ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2499/2022 от 11.07.2022 Ялтинского городского суда (Республика Крым)

В окончательной форме решение суда принято 11 июля 2022 года

Дело № 2а-2499/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Ялта 08 июля 2022 года

Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Кононовой Ю.С., при секретаре Постниковой Я.В., с участием представителя истца – ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО2 к главному специалисту отдела контроля в сфере благоустройства Департамента муниципального контроля Администрации города Ялта Республики Крым ФИО3, Администрации города Ялта, с участием заинтересованного лица – Департамент муниципального контроля Администрации о признании незаконными действий,

у с т а н о в и л :

ФИО2 обратилась в суд с иском о признании незаконными действий главного специалиста отдела контроля в сфере благоустройства Департамента муниципального контроля Администрации города Ялта ФИО3 о предписании самостоятельно демонтировать ворота и забор, расположенные по адресу: .

Исковые требования мотивированы тем, что она является собственником домовладения по . Согласно техническому паспорту домовладения, установленное ограждение существует на протяжении длительного периода времени. Таким образом, полагает, что обязанность по его демонтажу возложена на нее ответчиком неправомерно.

Представитель истца в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал, просил удовлетворить иск.

Ответчики и заинтересованное лицо в судебное заседание не явились, были уведомлены надлежащим образом о месте и времени его проведения, от представителя Администрации города Ялта поступило ходатайство о рассмотрении дела без его участия. Представителем Администрации города Ялта также представлены письменные пояснения, из которых следует, что основанием для осуществления муниципального контроля послужило коллективное обращение от жильцов дома по по вопросу законности установки калитки и некапитального ограждения из сетки рабица на земельном участке муниципальной формы собственности, примыкающем к дому , из-за которого ограничен проход и подъезд к квартирам по вышеуказанному адресу. В ходе осмотра изложенные в обращении доводы визуально нашли свое подтверждение, в связи с чем ФИО было предложено произвести демонтаж ограждения своими силами.

В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ, дело рассмотрено в отсутствие ответчиков и представителя заинтересованного лица.

Выслушав истицу, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом установлено, что 27.04.2022 года в адрес Департамента муниципального контроля Администрации города Ялта поступило коллективное обращение от жильцов квартир по вопросу устранения препятствий для подъезда и прохода к участку и квартирам со стороны собственника дома по , который установил на земельном участке муниципальной формы собственности ограждение из сетки рабица и калитку без разрешительных документов.

На основании указанного обращения, главным специалистом отдела земельного контроля управления градостроительства и земельного контроля – муниципальным инспектором в сфере земельного контроля департамента муниципального контроля Администрации города Ялта был проведен мониторинг территории муниципального образования городского округа Ялта, в ходе которого было выявлено нарушение по факту самовольной установки ворот (забора) на территории существующей дороги по адресу: , в связи с чем собственнику предложено в срок до 07.05.2022 года самостоятельно демонтировать самовольно установленные ворота, забор, препятствующие подъезду к дому по .

В силу части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации установлены Федеральным законом №131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ), согласно пункту 3 части 1 статьи 16 которого, к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.

Пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона №131-ФЗ предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относится также осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории муниципального, городского округа.

Постановлением Совета министров Республики Крым от 25.11.2014 N 465 (в редакции постановления Совета министров Республики Крым от 23.05.2017 N 275) утвержден Порядок демонтажа (сноса) нестационарных торговых и иных нестационарных объектов на территории муниципальных образований Республики Крым (далее - Порядок) регламентирует деятельность администраций муниципальных образований, их структурных подразделений по осуществлению мероприятий, связанных с демонтажем (сносом) нестационарных торговых и иных нестационарных объектов (далее - нестационарные объекты), неправомерно размещенных на территории муниципального образования (на земельных участках, а также в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности).

В соответствии с п. 1.4 указанного Порядка, нестационарным объектом является в том числе объект из сборных и быстровозводимых конструкций, не связанный прочно с земельным участком, вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, размещенный для хозяйственно-бытовых нужд.

Освобождению от неправомерно размещенных нестационарных объектов подлежат земельные участки, здания, строения, сооружения, находящиеся в муниципальной собственности, занятые в том числе хозяйственными постройками, не являющимися объектами недвижимости; ограждениями; иными объектами движимого имущества.

Согласно п. 2.1 Порядка, выявление неправомерно размещенных нестационарных объектов осуществляется Уполномоченным органом при проведении мониторинга соответствия размещенных нестационарных объектов утвержденной схеме размещения нестационарных торговых объектов и схеме размещения нестационарных объектов по оказанию бытовых услуг, реализации полномочий в сфере благоустройства территории муниципального образования, а также на основании информации, поступившей от федеральных органов, исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, в том числе органов и структурных подразделений муниципального образования, физических и юридических лиц.

Согласно ст. 42 Устава муниципального образования городской округ Ялта Администрация города Ялты Республики Крым является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, наделённым собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым федеральными законами и законами Республики Крым.

Статьёй 10 Устава к вопросам местного значения муниципального образования городской округ Ялта отнесено, в том числе: утверждение правил благоустройства территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым в соответствии с указанными правилами.

В соответствии с п. 2.7.4 Правил благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденного решением 8-й сессии 2-го созыва Ялтинского городского Совета № 6 от 26 декабря 2019 года, запрещается установка ограждений и иных конструкций для обозначения (выделения) мест в целях размещения, остановки, стоянки транспортных средств на проезжей части автомобильных дорог, в местах расширения проезжей части автомобильных дорог, на тротуарах, территориях общего пользования.

Постановлением Администрации города Ялта от 6 апреля 2020 года №843-п утверждено Положение о демонтаже (сносе) нестационарных торговых и иных нестационарных объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым в новой редакции, пунктом 1.4 которого установлено, что освобождению от неправомерно размещенных нестационарных объектов подлежат земельные участки, здания, строения, сооружения, находящиеся на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, занятые в том числе ограждениями.

В соответствии с п. 3.12 Должностной инструкции Главного специалиста отдела земельного контроля управления градостроительства и земельного контроля, к его должностным обязанностям в том числе относится выполнение мониторинга по соблюдению законодательных норм и требований в сфере муниципального земельного контроля.

Как утверждал в судебном заседании представитель истца, спорное ограждение из сетки - рабица и калитка были установлены именно ФИО2 При этом правоустанавливающие документы на земельный участок у нее отсутствуют.

Каких-либо доказательств правомерности занятия истцом земельного участка муниципальной формы собственности, путем его ограждения, суду не представлено. Доводы истицы о том, что забор находится на одном и том же месте на протяжении длительного периода времени, правового значения в данном случае не имеют и не свидетельствуют о правомерности поведения истицы.

Более того, согласно пункту 2.2 Положения № 843-п от 06 апреля 2020 года, факт выявления неправомерно размещённого нестационарного объекта оформляется актом обследования по форме согласно приложению №1 к настоящему Положению (далее – акт обследования), составленным представителем Рабочей группы.

В пункте 2.3 указывается, что в целях установления владельца нестационарного объекта и подтверждения факта неправомерности его размещения рабочей группой осуществляется межведомственное взаимодействие с компетентными органами. В случае если владелец неправомерно размещённого нестационарного объекта неизвестен, Рабочая группа также размещает информацию об установлении владельца в средствах массовой информации, официальной странице муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым на портале Правительства Республики Крым.

Пунктом 3.1 определено, что в течение пяти рабочих дней с даты составления акта обследования Рабочая группа направляет данный акт и документы, подтверждающие неправомерность размещения нестационарного объекта, в Комиссию.

В пункте 3.2 указывается, что комиссия рассматривает поступившие документы в течение двенадцати рабочих дней с момента их поступления и выносит заключение по форме согласно приложению № 2 к настоящему Положению.

В случае вынесения заключения Комиссии с выводом о наличии предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации и/или договором оснований для демонтажа (сноса) нестационарного объекта Рабочая группа в течение пяти рабочих дней с момента получения заключения осуществляет мероприятия, связанные с разработкой и принятием Администрацией города Ялта Республики Крым постановления о демонтаже сносе) нестационарного объекта (далее – постановление о демонтаже (сносе) (пункт 3.5).

В настоящем случае Акт обследования нестационарного объекта должностным лицом отдела муниципального контроля Администрации города Ялта не составлялся, каких-либо предписаний истице о демонтаже ограждения органом местного самоуправления не выдавалось.

Действия, которые оспаривает истица, выразились лишь в фиксации результатов проведенного инспектором мониторинга территории, путем составления соответствующего уведомления и предложении самостоятельно устранить выявленные нарушения.

Таким образом, оспариваемое истицей уведомление не имеет властного характера, не создает ей препятствий к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов, не возлагает на нее каких-либо обязанностей, не влечет для нее негативных последствий.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л :

отказать в удовлетворении иска ФИО2 к главному специалисту отдела контроля в сфере благоустройства Департамента муниципального контроля Администрации города Ялта Республики Крым ФИО3, Администрации города Ялта о признании незаконными действий.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.

Судья Ю.С. Кононова