2003г. №1520.

Указанные выше нормативно-правовые акты утратили силу в связи с изданием Федерального закона от 27.11.2010г. №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», приказа ФТС РФ от 22.08.2011г. №1692 «О признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов ГТК (ФТС) России».

В настоящее время вопросы функционирования зон таможенного контроля регламентированы Таможенным кодексом Евразийского экономического союза и Федеральным законом от 03.08.2018г. №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Таким образом, пункт 3 приказа, обязывающий заместителя начальника таможни по тыловому обеспечению и начальников таможенных постов обеспечить неукоснительное выполнение требований Положения о порядке создания и обозначения зон таможенного контроля, утвержденных приказом ГТК России от 23.12.2003г. №1520 является незаконным и противоречит действующему законодательству.

Истец также указывает, что локальный акт Воронежской таможни – приказ №347 от 06.07.2012г. «О создании постоянной зоны таможенного контроля в постоянном многостороннем автомобильном пункте пропуска Бугаёвка через государственную границу Российской Федерации» не соответствует требованиям законодательства и подлежит изменению, поскольку согласно преамбулы приказа он издан в целях реализации статьи 97 Таможенного кодекса Таможенного союза и статьи 163 Федерального закона от 27.11.2010г. №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», пунктом 4 приказа указано на необходимость заместителю начальника таможни по тыловому обеспечению обеспечить обозначение границ ПЗТК и мест их пересечения в соответствии с пунктами 17,18 статьи 163 Закона №311-ФЗ.

Вместе с тем, указанные выше нормативно-правовые акты утратили силу в связи с ратификацией Российской Федерацией Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза, предусматривающим применение с 01.01.2018 года Таможенного кодекса Евразийского экономического союза и принятием Федерального закона от 03.08.2018г. №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Таким образом, пункт 4 приказа, обязывающий заместителя начальника таможни по тыловому обеспечению обеспечить обозначение границ ПЗТК и мест их пересечения в соответствии с пунктами 17,18 статьи 163 Закона №311-ФЗ является незаконным и противоречит действующему законодательству.

В связи с вышеизложенным, административный истец обратился в суд и просит: признать незаконным пункт 3 приказа Воронежской таможни №175 от 17.04.2007г. «О создании зон таможенного контроля в регионе деятельности Воронежской таможни», пункта 4 приказа Воронежской таможни №347 от 06.07.2012г. «О создании постоянной зоны таможенного контроля в постоянном многостороннем автомобильном пункте пропуска Бугаёвка через государственную границу Российской Федерации»; обязать Воронежскую таможню привести приказы №175 от 17.04.2007г. «О создании зон таможенного контроля в регионе деятельности Воронежской таможни», №347 от 06.07.2012г. «О создании постоянной зоны таможенного контроля в постоянном многостороннем автомобильном пункте пропуска Бугаёвка через государственную границу Российской Федерации» в соответствии с действующим законодательством в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель Лискинского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры Демиденко Н.С. исковые требования поддержал, просил суд их удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика по доверенности ФИО1 исковые требования не признала, просила суд в их удовлетворении отказать по основаниям, изложенным письменном отзыве (л.д.43-47).

Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со ст.59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В силу ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

С учетом требований ст.84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Проверка законности нормативно-правовых актов регулируется главой 21 КАС Российской Федерации, а проверка законности индивидуально-правовых актов – главой 22 КАС Российской Федерации, и существенным образом отличается.

Частью 1 статьи 208 КАС (глава 21 КАС РФ) Российской Федерации установлено, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ (глава 22 КАС) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Изучив административный иск, приложенные к нему документы, суд приходит к выводу о том, что заявленные административным истцом требования о признании незаконным пункт 3 приказа Воронежской таможни №175 от 17.04.2007г. «О создании зон таможенного контроля в регионе деятельности Воронежской таможни», пункта 4 приказа Воронежской таможни №347 от 06.07.2012г. «О создании постоянной зоны таможенного контроля в постоянном многостороннем автомобильном пункте пропуска Бугаёвка через государственную границу Российской Федерации» по своему содержанию относятся к требованиям, рассматриваемым по правилам главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи со следующим.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Вместе с тем признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом.

Так, следует учитывать, что акт может являться обязательным для неопределенного круга лиц, в частности, в случаях, когда он издается в целях установления правового режима конкретного объекта публичного права (например, правовой акт об установлении границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, об установлении границ зон с особыми условиями использования территории, решение о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, об утверждении генеральных планов поселений, городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов, субъектов Российской Федерации, двух и более субъектов Российской Федерации, Российской Федерации).

В отдельных случаях о нормативном характере оспариваемого акта могут свидетельствовать утвержденные данным актом типовые, примерные приложения, содержащие правовые нормы. С учетом этого отсутствие в самом оспариваемом акте положений нормативного характера не может оцениваться в отрыве от приложений и служить основанием для отказа в рассмотрении дела по правилам главы 21 КАС РФ, главы 23 АПК РФ.

Согласно пункту 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" в порядке, предусмотренном главой 21 КАС РФ, не подлежат рассмотрению судами, в частности, требования об оспаривании локальных нормативных актов, принимаемых, например, на основании статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации, статьи 30 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", статьи 24 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", статьи 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".

Из анализа содержания приказа Воронежской таможни №175 от 17.04.2007г. «О создании зон таможенного контроля в регионе деятельности Воронежской таможни» и приказа Воронежской таможни №347 от 06.07.2012г. «О создании постоянной зоны таможенного контроля в постоянном многостороннем автомобильном пункте пропуска Бугаёвка через государственную границу Российской Федерации» следует, что данные акты не содержат правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений.

Правовой режим зон таможенного контроля определяется нормами Федерального закона (в настоящее время Федеральным законом от 03.08.2018г. №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ранее - Федеральным законом от 27.11.201Ог. №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»), а вышеуказанные приказы Воронежской таможни определяют лишь порядок создания постоянных зон таможенного контроля (приказами определяются территории и пределы постоянных зон таможенного контроля).

В настоящее время правоотношения, связанные с созданием зон таможенного контроля в пунктах про пуска через государственную границу Российской Федерации регламентированы частью 9 статьи 217 ФЗ №289 от 03.08.2018г. «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». При этом содержание данной нормы ФЗ №289 аналогично части 9 статьи 163 ФЗ № 311 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27.11.2010.

Статьей 217 Федерального закона от 03.08.2018 №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрен порядок создания, прекращения функционирования (ликвидации) и обозначения зон таможенного контроля, требования к ним.

Согласно пункту 5 вышеуказанной статьи Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела, на основании представления таможенного органа, в регион деятельности которого входит соответствующий участок территории Российской Федерации, определяет участки Государственной границы Российской Федерации, вдоль которых необходимо создать зоны таможенного контроля, и принимает решение о создании таких зон. Решение о создании зон таможенного контроля вдоль Государственной границы Российской Федерации оформляется нормативным правовым актом Федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области таможенного дела, согласованным с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых создаются указанные зоны.

В соответствии с пунктом 9 данной статьи «Решение о создании зоны таможенного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, установленных и открытых в соответствии с законодательством Российской Федерации, принимает начальник таможни, в регионе деятельности которой расположен пункт про пуска. Такое решение оформляется приказом начальника таможни, согласованным с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела. В зону таможенного контроля, создаваемую в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации, включаются участки территории (акватории), здания, сооружения, площадки, в пределах которых осуществляются таможенные операции, хранение, разгрузка и перегрузка (перевалка) находящихся под таможенным контролем товаров, их таможенный осмотр и таможенный досмотр, места стоянок транспортных средств, перевозящих такие товары.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2013 г. №809 «О Федеральной таможенной службе» утверждено Положение о Федеральной таможенной службе. Согласно пункту 1 Положения Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела является Федеральная таможенная служба.

В соответствии с подпунктом 5.2.131 пункта 5.2 Положения Федеральная таможенная служба обладает полномочиями по разработке нормативных правовых актов, определяющих вопросы, относящиеся к компетенции Службы, если такие вопросы предусмотрены федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами, составляющими право Евразийского экономического союза, а также на основании нормативных актов Центрального банка Российской Федерации.

Воронежская таможня не является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела, свою деятельность таможня осуществляет на основании Общего положения о таможне, утверждённого приказом Федеральной таможенной службы от 31 мая 2018 г. N833 «Об утверждении Общего положения о таможне».

В соответствии с пунктом 1 Положения таможня является таможенным органом Российской Федерации, входящим в единую федеральную централизованную систему таможенных органов и обеспечивающим реализацию задач и функций ФТС России, в том числе исполнения функций органа валютного контроля, в регионе деятельности таможни в пределах полномочий, определенных настоящим положением.

Согласно пункту 4 Общего положения о таможне таможня в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, международными договорами Российской Федерации, актами, составляющими право Евразийского экономического союза, законодательством Российской Федерации, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, актами органов валютного регулирования, нормативными актами Банка России, нормативными и иными правовыми актами Минфина России и ФТС России, правовыми актами регионального таможенного управления, которому подчинена таможня, а также Положением о таможне.

Согласно подпункту 141 пункта 8 Положения о таможне таможня участвует в подготовке предложений об издании, отмене, изменении нормативных правовых актов Минфина России и нормативных и иных правовых актов ФТС России.

Из вышеизложенного следует, что таможня не обладает полномочиями по изданию нормативных правовых актов.

Таким образом, оспариваемые приказы Воронежской таможни к системе нормативных правовых актов не относятся, в связи, с чем заявленные исковые требования истца подлежат рассмотрению по правилам главы 22 Кодекса административного судопроизводства РФ.

В силу ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В соответствии с п.1 ч.9 ст.226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Согласно ч.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Следовательно, по данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

С учетом требований ч.1 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, административный истец обратился в суд с настоящим иском 21.05.2020 года, т.е. в пределах трехмесячного срока с момента направления письма Воронежской таможни №01-24/3319 от 25.03.2020 года по результатам рассмотрения протестов прокуратуры.

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п.61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.

При этом, суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.

Согласно ст. 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

В силу положений пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 17 января 1992 года N2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее по тексту - Закон о прокуратуре РФ) прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления (пункт 2 статьи 23 Закона о прокуратуре РФ).

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Лискинским транспортным прокурором Московской межрегиональной транспортной прокуратуры на имя начальника Воронежской таможни выданы протесты №07-14-2020 от 16.03.2020 года:

На приказ Воронежской таможни №347 от 06.07.2012 года «О создании постоянной зоны таможенного контроля в постоянном многостороннем автомобильном пункте пропуска Бугаёвка через государственную границу Российской Федерации» (л.д.23-24), в котором указано, что данный локальный акт не соответствует требованиям законодательства и подлежит изменению, поскольку согласно преамбуле приказа он издан в целях реализации статьи 97 Таможенного кодекса Таможенного союза и статьи 163 Федерального закона от 27.11.2010 №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», пунктом 4 приказа указано на необходимость заместителю начальника таможни по тыловому обеспечению обеспечить обозначение границ ПЗТК и мест их пересечения в соответствии с пунктами 17,18 статьи 163 Закона №311-ФЗ. Вместе с тем, указанные выше нормативно-правовые акты утратили силу в связи с ратификацией Российской Федерацией Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза, предусматривающим применение с 01.01.2018 года Таможенного кодекса Евразийского экономического союза и принятием Федерального закона от 03.08.2018 №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». На основании изложенного и в соответствии со ст.23 Федерального закона «О прокуратуре РФ» прокурор требует изменить и привести в соответствие с требованиями федерального законодательства приказ Воронежской таможни №347 от 06.07.2012 года «О создании постоянной зоны таможенного контроля в постоянном многостороннем автомобильном пункте пропуска Бугаёвка через государственную границу Российской Федерации».

На приказ Воронежской таможни №175 от 17.04.2007 года «О создании зон таможенного контроля в регионе деятельности Воронежской таможни» (л.д.25-26), в котором указано, что данный локальный акт не соответствует требованиям законодательства и подлежит изменению, поскольку согласно преамбулы приказа он издан в соответствии со статьей 362 Таможенного кодекса РФ и во исполнение приказа ГТК России от 23.12.2003г. №1520 «Об утверждении Положения о порядке создания и обозначения зон таможенного контроля», пунктом 3 приказа указано на необходимость заместителю начальника таможни по тыловому обеспечению и начальникам таможенных постов обеспечить неукоснительное выполнение требований Положения о порядке создания и обозначения зон таможенного контроля», утвержденных приказом ГТК России от 23.12.2003 №1520. Вместе с тем, указанные выше нормативно-правовые акты утратили силу в связи с изданием Федерального закона от 27.11.2010г. №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», приказа ФТС РФ от 22.08.2011г. №1692 «О признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов ГТК (ФТС) России». В настоящее время вопросы функционирования зон таможенного контроля регламентированы Таможенным кодексом Евразийского экономического союза и Федеральным законом от 03.08.2018г. №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». На основании изложенного и в соответствии со ст.23 Федерального закона «О прокуратуре РФ» прокурор требует изменить и привести в соответствие с требованиями федерального законодательства приказ Воронежской таможни №175 от 17.04.2007г. «О создании зон таможенного контроля в регионе деятельности Воронежской таможни».

По результатам рассмотрения указанных протестов начальником Воронежской таможни на имя Лискинского транспортного прокурора направлено письмо №01-24/3319 от 25.03.2020 года (л.д.27-28), которым в удовлетворении протестов отказано. В письме указано, что приказ Воронежской таможни №175 от 17.04.2007г. «О создании зон таможенного контроля в регионе деятельности Воронежской таможни» издан на основании статьи 362 Таможенного кодекса РФ и приказа ГТК России от 23.12.2003г. №1520 «Об утверждении Положения о порядке создания и обозначения зон таможенного контроля».

Приказ Воронежской таможни №347 от 06.07.2012 года «О создании постоянной зоны таможенного контроля в постоянном многостороннем автомобильном пункте пропуска Бугаёвка через государственную границу Российской Федерации» издан на основании статьи 97 Таможенного кодекса Таможенного союза и статьи 163 Федерального закона от 27.11.2010г. №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Создание постоянных зон таможенного контроля и обозначение границ и мест их пересечения в 2007 году и в 2012 году осуществлено на основании действующего на тот момент законодательства.

Согласно статье 444 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) ТК ЕАЭС применяется в отношениям, регулируемым международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и возникшим со дня его вступления в законную силу. По отношениям, возникшим до вступления ТК ЕАЭС в силу, ТК ЕАЭС применяется к тем правилам и обязанностям, которые возникнут со дня его вступления в силу.

Статьей 6 Федерального закона от 03.08.2018г. №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что акты законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании, а также указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - иные правовые акты Российской Федерации в сфере таможенного регулирования), применяются к отношениям, возникшим со дня вступления их в силу, и не имеют обратной силы, за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи. Положения актов законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании и иных правовых актов Российской Федерации в сфере таможенного регулирования, улучшающие положение лиц, имеют обратную силу в случаях, если предусматривают это.

Поскольку зоны таможенного контроля были созданы в соответствии с ранее действующим законодательством, основания для внесения изменений в приказы Воронежской таможни от 17.04.2007г. №175, от 06.07.2012г. №347 в соответствии с ТК ЕАЭС и Законом №289 отсутствуют.

Кроме того, переиздание приказов о создании постоянных зон таможенного контроля потребует признания утратившими силу указанных выше приказов Воронежской таможни, что юридически повлечет за собой ликвидацию постоянных зон таможенного контроля.

Разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу о соответствии требованиям законодательства локальных актов Воронежской таможни, действовавшим на дату их принятия исходя из следующего.

Приказ Воронежской таможни №175 от 17.04.2007 года «О создании зон таможенного контроля в регионе деятельности Воронежской таможни» издан на основании статьи 362 Таможенного кодекса РФ и приказа ГТК России от 23.12.2003 года №1520 «Об утверждении Положения о порядке создания и обозначения зон таможенного контроля».

Приказ Воронежской таможни №347 от 06.07.2012 года «О создании постоянной зоны таможенного контроля в постоянном многостороннем автомобильном пункте пропуска Бугаёвка через государственную границу Российской Федерации» издан на основании статьи 97 Таможенного кодекса Таможенного союза и статьи 163 Федерального закона от 27.11.2010г. №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 444 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза настоящий Кодекс применяется к отношениям, регулируемым международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и возникшим со дня его вступления в силу.

По отношениям, регулируемым международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, возникшим до вступления настоящего Кодекса в силу, настоящий Кодекс применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут со дня его вступления в силу, с учетом положений, предусмотренных статьями 448 - 465 настоящего Кодекса.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 6 Федерального закона от 03.08.2018г. №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» акты законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании, а также указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с настоящим Федеральным законом, применяются к отношениям, возникшим со дня вступления их в силу, и не имеют обратной силы, за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.

Положения актов законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании и иных правовых актов Российской Федерации в сфере таможенного регулирования, улучшающие положение лиц, имеют обратную силу в случаях, если предусматривают это. Акты законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании и иные правовые акты Российской Федерации в сфере таможенного регулирования могут иметь обратную силу в случаях, если это предусмотрено международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования или федеральными законами.

На основании вышеизложенного, и поскольку зоны таможенного контроля были созданы в 2007 году и в 2012 году в соответствии с ранее действующим законодательством, а новое законодательство согласно вышеуказанным положениям применяется к отношениям, возникшим со дня его вступления в силу, то основания для внесения изменений в приказы Воронежской таможни от 17.04.2007г. №175, от 06.07.2012г. №347 в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза и Федеральным законом от 03.08.2018г. №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» отсутствуют.

Таким образом, суд не находит фактических и правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Лискинского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры о признании незаконным п.3 приказа Воронежской таможни №175 от 17.04.2007 года «О создании зон таможенного контроля в регионе деятельности Воронежской таможни», п.4 приказа Воронежской таможни №347 от 06.07.2012 года «О создании постоянной зоны таможенного контроля в постоянном многостороннем автомобильном пункте пропуска Бугаевка через государственную границу Российской Федерации», обязании привести приказы №175 от 17.04.2007 года «О создании зон таможенного контроля в регионе деятельности Воронежской таможни», №347 от 06.07.2012 года «О создании постоянной зоны таможенного контроля в постоянном многостороннем автомобильном пункте пропуска Бугаевка через государственную границу Российской Федерации» в соответствие с действующим законодательством отказать.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья К.А. Галкин

Решение суда в окончательной форме изготовлено 20.07.2020 года