ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-249/2022 от 24.02.2022 Дзержинского городского суда (Нижегородская область)

Решение в окончательной форме принято 24 февраля 2022 года

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Дзержинск 16 февраля2022года

ДзержинскийгородскойсудНижегородской области в составе председательствующего судьи: Буциной И.Б.,

при секретаре Калаяновой Е.К.,

с участием представителя административного истца ФИО5,

представителя административного ответчика Администрации г.Дзержинска ФИО3

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Порт ФИО9 к Администрации г.Дзержинска Нижегородской области о признании отказа в утверждении акта о приемке завершенных работ по переустройству и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме от ДД.ММ.ГГГГ. незаконным и обязать совершить действия

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Порт М.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании отказа в утверждении акта о приемке завершенных работ по переустройству и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме от ДД.ММ.ГГГГ. и обязании административного ответчика выдать административному истцу документы для сохранения нежилого помещения в переустроенном и (или) перепланированном состоянии.

В обосновании заявленных требований указала, что распоряжением заместителя главы Администрации городского округа г.Дзержинска Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ. Порт М.В. согласована перепланировка нежилого помещения пом.4, общей площадью 483, 4кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Установлен срок производства ремонтно-строительных работ по перепланировке нежилого помещения – по ДД.ММ.ГГГГг. Департаменту жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.Дзержинска Нижегородской области поручено направить решение о согласовании заявителю.

После проведения работ по перепланировке помещения, истец обратился в администрацию г.Дзержинск с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ. о приемке завершенных работ по переустройству и (или) перепланировке помещения, переводимого из жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение. Приемочной комиссии был представлен пакет документов с проектной документацией «Проект перепланировки нежилого помещения для размещения магазина «Пятерочка», выполненный ООО «Дайра» ДД.ММ.ГГГГ. по перепланировке нежилого помещения по адресу: <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ. Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.Дзержинска Нижегородской области отказано в утверждении акта о приемке завершенных работ по переустройству и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме.

С данным отказом в утверждении акта о приемке завершенных работ по переустройству и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме от ДД.ММ.ГГГГ. не согласился административный истец и обратился с иском в суд.

Административный истец Порт М.В. просила суд с учетом уточнений признать отказ в утверждении акта о приемке завершенных работ по переустройству и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме от ДД.ММ.ГГГГ. незаконным и обязать административного ответчика выдать административному истцу документы для сохранения нежилого помещения в переустроенном и (или) перепланированном состоянии.

Административный истец Порт М.В. в судебное заседание не явилась, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Представитель истца ФИО5, действующий на основании доверенности, административные исковые требования с учетом уточнений поддержал в полном объеме.

Представитель Департамента жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.Дзержинска Нижегородской области ФИО3, действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований.

Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы административного дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления и их должностных лиц подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (ст.360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч.8 и 9 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Порт М.В. обратилась в суд в установленный ст. 219 КАС РФ срок.

Статья 46 Конституции Российской Федерации предоставляет гражданину и юридическому лицу право обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в части 9 статьи 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд.

Анализ приведенных норм свидетельствует о том, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действия (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.

Как установлено судом и усматривается из материалов административного дела, что Распоряжением заместителя главы Администрации городского округа г.Дзержинска Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ Порт М.В. согласована перепланировка нежилого помещения пом.4, общей площадью 483, 4кв.м., расположенного по адресу: <адрес> Установлен срок производства ремонтно-строительных работ по перепланировке нежилого помещения – по ДД.ММ.ГГГГг. Департаменту жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.Дзержинска Нижегородской области поручено направить решение о согласовании заявителю.(л.д.)

После проведения работ по перепланировке помещения, истец обратился в администрацию г.Дзержинск с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ. о приемке завершенных работ по переустройству и (или) перепланировке помещения, переводимого из жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение. Приемочной комиссии был представлен пакет документов: проектную документацию по перепланировке нежилого помещения по адресу: <адрес> «Проект перепланировки нежилого помещения для размещения магазина «Пятерочка», выполненный ООО «Дайра» ДД.ММ.ГГГГ. и согласованного с Администрацией г.Дзержинска(л.д.)

Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.Дзержинска Нижегородской области письмом от ДД.ММ.ГГГГ. отказано в утверждении акта о приемке завершенных работ по переустройству и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме (л.д.)

Основания отказа в утверждении акта о приемке завершенных работ по переустройству и (или) перепланировке нежилого помещения по адресу: <адрес> послужило выполнение перепланировки нежилого помещения с нарушением проекта «Проект перепланировки нежилого помещения для размещения магазина «Пятерочка», выполненного ООО «Дайра» 2021г. и согласованного с Администрацией г.Дзержинск в следующей части: отсутствует дверной проем между комнатой приема пищи (11) и помещением (10) (по проекту); устройство дверного проема между помещением (9) и помещением (10); реконструкция многоквартирного дома в части пристроенного помещения с доступом в него через вновь монтируемый дверной блок в помещении (7).

Административный истец, полагая, что услуга оказана ненадлежащим образом, обратился в суд с соответствующим иском.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, статья 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Вопросы согласования по приемке работ по переустройству и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме регламентированы в Административном регламенте предоставления муниципальной услуги "Согласование переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме" утвержденного постановлением администрации г. Дзержинска от ДД.ММ.ГГГГ. (ред. от ДД.ММ.ГГГГ)

Пункт 2.4. Административного регламента предоставления муниципальной услуги в разделе завершение переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме гласит:

По завершении работ по переустройству и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме заявитель представляет в Департамент или через МБУ "МФЦиГА" заявление в произвольной форме о приемке завершенных работ по переустройству и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме (далее - заявление), адресованное в администрацию города, которое регистрируется в Департаменте в день его поступления.

В течение 3 рабочих дней со дня поступления заявления в Департамент заявление, решение о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме и проект данных переустройства и (или) перепланировки передаются приемочной комиссии по приемке завершенных работ по переустройству и (или) перепланировке помещений в многоквартирных домах на территории города Дзержинска (далее - приемочная комиссия).

Приемочная комиссия осуществляет проверку соответствия выполненного переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме требованиям проекта переустройства и (или) перепланировки помещения.

По результатам работы приемочная комиссия в четырех экземплярах составляет акт о приемке завершенных работ по переустройству и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме (далее - акт приемочной комиссии) (форма акта приемочной комиссии приводится в приложении N 3 к настоящему Регламенту).

Все экземпляры акта приемочной комиссии после подписания членами приемочной комиссии подписываются заявителем и направляются в Департамент для подготовки проекта распоряжения заместителя главы администрации городского округа, курирующего вопросы жилищно-коммунального хозяйства, об утверждении акта приемочной комиссии.

После утверждения акта приемочной комиссии один экземпляр акта приемочной комиссии остается в Департаменте, два экземпляра передаются заявителю либо уполномоченному лицу заявителя, один экземпляр направляется работником Департамента в орган регистрации прав.

Распоряжение заместителя главы администрации городского округа, курирующего вопросы жилищно-коммунального хозяйства, об утверждении акта приемочной комиссии должно быть принято не позднее 45 календарных дней со дня поступления заявления в Департамент.

В случае несоответствия выполненных работ проекту переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме оформляется протокол заседания приемочной комиссии об отказе в приемке работ по переустройству и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме с указанием оснований отказа, который подписывается председателем и секретарем приемочной комиссии и передается в Департамент в день подписания.

Протокол заседания приемочной комиссии является основанием для принятия распоряжения заместителя главы администрации городского округа, курирующего вопросы жилищно-коммунального хозяйства, об отказе в приемке работ по переустройству и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме.

Распоряжение заместителя главы администрации городского округа, курирующего вопросы жилищно-коммунального хозяйства, об отказе в приемке работ по переустройству и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме должно быть принято не позднее 45 календарных дней со дня поступления заявления в Департамент.

Распоряжение заместителя главы администрации городского округа, курирующего вопросы жилищно-коммунального хозяйства, об отказе в приемке работ по переустройству и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме выдается или направляется работником Департамента заявителю не позднее чем через три рабочих дня со дня его принятия и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.

Согласно пункту 3.1.4 "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Согласование переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме" утвержденного постановлением администрации г. Дзержинска Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ. (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) результатом предоставления муниципальной услуги является: выдача или направление заявителю распоряжения заместителя главы администрации городского округа, курирующего вопросы жилищно-коммунального хозяйства, об отказе в приемке завершенных работ по переустройству и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме.

Таким образом, из приведенных положений следует, что в случае несоответствия выполненных работ проекту переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме оформляется протокол заседания приемочной комиссии об отказе в приемке работ по переустройству и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме с указанием оснований отказа, который подписывается председателем и секретарем приемочной комиссии и передается в Департамент в день подписания.

Протокол заседания приемочной комиссии является основанием для принятия распоряжения заместителя главы администрации городского округа, курирующего вопросы жилищно-коммунального хозяйства, об отказе в приемке работ по переустройству и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме.

Однако, в нарушение указанных норм, заявителю выдан отказ в утверждении акта о приемке завершенных работ по переустройству и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме от ДД.ММ.ГГГГ. в виде письма.

Согласно требований закона, в ответе государственного органа об отказе в приемке завершенных работ по переустройству и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме должно содержать причины и основания отказа.

При этом причины и основания для отказа должны носить конкретный характер, содержать ссылки на конкретные нормы права, примененные в отношении установленных при рассмотрении заявления фактических обстоятельств.

Оспариваемый ответ указанным требованиям не отвечает.

Кроме того, в материалах дела имеется два проекта с одинаковым номером «Проект перепланировки нежилого помещения для размещения магазина «Пятерочка», выполненного ООО «Дайра» ДД.ММ.ГГГГ с разными планами помещения после перепланировки, что представляет собой неясность отказа в утверждении акта о приемке завершенных работ по переустройству и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме.

При таких обстоятельствах, сделать однозначный вывод на основании какого именно проекта с номером «Проект перепланировки нежилого помещения для размещения магазина «Пятерочка», выполненного ООО «Дайра» ДД.ММ.ГГГГ. дан ответ, не представляется возможным.

При этом, доводы представителя административного ответчика о том, что

в указанном отказе Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Дзержинска Нижегородской области допущены технические ошибки, выявленные в ходе рассмотрения настоящего административного дела, о чем представителем ответчика было представлено письмо Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Дзержинска Нижегородской области о внесении изменений в письмо департамента ЖКХ от ДД.ММ.ГГГГ. , подписанное директором Департамента без указания даты, которые лишь подтверждает неясность вынесенного отказа.

Таким образом, отказ в утверждении акта о приемке завершенных работ по переустройству и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме от ДД.ММ.ГГГГ. , является неконкретным, что свидетельствует о его незаконности.

При таких обстоятельствах оспариваемый отказ в утверждении акта о приемке завершенных работ по переустройству и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме от ДД.ММ.ГГГГ. следует признать незаконным и возложить на Департамент жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.Дзержинска Нижегородской области обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов административного истца Порт М.В. путем повторного рассмотрения заявления о приемке завершенных работ по перепланировке в срок не более чем 10 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Принятие указанного решения обеспечивает восстановление нарушенных прав и законных интересов административного истца Порт М.В., поэтому суд не находит оснований для возложения на административного ответчика обязанности выдать административному истцу документы для сохранения нежилого помещения в переустроенном и (или) перепланированном состоянии.

Поэтому в указанной части административных исковых заявлений Порт М.В. должно быть отказано.

В соответствии с ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Порт М.В. к Администрации г.Дзержинска Нижегородской области о признании отказа в утверждении акта о приемке завершенных работ по переустройству и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме от ДД.ММ.ГГГГ. незаконным и обязать совершить действия - удовлетворить частично.

Признать отказ Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.Дзержинска Нижегородской области в утверждении акта о приемке завершенных работ по переустройству и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме от ДД.ММ.ГГГГ. – незаконным.

В удовлетворении исковых требований в остальной части – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Нижегородского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через суд первой инстанции.

Судья: п/п И.Б. Буцина

Копия верна

Судья: И.Б. Буцина