ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2499/2018 от 31.05.2018 Новгородского районного суда (Новгородская область)

Дело № 2а-2499/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31 мая 2018 года Великий Новгород

Новгородский районный суд Новгородской области в составе:

председательствующего судьи Шибанова К.Б.,

при секретаре Иванове К.В.,

с участием помощников прокурора Великого Новгорода Петровой А.А. и Мармазовой Л.А., административного истца Нефёдова А.Г., представителя административного истца Нефёдова А.Г. - Гетманского С.В., представителя административного ответчика Администрации Великого Новгорода Семеновой В.Ф., представителя заинтересованного лица СНКО «Региональный фонд» Журавского В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Нефёдова А.Г. к Администрации Великого Новгорода об оспаривании в части постановления Администрации Великого Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ года «Об утверждении перечня многоквартирных домов, расположенных на территории Великого Новгорода, для проведения в <данные изъяты> капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в которых собственники помещений в течение трех месяцев с момента получения от регионального оператора предложения о капитальном ремонте (в случае если собственники формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора) не приняли решение о проведении капитального ремонта, в соответствии с региональной программой и предложениями регионального оператора»,

УСТАНОВИЛ:

Нефёдов А.Г. обратился в суд с административным иском к Администрации Великого Новгорода (далее также – Администрация) о признании недействующим постановления Администрации Великого Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ года «Об утверждении перечня многоквартирных домов, расположенных на территории Великого Новгорода, для проведения в <данные изъяты> капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в которых собственники помещений в течение трех месяцев с момента получения от регионального оператора предложения о капитальном ремонте (в случае если собственники формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора) не приняли решение о проведении капитального ремонта, в соответствии с региональной программой и предложениями регионального оператора» (далее также - постановление от ДД.ММ.ГГГГ года) в части включения многоквартирного жилого дома <адрес> в перечень многоквартирных домов для проведения в <данные изъяты> капитального ремонта общего имущества, в которых собственники помещений в течение трех месяцев с момента получения от регионального оператора предложения о капитальном ремонте не приняли решение о проведении капитального ремонта, в соответствии с региональной программой и предложениями регионального оператора. В обоснование заявленных требований административный истец Нефёдов А.Г. указал на то, что является собственником квартиры в вышеназванном многоквартирном доме. Оспариваемым постановлением многоквартирный жилой дом <адрес> включен в Перечень многоквартирных домов для проведения в <данные изъяты> капитального ремонта общего имущества, в которых собственники помещений в течение трех месяцев с момента получения от регионального оператора предложения о капитальном ремонте не приняли решение о проведении капитального ремонта, в соответствии с региональной программой и предложениями регионального оператора (далее также – Перечень). Вместе с тем общим собранием собственников помещений в вышеуказанном многоквартирном доме были приняты решения, оформленные протоколом от ДД.ММ.ГГГГ года , об изменении способа формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома на формирование фонда капитального ремонта на специальном счете, о проведении капитального ремонта многоквартирного дома в <данные изъяты>, об утверждении сметы расходов (стоимости работ) на капитальный ремонт многоквартирного дома до ДД.ММ.ГГГГ года, о финансировании работ по капитальному ремонту за счет средств фонда капитального ремонта, формируемом на специальном счете управляющей организации ООО «Доверительное управление домом», о выборе председателя Совета дома лицом, которое от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено участвовать в приемке выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе, подписывать соответствующие акты. Копия протокола общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ была представлена региональному оператору СНКО «Региональный фонд» ДД.ММ.ГГГГ года и ДД.ММ.ГГГГ года. Таким образом, собственники помещений в многоквартирном доме <адрес> приняли решение о проведении капитального ремонта дома в <данные изъяты>, а потому в силу требований <данные изъяты> данный дом не подлежал включению в вышеназванный Перечень.

Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ года к участию в деле привлечены ООО «Доверительное управление домом» в качестве заинтересованного лица и прокурор Великого Новгорода для дачи заключения по делу.

Представитель заинтересованного лица ООО «Доверительное управление домом», надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, в связи с чем суд, руководствуясь ст. 150, ч. 5 ст. 213 КАС РФ, счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Административный истец Нефёдов А.Г. и его представитель Гетманский С.В. в судебном заседании административные исковые требования поддержали в полном объеме по мотивам и основаниям, приведенным в административном исковом заявлении, в дополнение пояснив, что региональный оператор СНКО «Региональный фонд» не направлял собственникам помещения в многоквартирном доме <адрес> предложение о проведении в <данные изъяты> капитального ремонта крыши указанного дома, в том числе о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ и их стоимости.

Представитель административного ответчика Администрации Великого Новгорода Семенова В.Ф. в судебном заседании административный иск не признала, сославшись в объяснениях на обстоятельства, приведенные в письменных возражениях на административное исковое заявление, приобщенных к материалам дела.

Представитель заинтересованного лица СНКО «Региональный фонд» Журавский В.Н. в судебном заседании отнес разрешение вопроса относительно обоснованности заявленных административных исковых требований на разрешение суда, пояснив, что предложение о проведении в <данные изъяты> капитального ремонта крыши многоквартирного дома <адрес> в установленный срок было размещено на официальном сайте СНКО «Региональный фонд» в информационно- телекоммуникационной сети <данные изъяты> а также направлено Администрации Великого Новгорода ввиду отсутствия у СНКО «Региональный фонд» сведений о лице, уполномоченном собственниками помещений в данном доме на получение указанного предложения.

Выслушав объяснения участвующих в судебном заседании лиц, заслушав заключение прокурора, полагавшего административные исковые требования Нефёдова А.Г. не подлежащими удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с ч.ч. 8, 9 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п. 2, 3 ч. 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

На основании п. 2 ч. 2 ст. 215 КАС РФ суд, признав, что оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, отказывает в удовлетворении заявленных требований.

В соответствии с ч.1 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со статьей 191 настоящего Кодекса, а также кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта.

Частью 3 вышеуказанной статьи предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете); перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).

Статьей 189 ЖК РФ установлено, что проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи (ч.1).

Собственники помещений в многоквартирном доме в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по предложению лица, осуществляющего управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, регионального оператора либо по собственной инициативе (ч.2).

Не менее чем за шесть месяцев (если иной срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации) до наступления года, в течение которого должен быть проведен капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с региональной программой капитального ремонта, лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, либо региональный оператор (в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора) представляет таким собственникам предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта, в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (ч.3).

Собственники помещений в многоквартирном доме не позднее чем через три месяца с момента получения предложений, указанных в части 3 настоящей статьи (если более продолжительный срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации), обязаны рассмотреть указанные предложения и принять на общем собрании решение в соответствии с частью 5 настоящей статьи (ч.4).

В силу части 5 вышеуказанной статьи в редакции Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ, действовавшей до 30 июля 2017 года, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме должны быть определены или утверждены:1) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту; 2) смета расходов на капитальный ремонт; 3) сроки проведения капитального ремонта; 4) источники финансирования капитального ремонта; 5) лицо, которое от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено участвовать в приемке оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты.

Согласно части 6 той же статьи в редакции Федерального закона от 28.12.2016 N 498-ФЗ, действовавшей до 20 декабря 2017 года, в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме, формирующие фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, не приняли решение о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме, орган местного самоуправления в течение месяца со дня истечения срока, указанного в части 4 настоящей статьи, принимает решение о проведении такого капитального ремонта в соответствии с региональной программой капитального ремонта и предложениями регионального оператора.

Пунктом 1 ч. 2 ст. 182 ЖК РФ установлена обязанность регионального оператора в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в сроки, предусмотренные частью 3 статьи 189 ЖК РФ, подготовить и направить собственникам помещений в многоквартирном доме предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта.

В судебном заседании из объяснений лиц, участвующих в деле, и письменных материалов дела установлено, что административному истцу Нефёдову А.Г. на праве общей долевой собственности принадлежит квартира <адрес>. Право общей долевой собственности Нефёдова А.Г. на поименованное жилое помещение зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ года.

Управление многоквартирным домом <адрес> осуществляет ООО «Доверительное управление домом».

Также судом установлено, что фонд капитального ремонта формируется собственниками помещений в указанном многоквартирном доме на счете регионального оператора СНКО «Региональный фонд».

Постановлением правительства Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ, опубликованным ДД.ММ.ГГГГ года в газете <данные изъяты> утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новгородской области, на ДД.ММ.ГГГГ годы (далее – Программа).

В силу <данные изъяты> Программы не менее чем за <данные изъяты> до наступления года, в течение которого должен быть проведен капитальный ремонт общего имущества в МКД в соответствии с Программой и краткосрочными планами реализации Программы, товарищество собственников жилья, жилищный, жилищно-строительный или иной специализированный потребительский кооператив, созданный в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, управляющая организация или организация, выполняющая работы по содержанию и ремонту общего имущества в МКД (далее - организации), либо региональный оператор (в случае, если собственники помещений в МКД формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора) представляют таким собственникам помещений в МКД предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и объеме работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в МКД и другие предложения, связанные с проведением капитального ремонта.

Проведение капитального ремонта общего имущества в МКД осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в МКД по предложению указанных организаций, регионального оператора либо по собственной инициативе. В случае если в срок, указанный в части 4 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в МКД, формирующие фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, не приняли решение о проведении капитального ремонта общего имущества в этом МКД, орган местного самоуправления области принимает решение о проведении такого капитального ремонта в соответствии с Программой и предложениями регионального оператора.

Приложением к данной Программе определен плановый период проведения капитального ремонта крыши многоквартирного дома <адрес>: ДД.ММ.ГГГГ годы.

Как видно из материалов дела, в связи с планируемым проведением в <данные изъяты> в соответствии с краткосрочным планом реализации Программы капитального ремонта крыши многоквартирного дома <адрес>ДД.ММ.ГГГГ года СНКО «Региональный фонд» представило в Администрацию Великого Новгорода адресованное собственникам помещений в указанном доме предложение о сроке начала капитального ремонта крыши, необходимом перечне и объеме работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта.

ДД.ММ.ГГГГ года данное предложение вместе с иными поступившими в орган местного самоуправления предложениями регионального оператора о проведении в <данные изъяты> капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории <данные изъяты>, было направлено Администрацией посредством электронной почты товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам, товариществам собственников недвижимости, управляющим организациям, осуществляющим управление соответствующими многоквартирными домами, с целью доведения до сведения собственников помещений в таких домах.

Кроме того, предложение о проведении в <данные изъяты> капитального ремонта крыши многоквартирного дома <адрес> и проектно-сметная документация ДД.ММ.ГГГГ года была размещена региональным оператором СНКО «Региональный фонд» на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии со ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.

Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (п.1).

Правила пункта 1 настоящей статьи применяются, если иное не предусмотрено законом или условиями сделки либо не следует из обычая или из практики, установившейся во взаимоотношениях сторон (п.2).

Согласно разъяснениям, соде6ржаимся в п. 65 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», если иное не установлено законом или договором и не следует из обычая или практики, установившейся во взаимоотношениях сторон, юридически значимое сообщение может быть направлено, в том числе посредством электронной почты, факсимильной и другой связи, осуществляться в иной форме, соответствующей характеру сообщения и отношений, информация о которых содержится в таком сообщении, когда можно достоверно установить, от кого исходило сообщение и кому оно адресовано (например, в форме размещения на сайте хозяйственного общества в сети "Интернет" информации для участников этого общества, в форме размещения на специальном стенде информации об общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и т.п.).

В соответствии с п. 4 Программы региональный оператор, а также органы местного самоуправления области обеспечивают своевременность и доступность информации о ходе реализации Программы, текущей деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления области по выполнению Программы, о планируемых и фактических итоговых результатах выполнения Программы.

Региональный оператор во взаимодействии с органами местного самоуправления области обеспечивает размещение всей информации, связанной с разработкой и реализацией Программы, во всех доступных для населения средствах массовой информации, включая официальные сайты органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и печатные издания ассоциаций товариществ собственников жилья и (или) саморегулируемых организаций управляющих организаций, телевидение, радио и иные электронные средства массовой информации.

В силу п. 10 ч. 2 ст. 182 ЖК РФ региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан разместить на своем официальном сайте информацию о правах и об обязанностях собственников помещений в многоквартирном доме и регионального оператора, возникающих в связи с исполнением требований настоящего Кодекса, нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, об организации проведения капитального ремонта, а также иные сведения, перечень которых определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Перечень сведений, подлежащих размещению специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на своем официальном сайте, утвержден приказом Минстроя России от 11.11.2015 N 803/пр.

Согласно п. 5 указанного Перечня региональный оператор размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведения о реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и краткосрочного плана ее реализации, в части многоквартирных домов, собственники помещений в которых осуществляют формирование фондов капитального ремонта на счете (счетах) регионального оператора, в том числе перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, перечень многоквартирных домов, запланированных к капитальному ремонту в текущем году с указанием срока окончания работ; количество работ (услуг), выполнение которых запланировано в следующем году; количество многоквартирных домов, капитальный ремонт в которых запланирован в следующем году; площадь многоквартирных домов, капитальный ремонт в которых запланирован в следующем году.

По смыслу приведенных выше правовых норм размещение региональным оператором предложения о проведении капитального ремонта многоквартирного дома на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» является одним из предусмотренных законом допустимых (надлежащих) способов доведения до сведения собственников помещений в таком многоквартирном доме информации о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, о содержании проектно-сметной документации, позволяющих достоверно установить, от кого исходит опубликованное предложение и кому оно адресовано.

С учетом изложенного собственникам помещений в многоквартирном доме <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ года следовало рассмотреть указанное выше предложение регионального оператора и принять на общем собрании решение в соответствии с ч. 5 ст. 189 ЖК РФ.

Как видно из материалов дела, в связи с тем, что в означенный срок собственники помещений в многоквартирном доме <адрес> не рассмотрели предложение регионального оператора о выполнении в ДД.ММ.ГГГГ работ по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома и не приняли отвечающее требованиям <данные изъяты> решение о его проведении, постановлением Администрации от ДД.ММ.ГГГГ года на основании <данные изъяты> названный многоквартирный дом включен в перечень многоквартирных домов, расположенных на территории Великого Новгорода, для проведения в <данные изъяты> капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в которых собственники помещений в течение трех месяцев с момента получения от регионального оператора предложения о капитальном ремонте (в случае если собственники формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора) не приняли решение о проведении капитального ремонта, в соответствии с региональной программой и предложениями регионального оператора.

Постановление от ДД.ММ.ГГГГ года опубликовано ДД.ММ.ГГГГ года в выпуске газеты <данные изъяты>

Из содержания названного постановления органа местного самоуправления следует, что оно является муниципальным нормативным правовым актом, поскольку обладает существенными признаками, перечисленными в п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части». В частности, оспариваемое постановление устанавливает правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, в том числе, но не только, собственников помещений в многоквартирных домах, включая тех из них, право собственности которых на соответствующие помещения возникнет после ДД.ММ.ГГГГ года, рассчитанные на неоднократное применение в период времени до выполнения капитального ремонта общего имущества перечисленных в нем многоквартирных домов в соответствии с Программой и предложениями регионального оператора, направленные на урегулирование правоотношений в сфере организации и проведения в <данные изъяты> капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Великого Новгорода, за счет средств фондов капитального ремонта, формируемых на счете регионального оператора.

Постановление от ДД.ММ.ГГГГ года принято Администрацией в пределах полномочий и компетенции органа местного самоуправления с соблюдением процедуры принятия и введения в действие, и в оспариваемой административным истцом части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит.

В этом отношении суд учитывает, что обязанность органа местного самоуправления принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с региональной программой капитального ремонта и предложениями регионального оператора в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме, формирующие фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, не приняли решение о проведении капитального ремонта общего имущества в этом доме в установленный ч. 4 ст. 189 ЖК РФ срок, прямо предусмотрена ч. 6 ст. 189 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 28.12.2016 N 498-ФЗ, действовавшего на время принятия оспариваемого постановления).

При этом не может быть принят судом во внимание довод административного истца и его представителя относительно незаконности постановления от ДД.ММ.ГГГГ года в его оспариваемой части ввиду принятия ДД.ММ.ГГГГ года собственниками помещений в многоквартирном доме <адрес> решения о проведении в <данные изъяты> капитального ремонта крыши данного дома, по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, в период времени с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года собственниками помещений в многоквартирном доме <адрес> было проведено общее собрание в форме очно-заочного голосования, на котором приняты, в том числе, следующие решения по вопросам повестки дня собрания: изменить с ДД.ММ.ГГГГ года способ формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома на формирование фонда капитального ремонта на специальном счете; расторгнуть с ДД.ММ.ГГГГ года договор о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта общего имущества, заключенный собственниками помещений с СНКО «Региональный фонд»; определить с ДД.ММ.ГГГГ года владельцем специального счета, на котором формируется фонд капитального ремонта, ООО «Доверительное управление домом»; перечислить остаток денежных средств, накопленных на счете СНКО «Региональный фонд», на специальный счет, владельцем которого является ООО «Доверительное управление домом»; избрать председателя Совета дома лицом, уполномоченным на представление интересов собственников помещений многоквартирного дома по вопросам реализации решений данного общего собрания, проведения капитального ремонта во взаимоотношениях с региональным оператором, органом государственного жилищного надзора, Администрацией Великого Новгорода, кредитной организацией, управляющей организацией ООО «Доверительное управление домом», подрядными организациями; провести работы по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома <адрес> согласно дефектной ведомости, представленной управляющей организацией ООО «Доверительное управление домом» и согласованной с Советом дома; утвердить смету расходов (стоимость работ) на капитальный ремонт крыши многоквартирного дома <адрес> в сумме 1 593 000 руб.; провести работы по капитальному ремонту крыши в срок с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года; оплатить работы по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома <адрес> за счет средств фонда капитального ремонта, формируемого на специальном счете ООО «Доверительное управление домом», по мере поступления взносов на капитальный ремонт от собственников помещений ежемесячно долями в размере суммы взносов, поступающих от собственников в соответствующем месяце, до полного погашения задолженности; выбрать ООО <данные изъяты> подрядной организацией для проведения работ по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома <адрес>; избрать председателя Совета дома лицом, которое от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено участвовать в приемке выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты.

Решения собрания оформлены протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от ДД.ММ.ГГГГ года, копия которого была представлена региональному оператору СНКО «Региональный фонд» в полном объеме (со всеми имеющимися приложениями) ДД.ММ.ГГГГ года.

Как следует из содержания перечисленных решений собрания, собственниками помещений в многоквартирном доме <адрес> был изменен способ формирования фонда капитального ремонта в виде перечисления взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора на формирование фонда капитального ремонта на специальном счете, владельцем которого выбрано ООО «Доверительное управление домом». При этом источником финансирования капитального ремонта крыши многоквартирного дома участниками собрания определены средства фонда капитального ремонта, формируемого на специальном счете ООО «Доверительное управление домом», по мере поступления взносов на капитальный ремонт от собственников помещений, до полного погашения задолженности.

Вместе с тем в силу ч. 5 ст. 173 ЖК РФ решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете вступает в силу через один год после направления региональному оператору решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с частью 4 настоящей статьи, если меньший срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, после чего в течение пяти дней региональный оператор перечисляет средства фонда капитального ремонта на специальный счет.

Таким образом, решение собственников помещений в многоквартирном доме <адрес>, оформленное протоколом общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ года, об изменении способа формирования фонда капитального ремонта вступит в силу не ранее, чем по истечении одного года со дня представления копии данного решения региональному оператору, при условии, что до этого момента не будет оспорено кем-либо из участников гражданско-правового сообщества в установленном законом порядке.

Соответственно, любые решения собственников помещений в многоквартирном доме, направленные на его реализацию, в том числе и о проведении за счет средств фонда капитального ремонта, формируемого на специальном счете, капитального ремонта общего имущества в таком доме, будут иметь правовое значение и смогут быть фактически исполнены лишь после вступления вышеназванного решения об изменении способа формирования фонда капитального ремонта в законную силу.

Из изложенного следует, что решение собственников помещений в многоквартирном доме <адрес> о проведении в <данные изъяты> капитального ремонта крыши данного дома за счет средств фонда капитального ремонта, формируемого на специальном счете, на момент принятия Администрацией оспариваемого постановления (ДД.ММ.ГГГГ года) не имело правового значения и не влекло наступление предусмотренных частью <данные изъяты> последствий, поскольку на указанную дату не вступило в законную силу, а потому обоснованно не было учтено органом местного самоуправления и региональным оператором.

Кроме того, на момент принятия собственниками помещений в многоквартирном доме означенного решения вступили в силу изменения, внесенные в часть 5 статьи 189 ЖК РФ Федеральным законом от 29.07.2017 N 257-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации», которым данная часть статьи 189 ЖК РФ изложена в следующей редакции: в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме должны быть определены или утверждены: 1) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту; 2) предельно допустимая стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту исходя из предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, определенной в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 190 настоящего Кодекса; 3) лицо, которое от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено участвовать в приемке оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты.

Данным Федеральным законом статья 189 ЖК РФ также дополнена частью 5.1 следующего содержания: в случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме должны быть определены или утверждены: 1) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту; 2) предельно допустимая стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту; 3) сроки проведения капитального ремонта; 4) источники финансирования капитального ремонта; 5) лицо, которое от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено участвовать в приемке оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты.

Таким образом, действовавшая на момент принятия собственниками помещений в многоквартирном доме <адрес> решения о проведении в ДД.ММ.ГГГГ капитального ремонта крыши многоквартирного дома редакция ст. 189 ЖК РФ устанавливала различные требования к содержанию решения о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и в случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, определяя тем самым дифференцированное правовое регулирование рассматриваемых правоотношений исходя из специфики источника финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.

При этом поскольку на время проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме <адрес> фонд капитального ремонта формировался последними на счете регионального оператора, решение о проведении в ДД.ММ.ГГГГ капитального ремонта крыши данного дома должно было отвечать требованиям ч. 5 ст. 189 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 257-ФЗ).

Вместе с тем содержание вышеуказанного решения названной норме закона не соответствует.

Более того, фактически общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме <адрес>, проведенным в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в форме очно-заочного голосования, вопреки ч.ч. 3, 5 ст. 189 ЖК РФ было рассмотрено предложение о проведении капитального ремонта, представленное не региональным оператором СНКО «Региональный фонд», а управляющей организацией ООО «Доверительное управление домом», как владельцем специального счета, на котором формируется фонд капитального ремонта, каковым данная управляющая организация на период спорных правоотношений не являлась.

При таком положении следует признать, что в срок до ДД.ММ.ГГГГ года собственниками помещений в многоквартирном доме <адрес> не было рассмотрено предложение регионального оператора о проведении в <данные изъяты> капитального ремонта крыши многоквартирного дома, равно как и не было принято решение о проведении капитального ремонта данного конструктивного элемента многоквартирного дома, соответствующее <данные изъяты>, а потому у Администрации Великого Новгорода имелись предусмотренные законом основания для принятия постановления в его оспариваемой части, которое соответствует требованиям <данные изъяты> (в ред. Федеральных законов от 28.12.2016 N 498-ФЗ) и не нарушает прав, свобод и законных интересов собственников помещений в данном доме.

На основании изложенного в удовлетворении административного иска Нефёдова А.Г. надлежит отказать.

Руководствуясь ст.ст. 175 -180, 215 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Нефёдова А.Г. к Администрации Великого Новгорода – отказать.

На решение лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором – принесено представление в Новгородский областной суд через Новгородский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий К.Б. Шибанов

Мотивированное решение составлено 15 июня 2018 года.