ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-24/20 от 03.03.2020 Каа-хемского районного суда (Республика Тыва)

Дело № 2а-24/20

УИД

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

3 марта 2020 года с. Сарыг-Сеп

Каа-Хемский районный суд Республики Тыва в составе:

судьи Ак-кыс А.В., при секретаре судебного заседания С. ,

с участием представителя административного истца – помощника прокурора Каа-Хемского района Республики Тыва Х. ,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Каа-Хемского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования к администрации сельского поселения сумон <адрес><адрес> Республики Тыва о признании незаконным бездействие, заключающееся в непринятии мер по постановке на государственный кадастровый учет бесхозяйных объектов, возложении обязанности в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обратиться с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество для постановки на учет бесхозяйного объекта недвижимости,

установил:

Прокурор Каа-Хемского района обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением к администрации сельского поселения сумон <адрес><адрес> Республики Тыва, указывая, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства, регулирующего использование, распоряжение, отчуждение государственного и муниципального имущества, включая земельные участки. В ходе проведенной проверки выявлено, что администрацией <адрес> по результатам инвентаризации имущества в 2013-2015 гг. было выявлено 10 бесхозяйных объектов, в том числе на территории сельского поселения сумона <адрес>. Однако, администраций сельского поселения меры по постановке указанных объектов на учет не принимались. Кроме того, с 2016 года по настоящее время работа по выявлению бесхозяйных объектов не организована. По выявленному нарушению прокуратурой района на имя и.о. председателя администрации <адрес>ДД.ММ.ГГГГ было внесено представление. Согласно предоставленному ответу от ДД.ММ.ГГГГ, Решением Главы председателя Хурала представителей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден перечень подлежащих восстановлению бесхозяйных объектов и не вовлеченных в хозяйственный оборот объектов на территории <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Резервация 10 бесхозяйных объектов не проведена, на государственный кадастровый учет объекты не поставлены. Согласно информации от ДД.ММ.ГГГГ меры по постановке муниципального имущества на кадастровый учет администрацией района не принимались. Согласно письму администрации <адрес> бесхозное здание МТФ расположено на территории сельского поселения <адрес> по адресу: <адрес>.

Исковые требования заявлены в защиту интересов неопределенного круга лиц, так как орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного. Бесхозяйное имущество является объектами, создающими повышенную опасность для населения, требует принятия незамедлительных мер по передаче их в муниципальную собственность для обеспечения общественной безопасности. Также прокуратура района обращается в интересах муниципального образования в связи с неэффективным использованием имущества сельским поселением.

Просит признать незаконным бездействие администрации сельского поселения <адрес><адрес>, заключающееся в непринятии мер по постановке на государственный кадастровый учет бесхозяйных объектов; возложить обязаность в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обратиться с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество для постановки на учет бесхозяйное здание МТФ, расположенное на территории сельского поселения <адрес> по адресу: <адрес>.

Определениями суда от 17 января 2020 года, от 10 февраля 2020 года в качестве заинтересованных лиц были привлечены Хурал представителей сельского поселения сумона <адрес> Республики Тыва, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва.

В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Каа-Хемского района Х. полностью поддержала административное исковое заявление и просила удовлетворить по указанным основаниям.

Представитель административного ответчика сельского поселения сумона <адрес> Республики Тыва, представители заинтересованных лиц Хурала представителей сельского поселения сумон <адрес><адрес>, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении не представил. В связи с чем, суд рассматривает дело без участия сторон.

Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно ч.1, 1.1 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Если настоящим Кодексом или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.

В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Как усматривается из материалов дела, заявление прокурором подано в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законами в пределах сроков, установленных ст. 219 КАС РФ, поскольку у административного ответчикасохраняется обязанность принять меры для постановки на учет бесхозяйного здания молочно-товарной фермы, расположенной на территории сельского поселения.

В силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон РФ от 06.10.2003 N 131-ФЗ) местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

В соответствии со ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится, кроме прочего, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.Аналогичное положение содержится в п.3 ст.4 Устава сельского поселения сумона <адрес><адрес>, (в действующей редакции) принятого решением Хурала представителей сельского поселения сумона <адрес><адрес> Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ.

А п.п.5, 9 ст.17 вышеприведенного Устава сельского поселения сумона <адрес><адрес> предусмотрено, что к исключительной компетенции Хурала представителей сумона <адрес><адрес> находится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления и полномочий по решению вопросов местного значения.

В соответствии со ст.130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.

В силу положений п.п.1-3 ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Единый для Российской Федерации порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N "О государственной регистрации недвижимости" определен Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 г. N 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей", в пункте 5 которого указано, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

Решением Хурала представителей <адрес> Республики Тыва «Об утверждении перечня бесхозных и не вовлеченных в хозяйственный оборот объектов на территории <адрес> для передачи в собственность физическим и юридическим лицам» от ДД.ММ.ГГГГ утвержден перечень бесхозных и не вовлеченных в хозяйственный оборот объектов на территории <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в том числе в отношении здания МТФ (молочно-товарной фермы) на территории <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ исполняющим обязанности председателя администрации <адрес> РТ предоставлен ответ , что резервация 10 бесхозных объектов, в том числе здания МТФ на территории <адрес>, не проводилось и на государственный учет указанные объекты недвижимости не поставлены.

Из дополнения к вышеуказанному ответу на представление прокурора и по требованию прокурора от ДД.ММ.ГГГГ и.о. председателя администрации <адрес> РТ от ДД.ММ.ГГГГ предоставлены сведения, что выявленные прокурорской проверкой 10 бесхозяйных объектов на территории муниципального района, в том числе на территории сельского поселения сумона <адрес><адрес>, по настоящее время не постановлены на учет и не осуществлена резервация данных объектов ввиду отсутствия достаточного финансирования для межевания, а также представлена информация о точном местоположении бесхозных объектов, находящихся на территории <адрес>, в том числе здания МТФ (молочно-товарной фермы), которое находится на территории <адрес> б.

Согласно уведомлению представленной Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ следует, что сведения о зарегистрированных правах на вышеуказанный объект недвижимости отсутствуют.

Таким образом, со стороны административного ответчика, располагающего сведениями об отсутствии правообладателей на бесхозный объект недвижимости, расположенного в границах сельского поселения <адрес><адрес>, и являющегося в силу закона единственным уполномоченным лицом, имеющим право на подачу заявления о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества, и в течение длительного времени не совершающего такие действия, усматривается незаконное бездействие, которое может привести к неблагоприятным последствиям, с точки зрения безопасности населения, создает реальную угрозу нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что материалами дела доказан факт незаконного бездействия администрации сельского поселения <адрес><адрес>, заключающееся в непринятии мер по постановке на государственный учет бесхозяйных объектов, в связи с чем требования прокурора подлежат удовлетворению.

Поскольку орган местного самоуправления, в данном случае, является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, в силу возложенных на него законом полномочий он обязан выполнить необходимые в рамках этого мероприятия.

В соответствии с п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В связи с чем, суд на основании п.1 ч.2 ст. 227 КАС РФ, считает необходимым в целях устранения допущенных нарушений на администрацию сельского поселения <адрес> возложить обязанность обратиться с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество для постановки на учет бесхозяйных объектов, а также сообщить в Каа-Хемский районный суд Республики Тыва и прокурору Каа-Хемского района Республики Тыва об исполнении решения суда.

В соответствии со ст.333.36 ч.1 п.9 и п.19 НК РФ, прокурор и орган местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины при подаче административного иска в суд, в связи с чем, на основании ч.3 ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ,

решил:

Административный иск прокурора <адрес> Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования к администрации сельского поселения <адрес><адрес> Республики Тыва о признании незаконным бездействие, заключающееся в непринятии мер по постановке на государственный кадастровый учет бесхозяйных объектов, возложении обязанности в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обратиться с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество для постановки на учет бесхозяйного объекта, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации сельского поселения <адрес><адрес> Республики Тыва, заключающееся в непринятии мер по постановке на государственный учет бесхозяйного объекта недвижимости.

В целях устранения допущенных нарушений возложить обязанность на администрацию сельского поселения <адрес><адрес> Республики Тывав течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обратиться с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество для постановки на учет бесхозяйного здания МТФ (молочно-товарной фермы), расположенного на территории сельского поселения <адрес> по адресу: <адрес>, также в месячный срок со дня истечения 3-х месячного срока, сообщить в Каа-Хемский районный суд Республики Тыва и прокурору Каа-Хемского района Республики Тыва об исполнении решения суда.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва путем подачи апелляционной жалобы через Каа-Хемский районный суд Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме – 11 марта 2020 года (7-9 марта 2020 года выходные дни).

Судья А.В. Ак-кыс