ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-249/2016 от 14.01.2016 Советского районного суда г. Орла (Орловская область)

Дело № 2а-249/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 января 2016 года г. Орел

Советский районный суд г. Орла в составе:

председательствующего судьи Гапоновой Е.М.,

при секретаре Высоковой И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании районного суда административное дело по административному иску Зиновкина В.А. к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям о признании незаконными действий по отказу в выдаче карантинных и фитосанитарных сертификатов без проведения карантинного фитосанитарного обеззараживания подкарантинной продукции,

УСТАНОВИЛ:

Зиновкин В.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям о признании незаконными действий по отказу в выдаче карантинных и фитосанитарных сертификатов без проведения карантинного фитосанитарного обеззараживания подкарантинной продукции.

В обоснование указал, что ДД.ММ.ГГ он обратился к административному ответчику с заявлением о выдаче карантинного сертификата на подкарантинную продукцию - <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГ ему был дан письменный ответ об отказе в выдаче карантинного сертификата вследствие непредставления акта фитосанитарного обеззараживания подкарантинной продукции, необходимого для оформления карантинного сертификата. При этом, Управление сослалось на ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 21.07.2014 № 206-ФЗ «О карантине растений».

Считает указанное требование Управления Россельхознадзора по Орловской и Курской областям не соответствует действующему законодательству по следующим основаниям.

Частью 1 ст. 27 Федерального закона от 21.07.2014 № 206-ФЗ «О карантине
растений» предусмотрены случаи проведения карантинного фитосанитарного
обеззараживания юридическими лицами, индивидуальными

предпринимателями, имеющими лицензию на право проведения такого обеззараживания. В данной статье указано, что обеззараживание зерна проводится в пяти случаях, при этом все пять случаев приводятся по тексту через запятую и в одном предложении, которое заканчивается словами «в случае, если подкарантинная продукция заражена и (или) засорена карантинными объектами». Таким образом, законодатель однозначно увязывает все пять случаев для проведения обеззараживания с одним условием - зараженность и (или) засоренность зерна карантинными объектами.

В буквальном смысле ст. 27 не говорит об обязанности организации, получающей карантинный или фитосанитарный сертификат, проводить обеззараживание. С профессиональной точки зрения это логично, так как в отдельных случаях (например, низкие или отрицательные температуры воздуха) обеззараживание (фумигация, газация) зерна неэффективно и бессмысленно. В подобных случаях применяются другие существующие методы уничтожения зараженности зерна живыми вредителями хлебных запасов. Таким образом, считает, что трактование содержания указанной статьи в смысле обязанности организации проводить обеззараживание зерна некорректно.

Порядок организации работ по выдаче административным ответчиком фитосанитарных сертификатов и карантинных сертификатов на подкарантинную продукцию утвержден Приказом Министерства Сельского хозяйства Российской Федерации от 14.03.2007 № 163 «Об организации работ по выдаче фитосанитарных сертификатов и карантинных сертификатов».

В п. 10 раздела II указанного документа изложен исчерпывающий перечень документов, необходимых для выдачи фитосанитарных сертификатов и карантинных сертификатов. В данном пункте отсутствует указание на необходимость представлять заключения о карантинном фитосанитарном состоянии подкарантинной продукции. Следовательно, проведение исследований о наличии (отсутствии) карантинных объектов до момента оформления фитосанитарных сертификатов и карантинных сертификатов не предусматривается.

Раздел III данного Приказа регулирует порядок выдачи фитосанитарных
сертификатов и карантинных сертификатов. Пункт 14 раздела III допускает
возможность выдачи карантинного сертификата без проведения
обеззараживания в случае отсутствия зараженности зерна. В пункте 16
содержится исчерпывающий перечень оснований, по которым Россельхознадзор принимает решение об отказе в выдаче карантинных сертификатов. Отсутствие предварительного карантинного фитосанитарного обеззараживания, согласно данному перечню, основанием для отказа в выдаче карантинного сертификата не является.

Также отмечает, что требование Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям о проведении обеззараживания зерна при отсутствии его зараженности не только незаконно, но и приводит к бесполезной трате денежных средств со стороны сельхозпроизводителей, увеличивает себестоимость производственного сырья, что неминуемо сказывается на росте оптовых и розничных цен на продукты питания, что влияет на экономику страны в целом.

В связи с чем, просил суд признать незаконными действия Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям по отказу в выдаче карантинных и фитосанитарных сертификатов без проведения карантинного фитосанитарного обеззараживания подкарантинной продукции.

В судебном заседании административный истец Зиновкин В.А. свое административное исковое заявление поддержал по доводам, изложенным в нем. Просил суд его удовлетворить.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям в судебном заседании заявленные требования не признал. Просил отказать в их удовлетворении, требование органа о проведении обеззараживания основано на нормах закона, учитывая, что ст. 27 Федерального закона от 21.07.2014 № 206-ФЗ «О карантине растений» предусмотрены случаи проведения карантинного фитосанитарного обеззараживания для выдачи именно сертификата.

Выслушав стороны, показания свидетеля, исследовав материалы дела, суд считает заявленные административные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 218 КАС РФ Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГ Зиновкин В.А. обратился в Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям (далее по тексту Управление) с заявлением о выдаче карантинного сертификата на подкарантинную продукцию - <данные изъяты>, с целью ее вывоза из <...> в <...>.

ДД.ММ.ГГ Управлением ему был дан письменный ответ об отказе в выдаче карантинного сертификата вследствие непредставления акта фитосанитарного обеззараживания подкарантинной продукции, необходимого для оформления карантинного сертификата в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 21.07.2014 № 206-ФЗ «О карантине растений».

Частью 1 статьи 27 Федерального закона от 21.07.2014 № 206-ФЗ «О карантине растений» установлено, что карантинное фитосанитарное обеззараживание проводится юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на право проведения такого обеззараживания, в случае:

ввоза в Российскую Федерацию или вывоза из Российской Федерации
подкарантинной продукции, подкарантинных объектов;

оформления карантинного сертификата;

оформления фитосанитарного сертификата;

4) вынесения должностным лицом федерального органа исполнительной
власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области карантина растений, предписания о проведении карантинного фитосанитарного обеззараживания подкарантинной продукции;

5) выбора собственником подкарантинной продукции карантинного
фитосанитарного обеззараживания подкарантинной продукции в качестве
карантинной фитосанитарной меры в случае, если подкарантинная продукция заражена и (или) засорена карантинными объектами.

Согласно указанной статье одним из оснований проведения обеззараживания является оформление карантинного и фитосанитарного сертификатов.

При этом, обстоятельства наличия заражения подкарантийной продукции и (или) засорение ее карантинными объектами относится только к случаю выбора собственником подкарантинной продукции карантинного
фитосанитарного обеззараживания подкарантинной продукции в качестве
карантинной фитосанитарной меры, в связи с чем, не согласен с мнением административного истца в данной части.

Статьей 16 Закона о карантине растений установлено, что должностные лица, осуществляющие федеральный государственный карантинный фитосанитарный надзор, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право давать организациям, индивидуальным предпринимателям и гражданам обязательные для исполнения в установленные сроки предписания об устранении нарушений правил и норм обеспечения карантина растений.

В целях реализации Закона о карантине растений Приказом Минсельхоза России от 14.03.2007 N 163 утвержден Порядок организации работ по выдаче Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору фитосанитарных сертификатов и карантинных сертификатов на подкарантинную продукцию (подкарантинный материал, подкарантинный груз) (далее - Порядок).

Согласно пункту 12 названного Порядка фитосанитарные сертификаты и карантинные сертификаты выдаются Россельхознадзором или территориальным управлением Россельхознадзора, из региона деятельности которого осуществляется вывоз подкарантинной продукции, на основании заключения о ее карантинном фитосанитарном состоянии, выданного организациями, подведомственными федеральному органу исполнительной власти по обеспечению карантина растений.

В п. 10 раздела II указанного документа изложен перечень документов, необходимых для выдачи фитосанитарных сертификатов и карантинных сертификатов, в том числе: 1) заверенные в установленном порядке копии следующих документов:

свидетельство о внесении записи о заявителе в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей соответственно);

свидетельство о постановке заявителя на учет в налоговом органе (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей соответственно);

2) документ, подтверждающий проведение профилактического фитосанитарного обеззараживания складских помещений, предназначенных для хранения заявленной к ввозу подкарантинной продукции, в соответствии с правилами и нормами обеспечения карантина растений (к заявке на выдачу КС);

3) выписка из договора (контракта), на основании которого производится вывоз подкарантинной продукции с территории Российской Федерации, в части, касающейся фитосанитарных требований, предъявляемых к подкарантинной продукции (при заключении указанного договора (контракта) и наличии в нем таких требований) (для получения ФСС);

4) удостоверение личности гражданина (паспорт) либо иной документ, удостоверяющий личность заявителя (для граждан).

Согласно п. 12,13 Порядка ФСС и КС выдаются Россельхознадзором или территориальным управлением Россельхознадзора, из региона деятельности которого осуществляется вывоз подкарантинной продукции, на основании заключения о ее карантинном фитосанитарном состоянии, выданного организациями, подведомственными федеральному органу исполнительной власти по обеспечению карантина растений.

Решение о выдаче ФСС и/или КС или об отказе в их выдаче принимается в течение 3 календарных дней со дня поступления заявки и прилагаемых к ней документов в Россельхознадзор или в территориальное управление Россельхознадзора.

В разделе III Приказа, регулирующем порядок выдачи фитосанитарных сертификатов и карантинных сертификатов, в п. 17-18 Порядка указано, что

Россельхознадзор или территориальное управление Россельхознадзора принимает решение об отказе в выдаче КС по одному из следующих оснований:

непредоставление одного или нескольких документов, необходимых для выдачи КС;

предоставление недостоверных или подложных сведений в документах, необходимых для выдачи КС;

предоставление неправильно оформленных документов, необходимых для выдачи КС;

наличие в подкарантинной продукции карантинных объектов при транспортировке по территории Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных правилами и нормами обеспечения карантина растений;

наличие нарушений в области карантина растений, касающихся заявленной продукции, мест ее заготовки, хранения и переработки, а также способов ее транспортировки.

Выдача ФСС и/или КС или извещение об отказе в выдаче ФСС и/или КС производится в течение трех рабочих дней со дня регистрации заявки в Россельхознадзоре или в территориальном управлении Россельхознадзора.

Невыполнение требования Закона о проведении карантинного фитосанитарного обеззараживания свидетельствует о несоответствии продукции фитосанитарным требованиям, данный документ административным истцом представлен не был, в связи с чем, имелись основания для отказа административному истцу в выдаче карантинного сертификата.

Таким образом, положения Приказа не противоречат положению Закона о необходимости проведения карантинного фитосанитарного обеззараживания при оформлении карантинного сертификата, а фактически нормы дополняют друг друга.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО3 суду пояснил, что отсутствие сведений о карантинном фитосанитарном обеззараживании может повлечь за собой негативные последствия.

В связи с указанными основаниями, суд согласен с мнением административных ответчиков и полагает, что административному истцу обоснованного было отказано в выдаче карантинного сертификата.

При этом, суд установил, что заявка на выдачу карантинного сертификата была рассмотрена надлежащим должностным лицом и органом, в установленные законом сроки, ответ был дан также в установленные законом и порядком сроки.

В соответствии со ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

При установленных в судебном заседании обстоятельствах, суд приходит к выводу, что административный ответчик действовал в соответствии с нормативными правовыми актами и права, свободы и законные интересы административного истца не нарушали, в связи с чем, требования административного истца подлежат оставлению без удовлетворения в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Зиновкина В.А. к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям о признании незаконными действий по отказу в выдаче карантинных и фитосанитарных сертификатов без проведения карантинного фитосанитарного обеззараживания подкарантинной продукции – оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в Орловский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения суда, который будет изготовлен в течение пяти дней, через районный суд.

Председательствующий: Е.М. Гапонова