ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-249/19 от 29.08.2019 Новохоперского районного суда (Воронежская область)

№ 2а-249/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 августа 2019 года г.Новохоперск

Новохоперский районный суда Воронежской области в составе председательствующего судьи Житиневой Е.В. при секретаре Руденко О.Ю.

с участием представителя административного ответчика: администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области ФИО1, действующего на основании доверенности от 28.03.2019г.

административного ответчика, представителя административного ответчика: Отдела по управлению муниципальным имуществом и земельными отношениями администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области руководителя отдела ФИО2, действующей на основании распоряжения от 31.07.2018г.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда

административное исковое заявление ФИО3 к администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области о признании незаконными действий по отказу в рассмотрении заявления о намерении участвовать в аукционе земельного участка, признании недействительными результатов подведения итогов, размещенных на сайте www.torgi.gov.ru по извещению № 290119/0110311/01 от 29.01.2019г. о намерении передачи в аренду земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратился в суд с вышеуказанным административным иском к администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области. В обоснование требований административный истец указал, что административным ответчиком опубликовано извещение на сайте www.torgi.gov.ru №290119/0110311/01 от 29.01.2019г. о намерении предоставления в аренду сроком на 15 лет земельного участка по адресу: Воронежская область Новохоперский район площадью 118 000 кв.м. для сельскохозяйственного производства. Он подал заявление о намерении участвовать в аукционе земельного участка на электронную официальную электронную почту ответчика kumi36@yandex.ru.

Администрация Новохоперского муниципального района Воронежской области по электронной почте сообщила, что заявление не подлежит рассмотрению, т.к. форма подачи заявки, указанная в извещении № 290119/0110311/01 от 29.01.2019г. должна быть на бумажном носителе.

Ссылаясь на п. 2 и 5 Порядка и способа подачи заявлений, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 14.01.2015г. N 7, административный истец считает данный отказ незаконным и необоснованным, поскольку полагает, что заявление в форме электронного документа представляется в уполномоченный орган по выбору заявителя: путем заполнения формы запроса, размещенной на официальном сайте уполномоченного органа в сети Интернет, в том числе посредством отправки через личный кабинет единого портала или местного портала; путем направления электронного документа в уполномоченный орган на официальную электронную почту, заявление в форме электронного документа подписывается по выбору заявителя: электронной подписью заявителя; усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя, при этом ссылается, что в извещении о приеме заявлений электронная почта ответчика указана была.

С учетом уточнения исковых требований просил : признать незаконными действия ответчика по отказу в рассмотрении заявления о намерении участвовать в аукционе земельного участка площадью 118 000 кв.м. для сельскохозяйственного производства по адресу: Воронежская область Новохоперский район, признать недействительными результаты подведения итогов, размещенных на сайте www.torgi.gov.ru, по извещению № 290119/0110311/01 от 29.01.2019г. о намерении передачи в аренду земельного участка.

Определением суда от 28.03.2019г. к участию в деле в качестве административных соответчиков были привлечены отдел по управлению муниципальным имуществом и земельными отношениями администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области, руководитель отдела Боковая Т.А.

К участию в дела в качестве заинтересованного лица привлечен ФИО4

Административный истец ФИО3 в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Просил дело рассмотреть в его отсутствие и исковые требования удовлетворить.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца на основании ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).

Представитель административного ответчика ФИО1 административное исковое заявление не признал и просил в иске отказать по основаниям, изложенным в возражениях.

Административный ответчик Боковая Т.А. просила в иске отказать, т.к. заявление о намерении истца участвовать в аукционе земельного участка правомерно не принято ответчиком к рассмотрению, поскольку подано посредством электронной почты в нарушении п. 3 ч.2 ст. 39.18 Земельного Кодекса Российской Федерации.

Административный ответчик Боковая Т.А. суду дополнила, что отдел по управлению муниципальным имуществом согласно протокола № 1 от 01.03.2019 г. о поданных заявках зарегистрировал 1 заявку, поступившую от ФИО4, на предоставление в аренду 7 земельных участков, в т.ч. площадью 118 000 кв.м. В последующем с указанным лицом были заключены договоры на шесть земельных участков На земельный участок площадью 118 000 кв.м. договор аренды не заключен.

Заинтересованное лицо ФИО4 в суд не явился. О месте и времени рассмотрения дела извещался надлежащим образом. Суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие на основании ч. 6 ст. 226 КАС РФ.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

Положения ч. 1 ст. 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов.

По смыслу части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца; при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права, административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).

Как следует из материалов дела и установлено судом, организатором торгов - отделом по управлению по управлению муниципальным имуществом и земельными отношениями администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области в соответствии со ст. 39.18 Земельного Кодекса РФ на сайте www.torgi.gov.ru размещено извещение № 290119/0110311/01 от 29.01.2019г. о приеме заявлений граждан и КФХ о намерение участвовать в аукционе для передачи в аренду, в том числе земельного участка площадью 118 000 кв.м. для сельскохозяйственного производства по адресу: Воронежская область Новохоперский район.(л.д.10-12)

В извещении указан способ подачи заявлений на предварительное согласование: в виде бумажного документа при личном обращении с понедельника по пятницу с 08 час. 30 мин. по 16 час. 00 мин. по адресу: <адрес> каб. 8, отдел по управлению по управлению муниципальным имуществом и земельными отношениями администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области.

05.02.2019г. административным истцом на электронную почту ответчика подано заявление о намерении участвовать в аукционе, в котором он просит принять его заявку (не указывая, какую именно), и прислать ответ на электронную почту.(л.д.7-8)

05.02.2019г. отделом по управлению по управлению муниципальным имуществом и земельными отношениями администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области за подписью руководителя ФИО2 административному истцу направлено сообщение о невозможности приема его заявления, поскольку оно подано способом, не указанным в извещении, а посредством электронной почты, предложено подать заявление способом, указанным в извещении.(л.д.13)

Согласно Положению об отделе по управлению по управлению муниципальным имуществом и земельными отношениями администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области, отдел выступает продавцом при продаже, в том числе права аренды земельных участков, а также земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального района на аукционе, конкурсе (п.2.3.2 Положения).(л.д.88)

Согласно п.2.2. Порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности Новохоперского муниципального района Воронежской области, утвержденного решением Совета народных депутатов Новохоперского муниципального района Воронежской области от 28.11.2017г. № 33 от имени Новохоперского муниципального района Воронежской области права собственника в отношении имущества, находящегося в его собственности, осуществляет администрация Новохоперского муниципального района Воронежской области, отдел по управлению муниципальным имуществом и земельными отношениями администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области.(л.д.63)

Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности установлены статьей 39.18 Земельного кодекса РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.18 Земельного кодекса РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:

обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.

В силу пункта 4 статьи 39.18 Земельного кодекса РФ, граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.

Согласно пункту 5 статьи 39.18 Земельного кодекса РФ, если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;

2)принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", и направляет указанное решение заявителю.

Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса (пункт 6 статьи 39.18 Земельного кодекса РФ).

Пунктом 7 статьи 39.18 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:

об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;

об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Порядок подачи заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, заявления о предоставлении земельного участка установлен пунктами 2-5 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации.

Из положений пункта 5 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ следует, что заявление об утверждении схемы расположения земельного участка, заявление о проведении аукциона подаются или направляются в уполномоченный орган заявителем по его выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Вместе с тем предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства (за исключением случаев, если в соответствии с федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации предусмотрено право отдельных категорий граждан на приобретение земельных участков для указанных целей в первоочередном или внеочередном порядке), гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности осуществляется с учетом особенностей, установленных статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (пункт 8 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации).

Исходя из положений подпункта 3 пункта 2 статьи 39.18 ЗК РФ адрес и способ подачи заявлений о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка определяется уполномоченным органом.

Согласно протоколу о поданных заявках № 1 от 01.03.2019, отделом по управлению муниципальным имуществом и земельными отношениями администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области в соответствии с сообщением, опубликованным на официальном сайте www.torgi.gov.ru от 29.01.2019 № 290119/0110311/01, зарегистрирована одна заявка, поступившая от ФИО4, на предоставление в аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе, участка площадью 118000 кв.м, местоположение: Воронежская область, Новохоперский район. (л.д.128)

Как указано в протоколе, он является документом, удостоверяющим право на получение постановления «О предварительном согласовании предоставления земельных участков» и заключения договора аренды на земельные участки.

Согласно справки администрации Новохоперского муниципального района, между администрацией и ФИО4 16.08.2019 г. заключен договор аренды шести земельных участков, зарегистированный Управлением Росреестира по Воронежской области 21.08.2019 г. Земельный участок площадью 118 000 кв.м. предметом договора аренды не является.

В силу ч.1 ст.15 ФЗ от 26.07.2006 года № 135-Ф3 «О защите конкуренции», Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Судом установлено, что уполномоченный орган вправе определять способы подачи заявлений о намерении участвовать в аукционе для целей, предусмотренных статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, в данном случае способ подачи заявления был определен в извещении № 290119/0110311/01 от 29.01.2019г. (в виде бумажного документа при личном обращении).

По-мнению суда, способ подачи заявления о намерении участвовать в аукционе соответствует нормам действующего законодательства и не противоречит ч.1 ст.15 ФЗ от 26.07.2006 года № 135-Ф3 «О защите конкуренции», поскольку Приказ Минэкономразвития № 7 от 14.01.2015, на который ссылается административный истец, распространяется на порядок и способы направления в уполномоченные органы заявлений в электронной форме, предусмотренных п. 5 ст. 39,11, п. 2 ст. 39,14, п. 5 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ. Данные перечисленные нормы к ст. 39.18 Земельного кодекса РФ, в соответствии с которой было опубликовано извещение, не относятся. В то же время п. 2 ст. 39.18 Земельного кодекса определен закрытый перечень требований к извещению, среди прочего, в извещении указывается адрес и способ подачи заявлений о предоставлении земельного участка.

Таким образом, администрация, направляя 05.02.2019 г. административному истцу сообщение о невозможности приема его заявления, поскольку оно подано способом, не указанным в извещении, а посредством электронной почты и предлагая подать заявление способом, указанным в извещении, действовала в рамках предоставленных действующим законодательством полномочий, прав истца не нарушила и не ограничила. Оснований для признания действий администрации незаконными и признания результатов подведения итогов по извещению от 29.01.2019 г. не имеется.

С учетом изложенного, заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. 226-228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ :

ФИО3 в удовлетворении административного искового заявления к администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области о признании незаконными действий ответчика по отказу в рассмотрении заявления о намерении участвовать в аукционе земельного участка, признании недействительными результатов подведения итогов, размещенных на сайте www.torgi.gov.ru, по извещению № 290119/0110311/01 от 29.01.2019г. о намерении передачи в аренду земельного участка отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Воронежский областной суд.

Судья Е.В.Житинева

мотивированное решение изготовлено 02 сентября 2019 г.