Дело № 2а-24/2018 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 30.01.2018г. г.Армянск Армянский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Лихачевой Л.А., при секретаре Чижовой Л.Э., с участием старшего помощника военного прокурора - войсковая часть 32015 Мананникова Д.Ю., представителя административного ответчика - ФИО1, военного комиссара г.Красноперекопск и Красноперекопского района Республики Крым ФИО2, представителей заинтересованного лица ГУ МЧС России по Республике Крым ФИО3, ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Армянского городского суда Республики Крым административное дело по административному исковому заявлению Военного прокурора – войсковая часть 32015 ФИО5 в защиту интересов Российской Федерации к Призывной комиссии г.Армянска Республики Крым, заинтересованные лица ФИО6, Военный комиссариат г.Красноперекопск и Красноперекопского района Республики Крым, ГУ МЧС России по Республике Крым, о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии, УСТАНОВИЛ : Военный прокурор – войсковая часть 32015 ФИО5 22.12.2017г. обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации с административным иском к Призывной комиссии г.Армянска Республики Крым о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии от 09.12.2015г. в части предоставления отсрочки от призыва на военную службу гражданину ФИО6, назначенного приказом начальника ГУ МЧС России по Республике Крым от 03.02.2015г. на должность начальника караула 30 пожарно-спасательной части 7 пожарно-спасательного отряда федеральной противопожарной службы по <адрес>. Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проведения надзорной проверки военным прокурором были установлены нарушения действующего законодательства, а именно протоколом призывной комиссии № от 09.12.2015г. призывнику ФИО6 предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на срок до 05.02.2018г. на основании пп.«з» п.1 ст.24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», то есть в связи с поступлением на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы и таможенные органы Российской Федерации непосредственно по окончании образовательных организаций высшего образования указанных органов и учреждений соответственно, при наличии у них высшего образования и специальных званий – на время службы в указанных органах и учреждениях. Однако, указанное решение призывной комиссии является незаконным поскольку проверкой установлено, что ФИО6 получил диплом № об окончании в 2014 году Национального университета гражданской зашиты Украины (г. Харьков) по специальности - пожарная безопасность, данное учебное заведение не относится к высшим образовательным организациям и учреждениям, указанным в пп.«з» п.1 ст.24 в Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», кроме того, ФИО6 поступил на службу в МЧС России не сразу после окончания образовательного учреждения, а спустя более полугода, заключив с начальником Главного управления МЧС России по Республике Крым контракт о прохождении службы сроком на 3 года (до 05.02.2018г.). Определением судьи от 11.01.2018г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ФИО6, Военный комиссариат г.Красноперекопск и Красноперекопского района Республики Крым, ГУ МЧС России по Республике Крым. Помощник военного прокурора Мананников Д.Ю. в судебном заседании иск поддержал. Представитель ответчика ФИО1 в судебном заседании возражений против иска не указал, оставляет решение на усмотрение суда. Военный комиссар г.Красноперекопск и Красноперекопского района Республики Крым ФИО2 в судебном заседании считает иск прокурора необоснованным, указывая на законность решения призывной комиссии, поскольку решение было принято в переходный период, диплом об окончании призывником ФИО6 учебного заведения является действительным в силу Федерального конституционного закона «О принятии в Р. Ф. Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» №-ФКЗ от 21.03.2014 г., кроме того, военный комиссар сослался на толковые словари при определении понятия непосредственности поступления призывника на службу в Государственную противопожарную службу после окончания высшего образовательного учреждения. Также военный комиссар указал, что в настоящее время призывник ФИО6 не имеет право на предоставление отсрочки от призыва на военную службу на основании пп.«з» п.1 ст.24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Представители заинтересованного лица ГУ МЧС России по Республике Крым по Республике Крым ФИО3, ФИО4 в судебном заседании указали, что оставляют решение на усмотрение суда, также указали, что ФИО6 характеризуется положительно, в настоящее время рассматривается вопрос о продлении срока действия заключенного с ним контракта. Заинтересованное лицо ФИО6 надлежаще уведомлялся о рассмотрении дела, в судебное заседание не явился. Суд, выслушав помощника военного прокурора, представителя административного ответчика, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, считает необходимым иск удовлетворить. Согласно ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров. В силу ч.1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями (часть 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ). Согласно части 1 статьи 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном указанным Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен указанным Кодексом (часть 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства РФ). Судом установлено, что решением Призывной комиссии г.Армянска Республики Крым от 09.12.2015г. (протокол №16 от 09.12.2015г. ) ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, сроком до ДД.ММ.ГГГГ, по пп."з" п.1 ст.24 Федерального закона от 28.03.1998г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", а именно в связи с поступлением на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы и таможенные органы Российской Федерации непосредственно по окончании образовательных организаций высшего образования указанных органов и учреждений соответственно, при наличии у них высшего образования и специальных званий - на время службы в указанных органах и учреждениях. В соответствии со статьей 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом. Призыв на военную службу регламентируется положениями Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от ДД.ММ.ГГГГ N 53-ФЗ. В соответствии с п. 4 ст. 26 указанного Федерального закона порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара. В соответствии с частью 1 статьи 28 указанного Федерального закона при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности. В силу пункта "а" части 1 статьи 22 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. Согласно части 2 статьи 22 настоящего Закона на военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу. В соответствии с пп. "з" п.1 ст. 24 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" в ред. ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ, отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам, поступившим на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенные органы Российской Федерации непосредственно по окончании образовательных учреждений высшего образования указанных органов и учреждений соответственно, при наличии у них высшего образования и специальных званий - на время службы в этих органах и учреждениях. Для подтверждения права гражданина на отсрочку от призыва на военную службу согласно Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденных Приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.10.2007г. N 400 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации N 663" (зарегистрирован Минюстом России 12.11.2007г. N 10454), в призывную комиссию представляются: соответствующий диплом о высшем профессиональном образовании, справка с места службы с указанием в ней специального звания и даты окончания контракта (или копия контракта), заверенная печатью и подписью руководителя соответствующего органа или учреждения. Согласно материалам дела ФИО6 получил диплом бакалавра № от 07.06.2014г. об окончании Национального университета гражданской зашиты Украины (<адрес>) по специальности - пожарная безопасность. Приказом начальника ГУ МЧС России по <адрес> от 03.02.2015г. ФИО6 назначен на должность начальника караула 30 пожарно-спасательной части 7 пожарно-спасательного отряда федеральной противопожарной службы по <адрес>, по контракту сроком на три года (до 05.02.2018г.). На основании указанных документов призывной комиссией было принято обжалуемое решение. Однако, как усматривается из диплома № от 07.06.2014г., учебное заведение - Национальный университет гражданской зашиты Украины (<адрес>) не относится к высшим образовательным организациям и учреждениям органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и таможенных органов Российской Федерации. Таким образом, решение Призывной комиссии г.Армянска Республики Крым от 09.12.2015 года в части предоставления отсрочки от призыва на военную службу ФИО6, сроком до 05.02.2018 года, по пп. "з" п.1 ст. 24 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" является незаконным и подлежит отмене. Нарушения законодательства о призыве граждан на военную службу были выявлены Военной прокуратурой - войсковая часть 32015 в Военном комиссариате г. Красноперекопск и Красноперекопского района Республики Крым при проведении надзорной проверки в ноябре 2017 года. В силу ст.219 КАС РФ срок обращения в суд с административным иском военным прокурором не нарушен. Доводы военного комиссара г.Красноперекопск и Красноперекопского района Республики Крым ФИО2 о необоснованности иска военного прокурора суд считает несостоятельными. Согласно ст.ст.23,24 Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» № 6-ФКЗ от 21.03.2014г., на территории Республики Крым со дня принятия её в Российскую Федерацию (18.03.2014г.) действуют законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации. Исходя из ст.6 указанного Федерального конституционного закона переходный период действовал со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года. В силу ст.12 указанного Федерального конституционного закона полученный ФИО6 диплом № 46494410 от 21.06.2014г. об окончании Национального университета гражданской зашиты Украины (г.Харьков) является действующим. Действительность диплома и возможность трудоустройства ФИО7 в федеральной противопожарной службе по Республике Крым не оспаривается военным прокурором. Военный комиссар не принял во внимание, что Национальный университет гражданской зашиты Украины (г.Харьков) не относится к высшим образовательным организациям и учреждениям органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и таможенных органов Российской Федерации. Также военный комиссар не принял во внимание, что статья 5 указанного Федерального конституционного закона, регулирующая вопросы воинской обязанности и военной службы, не содержит каких-либо особенностей относительно отсрочки от призыва на военную службу. Положительная характеристика ФИО6, ссылки военного комиссара на толковые словари при определении понятия непосредственности поступления призывника на службу в Государственную противопожарную службу после окончания высшего образовательного учреждения, не имеют правового значения для правильного разрешения дела. Руководствуясь ст.ст.4,62,175-180,186,218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л : Административное исковое заявление Военного прокурора – войсковая часть 32015 ФИО5 в защиту интересов Российской Федерации к Призывной комиссии <адрес> Республики Крым, заинтересованные лица ФИО6, Военный комиссариат <адрес> и <адрес> Республики Крым, ГУ МЧС России по <адрес>, о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии - удовлетворить. Признать незаконным и отменить решение Призывной комиссии <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ в части предоставления отсрочки от призыва на военную службу ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сроком до ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Армянский городской суд. СУДЬЯ Л.А.Лихачева Решение в окончательной форме изложено 02.02.2018г. Судья _______________ |