Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 октября 2020 года Кировский районный суд г.Перми в составе:
председательствующего судьи Каменщиковой А.А.,
при секретаре Чижовкиной О.В.,
с участием представителя административного истца ФИО1, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к департаменту земельных отношений администрации города Перми о признании решения незаконным,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2 обратилась в суд с административным иском к департаменту земельных отношений администрации города Перми о признании незаконным решения от 31 июля 2020 года № об отказе в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов, о возложении обязанности устранить нарушения прав и интересов административного истца путем предоставления в аренду на три года без проведения торгов земельного участка общей площадью <адрес>.
В обоснование административного иска указано, что административный истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером № по <адрес>, на основании договора уступки прав от 30 апреля 2019 года. Ранее указанный земельный участок был предоставлен С. по договору аренды земельного участка от 25 ноября 2016 года № для строительства спортивной площадки с залом для занятия футболом на срок с 16 ноября 2016 года по 15 ноября 2019 года. Вместе с правами аренды на земельный участок административному истцу были переданы документы на строительство спортивного сооружения. В апреле 2019 года административный истец приступила к строительству первой очереди объекта – спортивной площадки и вспомогательного здания для хранения инвентаря. 19 июля 2019 года первая очередь объекта была сдана. После чего административный истец обратилась через МФЦ с заявлением о постановке объекта на кадастровый учет с одновременной регистрацией прав. В регистрации права на объект административному истцу было отказано, в том числе по причине истечения срока аренды земельного участка. Административный истец обращалась в департамент земельных отношений с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду на срок 3 года с целью завершения процедуры оформления прав на построенный объект. Однако решением от 11 декабря 2019 года № административному истцу было отказано в связи с тем, что к заявлению не был приложен перечень объектов незавершенного строительства, расположенных на земельном участке, и не представляется возможным сделать вывод о наличии объекта незавершенного строительства на испрашиваемом земельном участке. 20 июля 2020 года административный истец повторно обратилась с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в аренду на 3 года для завершения строительства объекта. Решением департамента земельных отношений административному истцу вновь было отказано в предоставлении земельного участка. С данным отказом административный истец не согласна, считает его необоснованным, незаконным, противоречащим требованиям п.2 ст.35 Конституции Российской Федерации, ст.39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливающей льготный порядок приобретения прав на земельные участки (не на торгах) лицами, являющимися собственниками объектов незавершенного строительства, расположенных на этих земельных участках, однократно на три года для достройки объектов (подп.10 п.2 ст.39.6, подп.2 п.5 ст.39.6 Земельного кодекса Российской Федерации). По мнению, административного истца, в силу п.1 ст.218 Гражданского кодекса Российской Федерации у нее, независимо от государственной регистрации права собственности, возникло право собственности на спорный объект незавершенного строительства – спортивную площадку и вспомогательное здание для хранения инвентаря, который согласно Техническому плану, подготовленному кадастровым инженером, и заключению проектно-строительной организации ООО «Центр-Проект» является капитальным, неразрывно связанным с землей. Поскольку строительство объекта было произведено административным истцом в пределах срока действия договора аренды земельного участка, она вправе обратиться за предоставлением земельного участка без торгов с целью завершения строительства объекта. Данный случай предоставления земельного участка в аренду без торгов соответствует принципу единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ним объектов (подп.5 п.1 ст.1 Земельного кодекса Российской Федерации) и предусматривает предоставление земельного участка собственнику или иному правообладателю расположенного на таком земельном участке здания, сооружения, помещений в них. Ссылка департамента земельных отношений в оспариваемом решении на п.2.11.29 административного регламента необоснованна, поскольку решение по гражданскому делу № по иску департамента земельных отношений к ФИО2 об освобождении земельного участка в связи с прекращением договора аренды не принято и не вступило в законную силу, судебные споры в отношении прав третьих лиц на испрашиваемый участок отсутствуют; в рамках указанного гражданского дела департаментом земельных отношений не заявлено требований об изъятии объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, путем продажи с публичных торгов; земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта предыдущему арендатору. Кроме того, подп.8 п.8 ст.39.11 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что не может быть предметом аукциона земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, если на земельном участке расположен объект незавершенного строительства, принадлежащий гражданину или юридическому лицу. При указанных обстоятельствах отказ департамента земельных отношений в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов для завершения строительства объекта нарушает права административного истца, поскольку препятствует регистрации прав на принадлежащий ей объект недвижимости и ограничивает ее права на владение, пользование и распоряжение указанным объектом.
Административный истец ФИО2 в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, с участием представителя.
Представитель административного истца ФИО1 в судебном заседании на административных исковых требованиях настаивала, подтвердив изложенные в административном иске обстоятельства.
Административный ответчик департамент земельных отношений администрации г.Перми в судебное заседание своего представителя не направил, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Суд, выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч.ч.1 и 2 ст.46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Частью 1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч.9 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
По смыслу положений ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения начальника департамента земельных отношений администрации г.Перми от 15 ноября 2016 года № индивидуальному предпринимателю С. предоставлен в аренду на 3 года земельный участок с кадастровым номером №., расположенный по <адрес>, для строительства спортивной площадки с залом для занятия футболом за счет земель населенных пунктов.
Согласно Кадастровой выписке о земельном участке от 17 октября 2016 года, земельный участок с кадастровым номером №., расположенный по №, относится к категории земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: для строительства спортивно-оздоровительного учреждения; сведения о регистрации прав отсутствуют; сведения об объекте недвижимости имеют статус временные, дата истечения срока действия временного характера – 10 июля 2020 года; земельный участок находится в зоне с особыми условиями использования - Приаэродромная территория аэродрома аэропорта Большое Савино, Зона с особыми условиями использования территорий.
25 ноября 2016 года между Департаментом земельных отношений администрации г.Перми (арендодатель) и индивидуальным предпринимателем С. (арендатор) заключен договор № аренды земельного участка с кадастровым номером №., расположенного на землях населенных пунктов и находящегося по <адрес>, для строительства спортивной площадки с залом для занятия футболом.
По условиям данного договора аренды земельного участка, разрешенный вид использования земельного участка – для строительства спортивной площадки с залом для занятия футболом. Земельный участок расположен в территориальной зоне спортивных и спортивно-зрелищных сооружений ЦС-3. Земельный участок находится в зоне с особым условием использования территорий «Приаэродромная территория аэродрома аэропорта Большое Савино». Земельный участок расположен в прочих зонах ограничений: «Водоохранная зона»; «Прибрежная защитная полоса» (п.1.2);
арендатор обязан: не допускать строительства на земельном участке до получения разрешения на строительство в установленном порядке (п.3.2.8); не заключать договоры и не вступать в сделки, следствием которых является или может являться какое-либо обременение предоставленных арендатору по договору имущественных прав, в частности переход их к иному лицу (договоры залога, уступки прав и обязанностей третьим лицам, внесение права на аренду участка или его части в уставный капитал юридических лиц и другое), без письменного согласия арендодателя (в случаях заключения настоящего договора на срок не более пяти лет) за исключением случаев, установленных законом (п.3.2.9);
настоящий договор заключается с 16 ноября 2016 года по 15 ноября 2019 года (п.4.1);
арендатор не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды земельного участка без проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством (6.8).
Государственная регистрация договора аренды произведена 22 декабря 2016 года.
30 апреля 2019 года между С. (цедент) и ФИО2 (цессионарий) заключен договор уступки прав к договору № аренды земельного участка от 25 ноября 2016 года, по условиям которого цедент уступил цессионарию права арендатора по договору аренды земельного участка № от 25 ноября 2016 года, заключенному между С. и департаментом земельных отношений администрации г.Перми, на основании которого арендодатель передал арендатору во временное пользование на условиях аренды земельный участок, умеющий кадастровый №., находящийся по <адрес>, для строительства спортивной площадки с залом для занятия футболом, категория земель – земли населенных пунктов, территориальная зона ЦС-3 (п.1);
цедент принял во временное пользование указанный земельный участок и обязался уплачивать арендодателю арендную плату за пользование земельным участком. Земельный участок предоставлен для целей строительства. Целевое использование: для строительства спортивной площадки с залом для занятия футболом (п.2);
после получения оплаты цедент передает цессионарию договор аренды земельного участка № от 25 ноября 2016 года, акт приема-передачи земельного участка, кадастровый паспорт, документы на спортивное сооружение с вспомогательной инфраструктурой, согласие департамента земельных отношений администрации г.Перми на переуступку прав по договору аренды, градостроительный план земельного участка (п.4).
Государственная регистрация уступки прав (аренды) произведена 15 мая 2019 года.
Согласно имеющимся в материалах дела Выпискам из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, земельный участок с кадастровым номером №., расположенный по <адрес> относится к категории земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: для строительства спортивно-оздоровительного учреждения; вид ограничения прав и обременения объекта недвижимости: аренда сроком с 22 декабря 2016 года по 15 ноября 2019 года в пользу С. на основании договора аренды земельного участка № от 25 ноября 2016 года; 15 мая 2019 года зарегистрировано обременение – аренда в пользу ФИО2 на срок с 2 декабря 2016 года по 15 ноября 2019 года на основании договора аренды земельного участка № от 25 ноября 2016 года, договора уступки прав от 30 апреля 2019 года, акта приемки-передачи земельного участка от 30 апреля 2019 года; земельный участок находится в зоне с особыми условиями использования - Приаэродромная территория аэродрома аэропорта Большое Савино, Зона с особыми условиями использования территорий.
Согласно проектной документации «Строительство спортивной площадки с залом для занятия футболом по <адрес>» от 2016 года, составленной ООО «.......», строительство спортивной площадки с залом для занятия футболом рассчитано в две очереди: в первую очередь – строительство спортивной площадки и вспомогательного здания хранения инвентаря; во вторую очередь – вспомогательное здание охраны, зал для занятия футболом.
Из административного искового заявления следует, что в период с апреля 2019 года по 19 июля 2019 года административным истцом на спорном земельном участке произведено строительство первой очереди объекта – спортивной площадки и вспомогательного здания хранения инвентаря. После этого административный истец обратилась в регистрирующий орган с заявлением о постановке указанного объекта на кадастровый учет и регистрации ее прав на данный объект, в чем ей было отказано, в том числе отказано в связи с истечением срока действия договора аренды земельного участка. Решением департамента земельных отношений административному истцу отказано в предоставлении земельного участка в аренду на срок 3 года без проведения торгов с целью завершения строительства объекта.
Судом установлено, что 19 ноября 2019 года ФИО2 обратилась в департамент земельных отношений администрации г.Перми с заявлением о предоставлении в аренду на три года земельного участка с кадастровым номером 59:01:1713102:99, площадью 2247,00 кв.м. по ул.Каховская 5-я, 6 в г.Перми, для строительства спортивной площадки с залом для занятия футболом.
21 ноября 2019 года департамент земельных отношений администрации г.Перми направил в администрацию Кировского района г.Перми заявку о проведении обследования земельного участка с кадастровым номером № на наличие (отсутствие) объектов недвижимости.
Согласно составленному главным специалистом сектора градостроительства, земельных и имущественных отношений администрации Кировского района г.Перми акту обследования земельного участка от 26 ноября 2019 года №, в ходе обследования выявлено: металлическое ограждение по всему периметру участка; деревянное ограждение части участка; объект: сооружение будки охраны на фундаментах с металлическими стенами – 1 шт., вспомогательные постройки: деревянная конструкция – 1 шт., металлическая конструкция (беседка) – 2 шт., игровые аппараты – 2 шт., батут – 2 шт. Также на указанном земельном участке выявлено устройство спортивной площадки, огороженной резиновыми покрышками.
Решением департамента земельных отношений администрации г.Перми от 11 декабря 2019 года № административному истцу отказано в предоставлении земельного участка по основанию, предусмотренному п.2.11.1 Административного регламента предоставления Департаментом муниципальной услуги «Предоставление в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, без проведения торгов», утвержденного Постановлением администрации г.Перми от 04 сентября 2015 года №624: с заявлением обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
В решении об отказе в предоставлении земельного участка от 11 декабря 2019 года № департамент земельных отношений администрации г.Перми, ссылаясь на п.21 ст.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», указал следующее. Земельный участок с кадастровым номером № был предоставлен в аренду для строительства спортивной площадки с залом для занятия футболом распоряжением начальника департамента земельных отношений администрации г.Перми 15 ноября 2016 года, заключен договор аренды земельного участка от 25 ноября 2016 года №. Срок действия договора аренды истек 15 ноября 2019 года. В настоящее время договор считается прекращенным. Кроме того, согласно представленным документам, а также информации, имеющейся в администрации г.Перми, невозможно сделать вывод о наличии объекта незавершенного строительства на испрашиваемом земельном участке. До сведения заявителя доводится, что в соответствии с п.2 ст.39.17 Земельного кодекса Российской Федерации к заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, утвержденным Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12 января 2015 года №1, а именно сообщение заявителя, содержащее перечень зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, расположенных на испрашиваемом земельном участке, с указанием кадастровых условных, инвентарных номеров и адресных ориентиров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, принадлежащих на соответствующем праве заявителю.
Для технического обследования недвижимого комплекса, расположенного по №, с целью определения степени его капитальности ФИО2 обратилась в ООО «.......».
Согласно заключению ООО ««.......» от 2020 года, на момент обследования (время проведения технического обследования: январь 2020 года; объект: единый недвижимый комплекс, включающий спортивную площадку и вспомогательное здание для хранения инвентаря) объект представляет собой объемную строительную систему, имеющую надземную часть в виде одноэтажного пристроенного здания, включающую в себя внутреннее помещение, сети инженерно-технического обеспечения и предназначенную для вспомогательного использования с возможностью для размещения технологического производства и хранения инвентаря. Перенос объекта обследования без его разрушения невозможен вследствие его неразрывной связи с фундаментом и основанием. В силу признаков капитальности, показанных положениями Закона №384-ФЗ от 30 декабря 2009 года с учетом положений пункта №10 статьи №1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, обследуемый единый недвижимый комплекс является постоянным, капитальным с несущим неполным каркасом и ограждающими конструкциями, оборудованное системой электроснабжения, отвечает всем требованиям пожарной безопасности и является безопасным для эксплуатации. Отсутствуют нарушения прав и охраняемых законом интересов третьих лиц и отсутствует угроза жизни и здоровью граждан.
13 мая 2020 года департамент земельных отношений администрации г.Перми обратился в Кировский районный суд г.Перми с иском к ФИО2 об обязании освободить спорный земельный участок, возвратив по акту приема-передачи в течение трех дней с момента вступления в законную силу решения суда (дело №).
На день рассмотрения настоящего дела гражданское дело № не рассмотрено.
17 июля 2020 года ФИО2 обратилась в департамент градостроительства и архитектуры администрации г.Перми с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта «Строительство спортивной площадки с залом для занятия футболом по <адрес>».
23 июля 2020 года департаментом градостроительства и архитектуры администрации г.Перми на основании ч.13 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации ФИО2 было отказано в выдаче разрешения на строительство объекта «Строительство спортивной площадки с залом для занятия футболом по <адрес>» по причине отсутствия документов, предусмотренных ч.7 указанной статьи, несоответствия представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
20 июля 2020 года ФИО2 вновь обратилась в департамент земельных отношений администрации г.Перми с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером №., расположенного по <адрес>, в аренду без проведения торгов из числа предусмотренных п.2 ст.39.3, ст.39.5, п.2 ст.39.6 или п.2 ст.39.10 Земельного кодекса Российской Федерации оснований, на три года с целью использования земельного участка для завершения строительства. К заявлению был приложен перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, в котором был указан единый недвижимый комплекс (спортплощадка со вспомогательным зданием для хранения инвентаря 1 этап), реквизиты правоустанавливающих документов на объекты: ......., Градостроительный план №, Технический план от 11 ноября 2019 года.
Решением департамента земельных отношений администрации г.Перми от 31 июля 2020 года № административному истцу отказано в предоставлении в аренду на три года земельного участка с кадастровым номером №., расположенного по <адрес>, для завершения строительства на основании п.п.2.11.1 и 2.11.29 Административного регламента предоставления Департаментом муниципальной услуги «Предоставление в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, без проведения торгов», утвержденного Постановлением администрации г.Перми от 04 сентября 2015 года №624:
- с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов;
- наличие вступивших в законную силу судебных актов, запрещающих совершение сделок с земельным участком или распоряжение им, наличие судебных споров в отношении прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
Из решения департамента земельных отношений администрации г.Перми от 31 июля 2020 года № следует, что причинами, послужившими основанием для отказа, явились следующие обстоятельства:
1. Пунктом 21 ст.3 Федерального закона от 25 января 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что в случае, если объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и право собственности на указанный объект зарегистрировано до 01 марта 2015 года или такой земельный участок предоставлен до 01 марта 2015 года в аренду, собственник указанного объекта имеет право приобрести такой земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства без проведения торгов в порядке, установленном статьями 39.14 – 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Земельный участок с кадастровым номером №., по <адрес> был предоставлен в аренду для строительства спортивной площадки с залом для занятия футболом распоряжением начальника департамента земельных отношений администрации г.Перми 15 ноября 2016 года, заключен договор аренды земельного участка от 25 ноября 2016 года № Срок действия договора аренды истек 15 ноября 2019 года. В настоящее время договор считается прекращенным.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 22 июля 2020 года №, зарегистрированные права на земельный участок с кадастровым номером № отсутствуют.
Кроме того, в представленном сообщении, содержащем перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, не указан кадастровый номер объекта недвижимости, таким образом можно сделать вывод, что на испрашиваемом земельном участке отсутствуют объекты, права на которые зарегистрированы за заявителем в установленном порядке.
Указанное обстоятельство является основанием для отказа в соответствии с п.2.11.1 Регламента.
2. В настоящее время в производстве Кировского районного суда г.Перми рассматривается гражданское дело № по иску Департамента к заявителю об освобождении земельного участка с кадастровым номером №. по <адрес> в связи с прекращением договора аренды.
Таким образом, имеется основание для отказа в соответствии с п.2.11.29 Регламента.
Судом также установлено, что согласно Уведомлению Краснокамского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Пермскому краю от 02 сентября 2020 года, ФИО2 было отказано в постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости и государственной регистрации прав в отношении объектов недвижимости, расположенных по <адрес>, по тем основаниям, что из представленных в составе приложения к техническому плану документов отсутствует возможность идентифицировать, является ли сооружение на земельном участке по указанному адресу объектом недвижимости, государственный учет и государственная регистрация которого осуществляется; представленный технический план, подготовленный кадастровым инженером В., в связи с созданием сооружения, расположенного по <адрес>, подготовлен с нарушением требований к техническому плану (при отсутствии разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию в отношении объекта учета).
Основания и порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов, а также основания для отказа в предоставлении таких земельных участков в аренду без проведения торгов регламентированы ст.ст.39.6, 39.14, 39.17 и 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации. Также основания предоставления в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентированы положениями п.21 ст.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
Стандарт и порядок предоставления в администрации г.Перми муниципальной услуги «Предоставление в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, без проведения торгов» определяется Административным регламентом предоставления департаментом земельных отношений администрации города Перми муниципальной услуги «Предоставление в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, без проведения торгов», утвержденным Постановлением Администрации г.Перми от 04 сентября 2015 года N624 (далее – Административный регламент, муниципальная услуга).
В соответствии с подп.10 п.2 ст.39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи.
Согласно п.5 ст.39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта:
1) собственнику объекта незавершенного строительства, право собственности на который приобретено по результатам публичных торгов по продаже этого объекта, изъятого у предыдущего собственника в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
2) собственнику объекта незавершенного строительства, за исключением указанного в подпункте 1 настоящего пункта, в случае, если уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах. Предоставление земельного участка в аренду без аукциона в соответствии с настоящим подпунктом допускается при условии, что такой земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта.
В соответствии с подп.32 п.2 ст.39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка арендатору (за исключением арендаторов земельных участков, указанных в подпункте 31 настоящего пункта), если этот арендатор имеет право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящей статьи.
Согласно подп.1 п.3 ст.39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в случае, если земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 13, 14 или 20 статьи 39.12 настоящего Кодекса).
Согласно п.4 ст.39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в указанных в пункте 3 настоящей статьи случаях при наличии в совокупности следующих условий:
1) заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка;
2) исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, не обладает иное лицо;
3) ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином или этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 настоящего Кодекса;
4) на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные подпунктами 1 – 30 пункта 2 настоящей статьи основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
В соответствии с п.21 ст.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», в случае, если объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и право собственности на указанный объект зарегистрировано до 1 марта 2015 года или такой земельный участок предоставлен до 1 марта 2015 года в аренду, собственник указанного объекта имеет право приобрести такой земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства без проведения торгов в порядке, установленном статьями 39.14 – 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. Положения настоящего пункта применяются в случае, если ранее такой земельный участок не предоставлялся любому из предыдущих собственников указанного объекта незавершенного строительства в соответствии с настоящим пунктом.
В соответствии с п.1 ст.39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка (подп.6); заключение договора аренды земельного участка (подп.7).
Согласно п.2 ст.39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, к заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4 – 6 пункта 2 ст.39.15 настоящего Кодекса (документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия – подп.1 п.2 ст.39.15 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п.33 Перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12 января 2015 года №1, к документам, подтверждающим право заявителя (собственником объекта незавершенного строительства) на приобретение земельного участка без проведения торгов, и прилагаемым к заявлению о приобретении прав на земельный участок (в аренду без проведения торгов) по основанию, предусмотренному подп.10 п.2 ст.39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, п.21 ст.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», относятся в том числе: документы, удостоверяющие (устанавливающие) права заявителя на объект незавершенного строительства, если право на такой объект незавершенного строительства не зарегистрировано в ЕГРН; сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, расположенных на испрашиваемом земельном участке, с указанием кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, принадлежащих на соответствующем праве заявителю; выписка из ЕГРН об объекте недвижимости (об объекте незавершенного строительства, расположенном на испрашиваемом земельном участке).
В соответствии с п.5 ст.39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
осуществляет подготовку проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проект указанного договора для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ (подп.1);
принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа (подп.3).
Согласно подп.1 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов по тому основанию, что с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
В соответствии с п.2.4 Административного регламента срок предоставления муниципальной услуги - не более 30 календарных дней со дня поступления заявления в Департамент.
Пунктом 2.11 Административного регламента установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, к числу которых относятся следующие основания:
с заявлением обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов (п.2.11.1);
наличие вступивших в законную силу судебных актов, запрещающих совершение сделок с земельным участком или распоряжение им, наличие судебных споров в отношении прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок (п.2.11.29).
Из установленных по делу обстоятельств не следует, что ФИО2 относится к лицу, указанному в подп.1 п.5 ст.39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
Также из установленных судом обстоятельств не следует, что ФИО2 относится к лицам, указанным в подп.2 п.5 ст.39.6 Земельного кодекса Российской Федерации и в п.21 ст.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
Как указано выше, спорный земельный участок был предоставлен в аренду после 01 марта 2015 года, а именно 15 ноября 2016 года. Спортивная площадка и вспомогательное здание хранения инвентаря построены на этом земельном участке после заключения административным истцом 30 апреля 2019 года договора уступки прав к договору аренды данного земельного участка, то есть также после 01 марта 2015 года. Срок договора аренды спорного земельного участка истек 15 ноября 2019 года.
Кроме того, в деле отсутствуют доказательства, подтверждающие, что ФИО2 является собственником какого-либо недвижимого имущества (объекта незавершенного строительства), расположенного на земельном участке по <адрес> в том числе, что административный истец является собственником расположенных на указанном земельном участке спортивной площадки и вспомогательного здания хранения инвентаря, указанных в административном иске.
Из установленных по делу обстоятельств следует, что право собственности ФИО2 на указанные спортивную площадку и вспомогательное здание хранения инвентаря не зарегистрировано в установленном законом порядке.
Доводы административного истца о возникновении у нее права собственности на спортивную площадку и вспомогательное здание хранения инвентаря, построенные ею на спорном земельном участке, на основании п.1 ст.218 Гражданского кодекса Российской Федерации, отклоняются судом как необоснованные.
По смыслу положений п.1 ст.218 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя, приобретается этим лицом только в случае изготовления или создания такой вещи с соблюдением закона и иных правовых актов.
Вместе с тем, судом установлено, что указанные в административном иске спортивная площадка и вспомогательное здание хранения инвентаря построены ФИО2 на спорном земельном участке, имеющем определенный вид разрешенного использования и находящемся в зоне с особыми условиями использования, в отсутствие разрешения на строительство спортивной площадки с залом для занятия футболом, получение которого является обязательным для строительства объекта капитального строительства в соответствии с требованиями Закона (ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также являлось обязательным в соответствии с п.3.2.8 договора аренды земельного участка от 25 ноября 2016 года №
Обстоятельство отсутствия у административного истца разрешения на строительство спортивной площадки с залом для занятия футболом подтверждается письменным отказом департамента градостроительства и архитектуры администрации г.Перми от 23 июля 2020 года и не оспаривается административным истцом.
Кроме того, суд принимает во внимание причины отказа департамента градостроительства и архитектуры администрации г.Перми в выдаче разрешения на строительство: несоответствие представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а также причины отказа регистрирующего органа в постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости и государственной регистрации прав в отношении объектов недвижимости, расположенных по <адрес> указанные в уведомлении Краснокамского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Пермскому краю от 02 сентября 2020 года: из представленных в составе приложения к техническому плану документов отсутствует возможность идентифицировать, является ли сооружение на земельном участке по указанному адресу объектом недвижимости, государственный учет и государственная регистрация которого осуществляется; представленный технический план, подготовленный кадастровым инженером В., в связи с созданием сооружения, расположенного по <адрес> подготовлен с нарушением требований к техническому плану (при отсутствии разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию в отношении объекта учета).
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии доказательств, подтверждающих, что ФИО2 приобрела право собственности на указанные в административном иске спортивную площадку и вспомогательное здание хранения инвентаря в силу п.1 ст.218 Гражданского кодекса Российской Федерации.
По указанным основаниям, а также учитывая отсутствие в деле доказательств, подтверждающих, что ФИО2 является собственником указанных в административном иске спортивной площадки и вспомогательного здания хранения инвентаря, обстоятельство отсутствия в деле доказательств, подтверждающих, что департаментом земельных отношений администрации г.Перми в течение шести месяцев со дня истечения срока действия договора аренды земельного участка, на котором расположен спорный объект, заявлено в суд требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах, не имеет правового значения для отнесения административного истца к числу лиц, указанных в подп.2 п.5 ст.39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
Учитывая отсутствие в деле доказательств, подтверждающих, что ФИО2 является собственником указанных в административном иске спортивной площадки и вспомогательного здания хранения инвентаря либо приобрела право собственности на указанные объекты, ссылка административного истца в административном иске на подп.8 п.8 ст.39.11 Земельного кодекса Российской Федерации является несостоятельной.
Из установленных по делу обстоятельств не следует и то, что ФИО2 относится к лицам, указанным в подп.32 п.2 ст.39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом, на момент обращения административного истца в департамент земельных отношений администрации г.Перми с заявлением о заключении договора аренды (обратилась первые 19 ноября 2019 года, повторно – 20 июля 2020 года) ФИО2 не являлась арендатором испрашиваемого земельного участка, так как заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано ею после дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды спорного земельного участка, то есть после 15 ноября 2019 года; и как указано, выше, на момент заключения нового договора аренды спорного земельного участка оснований, предусмотренных подп.10 п.2 ст.39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов, не имеется.
Суд принимает во внимание и то обстоятельство, что в соответствии с условиями ранее заключенного договора аренды спорного земельного участка от 25 ноября 2016 года № ФИО2 (арендатор) не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды земельного участка без проведения торгов (6.8).
С учетом изложенного, установленные по делу обстоятельства свидетельствуют об отсутствии предусмотренных земельным законодательством Российской Федерации оснований для предоставления ФИО2 земельного участка с кадастровым номером № по <адрес>, в аренду без проведения торгов, в связи с чем отказ департамента земельных отношений администрации г.Перми от 31 июля 2020 года № об отказе в предоставлении спорного земельного участка в аренду без проведения торгов по тому основанию, что с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов (п.2.11.1 Административного регламента), является законным и обоснованным. Данное решение принято департаментом земельных отношений администрации г.Перми в рамках предоставленных административному ответчику действующим законодательством полномочий и в установленный п.5 ст.39.17 Земельного кодекса Российской Федерации и п.2.4 Административного регламента срок, не противоречит требованиям действующего законодательства, в том числе положениям п.2 ст.35 Конституции Российской Федерации.
Указанные в административном иске доводы о необоснованности отказа административного ответчика в предоставлении спорного земельного участка в аренду без проведения торгов по основанию, предусмотренному п.2.11.29 Административного регламента, поскольку отсутствуют вступившие в законную силу судебные акты, запрещающие совершение сделок со спорным земельным участком или распоряжение им (в том числе по гражданскому делу № по иску департамента земельных отношений к ФИО2 об освобождении спорного земельного участка в связи с прекращением договора аренды), отсутствуют судебные споры в отношении прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок, не могут служить основанием для признания оспариваемого решения департамента земельных отношений администрации г.Перми незаконным, в том числе в соответствующей части, так как материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих, что отказ в предоставлении ФИО2 спорного земельного участка в аренду без проведения торгов по указанному основанию повлек нарушение прав административного истца, и последней таких доказательств суду не представлено.
На основании изложенного, принимая во внимание, что оспариваемое решение административного ответчика соответствуют требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы административного истца, суд приходит к выводу, что административные исковые требования ФИО2 к департаменту земельных отношений администрации города Перми о признании незаконным решения от 31 июля 2020 года № об отказе в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов, а также производные от них административные исковые требования о возложении обязанности устранить нарушения прав и интересов административного истца путем предоставления в аренду на три года без проведения торгов земельного участка <адрес> являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении административного иска ФИО2 к департаменту земельных отношений администрации города Перми о признании незаконным решения от 31 июля 2020 года № об отказе в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов, о возложении обязанности устранить нарушения прав и интересов административного истца путем предоставления в аренду на три года без проведения торгов земельного участка <адрес>.
Решение в течение месяца со дня принятия в окончательной форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кировский районный суд города Перми.
Судья А.А. Каменщикова