ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2498/2022 от 11.10.2022 Крымского районного суда (Краснодарский край)

УИД 23RS0024-01-2022-003732-53

К делу № 2а-2498/2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Крымск 11 октября 2022 г.

Крымский районный суд Краснодарского края в составе

председательствующего судьи Литвиненко Т.А.,

при секретаре Щербатовой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Оганисян Артура Вачакановича к администрации Крымского городского поселения Крымского района об оспаривании решения органа местного самоуправления,

установил:

Оганисян А.В. обратился в суд с заявлением к администрации Крымского городского поселения об оспаривании решения органа местного самоуправления.

В обоснование заявленных требований указывает, что он является собственником земельного участка, категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, площадью 949 кв.м., с кадастровым номером 23:45:001261:276, находящегося по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 23-АЛ №528613 от 13.05.2013 г., выданного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю.

21.07.2022 г. он обратился в администрацию Крымского городского поселения Крымского района с письменным уведомлением (заявлением) о планируемом строительстве индивидуального жилищного строительства. Однако, ему было письменно отказано уведомлением о несоответствии №33 от 25.07.2022 за подписью заместителя главы Крымского городского поселения Смирнова А.А. Отказ мотивирован тем, что согласно в направленном им уведомлении о планируемом строительстве, были указаны размеры отступа от границы земельного участка 1,5 метра, что нарушает Правила землепользования и застройки Крымского городского поселения <адрес>. Кроме того, земельный участок и домовладение по <адрес> в <адрес> находится в хоне затопления, образованной в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением 6-ДД.ММ.ГГГГ, а мероприятия по инженерной защите территории <адрес> не завершены. А также земельный участок находится в полосе воздушного подхода аэродрома Крымск.

Административный истец считает Уведомление, о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на принадлежащем ему на праве собственности земельном участке незаконным, нарушающим его и права, в связи с чем он был вынужден обратиться в суд с данными требованиями.

В судебном заседании административный истец Оганисян А.В. в судебном заседании административные исковые требования подтвердил, просил суд их удовлетворить.

Представитель администрации Крымского городского поселения Крымского района Шулыма Т.А., действующий на основании доверенности №04-560/22 от 10.10.2022 года в судебном заседании возражала против удовлетворения требования Оганисян А.В., представила письменные возражения на заявленные требования, в которых просила суд отказать в удовлетворении административных исковых требований.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Пунктом 8 ст.1 Земельного кодекса РФ, одним из основных принципов законодательства является деление земель по целевому назначению, на категории согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиям законодательства. Правовое регулирование деления земель на категории определяется Земельным кодексом РФ, а разрешенное использование в соответствии с зонированием территорий относится к предмету регулирования Градостроительного кодекса РФ. Градостроительный регламент устанавливает в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков.

В соответствии со ст.85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков. Правовой режим указанного земельного участка нашел отражение в градостроительном плане земельного участка, который выполняется на основании Правил. Подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным и предназначенным для строительной реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 36 Градостроительным кодекса РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

В рассматриваемом случае отсутствуют регламентированные основания для отказа в выдаче разрешения на строительство жилого дома.

В соответствии с п.1 ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Согласно п.1 ст.260 ГК РФ лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом, постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.

Гражданское и земельное законодательство допускают ограничение прав собственника земельным участком только в предусмотренных законом случаях. В частности, исходя из содержания пунктов 2 и 1 ст.40 Земельного кодекса РФ и пункта 1 статьи 260 ГК РФ, собственник земельного участка имеет право возводить жилье в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением градостроительных регламентов.

Гражданское и земельное законодательства допускают ограничение права собственника земельного участка только в предусмотренных законом случаях. В частности, исходя из содержания пунктов 2 и 1 статьи 40 Земельного кодекса РФ и пункта статьи 260 Гражданского кодекса РФ, собственник земельного участка имеет право возводить строительство в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением градостроительных регламентов; лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом, постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.

В положениях ст.2,18 и 51.1 ГрК РФ также не содержится запрета на осуществление и возведение жилого дома, но предусмотрено, что строительство жилого дома должно осуществляться на основе градостроительных норм, правил землепользования и застройки.

В судебном заседании установлено, что Оганисян А.В. является собственником земельного участка, категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, площадью 949 кв.м., с кадастровым номером 23:45:001261:276, находящегося по адресу: <адрес>, , что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 23-АЛ от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>.

Обратившись в администрацию Крымского городского поселения Крымского района с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства, Оганисян А.В. получил отказ, мотивированный тем, что не допускается выдача разрешений на строительство в зонах, подверженных затоплению до проведения защитных мероприятий, исключающих негативное воздействие вод, со ссылкой на решение Крымского районного суда от 01.12.2014 г., указаны также ссылки на тот факт, что строительство жилого дома предполагается осуществлять за пределами допустимых параметров разрешенного строительства, а также что участок находится полосе воздушного подхода аэродрома Крымск.

Ссылка административного ответчика на запрет выдачи разрешений на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства в зоне затопления, образованной в результате стихийного бедствия 6-7 июля 2012 года до установления границ зоны затопления уполномоченным органом и окончания проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод, решение Крымского районного суда от 01.12.2014 является несостоятельной, так как не предусмотрена Градостроительным кодексом РФ.

Статьей 67.1 Водного кодекса РФ установлен запрет на возведение объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления, подтопления. Согласно п.2 и п.5 Правил определения границ зон затопления, подтопления, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта РФ, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления и карты (плана) объекта землеустройства, составленной в соответствии с требованиями Федерального закона «О землеустройстве». Зоны затопления, подтопления считаются определёнными с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об их границах. Администрацией Крымского городского поселения не было предоставлено таких сведений. Вместе с тем, исходя из буквального толкования ч.2 ст.67.1 Водного кодекса РФ, в ней не содержится безусловный запрет на строительство объектов в зонах подтопления, а указано лишь на невозможность такого строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон, обязанность проведения которых в силу ч.4 указанной статьи возлагается на собственника водного объекта, а не на лицо, осуществившее строительство.

Постановления администрации Крымского городского поселения Крымского района от 11.07.2012 года № 630 «Об определении границ зоны затопления на территории Крымского городского поселения Крымского района в результате наводнения 6-7 июля 2012 года» недостаточно для определения зоны затопления, что не может являться основанием для несогласования уведомления о планируемом строительстве.

Согласно Федеральному закону №191-ФЗ от 11.06.2021 года о согласовании строительства с аэропортами «при строительстве на земельных участка, предназначенных для веления личного подсобного хозяйства, садоводства, индивидуального жилищного строительства, строительства гаражей, для собственных нужд - согласование с аэропортами и санитарно-эпидемиологическое заключение не требуется. Получение такого рода согласований не регламентировано правилами землепользования застройки Крымского городского поселения Крымского района, а также положением о территориальном планировании Крымского городского поселения Крымского района, а зона осуществления полетов не внесена в схему территориального планирования Крымского городского поселения Крымского района и не поставлена на кадастр Крымского городского поселения Крымского района.

Суд не может согласиться с позицией административного ответчика о том, что Оганисян А.В. не соблюдаются требования относительно отклонений от предельных параметров разрешенного строительства в части отступа от границ земельного участка в силу следующего.

Действительно, правилами землепользования и застройки Крымского городского поселения Крымского района предусмотрен отступ от границ земельного участка при строительстве равном 3 метрам. При этом порядок получения разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, в том числе в части отступов от границ земельного участка и красных линий, предусмотрен ст.40 Градостроительного кодекса РФ.

При планировании строительства индивидуального жилого дома на данном участке Оганисян А.В. обращался в администрацию Крымского городского поселения с объяснениями относительно того, в каких параметрах он планирует строить жилой дом, однако его заявление об отклонениях от предельных параметров в части отступа от левой (северной) границы земельного участка не было принято сотрудником администрации. Поскольку земельный участок находится в зоне затопления, то публичные слушания не проводятся. Таким образом, данный факт не позволяет ему воспользоваться предусмотренной законом процедурой получения разрешения на отклонение от предельных параметров по независящим от него причинам.

В материалы дела в обоснование заявленных возражений по иску административным ответчиком не представлено доказательств наличия претензий собственника смежного земельного участка.

В соответствии с конфигурацией земельного участка, а также при наличии согласия собственника смежного участка суд считает, что при строительстве в указанных параметрах не будут нарушены права или законные интересы третьих лиц, в том числе собственников смежных участков.

С учетом изложенного суд считает, что отсутствуют основания для запрета в осуществлении строительства жилого дома, а выдача уведомления о несоответствии параметров, указанных в уведомлении предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства свидетельствует об ограничении права собственника земельного участка без предусмотренных на то законных оснований. Оснований к принятию такого решения администрацией не имеется, поскольку в администрацию Крымского городского поселения представлен необходимый и достаточный пакет документов, отвечающих требованиям законодательства.

Кроме того, действующим законодательством не предусмотрено, что органы местного самоуправления сами вправе устанавливать основания для отказа в выдаче разрешения на строительство и согласно нового действующего законодательства, разрешение на строительство не требуется.

Согласно Правил землепользования и застройки указанный земельный участок находится в зоне застройки индивидуальными жилыми домами, где основным видом использования земельных участков и объектов капитального строительства является, в том числе и строительство отдельно стоящего индивидуального жилого дома.

При таких обстоятельствах, суд считает, что Уведомление администрации Крымского городского поселения №33 от 25.07. 2022 года является незаконным и нарушает права и законные интересы Оганисян А.В.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление Оганисян Артура Вачакановича к администрации Крымского городского поселения Крымского района об оспаривании решения органа местного самоуправления, удовлетворить.

Признать незаконным и отменить уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке в отношении индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>.

Обязать администрацию Крымского городского поселения <адрес> выдать Оганисян Артуру Вачакановичу уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке по адресу: <адрес>, площадью 949 кв.м. с кадастровым номером 23:45:0101261:276.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Краснодарского краевого суда, в течение месяца с момента его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы в Крымский районный суд.

Судья: подпись. Копия верна