ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-249/2021 от 27.08.2021 Кожевниковского районного суда (Томская область)

№2а-249/2021

УИД 70RS0015-01-2021-000452-61

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 августа 2021 года Кожевниковский районный суд Томской области в составе:

председательствующего судьи Алиткиной Т.А.,

при секретаре Улыбиной И.С.,

с участием представителя административного истца – помощника прокурора Кожевниковского района Томской области Рудакова Д.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Кожевниково Томской области административное дело по административному исковому заявлению прокурора Кожевниковского района Томской области, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Администрации Малиновского сельского поселения Кожевниковского района Томской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности провести актуализацию проекта организации дорожного движения,

установил:

прокурор Кожевниковского района Томской области, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации Малиновского сельского поселения Кожевниковского района Томской области о признании незаконным бездействия администрации Малиновского сельского поселения в части не проведения работ по актуализации проекта организации дорожного движения на автомобильных дорогах (улицах) общего пользования на территории Малиновского сельского поселения; возложении обязанности в срок до 30.09.2022 провести актуализацию проекта организации дорожного движения на автомобильных дорогах (улицах) общего пользования на территории Малиновского сельского поселения.

В обоснование требований указано, что прокуратурой Кожевниковского района по плану работы прокуратуры района на первое полугодие 2021 года проведена проверка исполнения администрацией Малиновского сельского поселения требований законодательства о безопасности дорожного движения. Установлено, что администрацией Малиновского сельского поселения в 2015 году разработан и утвержден проект организации дорожного движения на автомобильных дорогах (улицах) общего пользования на территории Малиновского сельского поселения. Вместе с тем, с тем с даты утверждения и по состоянию на 23.06.2021 данный проект не актуализировался. В связи с выявленными нарушениями 25.06.2021 в адрес главы Малиновского сельского поселения внесено представление с требованием провести актуализацию проекта организации дорожного движения на автомобильных дорогах (улицах) общего пользования на территории Малиновского сельского поселения. Представление рассмотрено и признано обоснованным. Фактическое устранение нарушений поставлено прокуратурой района на контроль. Согласно ответа администрации Малиновского сельского поселения по состоянию на 28.06.2021 проект организации дорожного движения на автомобильных дорогах (улицах) общего пользования на территории Малиновского сельского поселения не актуализирован. Неисполнение администрацией Малиновского сельского поселения требований действующего законодательства в части непринятия мер по актуализации проекта организации дорожного движения на автомобильных дорогах (улицах) общего пользования на территории Малиновского сельского поселения существенно нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, использующих автомобильные дороги для передвижения, угрожает жизни и здоровью граждан, сохранности их имущества, приводит к увеличению числа дорожно-транспортных происшествий.

На основании изложенного, просит признать незаконным бездействия администрации Малиновского сельского поселения в части не проведения работ по актуализации проекта организации дорожного движения на автомобильных дорогах (улицах) общего пользования на территории Малиновского сельского поселения; возложить на административного ответчика обязанность в срок до 30.09.2022 провести актуализацию проекта организации дорожного движения на автомобильных дорогах (улицах) общего пользования на территории Малиновского сельского поселения.

В судебном заседании помощник прокурора Кожевниковского района Томской области Рудаков Д.О. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Административный ответчик – Администрация Малиновского сельского поселения Кожевниковского района Томской области, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного заседания в суд представителя не направил, представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Указано, что с требованием административного истца согласны, административным ответчиком был заключен договор на разработку проекта организации дорожного движения на автомобильных дорогах (улицах) общего пользования на территории Малиновского сельского поселения в Кожевниковском районе Томской области.

Заинтересованное лицо – ОГИБДД ОМВД России по Кожевниковскому району, надлежащим образом извещенное о дате, времени и месте судебного заседания в суд представителя не направило, о причинах неявки не известило.

В силу Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Судом в порядкеп.2 ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) не признано необходимым обязательное участие в судебном заседании представителя ответчика, представителя заинтересованного лица, в связи с чем суд определил о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав пояснения представителя административного истца, изучив материалы дела, оценив в совокупности все представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Планирование дорожной деятельности осуществляется уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на основании документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, долгосрочных целевых программ (ст.14 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ).

Частью 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон «О безопасности дорожного движения») определено, что к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

В силу п.5 ст.4 Устава муниципального образования «Малиновское сельское поселение» Кожевниковского района Томской области, утвержденного решением Совета Малиновского сельского поселения от 24.06.2015 №127, указанные выше полномочия отнесены к вопросам местного значения Малиновского сельского поселения.

Согласно ч.3 ст.30 Устава администрация Малиновского сельского поселения как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования «Малиновское сельское поселение» (п.3 ч.1 ст.2 Устава) выполняет полномочия по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них.

Таким образом, Администрация Малиновского сельского поселения является лицом, в обязанности которого входит обеспечение соответствия состояния автомобильных дорог установленным правилам, стандартам и техническим нормам.

Согласно статье 3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности) автомобильная дорога – это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. Дорожная деятельность – это деятельность по проектированию, строительств), реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п.12 ст.3 Закон об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности).

Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами (ч.ч.1, 2 ст.17 Закона об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности).

В силу с пунктов 1, 6, 12 части 1 статьи 13 Закона об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве; утверждение положения о муниципальном контроле на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.

Полномочия в области дорожной деятельности, установленные частью 1 настоящей статьи, реализуются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов (ч.2 ст.13 Закона об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности).

В соответствии со ст.12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Разработка и проведение указанных мероприятий согласно п.2 ст.21 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе документации по организации дорожного движения, разработанной в соответствии с Федеральным законом «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с подпунктом 1 пункта 9 Квалификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной Приказом Минтранса России от 16.11.2012 №402, в прочие работы по содержанию входит разработка проектов содержания автомобильных дорог, экспертиза проектов сметных расчетов стоимости работ по содержанию.

Проекты организации дорожного движения, наряду с комплексными схемами организации дорожного движения, входящие в состав документации об организации дорожного движения, разрабатываются в целях реализации комплексных схем организации дорожного движения и (или) корректировки отдельных их предложений либо в качестве самостоятельного документа без предварительной разработки комплексной схемы организации дорожного движения (часть 4 статьи 16, часть 1 статьи 18 Федерального закона от 29.12.2017 №443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», далее – Федеральный закон №443-ФЗ).

Проекты организации дорожного движения разрабатываются: на период эксплуатации дорог или их участков; на период введения временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по дорогам на срок, превышающий сутки; для маршрутов или участков маршрутов движения крупногабаритных транспортных средств. Проекты организации дорожного движения на период эксплуатации дорог или их участков разрабатываются в целях определения постоянных схем движения транспортных средств и (или) пешеходов: в отношении существующих, реконструируемых или строящихся дорог или их участков; при строительстве или реконструкции объектов капитального строительства в отношении сети дорог и (или) их участков, прилегающих к указанным объектам капитального строительства; в отношении сети дорог и (или) их участков на территории одного или территориях нескольких муниципальных образований либо их частей, имеющих общую границу, с общей численностью населения до десяти тысяч человек; на территории одного или территориях нескольких муниципальных образований либо их частей, имеющих общую границу, по таким направлениям организации дорожного движения, как формирование сети дорог с односторонним движением, размещение парковок (парковочных мест), размещение информационно-указательных дорожных знаков индивидуального проектирования, организация движения маршрутных транспортных средств, в том числе организация выделенных полос, оптимизация режимов работы светофорных объектов, внедрение автоматизированных систем управления дорожным движением, иным направлениям организации дорожного движения (ч.ч.2, 3 ст.18 Федерального закона №443-ФЗ).

В силу части 4 статьи 18 Федерального закона №443-ФЗ внесение изменений в утвержденный проект организации дорожного движения на период эксплуатации дорог или их участков либо его повторное утверждение должно осуществляться не реже чем один раз в три года.

Требования к подготовке проектов организации дорожного движения установлены Правилами подготовки документации по организации дорожного движения, утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30.07.2020 №274 (далее – Правила №274).

В соответствии с частями 8, 9 статьи 18 Федерального закона №443-ФЗ, п.44 Правил №274 проект организации дорожного движения подлежит утверждению уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего публичного образования, которому представляется органом или организацией, указанными в пунктах 41-43 Правил №274, либо организацией, осуществляющей разработку проекта организации дорожного движения.

Проект организации дорожного движения должен содержать, в том числе, информацию, включающую анализ существующей дорожно-транспортной ситуации, проектные решения по организации дорожного движения, расчет объемов строительно-монтажных работ, оценку эффективности решений по организации дорожного движения (пункты 57-60 Правил №274).

При этом заказчик этого проекта осуществляет выбор проектных решений по организации дорожного движения на основании результатов прогнозирования основных параметров дорожного движения с использованием программных средств и методов математического моделирования (пункт 67 Правил №274).

Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» деятельность по организации дорожного движения на территории Российской Федерации должна осуществляться в соответствии с Федеральным законом «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Перечень документов по стандартизации (их частей), применение которых обязательно в целях обеспечения безопасности дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации, определяется Правительством Российской Федерации.

В целях использования единого подхода по применению положений новых государственных стандартов в области безопасности дорожного движения и в соответствии с Законом №196-ФЗ издан порядок разработки и утверждения проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах (далее – Порядок) (Письма МВД РФ от 02.08.2006 №13/6-3853 и Федерального дорожного агентства от 07.08.2006 №01-29/5313).

В соответствии с пунктом 2.1 Порядка, целью разработки проекта организации дорожного движения является оптимизация методов организации дорожного движения на автомобильной дороге или отдельных ее участках для повышения пропускной способности и безопасности движения транспортных средств и пешеходов.

На основании пункта 1.4 Порядка, заказчиком проектов организации дорожного движения для муниципальных автомобильных дорог являются: для автомобильных дорог федерального значения – Федеральное дорожное агентство, уполномоченное управлять этими дорогами; для автомобильных дорог субъектов Российской Федерации – органы исполнительной власти, уполномоченные управлять этими дорогами; для муниципальных автомобильных дорог – органы исполнительной власти, уполномоченные управлять этими дорогами; для ведомственных и частных автомобильных дорог – владельцы этих дорог.

В соответствии с пунктом 2.2 Порядка задачами, подлежащими решению при разработке проектов организации дорожного движения, должны определяться заданием на проектирование и результатами анализа существующей дорожно-транспортной ситуации на участке проектирования. Техническое задание на проектирование должно составляться и утверждаться заказчиком.

Согласно пункту 6 Порядка проекты организации дорожного движения утверждаются заказчиком.

В соответствии с пунктами 7, 8 Порядка заказчик после получения документации от разработчика обязан своевременно, не реже 1 раза в три года вносить в нее изменения, связанные с введением в действие новых нормативных документов.

Судом установлено, подтверждается материалами дела, что 21.06.2021 прокуратурой Кожевниковского района Томской области в адрес Главы Малиновского сельского поселения направлено требование о предоставлении в прокуратуру не позднее 24.06.2021 сведения о том, когда разработан и утвержден Проект организации дорожного движения на автомобильных дорогах (улицах) общего пользования на территории Малиновского сельского поселения; актуализировался ли Проект с даты утверждения по настоящее время (л.д.14).

Согласно ответа Главы Малиновского сельского поселения от 21.06.2021 проект организации дорожного движения на автомобильных дорогах (улицах) общего пользования на территории Малиновского сельского поселения был разработан и утвержден в 2015 году. С даты утверждения по настоящее время проект не актуализировался (л.д.16).

21.06.2021 прокурором Кожевниковского района вынесено решение о проведении проверки Администрации Малиновского сельского поселения с целью соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения, в частности, соблюдение требований по актуализации проекта организации дорожного движения на автомобильных дорогах (улицах) общего пользования на территории Малиновского сельского поселения (л.д.15).

25.06.2021 прокурором Кожевниковского района в адрес Администрации Малиновского сельского поселения вынесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере безопасности дорожного движения в части актуализации проекта организации дорожного движения на автомобильных дорогах (улицах) общего пользования на территории Малиновского сельского поселения (л.д.17-21).

В ответе Главы Малиновского сельского поселения от 28.06.2021 указано о том, что представление прокуратуры Кожевниковского района «Об устранении нарушений законодательства в сфере безопасности дорожного движения» было рассмотрено с участием работника прокуратуры Кожевниковского района Рудакова Д.О. С целью устранения нарушений законодательства в сфере безопасности дорожного движения администрация Малиновского сельского поселения проводит мониторинг ценовой информации по осуществлению услуг составления проектной документации. Подготовлены запросы на разработку Проекта организации дорожного движения на автомобильных дорогах (улицах) общего пользования на территории Малиновского сельского поселения в Кожевниковском районе Томской области. Виновное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности (л.д.22).

Таким образом, в судебном заседании установлено, что до настоящего времени выявленные в ходе прокурорской проверки нарушения в части актуализации проекта организации дорожного движения на автомобильных дорогах (улицах) общего пользования на территории Малиновского сельского поселения административным ответчиком до настоящего времени не устранены. Данные обстоятельства стороной ответчика не опровергнуты, доказательств обратному не представлено.

Суд принимает во внимание, что проект организации дорожного движения необходим для безопасной эксплуатации дорог и их надлежащего содержания, а также подлежит периодической обязательной актуализации (раз в три года). Неисполнение администрацией Малиновского сельского поселения требований действующего законодательства в части непринятия мер по актуализации проекта организации дорожного движения на автомобильных дорогах (улицах) общего пользования на территории Малиновского сельского поселения существенно нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, использующих автомобильные дороги для передвижения, угрожает жизни и здоровью граждан, сохранности их имущества, приводит к увеличению числа дорожно-транспортных происшествий.

При этом Администрация по существу не оспаривала наличие обязательства актуализации проекта организации дорожного движения на автомобильных дорогах (улицах) общего пользования на территории Малиновского сельского поселения.

Дав правовую оценку представленным доказательствам, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования прокурора Кожевниковского района Томской области к Администрации Малиновского сельского поселения о признании незаконным бездействия администрации Малиновского сельского поселения в части не проведения работ по актуализации проекта организации дорожного движения на автомобильных дорогах (улицах) общего пользования на территории Малиновского сельского поселения, являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме, поскольку факты нарушений законодательства в области безопасности дорожного движения в виде недостатков, перечисленных в административном исковом заявлении, существенно нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, использующих автодороги для передвижения, ставит под угрозу жизнь и безопасность граждан, использующих дорогу, сохранности их имущества, приводит к увеличению числа дорожно-транспортных происшествий.

Согласно ч.2 ст.178 КАС РФ при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.

На основании статьи 178 КАС РФ суд полагает необходимым установить срок, в течение которого ответчик обязан исполнить решение суда, с учетом объема работ, необходимости решения финансовых, организационных вопросов, с учетом позиции представителя административного истца, суд считает необходимым предоставить срок проведенияактуализации проекта организации дорожного движения на автомобильных дорогах (улицах) общего пользования на территории Малиновского сельского поселения до 30.09.2022.

Руководствуясь ст.ст.176-179, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление прокурора Кожевниковского района Томской области, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Администрации Малиновского сельского поселения Кожевниковского района Томской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности провести актуализацию проекта организации дорожного движения, удовлетворить.

Признать бездействие Администрации Малиновского сельского поселения Кожевниковского района Томской области в части не проведения работ по актуализации проекта организации дорожного движения на автомобильных дорогах (улицах) общего пользования на территории Малиновского сельского поселения незаконным.

Возложить на Администрацию Малиновского сельского поселения Кожевниковского района Томской области в срок до 30.09.2022 обязанность провести актуализацию проекта организации дорожного движения на автомобильных дорогах (улицах) общего пользования на территории Малиновского сельского поселения.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кожевниковский районный суд Томской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: (подпись) Т.А.Алиткина